самообразование группа раннего возраста 2020 - 2021 г.
материал

Хакимова Эльмира Тагировна

самообразование группа раннего возраста 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gruppa_rannego_vozrasta_2020_-_2021_g.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 с. Субханкулово, ул.Титова, д. 7 А.

Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

                                                          Воспитатель: Хакимова Эльмира Тагировна

с. Субханкулово

План по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» на 2020 – 2021 гг.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Источники самообразования: методическая литература, журналы, Интернет – ресурсы, педагогические советы, мастер-классы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Представление материала: 

1. На педагогическом совете выступление из опыта работы.

2. На родительском собрании Мастер-класс.

Введение

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели.

Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.

Мелкая моторика-способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,     как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обыденными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

Цель самообразования: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

4. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

5. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

6. Улучшить общую двигательную активность.

7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

9. Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Формы работы:

- учебная деятельность,

- образовательная деятельность,

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная  самостоятельная деятельность детей, направленная на развитие мелкой моторики рук.

Маршрут самообразования

Дата

Результат

Сентябрь-октябрь

Изучение научно-методической литературы.
Создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики детей.

Посещение ООД воспитателей для обмена опытом.

Беседы с родителями.

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ноябрь-

декабрь

Изучение опыта педагогов ДОУ. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

Подбор материала для пальчиковых игр.

Составить картотеку пальчиковых игр.

Создание картотеки пальчиковых игр с массажными мячиками (су-джок).

Создание дидактических игр с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе).

Создание дидактического пособия для игры с крышками от бутылок Д/и «С крышками».

Январь-

февраль

Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).

Изучение обзора в СМИ  информации по исследуемой теме, подбор материала по темам.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». 

Создание картотеки пальчиковых игр «Веселые упражнения с карандашами».

Создание разнообразного «Пальчикового театра».

Работа с детьми.

Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры».

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук».

Март – апрель

Работа с семьей.

Подготовить презентацию по теме.

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста».

Май

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»  для родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты:

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы.)

Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Список литературы.

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 334 с.

2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб: Корона-Век, 2007.

3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

4. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.

5. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по профилактике ДДТТ в 1 группе раннего возраста 2020-2021 учебный год

Цель: Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма через формирование навыков правильного поведения и осознанного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах....

Перспективное планирование по профилактике ДДТТ в 1 группе раннего возраста 2020-2021 учебный год

Цель: Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения.  Учить различать проезжую часть дороги, тротуар. Познакомить детей со светофором и его цветами, учить понимать значение...

Работа с родителями во 2ой группе раннего возраста 2020-2021.

Работа с родителями во 2ой группе раннего возраста 2020-2021....

Комплексно-тематическое планирование вторая группа раннего возраста 2020-2021 учебный год

Календарно-тематический план воспитательно - образовательного  процесса в возрастных группах  ДОУ– это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществл...

Рабочая программа вторая группа раннего возраста 2020-2021 уч.г.

Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, худ...

Альбом по нетрадиционным техникам рисования в группе раннего возраста 2020-2021 г

Существует множество нетрадиционных техник, обучать которым  детей надо с раннего  возраста, постепенно усложняя их....

Комплексно-тематическое планирование ( группа раннего возраста ) 2020-2021 гг.

Комплексно-тематическое планирование ( группа раннего возраста ) 2020-2021 гг....