Информационно-коммуникативные технологии в дополнительном образовании дошкольников как средство успешного освоения игры в шахматы
материал

Коноплева Елена Николаевна

Доклад

Воспитателя высшей категории

МАДОУ «ЦРР – детский сад №43»,

руководителя ГМО

«Шахматно-шашечный всеобуч в ДОО»

Коноплевой Елены Николаевны

 

Современная концепция дошкольного образования нацелена на формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, формирование творческих способностей и предпосылок к учебной деятельности. Развитию данных качеств дошкольников способствует использование в образовательном процессе всевозможных игр, в т.ч. интеллектуальных. Они положительно влияют на развитие личности ребенка, облегчают процесс обучения в школе, повышают продуктивность мышления.

Одной из универсальных интеллектуальных игр, доступной детям дошкольного возраста, являются шахматы. При правильном подборе педагогом приемов  обучения, игра доставляет детям удовольствие, одновременно являясь эффективным средством развития ума.

По распоряжению главы ЗГО Жилина В.А., и в соответствии с приказом Управления образования от 21.06.2013г.№341 О введении курса «Шахматно – шашечный всеобуч» в дошкольных образовательных учреждениях в ДОУ города реализуется проект «Шахматно – шашечный всеобуч».

В нашей дошкольной организации он реализуется через дополнительное образование. Ребята старших и подготовительных групп посещают кружок «Белый конь».

Все дети в детском саду изначально талантливы, педагогу важно разглядеть талант ребенка, помочь ему раскрыться. Обучая игре в шахматы, мы знакомим с элементарными правилами игры. Уже на первых занятиях мы помогаем юным шахматистам уяснить, что шахматы – дело занимательное и  интересное. Только мы знаем, насколько сложен для ребенка интеллектуальный труд. Пытливому уму ребенка даже самые сложные задания даются легко, потому что мы в своей работе соблюдаем классические принципы педагогики: усложняем постепенно, переходим к новому материалу только тогда, когда освоен предыдущий, используем большое количество разнообразной доступной наглядности.

Это способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность. Ребенок, обучающийся игре в шахматы, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

В своей работе мы опираемся на 273 ФЗ «Об образовании в РФ», СанПин, ФГОС ДО, Основную образовательную программу ДО МАДОУ «ЦРР – детский сад №43». Берем за основу материалы программы «Шахматно-шашечный всеобуч», разработанной коллективом творческих педагогов города, опираемся на авторские материалы И.Г. Сухина, В.Г. Гришина, А.Дорофеевой и других.

В нашем городе работает методическое объединение в рамках которого педагоги дошкольных  учреждений  обмениваются своими наработками, опытом. Опорной площадкой является наше учреждение МАДОУ №43. Как руководитель объединения для воспитателей города, занимающихся с детьми шахматами, в соответствии с планом ГМО, провожу мастер-классы, семинары-практикумы, открытые показы непосредственно образовательной деятельности с детьми. Управление образования и молодёжной политики ежегодно проводит конкурс «Шахматные фантазии», где педагоги, воспитанники и родители могут проявить своё творчество в изготовлении различных дидактических пособий, в том числе и электронных игр. Весной 2017 года на площадке нашей дошкольной организации впервые прошла игра-викторина «Знатоки шахмат», которая была разработана творческой группой педагогов.

 

В настоящее время существует множество компьютерных программ для обучения детей шахматам, некоторые из которых довольно известны и популярны. Всё чаще проходят шахматные турниры по интернету. Даже если учесть, что современные дети рождаются в развитой информационной среде, максимально и безбоязненно используют возможности доступной им техники, тем не менее, ничто не может заменить ребенку человеческое общение, обучение «вживую», подчас, оказывается наиболее эффективным.

Чтобы сделать процесс обучения современным, технологичным, инновационным, интересным как детям, так и взрослым, необходимо подобрать новые технологии обучения. Такой технологией стала ИК-технология, которая позволяет по-новому строить процесс обучения, ориентировать его на качественные показатели.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения детей игре в шахматы позволяет решать поставленные задачи  через такие виды деятельности, как проектная деятельность, дидактические игры, создание электронных пособий.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является высокое усвоение материала за счет визуализации процесса обучения. На ум приходит известное высказывание К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребёнок усваивает их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро…».

Эффективность обучения с применением ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенными компьютерными программами, электронными пособиями по обучению игре в шахматы, ребёнок работает  с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. При организации учебного процесса мы учитываем, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-15 минут. На протяжении образовательной деятельности происходит постоянная смена деятельности, что позволяет переключать внимание детей то на дидактические игры, то на игры непосредственно за шахматной доской и работу с интерактивным оборудованием. Дети не сидят подолгу за столами, а двигаются, играют, свободно передвигаются по кабинету. 

Разработка проектов позволяет системно использовать возможности ик-технологии в обучении дошкольников. Так, работа над проектами «Шахматные сказки», «Шахматные этюды», «Мультфильм про шахматы», а также авторские проекты-презентации по изучению нового материала и закреплению пройденного, успешно внедряются в работу. Все проекты составлены на основе программы MS Office (Word, Power Point); специальных обучающих шахматных игровых компьютерных программ.

Дидактические игры

В основу дидактических игр положены материалы И. Г. Сухина «Удивительные приключения в шахматной стране», В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы», А. К. Костенко и Н.П. Костенко «Как научить шахматам», А. Дорофеевой «Хочу учиться шахматам», Н.М. Петрушиной «Шахматный учебник для детей».

 

Применение наглядных электронных пособий в форме мультимедиа презентации имеет ряд положительных эффектов:

  • Повышает эмоциональное восприятие материала;
  • психологически облегчает процесс усвоения нового материала;
  • расширяет общий кругозор воспитанников;
  • формирует повышенный интерес и работоспособность детей.

Мы, как творческие педагоги, имеющие навыки работы на компьютере, готовим интересный материал к образовательной деятельности. Использование анимации в слайдах позволяет дать воспитанникам более яркое представление об услышанном. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране.

Дошкольников 5-го года жизни мы знакомим с миром шахмат, рассказывая им сказки, читая и заучивая стихотворения на шахматную тематику, сопровождаем беседы интерактивными презентациям.

Для дошкольников 6-го и 7-го г.ж. мы создали ряд авторских электронных дидактических пособий и мультимедийных презентаций на закрепление первоначальных шахматных понятий. Каждая презентация – это небольшая игра, которая помогает ребенку закрепить название фигур, варианты ходов. Игра запрограммирована так: нельзя сделать следующий ход, пока не будет правильным ход предыдущий. Все игры очень просты, ребенок в них – победитель. Помимо задач по освоению игры, в таких играх запрограммированы задачи других образовательных областей. Например, в игре «Ход слоном», при правильном прохождении слоном маршрута, можно собрать пазл – златоустовскую гравюру.

 Для облегчения понимания азов шахматной игры старшим дошкольникам предлагается компьютерная  игра  «Шахматные сказки», которая помогает детям запомнить названия шахматных фигур, их ходы, совершенствует навыки игры в шахматы. Программа в доступной форме знакомит ребенка с шахматной теорией и помогает овладеть практическими навыками игры. Автор методики обучения и шахматных сказок – заслуженный шахматный тренер России В. И. Гончаров.

 

В.А. Сухомлинский назвал игру в шахматы «умственной культурой». Обучая старших дошкольников, мы настраиваем их на более серьезный подход к шахматам. Для них уже существуют правила: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход», «Проиграл сам – поздравь соперника». К 7 годам дети играют уже всеми фигурами, они начинают усваивать понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, знакомятся с простейшими ловушками и комбинациями («Детский мат», «Мат Легаля» и др.). При этом использование интерактивной доски на занятиях нацеливает будущих первоклассников на активную работу с аналогом школьной доски.

Дети не просто играют, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

Для успешного овладения навыками шахматной игры, мы рекомендуем родителям играть с детьми дома. В помощь родителям не владеющими правилами игры в шахматы созданы информационно - обучающие альбомы, которые размещены в свободном доступе в группах. Регулярно проводим беседы и консультации с родителями, привлекаем их к турнирам «Папа, мама и я…», «Знатоки» и др.

 

Таким образом, использование современных ИК-технологий в обучении детей шахматам – действенная методика, внедрение которой позволяет сегодня делать определенные выводы:

 

  1. Применение компьютерных технологий позволяет педагогу: наполнять деятельность с детьми новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность воспитанников. Информационно-коммуникативные технологии расширяют возможности педагога по введению детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
  2. Мыслительная деятельность и логическое мышление воспитанников находится на высоком активном уровне.

У детей:

  • появляется интерес к задачам и упражнениям умственного плана;
  • наблюдается самостоятельность в процессе поиска решений;
  • сформированы навыки видеть, исправлять и аргументировать собственные ошибки и ошибки сверстников;
  • сформирована способность долгое время сосредотачиваться на игре и  применять полученные знания в турнирной практике.
  1. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения детей игре в шахматы особенно радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.
  2. На основании анкетирования родителей подготовительных к школе групп и данных собственных наблюдений, в конце учебного года у большинства воспитанников развиты такие личностные качества как  целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юные шахматисты учатся самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти до конца к своей цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным. Познавательными плюсами от игры в шахматы для наших воспитанников являются хорошая память, изобретательность, умение сравнивать и обобщать, ориентироваться на плоскости, предвидеть результаты, делать логические выводы. Полученные навыки помогают ребёнку успешно обучаться в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konoplevoy_e.n._shahmaty_seminar_2017.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативные технологии в дополнительном образовании дошкольников как средство успешного освоения игры в шахматы

Доклад

Воспитателя высшей категории

МАДОУ «ЦРР – детский сад №43»,

руководителя ГМО

«Шахматно-шашечный всеобуч в ДОО»

Коноплевой Елены Николаевны

Современная концепция дошкольного образования нацелена на формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, формирование творческих способностей и предпосылок к учебной деятельности. Развитию данных качеств дошкольников способствует использование в образовательном процессе всевозможных игр, в т.ч. интеллектуальных. Они положительно влияют на развитие личности ребенка, облегчают процесс обучения в школе, повышают продуктивность мышления.

Одной из универсальных интеллектуальных игр, доступной детям дошкольного возраста, являются шахматы. При правильном подборе педагогом приемов  обучения, игра доставляет детям удовольствие, одновременно являясь эффективным средством развития ума.

По распоряжению главы ЗГО Жилина В.А., и в соответствии с приказом Управления образования от 21.06.2013г.№341 О введении курса «Шахматно – шашечный всеобуч» в дошкольных образовательных учреждениях в ДОУ города реализуется проект «Шахматно – шашечный всеобуч».

В нашей дошкольной организации он реализуется через дополнительное образование. Ребята старших и подготовительных групп посещают кружок «Белый конь».

Все дети в детском саду изначально талантливы, педагогу важно разглядеть талант ребенка, помочь ему раскрыться. Обучая игре в шахматы, мы знакомим с элементарными правилами игры. Уже на первых занятиях мы помогаем юным шахматистам уяснить, что шахматы – дело занимательное и  интересное. Только мы знаем, насколько сложен для ребенка интеллектуальный труд. Пытливому уму ребенка даже самые сложные задания даются легко, потому что мы в своей работе соблюдаем классические принципы педагогики: усложняем постепенно, переходим к новому материалу только тогда, когда освоен предыдущий, используем большое количество разнообразной доступной наглядности.

Это способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность. Ребенок, обучающийся игре в шахматы, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

В своей работе мы опираемся на 273 ФЗ «Об образовании в РФ», СанПин, ФГОС ДО, Основную образовательную программу ДО МАДОУ «ЦРР – детский сад №43». Берем за основу материалы программы «Шахматно-шашечный всеобуч», разработанной коллективом творческих педагогов города, опираемся на авторские материалы И.Г. Сухина, В.Г. Гришина, А.Дорофеевой и других.

В нашем городе работает методическое объединение в рамках которого педагоги дошкольных  учреждений  обмениваются своими наработками, опытом. Опорной площадкой является наше учреждение МАДОУ №43. Как руководитель объединения для воспитателей города, занимающихся с детьми шахматами, в соответствии с планом ГМО, провожу мастер-классы, семинары-практикумы, открытые показы непосредственно образовательной деятельности с детьми. Управление образования и молодёжной политики ежегодно проводит конкурс «Шахматные фантазии», где педагоги, воспитанники и родители могут проявить своё творчество в изготовлении различных дидактических пособий, в том числе и электронных игр. Весной 2017 года на площадке нашей дошкольной организации впервые прошла игра-викторина «Знатоки шахмат», которая была разработана творческой группой педагогов.

В настоящее время существует множество компьютерных программ для обучения детей шахматам, некоторые из которых довольно известны и популярны. Всё чаще проходят шахматные турниры по интернету. Даже если учесть, что современные дети рождаются в развитой информационной среде, максимально и безбоязненно используют возможности доступной им техники, тем не менее, ничто не может заменить ребенку человеческое общение, обучение «вживую», подчас, оказывается наиболее эффективным.

Чтобы сделать процесс обучения современным, технологичным, инновационным, интересным как детям, так и взрослым, необходимо подобрать новые технологии обучения. Такой технологией стала ИК-технология, которая позволяет по-новому строить процесс обучения, ориентировать его на качественные показатели.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения детей игре в шахматы позволяет решать поставленные задачи  через такие виды деятельности, как проектная деятельность, дидактические игры, создание электронных пособий.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является высокое усвоение материала за счет визуализации процесса обучения. На ум приходит известное высказывание К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребёнок усваивает их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро…».

Эффективность обучения с применением ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенными компьютерными программами, электронными пособиями по обучению игре в шахматы, ребёнок работает  с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. При организации учебного процесса мы учитываем, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-15 минут. На протяжении образовательной деятельности происходит постоянная смена деятельности, что позволяет переключать внимание детей то на дидактические игры, то на игры непосредственно за шахматной доской и работу с интерактивным оборудованием. Дети не сидят подолгу за столами, а двигаются, играют, свободно передвигаются по кабинету.  

Разработка проектов позволяет системно использовать возможности ик-технологии в обучении дошкольников. Так, работа над проектами «Шахматные сказки», «Шахматные этюды», «Мультфильм про шахматы», а также авторские проекты-презентации по изучению нового материала и закреплению пройденного, успешно внедряются в работу. Все проекты составлены на основе программы MS Office (Word, Power Point); специальных обучающих шахматных игровых компьютерных программ.

Дидактические игры

В основу дидактических игр положены материалы И. Г. Сухина «Удивительные приключения в шахматной стране», В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы», А. К. Костенко и Н.П. Костенко «Как научить шахматам», А. Дорофеевой «Хочу учиться шахматам», Н.М. Петрушиной «Шахматный учебник для детей».

Применение наглядных электронных пособий в форме мультимедиа презентации имеет ряд положительных эффектов:

  • Повышает эмоциональное восприятие материала;
  • психологически облегчает процесс усвоения нового материала;
  • расширяет общий кругозор воспитанников;
  • формирует повышенный интерес и работоспособность детей.

Мы, как творческие педагоги, имеющие навыки работы на компьютере, готовим интересный материал к образовательной деятельности. Использование анимации в слайдах позволяет дать воспитанникам более яркое представление об услышанном. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране.

Дошкольников 5-го года жизни мы знакомим с миром шахмат, рассказывая им сказки, читая и заучивая стихотворения на шахматную тематику, сопровождаем беседы интерактивными презентациям.

Для дошкольников 6-го и 7-го г.ж. мы создали ряд авторских электронных дидактических пособий и мультимедийных презентаций на закрепление первоначальных шахматных понятий. Каждая презентация – это небольшая игра, которая помогает ребенку закрепить название фигур, варианты ходов. Игра запрограммирована так: нельзя сделать следующий ход, пока не будет правильным ход предыдущий. Все игры очень просты, ребенок в них – победитель. Помимо задач по освоению игры, в таких играх запрограммированы задачи других образовательных областей. Например, в игре «Ход слоном», при правильном прохождении слоном маршрута, можно собрать пазл – златоустовскую гравюру.

 Для облегчения понимания азов шахматной игры старшим дошкольникам предлагается компьютерная  игра  «Шахматные сказки», которая помогает детям запомнить названия шахматных фигур, их ходы, совершенствует навыки игры в шахматы. Программа в доступной форме знакомит ребенка с шахматной теорией и помогает овладеть практическими навыками игры. Автор методики обучения и шахматных сказок – заслуженный шахматный тренер России В. И. Гончаров.

В.А. Сухомлинский назвал игру в шахматы «умственной культурой». Обучая старших дошкольников, мы настраиваем их на более серьезный подход к шахматам. Для них уже существуют правила: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход», «Проиграл сам – поздравь соперника». К 7 годам дети играют уже всеми фигурами, они начинают усваивать понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, знакомятся с простейшими ловушками и комбинациями («Детский мат», «Мат Легаля» и др.). При этом использование интерактивной доски на занятиях нацеливает будущих первоклассников на активную работу с аналогом школьной доски.

Дети не просто играют, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

Для успешного овладения навыками шахматной игры, мы рекомендуем родителям играть с детьми дома. В помощь родителям не владеющими правилами игры в шахматы созданы информационно - обучающие альбомы, которые размещены в свободном доступе в группах. Регулярно проводим беседы и консультации с родителями, привлекаем их к турнирам «Папа, мама и я…», «Знатоки» и др.

Таким образом, использование современных ИК-технологий в обучении детей шахматам – действенная методика, внедрение которой позволяет сегодня делать определенные выводы:

  1. Применение компьютерных технологий позволяет педагогу: наполнять деятельность с детьми новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность воспитанников. Информационно-коммуникативные технологии расширяют возможности педагога по введению детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
  2. Мыслительная деятельность и логическое мышление воспитанников находится на высоком активном уровне.

У детей:

  • появляется интерес к задачам и упражнениям умственного плана;
  • наблюдается самостоятельность в процессе поиска решений;
  • сформированы навыки видеть, исправлять и аргументировать собственные ошибки и ошибки сверстников;
  • сформирована способность долгое время сосредотачиваться на игре и  применять полученные знания в турнирной практике.
  1. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения детей игре в шахматы особенно радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.
  2. На основании анкетирования родителей подготовительных к школе групп и данных собственных наблюдений, в конце учебного года у большинства воспитанников развиты такие личностные качества как  целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юные шахматисты учатся самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти до конца к своей цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным. Познавательными плюсами от игры в шахматы для наших воспитанников являются хорошая память, изобретательность, умение сравнивать и обобщать, ориентироваться на плоскости, предвидеть результаты, делать логические выводы. Полученные навыки помогают ребёнку успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация."Сюжетно-ролевые игры для дошкольников как средство успешной социальной адаптации"

."Сюжетно-ролевые игры для дошкольников как средство успешной социальной адаптации"...

Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)

laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...

Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников

Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это  инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошк...

Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Статья на тему: Игровые технологии на занятии по дополнительному образованию дошкольников

Игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание...