семинар для педагогов "Формирование у детей и родителей основ ненасильственного взаимодействия"
методическая разработка по теме
В данном семинаре представляет опыт работы по проблеме ненасильственного взаимодействия как у детей так и родителей, представлен ииследовательский материал, выделены основы ненасильственного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnyy_seminar.docx | 45.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар для педагогов «Формирование у детей и родителей основ ненасильственного взаимодействия»
Подготовила ст.воспитатель: Позднякова Н.В.
с.Березичский стеклозавод
2013 г.
Здравствуйте уважаемы коллеги, мы очень рады Вас видеть в стенах нашего детского сада. Семинар такого уровня мы проводим впервые, для нас это очень почетно.
Для того, чтобы вас немного ввести в тему, семинар мы начнем с выступления детей, которые прочитают нам стихи, ведь как говорится «устами младенца глаголет истина».
В детстве каждый с ремешком
К сожаленью был знаком,
Но родители меня
Воспитывают без ремня.
И чтоб папе мной гордиться,
Буду хорошо учиться.
Я с него беру пример,
Для хороших, добрых дел.
******************************************************************
Маму милую свою
Очень крепко я люблю.
Меня мама не ругает,
Крепко любит, обожает.
Но бывает пожурит,
Улыбнется и простит.
******************************************************************
Нам совсем не нужен клад,
Если в доме нашем лад.
Мама с папой не бранятся
Радуются, веселятся,
Малышей не обижают,
Любят нас и уважают.
******************************************************************
Хоть пока мы еще дети
Понимаем все на свете.
Ссорой дело не поправишь,
Положенье не исправишь.
Время мчится, 21-век
Ребенок тоже равноправный человек.
******************************************************************
Чтоб родители и дети жили дружно,
Уваженье и терпенье всем нам нужно!
Цель семинара: познакомить педагогов с основными понятиями, методами и формами работы по основам ненасильственного взаимодействия у детей и родителей. (слайд 2)
Наш семинар хотелось бы начать словами известного французского социопсихолога Жака Семлена.(слайд 3)
«Мир превратился в царство средств насилия и угнетения,
скрытых за лозунгами мира и справедливости…
Ненасилие несет в себе зачатки новой истории,
оно способно направить человечество в новом направлении.
21век, будет веком ненасилия или его не будет вовсе».
Жак Семлен
Современный период развития общества характеризуется научными открытиями, но также войнами, нетерпимостью в бытовой сфере. Насильственные модели поведения в повседневной жизни приводят к противоречиям и конфликтам в обществе и в семье. Таких семей, в которых процветает насилие, появилось большое количество. Детско-родительские, супружеские отношения и весь семейный уклад в этих случаях требует сопровождения. Важно, чтобы это сопровождение основывалось на принципах ненасилия.
Актуальность данной проблемы в том, что в соответствии с современными требованиями, человек должен быть: (слайд 4)
- уважающим и понимающим ценности семьи и общества;
- готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение;
- выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Все вышесказанное и определяет, что культура ненасилия должна формироваться с самого раннего детства, а для этого образовательный процесс должен быть построен на ненасильственной основе. Человек с сформированной позицией ненасилия внутренне чаще готов именно к действиям помощи, чем к каким-либо другим действиям. Поэтому нередко выполнение действий помощи становится потребностью и перерастает у ряда людей в деятельность милосердия.
Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития каждого человека (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов и т.п.). Формирование у подрастающего поколения гуманной модели взаимодействия с окружающими людьми – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов и др.
Поэтому, актуальность данной проблемы поставила нас перед необходимостью организации образовательного процесса на основе идей и принципов педагогики ненасилия.
В наше время в силу социальных и экономических перемен, воспитание ребенка в семье стало носить чисто формальный характер. Родители в погоне за материальными благами и ценностями забыли о гуманных отношениях к детям, к своими родителям и к миру в целом. А ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых, усваивает определенные правила и уроки, подчас противоречащие этическим нормам. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества.
Государственная политика в интересах детей всегда являлась приоритетной в нашей стране, поэтому меры по защите прав ребенка значительно расширились с принятием новых документов: гражданского кодекса, семейного кодекса, уголовного кодекса. Главным актом признания государством своих обязанностей перед детьми стало принятие федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка Р.Ф.»
(слайд 5)
Вопросы гуманного воспитания в семье в 19 веке были освещены в работах П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко. Позднее вопросами тактики домашнего воспитания занимались известные в наше время педагоги и психологи, такие как В.Г. Маралов, В.А.Ситаров, А.Г.Азарова, Т.В.Лодкина, О.Е.Черствая, К.Н.Воробьва.
(слайд 6) (слайд 7)
На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что актуальной проблемой России сегодня является проблема преодоления насилия и агрессии в современном обществе. Мною были рассмотрены такие понятия как « насилие и ненасилие », «ненасильственное взаимодействие в семье», «принципы ненасилия», а также «культура ненасилия в семье».
Анализ работ педагогов и психологов показал, что ненасильственное взаимодействие в семье предполагает гуманное отношение к детям, способность к ненасильственному сопротивлению; терпимости, разрешению конфликтных ситуаций в семье с использованием методов ненасильственного взаимодействия, уважение чувств ребенка, равноправное и уважительное отношение родителей друг к другу, постижение природы ребенка, созданию условий для развития личности ребенка, воспитывать только убеждением и личным примером не применяя физические наказания.
Утрата в семье основ ненасильственного взаимодействия оборачивается не только потерей чувства гармонии, но и утратой представлений о гармоничном способе существования в обществе. Следовательно, если в семье родители воспитывают детей насильственными методами, то и в обществе со временем насильственное взаимодействие становится доминирующей тенденцией развития. Поэтому можно сделать вывод, что ненасилие в семье является социальной проблемой, так как в семье закладывается фундамент ненасильственного взаимодействия сначала между родителями и детьми, а в последствии с обществом и миром в целом.
Далее, рассматривая идеи ненасильственного взаимодействия в истории русской педагогики, я обнаружила идеи как ненасильственного, так и насильственного взаимодействия в семье.
Как показал проведенный мною анализ трудов выдающихся просветителей и педагогов, проблемы семейного воспитания всегда находились в центре внимания общества. В зависимости от социально – экономических и политических изменений в стране отношения к детям были не однозначны. Семья по мере своего развития по разному относилась к своим детям, причем то детей воспитывали в строгости и покорности, применяя насилие, то проявляли гуманный характер в воспитании.
Мною были выявлены следующие периоды ненасильственного взаимодействия в семье в истории отечественной педагогики.
Начиная с древних славян, в этот период детей воспитывали гуманно, не применяя насилие над детьми. Далее с принятием христианства, мы также обнаружили истоки ненасилия, так как ребенка воспитывали в любви, сострадании и заботе, но при этом дети должны верить в Бога, соблюдать посты, молиться. Потом, только начиная с 17 в. выдвигаются новые пути и средства гуманного воспитания в семье, но при этом родители стремятся контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. В конце 18 в. детей в семьях воспитывали для общества, применяя гуманные методы воспитания, где уделяли внимание к развитию ума, тела и добрых нравов. Начиная с середины 19 в. прослеживается подъем педагогики ненасилия, которые можно увидеть в работах Каптерева, Лесгафта, Толстого. Следующий подъем начинается после 90 годов 20 в. Существует такая тенденция, что ненасилие возникает тогда, когда проходят критические периоды жизни нашего государства и общества в целом. В наше время эта проблема остается актуальной, государство пытается найти пути решения данной проблемы.
Особого внимания с позиции воплощения идей ненасилия в педагогической практике заслуживает концепция свободного воспитания, предложенная итальянским педагогом Марией Монтессори. Суть ее концепции выражает положение о том, что образовательное учреждение должно давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Свобода понимается М. Монтессори не как освобождение от чего-то, а как деятельность. Причем понятие свободы тесно связано с понятием дисциплинированности: «Мы называем человека дисциплинированным, - пишет М. Монтессори, - когда он умеет владеть и свободно распоряжаться собою, следуя тому или другому жизненному правилу». Свобода ребенка должна быть ограничена лишь интересами коллектива, а формой ее служит воспитанность: «Мы должны подавлять в ребенке все, что может оскорбить или повредить другому или что носит характер грубого и невежливого поступка. Все остальное - каждое проявление, каким бы оно ни было и в какой бы форме ни выражалось - не только дозволяется, но и должно быть всегда уважаемо»[1].
Цели и задачи ненасильственного взаимодействия
Ненасильственное взаимодействие - это система взаимных действий, направленных на поддержание и улучшение совместной деятельности и общения без использования различных форм принуждения.
Педагогика ненасилия рассматривает воспитание как процесс, утверждающий признание ценности человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения нравственных, межличностных проблем и конфликтов. Важным понятием в педагогике ненасилия выступает педагогическое взаимодействие на ненасильственной основе. Значительную роль в воспитании на основе идеи ненасилия играет семья, весь семейный уклад. Сущность такого воспитания заключается в овладении человеком идеей ненасилия как ценностью, в формировании у него соответствующего отношения к действительности и реального поведения, исключающего насильственные проявления. Сопровождение семьи государственными и негосударственными структурами должно быть нацелено на помощь в овладении идеей ненасилия, на построение взаимодействия всех членов семьи на ненасильственной основе.
(слайд 8) Позиция ненасилия включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Мотивационно-ценностный компонент связан с усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности. Когнитивный компонент выражается в сознательном отказе от намерения совершить принуждающее действие, а также в формировании намерения совершить собственно ненасильственное действие, сущность которого состоит в поддержке личности другого человека. Эмоциональная составляющая выражается в способности субъекта преодолевать раздражительность, которая при неблагоприятных условиях перерастает в агрессию, а при работе над собой – в эмоциональную устойчивость. В основу поведенческого компонента положено ненасильственное действие, которое может носить инициативный характер или выступать в качестве реакции, то есть как ненасильственное сопротивление[2].
Ненасилие определяется как:
а) универсальный принцип, регулирующий отношение человека к миру и другим людям;
б) форма общественно-политической борьбы;
в) отношение человека к природе и всему живому;
г) способ решения глобальных проблем человечества;
д) общечеловеческая ценность. Это положение является основополагающим в педагогике ненасилия, поэтому обозначим основные положения, позволяющие утверждать данный тезис.
(слайд 9) Таким образом, задачи по формированию ненасильственного взаимодействия включают в себя:
1) воспитание миролюбия, духа ненасилия: ненасильственное отношение к природе, ко всему живому; гуманное отношение к другим членам семьи, к самому себе; умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты; развитие способности к принятию и пониманию своих близких;
2) гуманизацию процесса взаимодействия всех членов семьи: гуманизацию методов разрешения конфликтов в семье, системы взаимоотношений взрослых и детей; формирование у всех членов семьи таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили в дальнейшем воспитывать детей без использования принуждения[3].
Ненасильственное взаимодействие в дошкольном возрасте характеризуется умением позитивно контактировать со взрослыми и сверстниками, развивающемся на основе неприятия насилия и дружелюбия.
Оно выражается в умении позитивно контактировать, в выборе из ряда альтернатив тех, которые несут наименьший заряд принуждения; умения положительно доминировать и положительно подчиняться, сотрудничать; способности согласовывать инициативы и действия; умения находить выходы из сложных (конфликтных) ситуаций.
(слайд 10) Содержание работы по развитию способности к ненасильственному взаимодействию и в конечном итоге формированию позиции ненасилия на этапе дошкольного образования имеет свои особенности, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом:
Знания - представления о ненасильственном взаимодействии.
Эмоциональное отношение - Переживание себя в ситуациях принуждения и ненасилия (например: «Мне плохо, когда по отношению ко мне оказывается принуждающее действие»).
Поведение - способность к ненасильственному взаимодействию.
Интегральные качества и характеристики личности:
Дружелюбие как отношение к другим
Выдержка
Умение доминировать и подчиняться
Умение преодолевать ситуативную тревожность
Умение ситуативно находить выходы из конфликтных ситуации
Преодоление социальной реактивности (импульсивности и пассивности).
В качестве конкретных средств формирования способности к ненасильственному взаимодействию могут выступать: занятия (в детском саду), уроки (в школе), внеклассные мероприятия, вечера, диспуты, дискуссии, анализ реально возникающих жизненных ситуаций, тренинги с применением методов игротерапии, куклотерапии, психодрамы, тренинги реального общения и взаимодействия и др.
В методах обучения ненасилию можно выделить две большие группы: 1) методы, связанные с организацией жизнедеятельности детей дошкольного возраста и школьников на ненасильственной основе; 2) методы формирования способности к ненасильственному взаимодействию (в более старшем возрасте - позиции ненасилия).
На основе вышеприведенных вышеизложенных данных были составлены разнообразные формы и методы работы по формированию способности у дошкольников к ненасильственному взаимодействию.
Практическая часть
А сейчас, я хотела бы с вами поделиться опытом своей работы над данной проблемой. Почему эта тема стала для меня актуальной? В начале учебного 2012 года, я проводила анкетирование родителей «Здоровье ребенка и его образ жизни в семье», в опросе приняло участие 48 родителей. На вопрос «Допускаете ли Вы физические и психологические меры воздействия на ребенка?», более 50% ответили, что применяют и физическое и психологическое наказание. Меня эти данные навели на мысль, что родители не имеют представления, как нужно воспитывать ребенка, не прибегая к различным видам насилия. Совместно с нашими педагогами, я обозначила проблему, создали инициативную группу, наметили план работы по данной проблеме и стали работать.
Затем я провела исследование по выявлению ненасильственного взаимодействия. Исследование представляло собой анкетный опрос участников родительских собраний (40 человек).
(слайд 11)
Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что сторонников особо строгих методов воспитания в рассматриваемой социальной среде немного, но они есть: около 2 % родителей считают, что ребенка нужно воспитывать в строгости и страхе. Оказалось, что против применения наказаний ратуют около 30% родителей. Столько же не смогли определиться в этом вопросе; 36,4 % респондентов уверены в необходимости наказаний. Лояльное отношение к наказаниям можно считать необходимым, но недостаточным условием для проявления насилия.
Анкетирование детей показало, что, по мнению 66,6 % детей родители наказывают, если они совершили плохой поступок.
В исследовании также была предпринята попытка выяснить мнение родителей о допустимости различных видов наказаний, предполагающих насилие разного вида. Среди наших респондентов оказались сторонники повседневного применения физических наказаний 21,8%. Психологические формы насилия признаются родителями допустимыми и составляют 5,3%. Создается впечатление, что многие недооценивают силу их влияния на ребенка и возможные последствия. Примечательно лояльное отношение к крику, ругани и угрозам (то есть к грубому обращению с ребенком), родители считают такие действия нормальными, а 31,6 % – допустимыми в исключительных случаях. Настораживает также, что многие родители 9,3% считают приемлемыми наказания одиночеством (ограничением контактов с ребенком). Многие родители, наказывая ребенка, допускают проявление непоследовательности и обмана. Полученные данные показывают, что в настоящее время даже в семьях с благоприятным укладом жизни, педагогические взгляды далеки от идей педагогики ненасилия. Хотя большинство родителей активно не приемлют физические наказания, они считают допустимым проявление психологического и физического насилия над детьми.
Также результаты исследования показывают, что родители понимают необходимость и целесообразность разнообразия методов воспитания, но в практике они чаще всего прибегают к запретам в различных формах и проявлениях. Они не осознают, что использование поощрений приводит обычно к формированию гармонично развитой личности, в то время как применение строгости и наказания грозит деформациями в личностном развитии.
Проведенное исследование еще раз подтвердило острую необходимость в просветительской работе с родителями, в оказании им психолого-педагогической помощи в воспитании, важность сопровождения семейного уклада. Трудные условия жизни в переходный период развития общества делают взрослых раздражительными, агрессивными, способствуют доминированию наказаний в семейном воспитании, роль поощрений отцами и матерями не осознается.
Позиция ненасильственного взаимодействия тесно связана с уровнем агрессивности. В связи с этим для воспитателей была предложена анкета «Признаки агрессивности», разработанная Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной.
(слайд 12) Анализ результатов анкеты для воспитателей показан на рисунке 1.
Таким образом, в группе –
6 человек (20 %), по мнению воспитателей, имеют высокий уровень агрессивности,
4 – человека (13,3 %) – средний уровень агрессивности,
5 человек (16,6 %) – низкий уровень агрессивности.
Этапы и формы работы с родителями и детьми по формированию основ ненасильственного взаимодействия.
Цели работы с родителями:
1. актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
2. убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;
3. побудить родителей к созданию в семье ненасильственного взаимодействия, которое в последствии выльется в привычку.
Нами была предложена следующая работа с родителями и детьми, состоящая из нескольких этапов. (слайд 13)
Первый этап: на основе проведенного анкетирования и диагностирования родителей выявлялась специфика их отношения к собственному ребенку, к формированию у него способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками.
Второй этап: проведение родительских собраний, консультаций, дней открытых дверей с целью ознакомления родителей с задачами воспитательно-образовательной работы, направленной на формирование у детей основ ненасильственного взаимодействия. Также проводилась работа с педагогами и социумом (школой).
Родителям предлагались подробное описание и результаты двух основных стилей взаимоотношений с детьми: к ребенку как объекту воспитания и как субъекту процесса саморазвития и самореализации. Намечались конкретные способы перестройки отношения к собственному ребенку: самопринятие, принятие личности ребенка, принятие всех членов семьи и осознание их роли в процессе целостного развития ребенка.
В ходе бесед акцент делался на необходимости поддержки со стороны семьи работы образовательного учреждения в данном направлении.
Третий этап: организация и проведение тренингов, упражнений, ролевых гимнастик, игр и т.п., направленных на осознание своей позиции по отношению к ребенку; обучение ненасильственному взаимодействию и ненасильственной коммуникации.
На этом этапе в формирующую программу для детей 5–7 лет включались «домашние задания».
(слайд 14) За основу мною были взяты следующие формы взаимодействия с детьми, родителями, педагогами и школой: организация совместной деятельности, игры, тренинги, драматизации, беседы, моделирование ситуаций, семинары-практикумы, круглые столы, творческие задания, актуализация разнообразных эмоциональных переживаний в разных случаях и т.д.
Опыт различных форм работы, вы можете увидеть на следующих слайдах (слайд 15, 16, 17 работа с детьми, слайд 18, 19, 20 совместная работа с родителями, слайд 21 работа с педагогами, слайд 22 работа с школой)
Задания, предлагаемые для совместного выполнения ребенку и членам его семьи, имели свою специфику в зависимости от этапа формирующей работы.
Так, например, на первом этапе задания были направлены на создание эмоционально доброжелательной атмосферы в семье, воспитание положительного отношения у ее членов друг к другу.
«Домашние задания», предлагаемые на третьем этапе работы, предназначены для практической отработки конструктивных способов разрешения противоречий, гуманного взаимодействия с окружающими людьми, осознания понятия толерантности, актуализации эмоциональной, поведенческой составляющей позиций «хороший – плохой», «добрый – злой», «неуверенный – самоуверенный» и др.
По нашему мнению, включение данного вида заданий для совместного их выполнения детьми и членами их семей имеет принципиальное значение в целостном процессе формирования основ к ненасильственному взаимодействию у дошкольников. Ребенок, воспитывающийся в атмосфере любви и понимания, в семье, где все ее члены небезразличны и значимы друг для друга, где каждый старается действенно показать важность происходящего с ребенком и помочь ему в его становлении, захочет и сможет увидеть рядом с собой сверстника, с которым будет общаться на равных. Семья же, в которой царит атмосфера безразличия и равнодушия, агрессии и жестокости, где все, что происходит с ребенком, никого не волнует, изначально формирует личность, склонную к доминированию над другими.
Процесс нравственного формирования личности в целом, а также способности к неагрессивному общению у подрастающего поколения не может осуществляться и быть результативным без учета всех факторов, оказывающих на него непосредственное влияние.
Заключение
Для проверки эффективности выполненной работы по формированию ненасильственного взаимодействия я провела повторное обследование уровня агрессивности (слайд 23)
Анализ анкет показал, что после проведения разработанной программы в исследуемой группе уменьшилось количество детей с высоким уровнем агрессивности на 5 человек (на 16,7 %), а детей с низким уровнем агрессивности увеличился на 5 человек (на 16,7%). Средний уровень агрессивности наблюдается у 5 человек.
(слайд 24) Таким образом, из выше сказанного можно обозначить следующие основы ненасильственного взаимодействия как у детей, так и у родителей:
- Принятия всех членов семьи такими какие они есть.
- Все члены семьи имеют право на свободу.
- Воспитание только личным примером без принуждения.
- Совместное преодоление жизненных проблем и трудностей.
- Способность к ненасильственному сопротивлению, терпимости.
- Равноправное и уважительное отношение родителей и детей друг к другу.
- Уважение чувств ребенка и постижение его природы.
- Созданию условий для развития личности ребенка.
Из этого следует, что проводимая работа в детском саду по формированию основ ненасильственного взаимодействия как у детей, так и родителей дала свои результаты и имеет положительную динамику. Работа в данном направлении продолжается и будем надеется, что в скором бедующем родители и дети примут позицию ненасилия в своих взаимоотношениях.
Хотелось бы сделать небольшой обзор литературы по данной проблеме, т.к. данный вопрос освещен очень скудно,
- В.Г.Маралов, «Обучаем детей ненасилию», пособие для родителей.
- Алексеева, Л.С. Проблемы жестокого обращения в семье [Текст]/ Л.С.Алексеева // Педагогика - 2006. - № 6
- Климова, Н.И. С.Т.Шацкий о ненасильственных идеях свободного воспитания [Текст] / Н.И.Климова // Образование: взгляд в будущее. - Обнинск, 2004.
- Климова, Н.И. Ненасилие как социальная и психолого-педагогическая проблема [Текст] / Н.И.Климова // Вестник Костромского гос. Университета им. Н.А.Некрасова, научно-методический журнал. - № 4. - 2007.
- Маралов, В.Г. Психология ненасильственного взаимодействия как предмет психологического исследования [Текст] /В.Г.Маралов // Психология ненасильственного взаимодействия. -Череповец, 1999.- 236 с.
- Ситаров, В.А., Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе [Текст]/ В.А.Ситаров, В.Г.Маралов. - М: Академия, 2000. - 216 с.
- Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. – М:Сфера, 2009.
По этой проблеме также работает наш педагог Обухова Любовь Аркадьевна. В этом году она стала внедрять проектный метод обучения по теме «Моя семья». Сейчас она поделится опытом своей работы с помощью презентации и немного расскажет о том с какими трудностями ей пришлось столкнуться и какой результат работы получен на данный момент.
(Презентация Обуховой Л.А.)
А сейчас немного отдохните и посмотрите сказку «Репка» с участием наших детей и педагогов. Если вспомнить о чем говорилось раннее, то можно увидеть в этой сказке, что только в крепкой и дружной семье, где все любят и уважают друг друга, где готовы прийти на помощь в трудную минуту, где любую беду решают совместно, там всегда будет царить взаимопонимание, любовь и дружба.
Сказка «Репка»
Песня «Моя семья»
На этой позитивной ноте хотелось бы вас всех поблагодарить за внимание. Спасибо!
[1] Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. - М., 1974. – С. 379.
[2] Маралов, В. Г. Актуальные проблемы пси-хологии ненасильственного взаимодействия [Текст] / В. Г. Маралов // Северная психологиче-ская конференция: Материалы научно-практической конференции / под ред. д. псих. наук, проф. В. Н. Карандашева. – Вологда, 2003. – С. 8–10.
[3] Чёрствая О. Е. Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. – Том II. – С.22- 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Основные принцыпы ненасильственного взаимодействия в семье"
В представленной консультации рассмотрены основные принципы ненасильственного взаимодействия между членами семьи. Эти принципы учат всех членов семьи как нужно относится друг к друге не применяя насил...
Дети и взрослые против насилия. "Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста"
Пропаганда толерантных отношений...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»
Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропоря...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»
Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорт...
Коррекционно – развивающие игры. Семинар-практикум с участием детей и родителей.
Цель семинара - познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье»Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. ...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей и взрослых основ ненасильственного взаимодействия»
laquo;Мир превратился в царство средств насилия и угнетения,скрытых за лозунгами мира и справедливости…Ненасилие несет в себе зачатки новой истории,оно способно направить человечество в новом ...