семинар для педагогов "Формирование у детей и родителей основ ненасильственного взаимодействия"
методическая разработка по теме

Позднякова Наталья Валерьевна

В данном семинаре представляет опыт работы по проблеме ненасильственного взаимодействия как у детей так и родителей, представлен ииследовательский материал, выделены основы ненасильственного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnyy_seminar.docx45.87 КБ

Предварительный просмотр:

Районный семинар для педагогов «Формирование у детей и родителей основ ненасильственного взаимодействия»

Подготовила ст.воспитатель: Позднякова Н.В.

с.Березичский стеклозавод

2013 г.

Здравствуйте уважаемы коллеги, мы очень рады Вас видеть в стенах нашего детского сада. Семинар такого уровня мы проводим впервые, для нас это очень почетно.

Для того, чтобы вас немного ввести в тему, семинар мы начнем с выступления детей, которые прочитают нам стихи, ведь как говорится «устами младенца глаголет истина».

В детстве каждый с ремешком

К сожаленью был знаком,

Но родители меня

Воспитывают без ремня.

И чтоб папе мной гордиться,

Буду хорошо учиться.

Я с него беру пример,

Для хороших, добрых дел.

******************************************************************

Маму милую свою

Очень крепко я люблю.

Меня мама не ругает,

Крепко любит, обожает.

Но бывает пожурит,

Улыбнется и простит.

******************************************************************

Нам совсем не нужен клад,

Если в доме нашем лад.

Мама с папой не бранятся

Радуются, веселятся,

Малышей не обижают,

Любят нас и уважают.

******************************************************************

Хоть пока мы еще дети

Понимаем все на свете.

Ссорой дело не поправишь,

Положенье не исправишь.

Время мчится, 21-век

Ребенок тоже равноправный человек.

******************************************************************

Чтоб родители и дети жили дружно,

Уваженье и терпенье всем нам нужно!

        Цель семинара: познакомить педагогов с основными понятиями, методами и формами  работы по основам ненасильственного взаимодействия у детей и родителей. (слайд 2)

Наш семинар хотелось бы начать словами известного французского социопсихолога Жака Семлена.(слайд 3)

                  «Мир превратился в царство средств насилия и угнетения,

     скрытых за лозунгами мира и справедливости…

  Ненасилие несет в себе зачатки новой истории,

                    оно способно направить человечество в новом направлении.

         21век, будет веком ненасилия или его не будет вовсе».

                                                                                   Жак  Семлен

Современный период развития общества характеризуется научными открытиями, но также войнами, нетерпимостью в бытовой сфере. Насильственные модели поведения в повседневной жизни приводят к противоречиям и конфликтам в обществе и в семье. Таких семей, в которых процветает насилие, появилось большое количество. Детско-родительские,  супружеские отношения и весь семейный уклад в этих случаях требует сопровождения. Важно, чтобы это сопровождение основывалось на принципах ненасилия.

Актуальность данной проблемы в том, что в соответствии с современными требованиями, человек должен быть:   (слайд 4)

- уважающим и понимающим ценности семьи и общества;

- готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение;

- выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Все вышесказанное и определяет, что культура ненасилия должна формироваться с самого раннего детства, а для этого образовательный процесс должен быть построен на ненасильственной основе. Человек с сформированной позицией ненасилия внутренне чаще готов именно к действиям помощи, чем к каким-либо другим действиям. Поэтому нередко выполнение действий помощи становится потребностью и перерастает у ряда людей в деятельность милосердия.

Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития каждого человека (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов и т.п.). Формирование у подрастающего поколения гуманной модели взаимодействия с окружающими людьми – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов и др.

Поэтому, актуальность данной проблемы поставила нас перед необходимостью организации образовательного процесса на основе идей и принципов педагогики ненасилия.

В наше время в силу социальных и экономических перемен, воспитание ребенка в семье стало носить чисто формальный характер. Родители в погоне за материальными благами и ценностями забыли о гуманных отношениях к детям, к своими родителям и к миру в целом. А ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых, усваивает определенные правила и уроки, подчас противоречащие этическим нормам. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества.

 Государственная политика в интересах детей всегда являлась приоритетной в нашей стране, поэтому меры по защите прав ребенка значительно расширились с принятием новых документов: гражданского кодекса, семейного кодекса, уголовного кодекса. Главным актом признания государством своих обязанностей перед детьми стало принятие федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка Р.Ф.»

            (слайд 5)

 Вопросы  гуманного воспитания в семье в 19 веке были освещены в работах П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко. Позднее вопросами тактики домашнего воспитания занимались известные в наше время педагоги и психологи, такие как В.Г. Маралов, В.А.Ситаров, А.Г.Азарова, Т.В.Лодкина, О.Е.Черствая, К.Н.Воробьва.

(слайд 6) (слайд 7)

На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что актуальной проблемой России сегодня является проблема преодоления насилия и агрессии в современном обществе. Мною были рассмотрены такие понятия как « насилие и ненасилие », «ненасильственное взаимодействие в семье», «принципы ненасилия», а также «культура ненасилия в семье».

Анализ работ педагогов и психологов показал, что ненасильственное взаимодействие в семье предполагает гуманное  отношение к детям, способность к ненасильственному сопротивлению; терпимости,  разрешению конфликтных ситуаций в семье с использованием методов ненасильственного взаимодействия, уважение чувств ребенка, равноправное и  уважительное отношение родителей друг к другу, постижение природы ребенка, созданию условий для развития личности ребенка, воспитывать только убеждением и личным примером не применяя физические наказания.

Утрата в семье основ ненасильственного взаимодействия оборачивается не только потерей чувства гармонии, но и утратой представлений о гармоничном способе существования в обществе. Следовательно, если в семье родители  воспитывают детей насильственными методами, то  и  в обществе  со временем  насильственное взаимодействие  становится доминирующей тенденцией развития.  Поэтому можно сделать вывод, что ненасилие в семье является социальной проблемой, так как в семье закладывается фундамент ненасильственного взаимодействия сначала между родителями и детьми, а в последствии  с обществом и миром в целом.

             Далее, рассматривая идеи ненасильственного взаимодействия в истории русской педагогики, я обнаружила идеи как ненасильственного, так и насильственного взаимодействия в семье.

             Как показал проведенный мною анализ трудов выдающихся просветителей и педагогов, проблемы семейного воспитания всегда находились в центре внимания общества. В зависимости от социально – экономических и политических изменений в стране отношения к детям были не однозначны. Семья по мере своего развития по разному относилась к своим детям, причем то детей воспитывали в строгости и покорности, применяя насилие, то проявляли гуманный характер в воспитании.

Мною были  выявлены следующие периоды ненасильственного взаимодействия в семье в истории отечественной педагогики.

   Начиная с древних славян, в этот период детей воспитывали гуманно, не применяя насилие над детьми. Далее с принятием христианства, мы также обнаружили истоки ненасилия, так как ребенка воспитывали в любви, сострадании и заботе, но при этом дети должны верить в Бога, соблюдать посты, молиться. Потом, только начиная с 17 в. выдвигаются новые пути и средства гуманного воспитания в семье, но при этом родители стремятся контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. В конце 18 в. детей в семьях воспитывали для общества, применяя гуманные методы воспитания, где уделяли внимание к развитию ума, тела и добрых нравов. Начиная с середины 19 в. прослеживается подъем педагогики ненасилия, которые можно увидеть в работах Каптерева, Лесгафта, Толстого. Следующий подъем начинается после 90 годов 20 в. Существует такая тенденция, что ненасилие возникает тогда, когда проходят критические периоды жизни нашего государства и общества в целом. В наше время эта проблема остается актуальной, государство пытается найти пути решения данной проблемы.

Особого внимания с позиции воплощения идей ненасилия в педагогической практике заслуживает концепция свободного воспитания, предложенная итальянским педагогом Марией Монтессори. Суть ее концепции выражает положение о том, что образовательное учреждение должно давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Свобода понимается М. Монтессори не как освобождение от чего-то, а как деятельность. Причем понятие свободы тесно связано с понятием дисциплинированности: «Мы называем человека дисциплинированным, - пишет М. Монтессори, - когда он умеет владеть и свободно распоряжаться собою, следуя тому или другому жизненному правилу». Свобода ребенка должна быть ограничена лишь интересами коллектива, а формой ее служит воспитанность: «Мы должны подавлять в ребенке все, что может оскорбить или повредить другому или что носит характер грубого и невежливого поступка. Все остальное - каждое проявление, каким бы оно ни было и в какой бы форме ни выражалось - не только дозволяется, но и должно быть всегда уважаемо»[1].

Цели и задачи ненасильственного взаимодействия

Ненасильственное взаимодействие - это система взаимных действий, направленных на поддержание и улучшение совместной деятельности и общения без использования различных форм принуждения.

Педагогика ненасилия рассматривает воспитание как процесс, утверждающий признание ценности человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения нравственных, межличностных проблем и конфликтов. Важным понятием в педагогике ненасилия выступает педагогическое взаимодействие на ненасильственной основе. Значительную роль в воспитании на основе идеи ненасилия играет семья, весь семейный уклад. Сущность такого воспитания заключается в овладении человеком идеей ненасилия как ценностью, в формировании у него соответствующего отношения к действительности и реального поведения, исключающего насильственные проявления. Сопровождение семьи государственными и негосударственными структурами должно быть нацелено на помощь в овладении идеей ненасилия, на построение взаимодействия всех членов семьи на ненасильственной основе.

(слайд 8) Позиция ненасилия включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Мотивационно-ценностный компонент связан с усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности. Когнитивный компонент выражается в сознательном отказе от намерения совершить принуждающее действие, а также в формировании намерения совершить собственно ненасильственное действие, сущность которого состоит в поддержке личности другого человека. Эмоциональная составляющая выражается в способности субъекта преодолевать раздражительность, которая при неблагоприятных условиях перерастает в агрессию, а при работе над собой – в эмоциональную устойчивость. В основу поведенческого компонента положено ненасильственное действие, которое может носить инициативный характер или выступать в качестве реакции, то есть как ненасильственное сопротивление[2].

Ненасилие определяется как:   

а) универсальный принцип, регулирующий отношение человека к миру и другим людям; 

б)  форма общественно-политической борьбы; 

в)  отношение человека к природе и всему живому; 

г)  способ решения глобальных проблем человечества;

д) общечеловеческая ценность. Это положение является основополагающим в педагогике ненасилия, поэтому обозначим основные положения, позволяющие утверждать данный тезис.

(слайд 9) Таким образом, задачи по формированию ненасильственного взаимодействия включают в себя:

1) воспитание миролюбия, духа ненасилия: ненасильственное отношение к природе, ко всему живому; гуманное отношение к другим членам семьи, к самому себе; умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты; развитие способности к принятию и пониманию своих близких;

2) гуманизацию процесса взаимодействия всех членов семьи: гуманизацию методов разрешения конфликтов в семье, системы взаимоотношений взрослых и детей; формирование у всех членов семьи таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили в дальнейшем воспитывать детей без использования принуждения[3].

Ненасильственное взаимодействие в дошкольном возрасте характеризуется умением позитивно контактировать со взрослыми и сверстниками, развивающемся на основе неприятия насилия и дружелюбия.

Оно выражается в умении позитивно контактировать, в выборе из ряда альтернатив тех, которые несут наименьший заряд принуждения; умения положительно доминировать и положительно подчиняться, сотрудничать; способности согласовывать инициативы и действия; умения находить выходы из сложных (конфликтных) ситуаций.

(слайд 10) Содержание работы по развитию способности к ненасильственному взаимодействию и в конечном итоге формированию позиции ненасилия на этапе дошкольного образования имеет свои особенности, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом:

Знания -   представления о ненасильственном взаимодействии.

Эмоциональное отношение - Переживание себя в ситуациях принуждения и ненасилия (например: «Мне плохо, когда по отношению ко мне оказывается принуждающее действие»).

Поведение - способность к ненасильственному взаимодействию.

Интегральные качества и характеристики личности:

Дружелюбие как отношение к другим

Выдержка

Умение доминировать и подчиняться

Умение преодолевать ситуативную тревожность

Умение ситуативно находить выходы из конфликтных ситуации

Преодоление социальной реактивности (импульсивности и пассивности).

В качестве конкретных средств формирования способности к ненасильственному взаимодействию могут выступать: занятия (в детском саду), уроки (в школе), внеклассные мероприятия, вечера, диспуты, дискуссии, анализ реально возникающих жизненных ситуаций, тренинги с применением методов игротерапии, куклотерапии, психодрамы, тренинги реального общения и взаимодействия и др.

В методах обучения ненасилию можно выделить две большие группы: 1) методы, связанные с организацией жизнедеятельности детей дошкольного возраста и школьников на ненасильственной основе; 2) методы формирования способности к ненасильственному взаимодействию (в более старшем возрасте - позиции ненасилия).

На основе вышеприведенных вышеизложенных данных были составлены разнообразные формы и методы работы по формированию способности у дошкольников к ненасильственному взаимодействию.

               Практическая часть

А сейчас, я хотела бы с вами поделиться опытом своей работы над данной проблемой. Почему эта тема стала для меня актуальной? В начале учебного 2012 года, я проводила анкетирование родителей «Здоровье ребенка и его образ жизни в семье», в опросе приняло участие 48 родителей. На вопрос «Допускаете ли Вы физические и психологические меры воздействия на ребенка?», более 50% ответили, что применяют и физическое и психологическое наказание. Меня эти данные навели на мысль, что родители не имеют представления, как нужно воспитывать ребенка, не прибегая к различным видам насилия. Совместно с нашими педагогами, я обозначила проблему, создали инициативную группу, наметили план работы по данной проблеме и стали работать.

Затем я провела исследование по выявлению ненасильственного взаимодействия. Исследование представляло собой анкетный опрос участников родительских собраний (40 человек). 

(слайд 11)

 Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что сторонников особо строгих методов воспитания в рассматриваемой социальной среде немного, но они есть: около 2 % родителей считают, что ребенка нужно воспитывать в строгости и страхе. Оказалось, что против применения наказаний ратуют около 30% родителей. Столько же не смогли определиться в этом вопросе; 36,4 % респондентов уверены в необходимости наказаний. Лояльное отношение к наказаниям можно считать необходимым, но недостаточным условием для проявления насилия.

 Анкетирование детей показало, что, по мнению 66,6 % детей родители наказывают, если они совершили плохой поступок.

В исследовании также была предпринята попытка выяснить мнение родителей о допустимости различных видов наказаний, предполагающих насилие разного вида. Среди наших респондентов  оказались  сторонники повседневного применения физических наказаний 21,8%. Психологические формы насилия признаются родителями допустимыми и составляют 5,3%. Создается впечатление, что многие недооценивают силу их влияния на ребенка и возможные последствия. Примечательно лояльное отношение к крику, ругани и угрозам (то есть к грубому обращению с ребенком), родители считают такие действия нормальными, а 31,6 % – допустимыми в исключительных случаях. Настораживает также, что многие родители 9,3% считают приемлемыми наказания одиночеством (ограничением контактов с ребенком). Многие родители, наказывая ребенка, допускают проявление непоследовательности и обмана. Полученные данные показывают, что в настоящее время даже в семьях с благоприятным укладом жизни, педагогические взгляды далеки от идей педагогики ненасилия. Хотя большинство родителей активно не приемлют физические наказания, они считают допустимым проявление психологического и физического насилия над детьми.

Также результаты исследования показывают, что родители понимают необходимость и целесообразность разнообразия методов воспитания, но в практике они чаще всего прибегают к запретам в различных формах и проявлениях. Они не осознают, что использование поощрений приводит обычно к формированию гармонично развитой личности, в то время как применение строгости и наказания грозит деформациями в личностном развитии.

Проведенное исследование еще раз подтвердило острую необходимость в просветительской работе с родителями, в оказании им психолого-педагогической помощи в воспитании, важность сопровождения семейного уклада. Трудные условия жизни в переходный период развития общества делают взрослых раздражительными, агрессивными, способствуют доминированию наказаний в семейном воспитании, роль поощрений отцами и матерями не осознается.

Позиция ненасильственного взаимодействия тесно связана с уровнем агрессивности. В связи с этим для воспитателей была предложена анкета «Признаки агрессивности», разработанная Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной.

(слайд 12) Анализ результатов анкеты для воспитателей показан на рисунке 1.

Таким образом, в группе –

6 человек (20 %), по мнению воспитателей, имеют высокий уровень агрессивности,

4 – человека (13,3 %) – средний уровень агрессивности,

5 человек (16,6 %) – низкий уровень агрессивности.

Этапы и формы работы с родителями и детьми по формированию основ ненасильственного взаимодействия.

Цели работы с родителями:

1.        актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

2.        убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

3.        побудить родителей к созданию в семье ненасильственного взаимодействия, которое в последствии выльется в привычку.

Нами была предложена следующая работа с родителями и детьми, состоящая из нескольких этапов. (слайд 13)

Первый этап: на основе проведенного анкетирования и диагностирования родителей выявлялась специфика их отношения к собственному ребенку, к формированию у него способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками.

Второй этап: проведение родительских собраний, консультаций, дней открытых дверей с целью ознакомления родителей с задачами воспитательно-образовательной работы, направленной на формирование у детей основ ненасильственного взаимодействия. Также проводилась работа с педагогами и социумом (школой).

Родителям предлагались подробное описание и результаты двух основных стилей взаимоотношений с детьми: к ребенку как объекту воспитания и как субъекту процесса саморазвития и самореализации. Намечались конкретные способы перестройки отношения к собственному ребенку: самопринятие, принятие личности ребенка, принятие всех членов семьи и осознание их роли в процессе целостного развития ребенка.

В ходе бесед акцент делался на необходимости поддержки со стороны семьи работы образовательного учреждения в данном направлении.

Третий этап: организация и проведение тренингов, упражнений, ролевых гимнастик, игр и т.п., направленных на осознание своей позиции по отношению к ребенку; обучение ненасильственному взаимодействию и ненасильственной коммуникации.

На этом этапе в формирующую программу для детей 5–7 лет включались «домашние задания».

(слайд 14) За основу мною были взяты следующие формы взаимодействия  с детьми, родителями, педагогами и школой: организация совместной деятельности, игры, тренинги, драматизации, беседы, моделирование ситуаций, семинары-практикумы, круглые столы, творческие задания, актуализация разнообразных эмоциональных переживаний в разных случаях и т.д.

Опыт  различных форм работы, вы можете увидеть на следующих слайдах (слайд 15, 16, 17 работа с детьми, слайд 18, 19, 20 совместная работа с родителями, слайд 21 работа с педагогами, слайд 22 работа с школой)

Задания, предлагаемые для совместного выполнения ребенку и членам его семьи, имели свою специфику в зависимости от этапа формирующей работы.

Так, например, на первом этапе задания были направлены на создание эмоционально доброжелательной атмосферы в семье, воспитание положительного отношения у ее членов друг к другу.

«Домашние задания», предлагаемые на третьем этапе работы, предназначены для практической отработки конструктивных способов разрешения противоречий, гуманного взаимодействия с окружающими людьми, осознания понятия толерантности, актуализации эмоциональной, поведенческой составляющей позиций «хороший – плохой», «добрый – злой», «неуверенный – самоуверенный» и др.

По нашему мнению, включение данного вида заданий для совместного их выполнения детьми и членами их семей имеет принципиальное значение в целостном процессе формирования основ к ненасильственному взаимодействию у дошкольников. Ребенок, воспитывающийся в атмосфере любви и понимания, в семье, где все ее члены небезразличны и значимы друг для друга, где каждый старается действенно показать важность происходящего с ребенком и помочь ему в его становлении, захочет и сможет увидеть рядом с собой сверстника, с которым будет общаться на равных. Семья же, в которой царит атмосфера безразличия и равнодушия, агрессии и жестокости, где все, что происходит с ребенком, никого не волнует, изначально формирует личность, склонную к доминированию над другими.

Процесс нравственного формирования личности в целом, а также способности к неагрессивному общению у подрастающего поколения не может осуществляться и быть результативным без учета всех факторов, оказывающих на него непосредственное влияние.

Заключение

Для проверки эффективности выполненной работы по формированию ненасильственного взаимодействия я провела повторное обследование уровня агрессивности (слайд 23) 

Анализ анкет показал, что после проведения разработанной программы в исследуемой группе уменьшилось количество детей с высоким уровнем агрессивности на 5 человек (на 16,7 %), а детей с низким уровнем агрессивности увеличился на 5 человек (на 16,7%). Средний уровень агрессивности наблюдается у 5 человек.

(слайд 24) Таким образом, из выше сказанного можно обозначить следующие основы ненасильственного взаимодействия как у детей, так и у родителей:

  1. Принятия всех членов семьи такими какие они есть.
  2. Все члены семьи имеют право на свободу.
  3. Воспитание только личным примером без принуждения.
  4. Совместное преодоление жизненных проблем и трудностей.
  5.  Способность к ненасильственному сопротивлению, терпимости.
  6. Равноправное и  уважительное отношение родителей и детей друг к другу.
  7. Уважение чувств ребенка и постижение его природы.
  8. Созданию условий для развития личности ребенка.

           Из этого следует, что проводимая работа в детском саду по формированию основ ненасильственного взаимодействия как у детей, так и родителей дала свои результаты и имеет положительную динамику. Работа в данном направлении продолжается и будем надеется, что в скором бедующем родители и дети примут позицию ненасилия в своих взаимоотношениях.

Хотелось бы сделать небольшой обзор литературы по данной проблеме, т.к. данный вопрос освещен очень скудно,

  1. В.Г.Маралов, «Обучаем детей ненасилию», пособие для родителей.
  2. Алексеева, Л.С. Проблемы жестокого обращения в семье [Текст]/ Л.С.Алексеева // Педагогика - 2006. - № 6
  3. Климова, Н.И. С.Т.Шацкий о ненасильственных идеях свободного воспитания [Текст] / Н.И.Климова // Образование: взгляд в будущее. - Обнинск, 2004.
  4. Климова, Н.И. Ненасилие как социальная и психолого-педагогическая проблема [Текст] / Н.И.Климова // Вестник Костромского гос. Университета им. Н.А.Некрасова, научно-методический журнал. - № 4. - 2007.
  5. Маралов, В.Г. Психология ненасильственного взаимодействия как предмет психологического исследования [Текст] /В.Г.Маралов // Психология ненасильственного взаимодействия. -Череповец, 1999.- 236 с.
  6. Ситаров, В.А., Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе [Текст]/ В.А.Ситаров, В.Г.Маралов. - М: Академия, 2000. - 216 с.
  7. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. – М:Сфера, 2009.

По этой проблеме также работает наш педагог Обухова Любовь Аркадьевна. В этом году она стала внедрять проектный метод обучения по теме «Моя семья». Сейчас она поделится опытом своей работы с помощью презентации и немного расскажет о том с какими трудностями ей пришлось столкнуться и какой результат работы получен на данный момент.

(Презентация Обуховой Л.А.)

А сейчас немного отдохните и посмотрите сказку «Репка» с участием наших детей и педагогов. Если вспомнить о чем говорилось раннее, то можно увидеть в этой сказке, что только в крепкой и дружной семье, где все любят и уважают друг друга, где готовы прийти на помощь в трудную минуту, где  любую беду решают совместно, там всегда будет царить взаимопонимание, любовь и дружба.

Сказка «Репка»

Песня «Моя семья»

На этой позитивной ноте хотелось бы вас всех поблагодарить за внимание. Спасибо!


[1] Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. - М., 1974. – С. 379.

[2] Маралов, В. Г. Актуальные проблемы пси-хологии ненасильственного взаимодействия [Текст] / В. Г. Маралов // Северная психологиче-ская конференция: Материалы научно-практической конференции / под ред. д. псих. наук, проф. В. Н. Карандашева. – Вологда, 2003. – С. 8–10.

[3] Чёрствая О. Е. Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни // Ярославский педагогический вестник.  – 2011. – № 1. – Том II. – С.22- 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Основные принцыпы ненасильственного взаимодействия в семье"

В представленной консультации рассмотрены основные принципы ненасильственного взаимодействия между членами семьи. Эти принципы учат всех членов семьи как нужно относится друг к друге не применяя насил...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»

Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропоря...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»

Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорт...

Коррекционно – развивающие игры. Семинар-практикум с участием детей и родителей.

Цель семинара - познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни         в семье»Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. ...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей и взрослых основ ненасильственного взаимодействия»

laquo;Мир превратился в царство средств насилия и угнетения,скрытых за лозунгами мира и справедливости…Ненасилие несет в себе зачатки новой истории,оно способно направить человечество в новом ...