Мастер класс "Учимся общаться с родителями"
методическая разработка

Цирихова Белла Николаевна

Мастер класс для педагогов "учимся общаться с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:
«Учимся общаться с родителями».

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 
Задачи:
• Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников
• Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей
• Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Ход мастер-класса:
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Учимся общаться с родителями». 
Начать нашу встречу мне хочется словами Фредерика
Саломона Перлза:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, 
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, 
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. 
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, 
Не для того, чтобы отвечать моим интересам, 
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды. 
Потому что я – это я, а ты – это ты. 
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! 
А если нет – то нужно стремиться к взаимопониманию.
 
Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению. 
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. 
Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут достучаться до родителей и установить с ними взаимный контакт? 
Ответы педагогов. 
Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников:
1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение
2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду. 
3. Отсутствие единства требований в семье и детском саду. 
Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. 
Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Отдаю мячи одному педагогу и перечисляю их названия педагогу. 
Я раздаю вам:
• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
• Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
• Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
• Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. 
Кроме того:
• Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
• Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения. 
Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется
сделать? (Ответы участников семинара) Выбросьте их обратно в корзину. 
Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. 
• желание пойти на контакт, наладить отношения, 
• помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, 
• услышать партнера, 
• признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. 
Уважаемые коллеги, далее я хотела бы коснуться практической части общения с родителями. 
Упражнений № 1. Коммуникативное упражнение «Дерево цели». (изображения дерева, подписано: корни – минимальный уровень коммуникативных умений, крона – максимальный уровень коммуникативных умений) .
Педагог: Чтобы выявить для себя уровень коммуникативных способностей в данный момент, выполним коммуникативное упражнение «Дерево цели». Перед вами изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших коммуникативных умений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление ваших качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления ваших реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам на стикере написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме). А для чего мы это сделали, вы узнаете в конце мастер класса. 
Упражнение № 2. «Общение с родителями»
На столе перед вами расположены установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова. 
I. А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения. 
Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении. 
II. А) меня должны уважать. 
Б) я должна завоевать уважение. 
III. А) я должна быть в центре внимания. 
Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет. 
IV. А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться. 
Б) я всегда авансирую доверие родителям. 
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б. 
Обсуждение результатов
Упражнение № 3. «Волшебное озеро»
(Образуем круг). Давайте образуем круг. Я предлагаю вам выполнить упражнение “Волшебное озеро”.
Педагог: У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.) Ответил вам этот человек на вашу улыбку? (отвечают и садятся). (картинка отражение в зеркале). Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками. 
Педагог: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу. 
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» 
Упражнение № 4. Игра «Тренировка интонации»
Педагог: Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. 
Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка». 
- с оттенками иронии, 
-безразличия, 
- требовательности, 
-доброжелательности. 
Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями. 
Педагог: Следующие упражнения направлены для налаживания контакта родителей с педагогами, для их сближения и взаимопонимания. 
Упражнение № 5. Игра «Говорящие руки»
Педагог: Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки»: Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками. 
Варианты заданий парам: поздороваться с помощью рук;
— помириться руками;
— побороться руками;
— выразить поддержку с помощью рук;
— поругаться;
— пожалеть;
— пожелать удачи;
— попрощаться;
— выразить радость и т. п. 
Педагог: Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся). И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу. 
Упражнение № 6. Игра «Я знаю 5 имен»
Педагог: Давайте с вами вспомним вами вспомним детскую игру с мячом «Я знаю 5 имен». Образуем круг, сейчас я буду каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить. 
-назовите пять имён друзей (подруг) своего ребёнка;
-пять любимых занятий вашего ребенка;
-пять любимых блюд вашего ребенка;
-пять нелюбимых занятий вашего ребенка;
Педагог: Такая игра, проведённая с родителями, позволит понять насколько родители хорошо знают своего ребёнка и близки с ним. 
Упражнение № 7. «Где живут мои чувства? »
Педагог: Все наши чувства живут внутри нас. В нас живут чувства: Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь. Каждое чувство живет в своем доме. Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства. 
- Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте красным карандашом место, где вы почувствовали злость. 
- Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? Заштрихуйте это место черным карандашом. 
- А сейчас вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть? Возьмите синий карандаш и закрасьте это место. 
- Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело. Где живет ваша радость? Заштрихуйте это место желтым карандашом. 
- Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте это место. 
- Посмотрим, что у нас получилось. Все фигурки разные. Почему? 
- Вывод: мы все очень разные и чувствуем, тоже по-разному. 
Упражнение № 8. «Ладошки»
Педагог: А сейчас возьмем листы бумаги, они чистые как наши детки Листочки у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники: разные по характеру, по интересам, по поведению. Обводим свою ладошку и вырезаем. В центре ладони пишем имя своего ребенка, а на пальцах отличительные черты его характера. Готовые ладошки приклеиваем как лучики к солнышку. Посмотрите, какое у нас получилось доброе, ласковое, веселое солнышко. Все наши «детки» согреты теплом наших рук. Мы должны научиться в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ. 
«Дерево цели». (изображения дерева, подписано: корни – минимальный уровень коммуникативных умений, крона – максимальный уровень коммуникативных умений) .
Педагог: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам, снова обратить внимание на наше «Дерево цели». Теперь переместите ваши стикеры, если вы считаете нужным, на изображение дерева в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале. Объясните, зачем вы переместили свои стикеры? 
Правила общения с родителями: 
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. 
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. 
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. 
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. 
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. 
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. 
- И в конце нашей встречи я вам предлагаю 7 обязательных правил для успешной работы по взаимодействию с родителями. 
Семь обязательных правил:
Уважайте
Помогайте
Объясняйте
Доверяйте
Учитесь
Спрашивайте
Благодарите 
Педагог: Успехов Вам! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Учимся общаться с родителями!"

Пан-конспект мастер-класса для работ с воспитателями ДОУ....

Мастер - класс по теме: "Учимся общаться с родителями"

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МАСТЕРИМ И ОБЩАЕМСЯ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ»

Цель:  Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческ...

мастер-класс для педагогов на тему: «Учимся общаться с родителями».

https://cloud.mail.ru/public/HLra/rZe6P6sEv ссылка на видео мастер-класс для педагогов на тему: «Учимся общаться с родителями»....

Мастер-класс для педагогов «Учимся общаться с родителями»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.задачи: Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспи...