Открытое занятие “Природа родного края” 2018г.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: создать условия для обобщения знаний о природе Алтайского края
Задачи: – закрепить знания детей о растительном мире родного края;
– воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.
– познакомить с Красной книгой;
– показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
-развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память;
– воспитывать бережное отношение к родной природе;
– обобщить представления детей о временах года;
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_2018.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                       Открытое занятие “Природа родного края”

Конспект НОД в подготовительной группе
«
Природа родного края».

                                                                 Составили и провела : Ляшевич Т.П.

Цель: создать условия для обобщения знаний о природе Алтайского края
Задачи: – закрепить знания детей о растительном мире родного края;
– воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.
– познакомить с Красной книгой;
– показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
-развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память;
– воспитывать бережное отношение к родной природе;
– обобщить представления детей о временах года;
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

– Давайте, ребята, настроимся на работу. Она у нас будет трудная, но очень интересная.

-А у вас хорошее настроение? (ответы детей)
-Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся

– Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.

– Мне на электронный адрес пришло видеописьмо. Чтобы узнать от кого, давайте посмотрим на экран.  (1.кадры из м/ф «Даша-следопыт»).

-Вы узнали, кто это??? (Даша - следопыт, или её ещё называют Даша – путешественница).
– Здравствуйте, дети. Я живу от вас очень далеко и никогда не была в вашей стране.
Как называется ваша страна?  Край, в котором вы живёте? Село?
Я очень люблю путешествовать. Но ваша страна такая огромная, что мне очень страшно отправляться в путешествие. Так далеко я ещё никогда не ходила. Я читала, что ваш край очень богат красивой природой. У вас есть реки, озёра, леса. Это так интересно. Очень хотелось бы познакомиться с вашей родиной. Я раздобыла даже карту вашего края, где отмечены интересные места. Поможете мне познакомиться с вашей родиной? Отправляю вам электронным письмом карту. А я буду наблюдать за вами в онлайн-режиме.


– Ну, что, познакомим Дашу с нашим краем?

– Это карта нашей Малой родины – Алтайского края. (ПОКАЗ КАРТЫ),
А в какие цвета она окрашена? (
Карта окрашена в темно-зеленый, светло-зеленый, коричневый цвета, здесь есть синие полоски и пятна.)

– Как вы думаете, что обозначают эти цвета?
– Посмотрите,

- Темно-зеленым цветом на карте обозначается лес,

- Светло-зеленым – луг,

-   Коричневым изображают – горы.

-  А это что за синие полоски и точки –это вода (реки, озёра).

Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашему родному краю.
– А как Даша путешествует? (пешком). Значит, мы  тоже пойдём пешком, надо  набраться сил, чтобы пройти длинный путь.

А теперь представим, что мы путешественники, взяли “рюкзаки” и пошли по тропинке
2.(под весёлую музыку идут по кругу за воспитателем и садятся на свои места).


– Для начала познакомим Дашу с нашим краем.
 3.  1 остановка «Край»
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулся мой край
От севера до юга:
В одном краю – леса, поля
В другом- озёра, реки».
– О чём говорится в стихотворении?

- Что есть в нашем крае?
– Ребята, чем отличаются страны, города, области, края друг от друга?
Правильно. У любой страны, города, области, края есть отличительные знаки – символы.

Что это за символы?

4.  Флаг России.

5. Герб России.

6. Гимн России.


– И наш Алтайский край имеет свои отличительные признаки.

7. Флаг Алтайского края.

8. Герб Алтайского края.


– Продолжаем наш путь дальше. (переходим на следующую остановку)
9.    2 остановка « Берёза»
Ребята, у нас много лесов, в которых много зверей, растет много ягод и грибов. Кто знает и назовет дерево, которое считается священным в России (
Береза).

 Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года.

Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах. И у нас в Алтайском крае берёза очень распространена.
Давайте мы с вами поводим хоровод:

10.  «Во поле березка стояла».


– Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

11.   3 остановка «Степи»
– А сейчас мы отправимся с вами на следующий пункт карты. В нашем крае есть  местность, которая называется степь. Посмотрите, как красива бескрайняя степь.
Раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко,
Посмотришь, как будто нет края
Лишь солнце палит высоко.
Гляжу я на наши просторы,
Любуюсь – какая земля!
Покрытые новым убором
В хлебах утопают поля.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.
– Что растёт в степях? Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
12.   Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
13.  Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.


Разметались белые ромашки
По степям, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в сказочный букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
14.    Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
15.  Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
– Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу (ПОКАЗ КРАСНОЙ КНИГИ)  , куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Давайте будем беречь, и охранять их!
 Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Природу не уродуй
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!

16.  4 остановка «Лес»
– Отправляемся дальше. И следующая остановка . . . Прежде отгадайте загадку
Если здесь деревьев много,
И кусты внизу растут,
Если вовсе нет дороги,
Лишь тропинки вдаль ведут,
Если кроны тех деревьев
Закрывают даль небес,
Облаков белесых перья –
Значит перед вами … (лес).

-  А что же такое лес?
– Правильно – лес это место в природе, где растет много-много деревьев (хвойных и лиственных, это место обитания лесных животных?


Давайте представим, что мы превратились в деревья.
Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют
.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)


– Давайте посмотрим, кто же притаился на лесных полянках. (загадки)
1.Косолапый великан
Лето круглое всё бродит
Медок, ягодки находит.
Лишь зима на пороге
Ты найдёшь его в берлоге.
17. (медведь)
2.На собаку он похож,
Что ни зуб, так острый нож.
18.  (волк)
3.Хищная красавица по лесу бродит,
Зайцев, мышей на обед находит.
 19. (лиса)
4.Верещунья, белобока, а зовут её
. 20.  (сорока)
5. Всю ночь летает, Мышей добывает.
 21. (сова)
6. Кто в лесу деревья лечит, Не жалея головы.
22. (дятел)
7. Летом сер, зимою бел, чтоб никто его не съел.
 23.(заяц)


– В лесу тоже существуют свои правила.
24.
Игра «Что означает этот знак?»

Я буду показывать вам знаки, а вы объясните, что они обозначают.

(поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
  25. 5 остановка «Реки и озёра»
Алтайский край богат реками.  Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.

 Самая большая река в Алтайском крае  Обь.
В Алтайском крае  есть много озёр.

– Люди часто ездят отдыхать на водоёмы и оставляют после себя мусор. Разве это правильно?
Эстафета «Собери мусор».
На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). 2 ребёнка  по команде собирают мусор в свою корзину).

Кто из вас соберёт больше мусора.

Будем с вами беречь нашу родную природу.


Да, ребята, нам с вами повезло, ведь мы с вами живем в таком прекрасном месте как Алтайский край!
Алтайский край – это… Наша малая Родина!
В. : Я очень люблю Алтайский край – мою Малую родину. И, когда я говорю об Алтайском крае в моём сердце появляются такие строки:


Смотрю в твои просторы,
Любуюсь я тобой
Тобою очарован,
Твоею красотой
Алтайский край – любимый!
Единственный ты мой!
Такой неповторимый
Для сердца дорогой!

– Нам пора отправляться домой. (ОДЕВАЕМ РЮКЗАКИ И ПОД МУЗЫКУ ИДЁМ  ПО КРУГУ, САДИМСЯ НА СВОИ СТУЛЬЧИКИ). 2.

– Наше путешествие завершилось. Надеюсь, Даша осталась довольна рассказом о нашей Родине.
– А что нового и интересного вы узнали сегодня?

« Алтай — это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай — облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор;

Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов…

Алтай! Будет сложено множество песен
О дивной твоей красоте!
Ты так многолик и настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект разработан для подготовительной группы....

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект занятия по теме "Природа родного края. Обобщающее занятие о растительном и животном мире Рязанского края....

Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область"

Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область" вторая сладшая группа...

Конспект занятия " Природа родного края"

В конспекте занятия говорится о родном крае, о его богатствах....

Открытое занятие "Формирование нравственных качеств, воспитания у детей любви к природе родного края в ходе ООД по речевому развитию".

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, любить ее. Формировать нравственное поведение в природе; умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Помочь детям запомнить стихотворение А...

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста в социо- игровой технологии...

Открытое занятие "Деревья родного края"

Цель: формирование первоначальных патриотических  чувств....