Рабочая программа "Солнечные ступеньки"4-5 лет
методическая разработка (средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЬРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4-5_let.docx | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №135
Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА педагогическим советом ГБДОУ детским садом №135 Невского района Санкт-Петербурга протокол №1 от 31.08.2020 | УВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ детским садом №135 Невского района Санкт-Петербурга _____________ Ю.Н. Петрова приказ № 84 от 25.09.2021 | |
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Солнечные ступеньки»
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 4-х до 5 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Составил педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №135 Невского района Санкт-Петербурга Магомедселимова З.И. |
Санкт-Петербург
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста разработана на основе программы «Солнечные ступеньки» и сформулирована на основе требований ФГОС.
Отличительным достоинством программы «Солнечные ступеньки» является её реализация с помощью тетрадей на печатной основе.
Программа разработана и направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.
Актуальность программы заключается в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представление о себе, других людях.
Направленность программы
Образовательная программа дополнительного образования детей «Солнечные ступеньки» имеет целевую направленность. Программа раскрывает основные цели, содержание и направления работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста 4-7 лет. Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать её при разработке основных образовательных программ дошкольного образования в качестве дополнительной.
Значимой характеристикой программы «Солнечные ступеньки» является возможность её использования при организации как групповых, так и индивидуальных занятий; для организации непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности ребёнка и для организации режимных моментов.
Принципы формирования программы «Солнечные ступеньки» сформулированы на основе требований ФГОС. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства, как периода жизни значимого само по себе, без всяких условий.
Данный принцип в программе реализуется через учёт индивидуальных особенностей развития детей, игра является ключевым методом реализации программы. Личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей реализуется через позитивное отношение педагога к возможностям ребёнка, учёт в обучении зоны ближайшего и актуального развития. Используемая в программе педагогическая диагностика направлена на создание оптимальных условий для развития детей, а не на оценку, как итогового, так и промежуточного развития детей. Программа разработана с учётом дидактического принципа последовательности и преемственности в освоении материала, который предполагает системность обучения т.е логическую последовательность и связь между изучаемым ранее и новым материалом, что является базой для усвоения нового материала. Освоение нового материала предполагает его изучение с новых позиций, связь с личным опытом дошкольника, с его личными наблюдениями. Это создаёт предпосылки для освоения последующих тем.
Цель программы:
Развитие у детей дошкольного возраста интеллектуальных, творческих способностей, обеспечивающих их социальную успешность; содействие познавательному развитию детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи программы
Развивающие
- развивать познавательную активность, познавательную мотивацию ребёнка;
- развивать мышление, речь, мелкую моторику рук;
- учить устанавливать контакты в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверст-
никами, договариваться, отстаивать свою точку зрения;
- развивать логическое мышление
Также решаются задачи:
Образовательные
- формировать элементарные знания об объектах, их свойствах окружающего мира;
- формировать элементарные математические понятия и представления;
- активизировать творческий потенциал ребенка
Воспитательные
- воспитывать ценностное отношение к познавательной, коммуникативной деятельности;
- воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослыми в познавательной и коммуникативной деятельности.
Условия реализации
Программа рассчитана на один год обучения для детей от 4-х до 5 лет
Форма и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов по 20 минут. Количество часов за год – 21 час 20 минут.
Планируемые результаты
1.различает и называет основные и плоскостные формы, основные цвета, параметры величины
2.подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал).
3.владеет элементарными сравнениями групп предметов, навыками счёта в пределах 5;
4.владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
5.ориентируется в частях суток, днях недели, временах года;
6.имеет представление о предметах ближайшего окружения, их назначении и признаках;
7.имеет представление о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида
условий существования, поведения;
8.знает счёт в пределах 5 правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;
9.имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своём городе и стране;
10.классицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам;
11.знает и стремится выполнять элементарные правила поведения в природе.
Формы обучения
При организации образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста в программе «Солнечные ступеньки» отличительным достоинством является то, что реализация программы проходит с помощью рабочих тетрадей. Образовательная деятельность с использованием рабочих тетрадей позволяет развивать произвольность и самостоятельность. Воспитанники учатся планировать и последовательно осуществлять задуманное, добиваться нужного результата. Использование тетрадей в работе с дошкольниками развивает логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику рук. Для детей среднего дошкольного возраста время, отведённое на работу с тетрадями, должно быть минимальным.
Приоритетные задачи
-Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи;
-Потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к ним, бесконфликтное поведение.
Комплексно-тематическое планирование для детей 4-5 лет
Месяц | Неделя | Тема | Пальчиковые игры | Цели и задачи Цель Программные задачи | ||
О К Т Я Б Р Ь | 1 неделя 05.10.21 07.10.21 | «Размер» | Пальчиковая игра «Что в мешочке?», | Учить детей различать предметы по величине; большой - маленький. Формировать умение выделять и группировать предметы по величине. Умение работать по образцу. | ||
«Подбери по размеру» | «Найди пару» | Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине и соотносить их с цифрой. | ||||
2 неделя 12.10.21 14.10.21 | «Цифры» | Считалка про цифру 1 | Разучить с детьми считалку про цифру 1 | |||
«Счёт» | Пальчиковая гимнастика | Дать детям понятие о том, что такое счёт и для чего он нужен. | ||||
3 неделя 19.10.21 21.10.21 | «Ориентировка в пространстве» | Пальчиковая игра | Учить детей ориентироваться в пространстве. «под», «за», «над» | |||
«Ориентировкав рабочей тетради» | Пальчиковая игра «отгадай где?» | Продолжать учить детей ориентироваться в рабочей тетради. «наверху», «внизу» | ||||
4 неделя 26.10.21 28.10.21 | «Время» | Игра «Успей во время» | Дать детям понятие о том, что такое «время» | |||
«Время» | Пальчиковая гимнастика | Развивать умственные способности детей, обогащать словарный запас детей. | ||||
Н О Я Б Р Ь | 1 неделя 02.11.21 04.11.21 | «Цифры» | Считалка про цифру 2 | Разучить с детьми считалку про цифру 2 | ||
«Времена года» | игра «Деревья» | Познакомить детей с такими явлениями в природе, как времена года | ||||
2 неделя 09.11.21 11.11.21 | «Времена года» | Игра «Поставь правильно цифры» | Продолжать знакомить детей с явлениями в природе. | |||
«Деревья» | Игра «Узнай дерево» | Расширять кругозор детей, развивать наблюдательность. Формировать умение находить дерево по его описанию. Активизировать речь детей. | ||||
3 неделя 16.11.21
18.11.21 | «Цифры» | Считалка про цифру 3 | Разучить с детьми считалку про цифру 3 | |||
«Геометричес-кие фигуры» | Игра «На что похоже?» | Формировать у детей представление о геометрических фигурах | ||||
4 неделя 23.11.21 25.11.21 | «Геометрические фигуры» | Пальчиковая игра «Соседи» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Закреплять порядковый счёт пределах 3 | |||
«Геометрические фигуры» | Игра «На что похоже?» | Продолжать закреплять у детей знания о геометрических фигурах. Учить детей выкладывать геометрические фигуры из счётных палочек. | ||||
Д Е К А Б Р Ь | 1 неделя 30.11.21 02.12.21 | «Различение предметов по форме» | Пальчиковая игра «Апельсин» | Учить детей видеть геометрические фигуры в формах предметов | ||
«Различение предметов по форме» | Игра «Закончи цепочку» | Продолжать учить детей видеть геометрические фигуры в окружающих нас предметах. Закреплять счёт в пределах 3 | ||||
2 неделя 07.12.21 09.12.21 | «Овощи» | Игра «Собери по форме и цвету» | Формировать у детей знания об овощах и их пользе. | |||
«Найди в каждой группе лишний предмет» | Игра «Путаница» | Научить ребёнка, выделять существенные признаки предметов, абстрагироваться и обобщать. Развивать логическое мышление. | ||||
3 неделя 14.12.21 16.12.21 | « Знакомство с окружающим миром» | Игра « Бывает не бывает» | Формировать интерес у детей к познанию окружающего мира и познанию нового. | |||
«Знакомство с окружающим миром» | Игра «Где что растёт?» | Воспитывать у детей бережное и доброе отношение к окружающим. | ||||
4 неделя 21.12.21 23.12.21 | «Цифры» | Считалка про цифру 4 | Разучить с детьми считалку про цифру 4 | |||
«Игрушки» | Пальчиковая игра «Погремушка» | Прививать к детям бережное отношение к игрушкам. | ||||
5 неделя 28.12.21 30.12.21 | «Найди предметы и раскрась» | Игра «Исключи лишний предмет» | Развивать логическое мышление детей. Научить детей внимательно слушать и выполнять задания. | |||
«Сколько месяцев в году?» | Стих-запоминалка про месяца | Получить знания о месяцах в году, научить детей наблюдать, сравнивать и обобщать и делать выводы. | ||||
Я Н В А Р Ь | 1 неделя | КАНИКУЛЫ | ||||
2 неделя 11.01.22 13.01.22 | «Сколько месяцев в году?» | Игра «Бывает не бывает?» | Продолжать закреплять знания детей о месяцах. Развивать речь детей | |||
«Дни недели» | Стих - запоминалка про дни недели | Понакомить детей с названиями дней недели. Развивать память и мышление | ||||
3 неделя 18.01.22 20.01.22 | «Дни недели» | Стих - запоминалка про дни недели | Закрепить знания детей о днях недели. Продолжать развивать внимание, память и логическое мышление | |||
«Что такое сутки?» | Стих-запоминалка про сутки | Учить детей определять части суток, уточнить представления о частях суток. | ||||
4 неделя 25.01.22 27.01.22 | «Что такое сутки?» | Стих запоминалка про сутки | Закрепить знания детей о частях суток. Создать условия для логического мышления, сообразительности и внимания. | |||
«Посуда» | И/С «А что в мешочке?» | Уточнить и расширить представление детей о посуде. | ||||
Ф Е В Р А Л Ь | 1 неделя 01.02.22 03.02.22 | «Посуда» | Игра «Разложи фрукты по тарелкам» | Закрепить знания детей о посуде. Активизировать словарный запас ребёнка. | ||
«Одежда» | Игра «Чья одежда?» | Познакомить детей с видами одежды. Провести связь одежды с временами года. | ||||
2 неделя 08.02.22 10.02.22 | «Одежда» | Игра «Один-много» | Учить детей различать предметы одежды. Воспитывать у детей аккуратность и опрятность. Активизировать словарный запас ребёнка. | |||
«Ориентировка во времени» | Игра «На что похоже?» | Закреплять знания и умения детей правильно называть части суток. | ||||
3 неделя 15.02.22 17.02.22 | «Ориентировка во времени» | Игра «Когда это бывает?» Загадки. | Закреплять знания о временах года | |||
«Ориентировка во времени» | Пальчиковая гимнастика. Загадки | Закреплять знания детей о временах года | ||||
4 неделя 22.02.22 24.02.22 | «Цифры» | Считалка о цифре 5 | Разучить с детьми считалку о цифре 5 | |||
«Количество и счёт» | Игра «Много- мало» | Продолжать учить детей порядковому счёту в пределах 5 | ||||
М А Р Т | 1 неделя 01.03.22 03.03.22 | «Отрицание» | Пальчиковая игра | Научить детей чётко правильно и услышать задание и выполнить его | ||
2 неделя 09.03.22 11.03.22 | «Сравнение» | Игра « Сравни предметы» | Учить детей сравнивать различные предметы по форме, цвету и размеру. | |||
«Точка» | Пальчиковая игра «Наши пальчики» | Научить детей аккуратно обводить карандашом по пунктиру. | ||||
3 неделя 15.03.22
17.03.22 | «Фрукты» | Игра «Один много» | Уточнить и расширить представления детей о фруктах: их форме, цвете и отличительных особенностях. Воспитывать познавательный интерес. | |||
«Фрукты» | Пальчиковая игра «Апельсин» | Формировать представление детей о месте произрастания фруктов и времени сбора урожая. Развивать внимание, память и наблюдательность. | ||||
4 неделя 22.03.22 24.03.22 | «Логическое мышление» | Задания на логическое мышление | Развивать у детей внимание и формировать у детей умение логически размышлять и самостоятельно делать выводы. | |||
5 неделя 29.03.22 3103.22 | Домашние животные | Отгадывание загадок | Развивать у детей умение общаться. Формировать умение самостоятельно делать выводы | |||
Дикие животные | Отгадывание загадок | Обобщить и закрепить знания детей о диких животных. | ||||
А П Р Е Л Ь | 1 неделя 05.04.22 07.04.22 | «Транспорт» «Транспорт» | Игра «четвёртый лишний» | Привить детям знания о транспорте и его видах. Развивать в детях зрительное восприятие, внимание логическое мышление. Активизировать словарный запас ребёнка. | ||
2 неделя 12.04.22 14.04.22 | Транспорт и его виды | Д/И «Дорожки», «Автобусы» | Формировать у детей знания о транспорте. Учить различать транспорт по внешнему виду | |||
3 неделя 19.04.22 21.04.22 | «Мышление» | Работа в рабочей тетради. Задания на логику | Развивать у детей образное мышление. Развивать сообразительность и фантазию детей. | |||
4 неделя 26.04.22 28.04.22 | «Музыкальные инструменты» | Игра на тему: «Раскрась музыкальные инструменты» | Развивать внимание, память и мышление детей. Обогащать словарный запас детей. | |||
М А Й | 1 неделя 03.05.22 05.05.22 | «Окружающий мир» | Д/И «Чудесный цветок» | Познакомить детей с таким удивительным миром, который нас окружает. Упражнять детей в назывании различных предметов | ||
«Окружающий мир» | Отгадывание загадок | Расшить и уточнить представления детей об окружающем мире. Обогащать словарный запас детей. | ||||
2 неделя 10.05.22 12.05.22 | Закрепление пройденного материала | |||||
Закрепление пройденного материала | ||||||
3 неделя 17.05.22 19.05.22 | Итоговое открытое занятие «Мы считаем, мы рисуем, всё умеем и всё знаем!» |
Взаимодействие педагога с родителями
№ п/п | Тема | Формы взаимодействия | Сроки |
1 | «Добро пожаловать» | Родительское собрание (дистанционно) | Октябрь |
2 | Дни открытых занятий» | Просмотр и обсуждение открытого занятия по теме «Мы считаем, мы рисуем, всё умеем и всё знаем!» | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются...
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Система работы ДОУ с одаренными детьми...
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка, на развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности; освоение детьми вокально-хоро...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Раз-ступенька, два-ступенька…» На основе автора программы Л.Петерсон
Программа "Раз ступенька, два ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: разв...