Проект "Осеннее лукошко" в старшей гр.
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга.
Проект
«Осеннее лукошко»
в старшей группе №6.
Воспитатели
Фиронова Ю.А
Рабаданова Н.Г
Санкт-Петербург
2021г.
Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации:
Долгосрочный Сентябрь- октябрь.
Участники проекта:
дети, воспитатели, старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель:
расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
- углубить. представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
- углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
- Пополняет словарный запас;
- развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
- разнообразит способы сотрудничества;
- развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
- НОД;
- Игровая;
- Чтение художественной литературы;
- Изобразительная;
- Труд ;
- Конструирование из природных материалов.
Продукт проектной деятельности.
- Выставка поделок из природного материала «Осенние поделки»
- Праздник осени.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Осенние поделки».
2. этап. Практический.
3-й этап – заключительный.
- Награждение участников Выставки семейного творчества.
- Подведение итогов проекта.
- Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
- Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
- Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
- Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
- Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
- Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
- Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
- Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
- Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
- Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
- Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние поделки»;
- сделать поделки из природного материала;
Консультация для родителей: « Поделки из природного материала».
Приложение №3
Сценарий осеннего утренника для детей старшей/подготовительной группы «Осенние помощники»
Цель:
• Продолжать раскрывать творческие способности детей через различные виды художественной и музыкальной деятельности.
• Создать праздничную атмосферу.
Задачи:
• закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, о приметах осени
• Развивать артистическую выразительность. Закреплять умения самостоятельно исполнять танцы, выразительно читать стихи
• Закреплять и совершенствовать исполнительские навыки через песни, танцы, игры
• Развивать эмоциональное восприятие и эмоциональную отзывчивость.
• Воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять радость другим
Действующие лица:
Взрослые: Ведущий, Капелька, Листочек
Дети: старшей, подготовительной к школе группы
Оборудование:
-оформление площадки в осенней тематике
- осенние листочки для танца (по 2)
-большой зонт с листочками-заданиями (10)
-костюмы персонажей
-обручи синего цвета – 6-8шт. и 4 зонта
-зонтики для танца
-мячик-«арбуз»
-корзина с «Сюрпризом»от Осени (с яблоками)
Предварительная работа:
-беседа с детьми о приметах осени, рассматривание осенних пейзажей/ иллюстраций
-разучивание песен, стихов, игровых припевок, танцев
Используемая литература:
- литературно-музыкальный журнал «Колокольчик», составитель И.Смирнова
-интернет-ресурсы
Ход праздника:
♫ «Вальс с осенними листьями» муз.И.Штрауса/ «Осенний светофор» муз.А.Евтодьевой
Дети собираются на площадке, исполняют перестроение
Ведущий:
1. Осенние листья на солнце горят,
О лете ушедшем они говорят.
2. И дождик струится, по листьям скользя,
К зелёному лету вернуться нельзя.
3. И вот журавли потянулись на юг,
Немножечко грустно становится вдруг.
4. Но сколько же осень несёт красоты!
Как радуют поздние эти цветы:
5. Прекрасные астры и кисти рябины,
Кусты хризантемы и гроздья калины.
6. А с клёнов к нам листья, как письма, летят.
Собой, устилая любимый наш сад.
♫ Вбегают Капелька и Листочек с зонтиком, украшенном «листочками» с заданиями
Капелька. (громко, перебивая друг друга) Здравствуйте! Привет!
Листочек. Привет, здравствуйте!
Капелька. Ой, мы вас напугали что ли?
Листочек. Мы не хотели… Мы просто очень рады вас видеть, мы вас так ждали!
Капелька. Вы так красиво танцевали, ручка сюда, ножка сюда…
Листочек. И листочками: раз, два, три…
Ведущий. А кто же вы, дорогие гости?
Капелька. Вы нас не узнали? Мы же помощники Осени.
Листочек. Я Осенний листочек, по ветру летаю, дорожки устилаю…
Капелька. А я чистая свежая Капелька дождя…
Листочек: Нас к вам послала сама госпожа Осень. … Чтобы мы устроили самый красивый, самый разноцветный, самый волшебный осенний праздник!
Ведущий: Как же здорово! Ребята, мы же хотим веселый праздник? (Да)
Капелька: Тогда… праздник начинаем и сюрприз мы вам вручаем!
Листочек. Мы принесли вам от Осени этот замечательный зонт, на котором, видите? – прикрепились осенние листочки, а на них - смотрите, задания от Осени!
Капелька. Первый листик золотой, что приготовил нам с тобой?
(смотрит задание) «Ребята, а как вы узнаете, что осень пришла. Расскажите о приметах осени».
Ведущий: Ребята, давайте споем песню «Что такое Осень?»!
♫ «Что такое Осень?» сл. и муз. И.Алекперовой
Дети вместе с воспитателем рассказывают «Приметы осени»
Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни на дорожку упадет.
Это – первая примета, что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день, потемнеют облака,
Словно их накроет тень, станет пасмурней река –
Третья верная примета: осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны лягут влажные туманы,
А потом уж жди не жди – моросящие дожди
Пеленой затянут просинь, значит, наступила…
Все вместе: осень!
Листочек. Да, вы все верно сказали о приходе осени. А ведь под дожди осенние и не потанцуешь…
Капелька. Ну что ты, Листочек, конечно же потанцуешь!
Ведущий: Конечно, Капелька права! Покажем, ребята, как надо танцевать, когда падают дождинки!
♫ Общий танец «Разноцветная игра»
Листочек. Что же следующий листочек нам приготовил?
«Второе задание - веселые соревнования»
Мы проведем сейчас веселую эстафету с препятствиями (делятся на 2 команды)
(Пока дети строятся, Капелька и ведущий расставляет инвентарь: 2 дорожки из обручей от зонтика до зонтика)
♫ Эстафета «Перепрыгни лужи»
Капелька: А вот и листик №3, что на нем - посмотри! Интересный тут вопрос. «Что делают некоторые животные осенью?» (запасы на зиму).
Ведущий: Да, и людям тоже нужен запас лесной на зиму, например, грибов. Давайте в такую игру сыграем!
♫ Игра «Грибы и грибники» муз.Н.Глебовой
Листочек. Здорово играли вы. Листик №4. «Как сегодня без стихов? Кто стихи прочесть готов?» (3 человека)
Дети:
1.Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый –
Жёлто-розовый, кленовый.
2.Гонит осень в небе тучи,
Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Тащит ёж к своей норе.
3.Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Солнце потерялось где-то.
Капелька. Листик пятый мы возьмем и посмотрим — что на нем? Здесь вопрос для вас, ребята!
«В руки ты его возьмешь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пройдет – его ты сложишь и гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома??? (ЗОНТ)
Ведущий: А у наших девочек есть милые зонтики, с которыми они любят танцевать. Выходите девчонки!
♫ Танец с зонтиками
Листочек. Вот листочек №6, что же мы увидим здесь? Загадки веселые Осень прислала, отгадаете их и узнаете, урожай каких овощей и фруктов люди собирают осенью?
Листочек и Капелька говорят загадки по очереди:
1. Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки и крупной соли пол мешка. (капуста)
2. . Он на солнце созревает и без косточек бывает.
Ну, не ягода, а клад. Этот сладкий… (виноград)
3. Кругла, рассыпчата, бела на стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко, ведь правда вкусная…(картошка)
4 Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
5. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (морковь)
6. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его …(арбуз)!
Капелька: Молодцы, ребята. Листочек №7. «Отгадали вы загадки, мои милые ребятки, а теперь в кружок вставайте и с арбузом поиграйте!»
Ведущая: Игру такую знаем и, конечно, поиграем!
♫ игра «Арбуз по кругу»
Ведущая: Капелька и Листочек, а мы с ребятами вам сейчас расскажем, как мы урожай собирали/ходили за калиной. Хотите послушать?!
Капелька, Листочек: Конечно!
♫ Хоровод «Урожайная» муз. А.Филиппенко / «На горе-то калина» р.н.п.
Листочек.: Посмотрим на листочек восьмой, здесь послание нам с тобой!
«Всё поспело, всё созрело – будет щедрый урожай!
Здесь для всех найдется дело, не ленись да собирай!»
♫ Игра «Осенний плетень»
(на мотив р.н.п. «Во саду ли, в огороде»)
Листочек. Молодцы! Все справились с заданием. Вот он наш девятый листик. Будем посмелее, посмотрим поскорее! «Без танца веселого праздник не ярок. Кто нам подарит танец в подарок?»
Ведущая. Мы с ребятами подарим чудесный танец вам, дорогие наши гости, и красавице Осени, которая нас слышит и устроила нам такой чудесный праздник!
♫ Танец«Орешки и рябинки»/ «Старинная полька»
Капелька. Ну что, дорогие наши ребята. Мы так рады были встрече с вами.
Листочек. Понравился вам наш осенний праздник? И нам очень понравилось с вами петь, играть, танцевать.
Капелька: А вот еще листочек на зонтике, который передала вам госпожа Осень. Посмотрим, что она пишет:
Листочек. «Дорогие ребята, я очень рада, что вам понравился праздник. Мои помощники очень старались.
Да, разная я бываю – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Я очень рада, что вы любите меня за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денёчки.
Спасибо, что пришли сегодня на наш чудесный праздник.
Низкий вам поклон! Примите от меня осенние дары!» (вручают корзину)
Капелька. Ну что, ребята, пришла пора прощаться, а нам в осенний лес возвращаться. (вместе) До свидания, друзья! (Уходят)
Ведущая. И нам пора в группу возвращаться, дарами угощаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД для детей старшей группы рисование "Грибы в лукошке"
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ООД)по теме «Грибы в лукошке» Возрастная группа: 5-6 летВид деятельности: двигательная,игровая,познавательно – исследовательская;коммуникативная...
ООД для детей старшей группы рисование "Грибы в лукошке"
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ООД)по теме «Грибы в лукошке» Возрастная группа: 5-6 летВид деятельности: двигательная,игровая,познавательно – исследовательская;коммуникативная...
Конспект конкурса- викторины «Экологическое лукошко» для детей старшего дошкольного возраста.
Конкурс-викторина на интересные факты из жизни птиц, зверей. насекомых....
Методическая разработка по теме «Проектирование совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по теме «Чудесное лукошко (овощи, фрукты) Что нам осень подарила?»
Тема недели: «Чудесное лукошко (овощи, фрукты) Что нам осень подарила?»Итоговое мероприятие: «Викторина: овощи, фрукты»Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)...
Сценарий викторины для детей старшей и подготовительной группы «Лукошко со сказками».
Викторина для старших дошкольников...
Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко» с детьми старшей группы
Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко»...
Досуговое мероприятие «Грибное лукошко» в рамках системы работы по общей безопасности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Досуговое мероприятие "Грибное лукошко" для детей старшего дошкольного возраста в рамках системы работы по общей безопасности. Цель мероприятия - закрепление материала по теме "Съедобны...