Что должен уметь малыш к детскому саду
консультация (младшая группа)
Опубликовано 24.10.2021 - 12:40 - Петрова Валентина Викторовна
Что должен уметь малыш к детскому саду.
Ходить на горшок, просить и ждать: что должен уметь малыш к детскому саду? ЕСЛИ РЕБЕНОК ОСВОИТ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ ЗАРАНЕЕ, ЕГО АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ПРОЙДЕТ ПРОЩЕ И СПОКОЙНЕЕ.
В ясельную группу малыши идут в возрасте от полутора до трех лет. Понятно, что предъявлять серьезные требования к таким крохам — это смешно. Но это не значит, что родителям даже не стоит пытаться. К сожалению, таких мам и пап много: они считают, что их задача ребенка в сад привести, а дальше — работа воспитателя. Хотя на самом деле, чем больше малыш умеет, тем ему же будет интереснее в садике. К моменту перехода в младшую группу ребенок, скорей всего, уже обучится большинству навыков — сотрудники детского сада помогут. И, конечно, с ним уже будет проще, чем с детьми, которые идут в сад с трех лет и старше. Поэтому для вновь прибывающих ряд моментов, касающихся режима — это уже не рекомендации, а практически требования. Домой ребенка, который что-то не умеет, никто не отправит, но ему самому будет сложнее, если он отстаёт от коллектива. Самое главное, чтобы ребенок стремился к самостоятельности. Он может чего-то не уметь, но если у него есть желание, то он быстро научится. Для этого его нужно все время поощрять и хвалить: чтобы ему действительно хотелось осваивать новые навыки.
Отказаться от соски. Это, пожалуй, самый важный пункт, которым надо озадачиться перед яслями, даже, если воспитатели такого не требуют. Как минимум, здесь вопрос элементарной гигиены: малыш может уронить ее на пол, засунуть грязную в рот, дать пососать товарищу, а потом опять себе. А еще он ее может потерять и устроить истерику, и так далее. Если малыш привык с ней спать, и вы не успели его от этого отучить, можно оставлять соску в течение дня в шкафчике. Первые несколько месяцев мы разрешаем взять соску на дневной сон, но все же при этом мягко предлагаем от нее отказаться. Отучить малыша от пустышки легче в возрасте 6−9 месяцев. В этот период большинство детей занято изучением окружающего мира, их внимание направлено на то, чтобы ощупывать и рассматривать предметы, поэтому они уже не так сильно нуждаются в сосании. К тому же практически все интересующие объекты малыши тянут в рот. В этом возрасте рот играет большую роль в познании предметного мира. Старайтесь держать пустышку подальше от глаз ребенка и выдавайте только на ночь или перед дневным сном. Для большинства детей такая тактика срабатывает. Если в этот период попрощаться с соской не удалось, повторите попытку после года. В этом возрасте пустышки и бутылочки для ребенка тем более не что иное, как привычка, он уже не нуждается в сосании, как прежде.
Ходить на горшок. Конечно, не приученного к горшку малыша примут в ясли — это не повод для отказа. Более того, многие воспитатели признают: в коллективе этот навык прививается быстрее, ведь там всех детей высаживают на горшок одновременно, в одно и то же время. Если ребенок все еще в подгузниках, мы просим родителей оставлять в шкафчиках несколько комплектов запасной одежды. В течение дня ребёнок ходит в трусиках, на сон и на прогулку, если родители просят, надеваем памперс. Горшок — это, конечно, идеал, но не обязательное условие. Дальше многое зависит от работников сада. Но все же воспитатели настоятельно рекомендуют начинать процесс приучения заранее. Дома, рядом с родителями это будет менее травматично. Начинать можно примерно с полутора лет: именно в этом возрасте малыш начинает понимать, что хочет в туалет. К трем годам ребенок уже должен полностью отказаться от одноразовых трусиков, и проситься в туалет. А вот вытирать попу многие дети не умеют или брезгуют до 5-6 лет.
Самостоятельно засыпать. Совместный сон с родителями и укачивание — это прекрасно в рамках одной отдельно взятой семьи. Но ясельная группа — это несколько десятков ребятишек. И воспитатели просто не могут позволить себе такой роскоши, как укачивать каждого малыша. Тем более, если дома родители носили его для этого на ручках, а также давали бутылочку с чаем.
Спокойно отпускать маму. Наверное, хорошо, когда женщина может себе позволить полностью раствориться в малыше и ни на секунду с ним не расставаться. Но для адаптации в садике придется все же научиться доверять кроху и другим людям. Когда малышей приводят в ясли или младшую группу, очень четко видно, какие дети привыкли оставаться с бабушками или нянями, а какие — ни разу не разлучались с родителями. Первые достаточно спокойно идут к другим детям, осваивают пространство. Вторые же — могут несколько месяцев закатывать истерики, когда мама уходит.
Стараться есть самостоятельно. Прекрасно, если малыш будет уметь держать ложку и подносить ее ко рту, пить из чашки. Понятно, что кроху голодным не оставят. Но снова вспомним: ваш ребенок в ясельках не единственный. Если хотя бы 5-7 человек совсем не умеют есть самостоятельно, у воспитателей просто не хватит рук, чтобы их всех накормить и этот процесс сильно затянется. Кроме того, вряд ли деткам будут наливать чай или компот в поильники. Во время кормления ребенка всегда давайте ему ложку, разрешайте самому отправлять еду в рот. Многие мамочки не любят, когда малыш пачкается и пачкает кухню, им проще накормить его самим. Это неправильно.
Жевать еду. Мы выделили это в отдельный навык для самых маленьких детсадовцев. Дело в том, что многие малыши в ясельках до сих пор частично на грудном вскармливании. И обычную еду мамы им тоже измельчают в блендере до состояния пюре. В садике же им уже надо будет уметь жевать кусочки.
Заранее перейти на детсадовский режим дня. Малыш привык спать до 10 часов утра, и вдруг, в один прекрасный день, его начинают будить в 7 или 8, бегом заставлять умываться, одеваться, куда-то идти. Тут и у взрослого-то вряд ли будет хорошее настроение. Такие дети плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг. Это же относится и к дневному сну. Когда одни уже просыпаются, другие только-только начинают засыпать. Укладывать всех в разное время воспитатели не будут. Поэтому заранее узнайте режим, по которому живёт садик и подстройтесь под него.
Уметь попросить о помощи. Это- самый важный пункт. Неважно, разговаривает ваш ребенок или пока объясняется жестами. Вы же его как-то понимаете? Вот и воспитатели поймут — опыт у них большой. Но малыш привык, что мама с полувзгляда знает, что ему нужно. И не всегда понимает, что с незнакомыми людьми нужно по-другому. С самыми маленькими воспитанниками, особенно в первый месяц, воспитатели загружены максимально. Мы пока не знаем детей, не знаем их привычек, их особенностей. Если ребенок не объяснит, что он описался, то может какое-то время бегать в мокрых штанишках. Он может мерзнуть, но не сможет рассказать об этом. Еще часто бывает, что малыш начинает плакать: пытаемся понять, что он хочет, что случилось. В итоге оказывается, что хочет пить, но не знает, как попросить.
Реагировать на слова взрослого. «Можно», «нельзя», «стой»! Желательно, чтобы ребенок не только понимал, что воспитатель обращается к нему, но и реагировал на его слова. Даже если дома вы воспитываете его по японской системе, когда до определенного возраста можно все, в садике не обязаны придерживаться ваших взглядов и разделять их. Воспитатель отвечает за детей и их безопасность, поэтому он не может позволить, например, вашему ребенку бегать по всей территории сада, пока группа гуляет на площадке. И здесь слов «стой» и «нельзя» для сорванца должно быть достаточно, чтобы он перестал убегать.
Пробовать разную еду. Считается, что многие малыши лучше едят «за компанию». Но встречаются и исключения. И это действительно большая проблема для таких детей. Если они привыкли только к тому, что готовит мама, им не захочется есть детсадовские запеканки, супы и прочее. Есть родители, которые просят заставлять и кормить. Есть те, которые просят ни в коем случае не заставлять. Но в таком случае кроха будет весь день голодным.
Понимать, как общаться с другими детьми. Никто не просит с первых же дней начинать дружить- эти навыки у самых маленьких воспитанников садика еще не развиты. Но нужно, как минимум, не бояться находиться в коллективе, уметь попросить у другого ребенка его игрушку, понимать, что нужно делиться, и так далее. Если же раньше ребенок не имел опыта общения со сверстниками, для него будет большим стрессом узнать, что не весь мир вращается вокруг него.
Пытаться самостоятельно одеваться и раздеваться. Идеально, если малыш будет пытаться что-то делать хотя бы в два года, но к трем годам детки уже должны уметь хотя бы частично самостоятельно одеваться и раздеваться, а также умываться, причесываться и чистить зубы. Понятно, что никаких кнопок, шнуровок, молний, пуговиц на одежде быть не должно. Точнее, они могут быть, но в лучшем случае все эти застежки будут освоены к средней, а то и старшей группе. Мы, конечно, поможем ребенку, но это будет потрачено время. Представьте, группа собирается гулять, и мы застегиваем 20 рубашек… Поэтому мы просим родителей выбирать для детей в сад максимально просто надевающиеся вещи: штаны на резинке, обувь на липучках. Вместо шарфа предпочтительна манишка или шапка-шлем, а вместо перчаток- варежки. Кроме того, ребенок должен понимать, в каком порядке надеваются предметы одежды. Но запоминать он это может достаточно долго. Обычно в раздевалке группы висят специальные напоминающие картинки.
Уметь ждать. Этим навыком в идеале владеют малыши из многодетных семей. Если же ребенок один в семье, он вряд ли сам просто так догадается, почему ему нужно ждать своей очереди одеваться, пить или что-то еще. Это нужно объяснять заранее. Для выработки навыков терпения подойдут упражнения, которые направлены на удержание определенного положения тела в течение какого-то времени. К таковым, например, относятся всем известные позы «ласточка» или «цапля», а также некоторые асаны йоги, которые можно использовать и для занятий с детьми: «собака мордой вниз», «лягушка», «кобра», «рыбка» и другие. Практикуйте физминутки, постепенно увеличивая время нахождения ребенка в той или иной позе.
Убирать за собой игрушки. Вы прекрасно знаете, какой кавардак может устроить один отдельно взятый ребенок. Теперь представьте, что детей — двадцать, и игрушек у них в несколько раз больше, чем у вас дома. У нас в садике правило: детки всегда убирают игрушки за собой сами. Мы, конечно, помогаем, учим, объясняем. Но суть такая: разбросал — убери. Бывают детки, которые сразу начинают плакать, не понимают, что от них хотят. Им кажется, что их так ругают или наказывают. Кстати, пользуясь случаем, хочу попросить всех родителей: не превращайте домашние дела в наказание. Ваших детей потом очень сложно переубедить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Чем должен овладеть ребенок в детском саду"
консультация...
Каким НЕ ДОЛЖЕН быть утренник в детском саду.
Информация для родителей и педагогов ДОУ....
Консультация для родителей на тему: "Что должен уметь ребёнок перед детским садом".
Консультация для родителей на тему: "Что должен уметь ребёнок перед детским садом"....
Что должен уметь малыш в два - три года
Информация для родителей...
Что должен уметь малыш
Работа с родителями. Консультация...
Кто должен забирать ребенка из детского сада?
Информация для оформления стендов, родительских уголков....
Каким не должен быть утренник в детском саду
УТРЕННИК В ДЕТСКОМ САДУ. КАКИМ ОН НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ Утренник в детском саду. Родители в зале с камерами, фотоаппаратами, планшетами и смартфонами, готовые запечатлеть появление своего нарядного ребе...