Учите детей сомневаться.
статья (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учите детей сомневаться.
Знание только тогда знание,
когда оно обретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой.
«Учить детей сомневаться», что мы понимаем под этими словами? Зачем учить детей сомневаться при усвоении каких-либо знаний? Да и возможно ли вообще побуждать к сомнению дошкольников? Ведь в сущности: педагог должен давать детям истинные знания, в которых нет надобности сомневаться. К тому же для ребенка взрослый человек, особенно близкий (родители, воспитатели), очень много значит.
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. В свое время И.М. Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов называл рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые связи между ними. Но зачастую, в нашей практике, мы даем детям готовые сведения, в которых нет надобности сомневаться, а воспринимать их не включая мыслительную деятельность.
Как правило, в нашем обществе, за взрослыми закрепляются функции контроля, оценки, а ребёнка с рождения приучают к немотивированным запретам, приказам, ставят его в положение подчинения, повиновения. Не секрет, что в домашних условиях ребенку не дают возможности порисовать красками, полепить пластилином, а тем более глиной, порезать ножницами, эта возможность есть только в детском саду, где он проводит большую часть времени.
Наблюдая за природными явлениями, за живыми и неживыми объектами, проводя образовательную деятельность мы пришли к выводу, что многие дети просто не замечают преднамеренных «ошибок» в словах и действиях взрослых. Между тем слепая вера в правоту взрослого не совместима с поиском истины.
Как научить ребенка сомневаться в правильности действий взрослого, истинности высказываний взрослого, при этом, не роняя его авторитет? Прежде всего необходимо изменить социальную позицию ребенка в отношении взрослого. Отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Значит дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя или правильность их высказывания, а истинность знаний, как таковых и средства их добывания.
Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Поэтому, в нашем ДОУ мы создаём условия для развития этой деятельности.
Здесь-то и работает закон «соучастия в деятельности». Соучастие в деятельности – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это может сделать и взрослый и ребенок.
В ходе наблюдений оказалось, что для развития способности сомневаться, критически мыслить, делать собственные выводы дети нуждаются в сотрудничестве не только со взрослыми, но и друг с другом. Общение в группе сверстников способствует выработке у детей партнерских отношений, где каждый участник – равный и доступный объект для критики. У детей зарождается умение замечать ошибки друг у друга, соглашаться и спорить, отстаивать свою точку зрения. Сомнение – это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить , потрогать своими руками, спросить о непонятном, высказать свое предположение.
И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, а значит мыслить!
Как же организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать их мышление?
В каждом конкретном случае воспитатель решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Для этого педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Поэтому в группах есть свои «мини-лаборатории», где собраны разнообразные материалы для исследований. Совместными усилиями коллектива педагогов и родителей в нашем детском саду создан кабинет познавательно - исследовательской деятельности, где работа с детьми организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и товарищами по группе. Такая форма занятий предполагает самостоятельную деятельность ребенка с объектами исследования, благодаря которой дети видят результаты своих опытов, практически устанавливают связи между предметами и явлениями, расширяют и систематизируют свои представления об окружающем мире.
Таким образом можно сделать вывод, что если с первых дней жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе вариантов задания, способов действия, форм поведения и материалов для достижения результатов, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.
Воспитатели: Ермакова Н.И.
Чигвинцева М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические советы родителям детей 4-5 лет «Как учить детей правильно говорить»
Практические советы родителям детей 4-5 лет «Как учить детей правильно говорить»...
Учим детей и учимся сами!
/основные рекомендации взрослым, касающиеся взаимодействия с детьмис различными проблемами/....
Публикация "Учите детей сомневаться"
Если с первых дней жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе вариантов задания, способов действия, форм поведения и материалов для достижения результатов, то это поможет лучше раскрыть его т...
Мы учимся сами и учим детей
Рекомендации по развитию и воспитанию детей...
Учим детей учиться исследуя новое
Развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности. Формирование основ научного мировоззрения....
Исследовательский проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»
Изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды....
Консультация «Как надо учить детей учить стихи»
консультация...