Речевое развитие детей средствами художественной литературы
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Художественная литература — средство развития связной речи дошкольников»
Безгодова Е.Н.
Консультация для педагогов «Художественная литература — средство развития связной речи дошкольников»
Связная речь – связность мыслей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения,которые резко ограничивают их общение с окружающим миром. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А все потому, что в дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна, не всегда правильна. Часто можно наблюдать как ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много, но когда ему предлагают рассказать, например, о том, что он видел в зоопарке, цирке и т. д. сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, выделить главных героев, основные действия. Одним из важнейших источников развития связной речи, ее выразительности являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Сопровождая человека с самых первых дней жизни, художественная литература способствует развитию правильной и полноценной речи ребенка-дошкольника. Она обогащает словарный запас новыми словами и образными выражениями, помогает изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. На Руси книгу обычно связывали с ключом,открывающим двери в сокровища мудрости или с лестницей, ведущей к вершинам образованности. По словам Сухомлинского “ Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка”.
Интерес к книге появляется у ребенка рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослых, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке, появляется интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе, уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя произведения, заставить следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (не хотят, например, чтобы глупого мышонка съела кошка)
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом возрастных особенностей детей. В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе общих положений разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, объем). В программе воспитания в детском саду помещены списки литературы для каждой возрастной группы,в которых представлены: устное народное творчество (сказки, потешки народов России и зарубежных стран, произведения русских и зарубежных писателей. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Педагогам нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их.
Программа в ДОУ предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями как на специальных занятиях (НОД, так и в самостоятельной деятельности детей (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книг). Одна из задач на занятии состоит в том, чтобы научить дошкольников слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети обретают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи. Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных ступеней организуется педагогами по разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппой по 2-6 человек, в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми.
Чтобы занятие было интересным, воспитывающим, обучающим педагогу следует:
1. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики
2. Использовать литературу как источник расширения и культурного обогащения мира ребенка представлениями о близком и далеком, о сказочных героях и их характеристиках, о поступках взрослых и детей, задавать вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его.
3. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказыванию знакомых произведений и их драматизации.
4. Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых вариаций, различных импровизаций на основе литературных произведений.
5. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей.
6. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать книгу.
7. Читать детям ежедневно, выбирая для этого удобное время (перед сном, перед едой, на прогулке).
8. Использовать высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребенку следить за развитием действий и понимать текст. Представить ребенку некоторые произведения без зрительных средств с целью развития его воображения, умения слушать и воспринимать художественную речь.
9. Способствовать вовлечению родителей в систематическое чтение в семье.
Приемы, используемые при ознакомлении с худ. Литературой:
- литературный герой – на занятие он приходит из разных книжек. Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать связывающим звеном на всех занятиях, главное, чтобы этот герой был любим,узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, устраивать игры ипоощрять.
- пальчики – мелкая моторика на таких занятиях – важное звено, т. к. с помощью пальчиков используются пальчиковые, варежковые театры, а также ловкость рук – преобразование пальчиков в героев.
- слушание в сочетании с др.видами деятельности: звукоподражанием, перевоплощениями, проигрыванием диалогов
- чтение с опорой на иллюстрации, игрушки
- мнемотехника (система приемов, облегчающих запоминание)
Знакомство ребенка с худ. литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.
Народ –непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения трудно произносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литера турных образцах в духе гуманности, дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и, наказывая злых. Эстетические, особенно нравственные представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучений, рассуждений воспитателей по поводу прочитанных текстов.
Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский“ Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик, оно, наконец, дает такие логические понятия и филосовские воззрения, которых не мог бы сообщить ребенку ни один философ. В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка,но и метод его изучения: доверие “ языку – учителю” который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу.
В младшей группе знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей учат слушать сказки, стихи, рассказы, следить за развитием действий, сочувствовать положительным героям. Малышей привлекают также произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном или многократном чтении, усваивают смысл стихотворений. При этом речь обогащается наиболее запоминающимися ему словами и предложениями.
В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание дошкольников как на само содержание литературных произведений, так и на некоторые особенности языка (эпитеты, сравнения, образные выражения). После прочтения сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам можно только при правильной постановке вопроса. При чтении стихотворений выделяют их музыкальность, ритмичность, напевность, развивают способность замечать богатство и красоту русского языка.
В старшем возрасте дошкольников учат различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра, развивают способность наслаждаться художественным словом. К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, высказать свое отношение к ним, определить жанр произведений (стихотворение, рассказ, сказка, уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения). Часть программных произведений дети должны выучить наизусть, часть уметь передавать близко к тексту (пересказать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным произведениям.
Не стоит забывать, что именно в дошкольном детстве происходит активное усвоение родного языка, становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняться, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание. Художественные тексты являются хорошим помощником родителей и педагогов для решения этой задачи.
Литература
1. Стаценко Р. А. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание № 7, 2010
2. Буреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову – одно из условий обучения родному языку. Дошкольное воспитание № 2, 2011
3. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. М., 2007
4. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"
Статья по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста....
Презентация "Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора".
Предлагаю вашему вниманию презентацию " Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора". Данная презентация может быть использована воспитателями всех возрастных групп ...
«Совершенствование работы по развитию творческой речевой активности детей средствами художественной литературы»
развитие творческой речевой активности детей дошкольного возраста;показать многообразие жанров художественной литературы (сказки, пословицы, загадки, песенки, потешки);воспитывать чувство слова, вызва...
Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".
Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...
Презентация к проекту: "Развитие творческой речевой активности детей средствами художественной литературы»"
Одной из основных задач при работе над развитием творческих и речевых способностей детей - воспитывать у детей любовь к книге, к художественной ли...
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...