Статья на тему "Дети группы риска"
методическая разработка
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_gruppy_riska.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети группы риска
Каких детей и почему можно отнести к «группе риска»?
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.
Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
•медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
•социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
•психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
•педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
•дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 12
•дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
•дети из неблагополучных, асоциальных семей;
•дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
На сегодняшний день, специалистами применяются следующие группы методов, направленные на исправление отклоняющегося, асоциального поведения несовершеннолетних:
- методы разрушения отрицательного типа характера. Основным педагогическим приемом педагогического воздействия является специфический и спорный в некотором смысле прием «взрыва», который описал и внедрил в практику работы с беспризорниками А.С. Макаренко. Применение «взрыва» в качестве приема педагогического воздействия требует создания обстановки, при которой у несовершеннолетнего возникли бы новые, сильные, ведущие чувства, связанные с жизненными интересами, перспективами, отношениями с близкими людьми. Это своего рода специфическое средство воздействия, которое требует от специалиста проявления особого мастерства и определенных условий реализации.
- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания. К ним относятся приемы убеждения, переубеждения, направленные на объектное переосмысление достоинств и недостатков воспитуемого, переориентировку его самосознания. - методы перестройки жизненного опыта. К ним относятся приемы предписания, ограничения, переключения, регламентации образа жизни и пр., направленные на переучивание.
- методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения. К ним относятся приемы поощрения и наказания, соревнования, положительная перспектива или положительный пример.
Используя методы и примы педагогического воздействия/взаимодействия необходимо учитывать воспитательную функцию коллектива, которая предполагает:
- доверие — подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- постепенное приучение к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общей значимостью;
- поддержку коллективистических проявлений — поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
- недоверие — коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы — коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;
- осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
- включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с ровесниками.
Наиболее успешный случай организации работы с детьми «группы риска».
Рассматривая различные методы организации работы с детьми «группы риска», я выделила наиболее интересные технологии:
Дискуссионный клуб
Технология основана на методике организации проблемно-ценностного общения. Она предполагает организацию этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий, социально-психологических тренингов, психологических и моделирующих игр с использованием этического содержания кинофильмов, затрагивающих проблемы, характерные для группы риска.
Технология способствует формированию навыков цивилизованной дискуссии, эффективной коммуникации и толерантного поведения. Можно использовать материалы кинофильма как вступление к дискуссии, как предмет дискуссии, в качестве иллюстрации или как информацию к размышлению. С целью расширения у подростков запаса социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни по материалам просмотренного кинофильма может быть проведена этическая беседа.
С целью формирования у подростков навыков эффективного общения, достижения позитивного отношения к базовым ценностям общества по ролевому принципу может быть организована активная коммуникация подростков в форме дебатов. Воспитательный, социализирующий потенциал дебатов заключается в том, что, подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая изначально подростку не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, он может прийти к такому серьезному сомнению в собственных взглядах, что вплотную окажется перед необходимостью смены ценностных установок, понимания необходимости толерантного общения. Включение подростков в социальное действие, как неотъемлемый компонент и результат дискуссионного общения происходит при использовании формы проблемно-ценностной дискуссии.
Целью проблемно-ценностной дискуссии является запуск социального самоопределения подростка и подготовка к его переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты, ситуации, проблемы социальной реальности, а кинофильм «запускает», иллюстрирует общение или создает определенный эмоциональный настрой. Самоопределение идет тем успешнее, чем более конкретные, близкие и актуальные могут быть подобраны фрагменты и ситуации для подростков.
Тематика групповых дискуссий:
1. Для чего нужны законы.
2. Создатели граффити — это вандалы или свободные художники?
3. Можно ли жить без установленных правил и другие…
Технология пантомимы и мультипликации
Технология обладает психотерапевтическим и социально-педагогическим потенциалом. Организация работы в студии пантомимы позволит обогатить творческое восприятие мира при помощи образов, создаваемых возможностями своего тела. Пантомима учит не только передавать эти образы, но и управлять собственным телом, что, в конечном итоге, позволит также управлять своей жизнью.
Основная цель технологии — воспитание у несовершеннолетнего устойчивой потребности в творчестве, развитие способностей к самоопределению и самореализации средствами искусства через организацию пантомимы и анимационной деятельности. Технология социальной работы с использованием возможностей творческой лаборатории включает в себя следующие компоненты:
- формирование творческих групп, работающих над одним замыслом, развитие умения работать в коллективе;
- написание сценария или подбор рассказа, сказки, стихотворения для создания образа;
- разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими операциями и способами обработки используемых материалов; - освоение инновационных технологий (компьютерная графика, приемы и виды кинои видеосъемки);
- знакомство с основами актерского и пластического мастерства, мимикой, ритмикой, необходимыми для передачи движения;
- звуковое оформление фильма; - просмотр мультфильма (номера пантомимы) в рамках творческого фестиваля.
Особенность технологии — в обращенности к каждому ребенку как неповторимой индивидуальности. Педагог занимает позицию собеседника, заинтересованного личным мнением каждого и уважающего это мнение, что располагает к свободе высказываний, спору, рождению новых проблем и открытий. Позиция собеседника превращает педагога из источника информации и оценивающего контролера в ведущего участника творческого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....
Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.
Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....
Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.
Это курс занятий направленный на профилактику нарушений чтения и письма у дошкольников. Задачи: - развивать высшие когнитивные процессы...
Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).
3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...
Коррекционно-профилактическое занятие для подготовительной группы (в том числе группы риска) "Мое имя"
Занятие с детьми подготовительной группы (в том числе с детьми «Группы риска») «Мое имя»Цель урока: Идентификация ребенка со своим именем. Формирование вни...