Рекомендации для педагогов по профилактике семейного неблагополучия.
консультация

Наталья Леонидовна Корчагина

Рекомендации для педагогов по профилактике семейного неблагополучия, нормативно-правового обеспечения данной работы,  перечне механизмов выявления семейного неблагополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 333_rekomendatsii_po_rabote_s_neblagopoluchnymi_semyami.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для педагогов ДОО

Рекомендации по работе с неблагополучными семьями

Проведение ранней профилактической работы.

         Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: участковых инспекторов милиции, инспекторов ИДН, психологов, социальных педагогов, заведующих детскими садами, участковых педиатров, врачей-наркологов, врачей психоневрологов, воспитателей и др.

 Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основной метод в работе с неблагополучной семьей - это социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.

Ответ Министерства просвещения России от 10.10.2019гю № 08-ПГ-МП-19852

Там указано, что:

 «В ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 НЕ ВХОДИТ КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

ЭТО ПОЛНОМОЧИЕ ВОЗНИКАЕТ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 НА ВОЗМЕЗДНОЙ ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ».

В ходе социального патронажа неблагополучной семье оказывается информационная, психологическая, педагогическая, психотерапевтическая, социальная, организационная, моральная и материальная помощь в решении конкретных проблем.

         Целесообразна также организация просветительской работы на уровне государства с задействованием СМИ (телевидения, радио), теле-, радиорекламы, рекламы в печатных органах (газетах, журналах) - пропаганда полной (функциональной) семьи, счастливых детей, здорового образа жизни, правильного питания, физкультуры и спорта в стране, в том числе изменения менталитета граждан в сторону менее терпимого отношения к курению, пьянству, наркомании, девиантному поведению взрослых. Отказ от рекламы спиртных напитков, сигарет и т. п.

В НАШИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ

 ОБЪЯСНЯТЬ РОДИТЕЛЯМ

 НАСКОЛЬКО МОЖЕТ БЫТЬ ГУБИТЕЛЬНЫМ

 ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ СМИ!!!

         

Также необходимо осуществлять просвещение на уровне образовательных учебных заведений (детские сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, ШРМ, СПТУ): оформлять стенды, выступать на родительских собраниях с ознакомительными лекциями на темы: «Влияние семьи на детей», «Дети и родители», «Воспитание в труде», «Воспитание "трудного" ребенка», «Социализация в условиях здоровой (функциональной) и неблагополучной (дисфункциональной) семьи», «Преступность несовершеннолетних и неблагополучная семья», «Особенности возникновения трудновоспитуемости», «Особенности формирования девиаций в детском возрасте» и др., в ходе проведения которых необходимо разъяснять отрицательное психологическое влияние, которое оказывает неблагополучная семья на личность несовершеннолетних. Лекции могут проводить практические психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие специалисты по работе с семьей.

         В ходе проведения лекций во время родительских собраний необходимо воздействовать на самосознание родителей, стараться создать у них установку на укрепление семьи, культ здорового образа жизни, разъяснять им психологические особенности различного периода развития, негативное влияние семейного неблагополучия на формирование девиантного поведения несовершеннолетних.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

                                                                                                                                                                                                            Памятка          

Психолого - педагогическая программа помощи неблагополучным семьям.

Считают целесообразным оказание психолого - педагогической помощи неблагополучным семьям в зависимости от типов семейного неблагополучия.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

                                                                                                                                                                                                                                Образец программы

Рекомендации по работе с несовершеннолетними с девиантным поведением:

1.Профилактическая работа на базе образовательных учебных заведений: 

детских садов, школ, СПТУ, техникумов. Проведение лекций, бесед, оформление тематических стендов. Встреча родителей и детей с психологами, психоневрологами, невропатологами, наркологами, детскими гинекологами, социальными педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами милиции (в зависимости от возраста и направления образовательного учреждения). Профилактика девиантного поведения, пропаганда здорового образа жизни. Воздействие через референтные группы, СМИ.

2. Коррекционная работа

 Работа с несовершеннолетними девиантами сложна, многогранна и длительна, она требует не только эмпатии, но и системного подхода в оказании помощи преодоления социального неблагополучия.

Типы неблагополучных семей

Практические рекомендации по работе с неблагополучными семьями

Совместная деятельность служб, центров, специалистов

Типы неблагополучных семей

Практические рекомендации по работе с неблагополучными семьями

Совместная деятельность служб, центров, специалистов в данной работе.

Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков)

  1. Наблюдение за семьей и проведение консультаций педагогами образовательного учебного заведения
  2. Применение методов внушения и убеждения в беседах и на консультациях.
  3. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН.
  4. Оказание психологической, педагогической и диспетчерской помощи.
  5. Использование следующих направлений в работе с семьей:

семейного консультирования,

 поведенческого тренинга,   музыкотерапии.

  1. Возбуждение дела о лишении родительских прав в случае неэффективности проделанной работы (ИДН, КДН.ДОУ, центры психологической помощи, наркологический диспансер. Психологи, врачи (психиатр, психотерапевт, невропатолог, терапевт, педиатр), воспитатели, учителя, социальные педагоги, инспекторы ПО делам несовершеннолетних).

Асоциально-аморальные (бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)        

  1. Наблюдение за семьей и проведение бесед с ее членами о целесообразности изменения их поведения.
  2. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН.
  3. Оказание психологической и педагогической помощи членам

семьи.

  1. Использование следующих направлений в психокоррекционной

работе с семьей: семейного консультирования, семейной психотерапии, музыкотерапии, поведенческой психотерапии.

  1. Оказание помощи родителям асоциально-аморальной семьи в поиске работы, постоянного места жительства, получении денежных выплат.
  2. Возбуждение дела о лишении родительских прав в случае неэффективности проделанной работы (Центр занятости населения, ОВД, ДОУ, ИДН, КДН, школа, центры психолого-медико-педагогической ПОМОЩИ, комитет по здравоохранению, психологи, врачи, воспитатели, учителя, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних).

Криминальные

(семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают, либо отбыли наказание в местах лишения свободы)        

  1. Наблюдение за семьей и беседа с ее членами психолога, социального педагога, воспитателя, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних.
  2. В случае отклонений в поведении родителей - постановка семьи на

           учет в ИДН, ОВД.

  1. Оказание психологической и психиатрической ПОМОЩИ отбывшему наказание члену семьи.
  2. В случае привлечения несовершеннолетнего к криминалу и неэффективности проделанной работы — лишение родительских прав        (ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД, центр психологической помощи, воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог, участковый, инспектор ПО делам несовершеннолетних).

Конфликтные

 (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством)

  1. Наблюдение за семьей психологом, педагогами, руководителем.
  2. Консультации педагогов, психолога.
  3. Беседы воспитателя с родителями.
  4. В случае неэффективности воздействий - постановка семьи на учет в ИДН.
  5. Оказание психологической и педагогической помощи семье:

          социально-психологический      

          тренинг, музыкотерапия,    

          атртерапия.

  1. Лишение родительских прав в случае жестокого обращения с ребенком, неэффективности воздействий  (ДОУ, школа, ИДН, КДН,ОВД, психолог, педагог, воспитатель, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый).

Семьи с психически больными родителями

(семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)

  1. Беседа с членами семьи о необходимости регулярного лечения (либо постановки на учет) психически больного члена семьи.
  2. Постановка семьи на учет в ИДН, ОВД.
  3.  Оказание психологической помощи членам семьи: семейное консультирование, арттерапия, музыкотерапия.
  4.  Лишение родительских прав в случае неэффективности лечения        

(Психоневрологический диспансер, ИДН, КДН, ДОУ, психолог, воспитатель,  участковый, инспектор ПО делам несовершеннолетних).

Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей)        

  1. Наблюдение и консультации педагогов и психолога.
  2. Выяснение проблем.
  3. Психолого-педагогическая помощь семье.
  4. Проведение лекций, родительских собраний, семинаров, бесед, просмотр видеофильмов, социально-психологических тренингов, библиотерапия, «воспитание родителей».

Обычные средства психологического и педагогического воздействия для девиантов являются недостаточно сильными. Поэтому при оказании психолого-педагогической помощи к девиантному несовершеннолетнему следует найти индивидуальный подход, усилить контроль за выполнением заданий, дать эмоционально положительное подкрепление, создать мотивацию успеха. Кроме того, необходимо знать, что результата от работы можно ждать очень долго, порой несколько лет.

Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних

 включает в себя восемь основных этапов:

  1. выявление обучающихся, проявляющих девиантное поведение;
  2. определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности;
  3. анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;
  4. выявление акцентуаций характера;
  5. установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик;
  6. составление плана и проведение психолого-педагогической коррекции по устранению причин нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, задач, средств, этапов, исполнителей);
  7. изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания;
  8. вовлечение в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней.

В системе реализации психолого-педагогических мер существует цепь последовательно связанных между собой элементов:

  • анализа положительных и отрицательных свойств характера несовершенолетнего, исследования его потребностей, отклонений в поведении;
  • изучения педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией (или устранением) вредных влияний положительным воздействием окружающей среды;
  •  перестройки отрицательного стереотипа ребенка, переключение его сил и способностей на интересные дела, в результате чего должны усилиться его положительные качества.

Источник: 

Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2016. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика семейного неблагополучия.

В рамках профилактики семейного неблагополучия организована работа по раннему его  вывлению ,по определению причин сложившегося положения на основе межведомственного взаимодействия субъектов проф...

Проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия

Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизн...

Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников

Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников...

Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"

ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...

План работы педагога-психолога по предупреждению и профилактике семейного неблагополучия

План по предупреждению и профилактике семейного благополучия...

Рекомендации для педагогов по профилактике семейного неблагополучия.

Рекомендации для педагогов ДОО по профилактике семейного неблагополучия, нормативно-правовому обеспечению и механизмам выявления семейного неблагополучия....