Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников
рабочая программа на тему
Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_semeynogo_neblagopoluchiya_2015_g.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад» г.Усинска
«Кагаöс сöвмöдан шöрин- челядьöс» школаőдз велöдан Усинск карса
муниципальнőй сьöмкуд учреждение
Программа
по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников
Воспитатель, общественный инспектор
по охране прав детства МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска:
Розитис Е.А.
г.Усинск, 2015 г.
1. Паспорт программы
Наименование программы | «Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников» |
Разработчик программы | Розитис Екатерина Анатольевна – воспитатель, общественный инспектор по охране прав детства. |
Назначение программы | Оказывать социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в т.ч. семьям СОП и «группы риска». |
Основание для разработки программы | - Конвенция о правах ребенка; - Конституция Российской Федерации; - Семейный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ; - Законы Российской Федерации: - «Об образовании» с внесёнными изменениями и дополнениями; - «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ; - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ; - «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ - Закон Республики Коми от 23 декабря 2008 г. N 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми" Федеральный комплект методических материалов. Приказы УО |
Цель программы | Создание комплексной системы социально-психолого-педагогической поддержки семьи по профилактике семейного неблагополучия. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы | 2015-2018 уч. г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность |
|
Участники реализации программы | Воспитанники дошкольных групп, воспитатели, специалисты детского сада, педагоги-психологи, общественный инспектор по охране прав детства, педагоги дополнительного образования; инспектор ОПДН; инспектор ОГИБДД ОМВ России по г.Усинску, родители (законные представители). |
Управление, контроль | Мониторинг показателей социального паспорта, уровень удовлетворенности родителей (законных представителей), социальное благополучие воспитанников. |
Формы и методы реализации программы | Групповые и индивидуальные занятия, беседы, воспитательные мероприятия, заседания родительского клуба «Семейный очаг», деловые и ролевые игры, кинолекторий, выпуск памяток для родителей (законных представителей), тренинги, участие в волонтерских акциях, социально-значимых акциях, флэшмобов. |
Пояснительная записка.
Профилактическая деятельность МБДОУ «ЦРРДС» г. Усинска регламентируется:
- Законом Российской Федерации "Об образовании", устанавливающим ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и учащихся во время образовательного процесса;
- Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ, а также совершающими правонарушения;
- Закон Республики Коми от 23 декабря 2008 г. N 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми".
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.
Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления.
Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:
- резкое социально-экономическое расслоение общества;
- постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;
- рост скрытой и явной безработицы;
- педагогическая несостоятельность родителей.
Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.
В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.
На начало 2015-2016 учебном году в нашем учреждении состояли 4 семьи из социально незащищённых категорий (1 семья СОП и 3 семьи «группы риска»), а также опекунские семьи, семьи, в которых есть дети инвалиды.
Для более успешной социально – профилактической работы с семьями и воспитанниками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:
- социально-педагогическая запущенность, когда воспитанник ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- глубокий психический дискомфорт воспитанника, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (несправедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны родителей, друзей;
- отклонения психического и физического состояния здоровья;
- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов.
Все это обуславливает необходимость создания программы профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели и задачи:
Цель: Создание комплексной системы социально-психолого-педагогической поддержки семьи по профилактике семейного неблагополучия.
Задачи:
1. повышать уровень профилактической работы с воспитанниками и их семьями (законными представителями) в МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска;
2. выявлять семьи, предположительно находящихся в социально-опасном положении и «группы риска» на ранних стадиях семейного неблагополучия;
3. оказывать социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, а также их родителям (законным представителям);
4. осуществлять консультативно-профилактическую работу всем участникам и родителям (законным представителям) образовательного процесса;
5. принимать меры по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья воспитанников дошкольных групп,
6. осуществлять тесное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проведения комплексной профилактической работы с семьями и воспитанниками;
7. вести диагностическую работу с воспитанниками и родителями, проводить ежегодный анализ реализации и результативности данной программы.
Содержание программы.
Программа содержит 4 направления: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), работа со специалистами центра, работа с субъектами профилактики.
Механизм реализации программы осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив.
- взаимодействие педагогов, воспитателей, родителей (законных представителей), детей; межведомственное взаимодействие с различными субъектами профилактики (ТКПДНи ЗП по г. Усинску, ОПДН по г. Усинску; ОСПСи Д, Сектор опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Усинску);
- психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике правонарушений;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей (законных представителей) для успешного функционирования программы по профилактике семейного неблагополучия;
- повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.
Этапы реализации программы.
Название этапа | Содержание работы |
I этап. Подготовительный 2015 год (август) | - постановка целей и задач профилактической работы и разработка программы; – определение стратегии и тактики деятельности; – совершенствование нормативно – правовой базы; |
II этап. Внедрение и реализация мероприятий программы 2015-2018 годы (сентябрь 2015 – май 2018) | – разработка методик и проведение в учреждении социологического исследования детей, родителей (законных представителей), направленной на профилактику семейного неблагополучия; |
III этап. Отслеживание и анализ результатов 2018 год (июнь) | – обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; |
Участники программы
Основным звеном программы являются воспитанники дошкольных групп, воспитатели, специалисты центра участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и пропаганду здорового образа жизни.
Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации программы
«Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников»
Работа с воспитанниками
1. | Формирование ценностных ориентиров воспитанников (воспитательные мероприятия, декады, акции) | |||
Встречи с инспектором ГИБДД «Осторожно дорога!» | сентябрь, январь, май | Общественный инспектор по охране прав детства Розитис Е.А. | ||
Изучение символики РФ и РК | Сентябрь, декабрь, март | Воспитатели дошкольных групп | ||
Профилактическая акция «Внимание дети!» | сентябрь февраль май | Общественный инспектор по охране прав детства Розитис Е.А. | ||
Концерт в честь Дня работника дошкольного образования | сентябрь | Воспитатели дошкольных групп | ||
Праздник добрых дел (Международный день пожилых людей) | 1 октября | Воспитатели дошкольных групп | ||
Декада по защите прав детей | ноябрь | Воспитатели ОИПОПД Розитис Е.А. | ||
Воспитательное мероприятие ко Дню Матери | ноябрь | Воспитатели ОИПОПД Розитис Е.А. | ||
Социально-значимая акция «Сказки нашего двора» | декабрь | Воспитатели ОИПОПД Розитис Е.А. | ||
Декада коренных народов «Моя Родина» | декабрь | Воспитатели дошкольных групп | ||
Новогодний праздник «Чудеса Деда мороза» | декабрь | Воспитатели дошкольных групп Муз. руководитель | ||
Декада по патриотическому воспитанию, посвященная Дню защитников отечества | февраль | Воспитатели дошкольных групп | ||
Декада патриотического воспитания «День Победы». | май | Воспитатели дошкольных групп | ||
Выпускной бал «До свидания, детский сад!» | апрель | Воспитатели дошкольных групп Муз. руководитель | ||
День защиты детей, игровая программа | 1 июня | Инструктор по ФК | ||
2. | Оздоровительная работа с детьми | |||
Программы «Азбука Здоровья», «Спортивный час» в ГПД | в течение года | Воспитатели дошкольных групп | ||
Традиционный День Здоровья «Закаляйся смолоду» | сентября мая | Инструктор по ФК | ||
Физкультурный досуг в дошкольных группах «Золотая осень» | сентябрь | Инструктор по ФК | ||
Месячник «Личная безопасность воспитанников и учащихся» | сентябрь | Общественный инспектор по охране прав детства Розитис Е.А. | ||
Месячник «Здоровый образ жизни» | октябрь | Общественный инспектор по охране прав детства Розитис Е.А. | ||
Физкультурный досуг для детей дошкольного возраста «Физкульт-ура!» | 16 ноября | Иструктор ФК | ||
Праздник для детей дошкольного возраста «Зимние забавы» | 25 января | Иструктор ФК | ||
Народные забавы для детей дошкольного возраста «Пасха» | май | Иструктор ФК | ||
Конкурс утренних зарядок в дошкольных группах «Сильный, ловкий, смелый» | 20-22 февраля | Иструктор ФК | ||
3. | Работа общественного инспектора по охране прав детства с воспитанниками дошкольных групп | |||
Формирование банка данных о неблагополучных семьях СОП и «Группы риска» (Организация учёта и формирование реестра данных семей, находящихся в социально-опасном положении) | Сентябрь-октябрь | Общественный инспектор по охране прав детства Воспитатели, Педагог-психолог | ||
Социальный патронаж семей СОП и «группы риска» (Изучение статуса семей и условий жизни ребенка, анкетирование родителей (уровень жизни, социальный статус). | Сентябрь Май, июнь | Общественный инспектор по охране прав детства Воспитатели | ||
Патронаж семей вновь прибывших воспитанников | 15 сентября – 15 октября | Общественный инспектор по охране прав детства Воспитатели | ||
Организация взаимодействия различных специалистов для работы с семьями «группы риска» и СОП (Мед.работник, воспитатели, педагог-психолог и т.д.) | Октябрь (в течение года по необходимости) | Общественный инспектор по охране прав детства | ||
Постановка на учет и снятие с учета семей «группы риска» и СОП | По необходимости | Общественный инспектор по охране прав детства | ||
Индивидуальные и групповые профилактические беседы и консультации | По отдельному плану | Общественный инспектор по охране прав детства | ||
Привлечение семей к занятиям родительского всеобуча и к участию в совместных мероприятиях (включение семей «группы риска» в социально-значимые виды деятельности) | По отдельному плану | Общественный инспектор по охране прав детства | ||
Взаимодействие с ТКПДН, ОПДН, ОСПСиД в работе с неблагополучными семьями (СОП, «Группы риска») | По отдельному плану | Общественный инспектор по охране прав детства | ||
Выпуск памяток для родителей | По отдельному плану | Общественный инспектор по охране прав детства | ||
Совместная работа с инспектором по делам несовершеннолетних | В течение года | Общественный инспектор по охране прав детства | ||
4. | Диагностическая работа с детьми | |||
Диагностика семейного неблагополучия (наблюдение, анкетирование детей и родителей, тесты, тренинги, анализ документов, анализ продуктов детского творчества, анализ развития, анализ состояния здоровья детей) | Ноябрь апрель | воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед | ||
Диагностика психо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста | сентябрь | педагог-психолог | ||
Диагностика семейных отношений детей из семей «группы риска» (рисуночный тест «Семья», «Несуществующее животное», тест тревожности) | ноябрь | педагог-психолог | ||
Первичная диагностика уровня развития детей со сложным дефектом группы кратковременного пребывания | сентябрь | педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель | ||
Психолого-педагогическая готовность выпускников дошкольных групп к обучению в школе по методике Семаго | апрель | педагог-психолог Петренко Н.П. | ||
Диагностика интегрированного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» во всех возрастных дошкольных группах | апрель | педагог-психолог | ||
Диагностика эмоционально-волевой сферы и уровня познавательного развития | по запросу | педагог-психолог | ||
5. | Развитие познавательной активности воспитанников | |||
Психолого-педагогическая работа согласно комплексно-тематического планирования | по отдельному плану | Красникова И.Н. |
Работа с родительским коллективом воспитанников
1. | Общие родительские собрания | ||
Общее собрание для родителей учащихся классов КРО «Профилактика правонарушений. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. О защите учащихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». С участием инспектора ИПДН, прокурора г.Усинска, инспектора ГБДД ОМВД России по г.Усинску. | сентябрь | Заведующий ст. воспитатель педагог-психолог Петренко Н.П. | |
Общее собрание для родителей учащихся «День открытых дверей» для будущих учащихся. «Наши достижения» публичный отчет о деятельности детского сада за учебный год. Организация оздоровления воспитанников в летний период. | апрель | Заведующий ст. воспитатель педагог-психолог Петренко Н.П. | |
Общее собрание для родителей воспитанников дошкольных групп «Профилактика правонарушений. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». С участием инспектора ИПДН, прокурора г.Усинска, инспектора ГБДД ОМВД России по г.Усинску. | октябрь | Заведующий ст. воспитатель | |
2. | Анкетирование родителей | ||
Анкетирование родителей из семей «группы риска» (анализ семейных отношений) | ноябрь апрель | Педагог-психолог Общественный инспектор по охране прав детства | |
Анкетирование родителей воспитанников по организации питания детского сада | Ст. воспитатель Красникова И.Н. | ||
Анкетирование «Исследование удовлетворенности родителей работой детского сада» | март | Ст. воспитатель Красникова И.Н. | |
3. | Работа психологической службы с родителями | ||
Размещение в уголках для родителей детей дошкольного возраста рекомендаций по взаимодействию в кругу семьи; развитию и воспитанию детей. | ежемесячно | Педагог-психолог Петренко Н.П., | |
Выпуск памятки «Здоровье ребенка в ваших руках» в рамках месячника « ЗОЖ» (для родителей учащихся классов КРО) | октябрь | Педагог-психолог Петренко Н.П. | |
Консультирование родителей на сайте МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска | ежемесячно | Педагог-психолог Петренко Н.П., | |
Групповые консультации по вопросам развития и воспитания детей | |||
- «Особенности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР»; | сентябрь | Педагог-психолог Петренко Н.П. | |
- «Психоэмоциональное состояние детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности речевого общения»; | октябрь | Педагог-психолог Петренко Н.П. | |
- «Значение формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста» | февраль | Педагог-психолог Петренко Н.П., | |
- «Психологическая готовность детей к обучению в школе» | март | Педагог-психолог Петренко Н.П., | |
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми (с родителями воспитанников): - взаимодействие с агрессивными детьми - взаимодействие с гиперактивными детьми - взаимодействие с тревожными детьми | ноябрь февраль апрель | Педагог-психолог Петренко Н.П. | |
Публикации в СМИ статей с рекомендациями специалистов по укреплению детско-родительских отношений | В течение года | Ст. воспитатель Красникова И.Н., | |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития детей | апрель-май | воспитатели, специалисты | |
Консультации на темы: «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей», «Поощрение и наказание» «Отец в воспитании», «Жестокое обращение с детьми», «Создание благоприятной семейной | Январь Март май | Педагог-психолог Петренко Н.П. общественного инспектора по охране прав детства | |
4. | Работа общественного инспектора по охране прав детства с родителями | ||
Посещение семей вновь поступивших обучающихся и воспитанников | сентябрь | воспитатели, общественного инспектора по охране прав детства | |
Выпуск памяток для родителей по профилактике правонарушений, употребления ПАВ и табакокурения, пропаганда ЗОЖ, профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, «права и обязанности родителей» и т.д. | октябрь, январь, май | общественный инспектор по охране прав детства | |
Правовой лекторий с участием инспектора по делам несовершеннолетних в рамках декады правовых знаний. | декабрь | общественного инспектора по охране прав детства | |
Посещение неблагополучных семей (семей «группы риска», СОП) | в течение года | общественного инспектора по охране прав детства | |
Консультации родителей по вопросам воспитания и создания положительного семейного микроклимата | в течение года | общественного инспектора по охране прав детства | |
Посещение семей детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов) | в течение года | воспитатели | |
6. | Воспитательные мероприятия с участием родителей | ||
Участие в воспитательном мероприятии «Красный, желтый, зеленый» | 30 сентября | Воспитатели | |
Трудовая акция «Участок для прогулки» | апрель | Воспитатели | |
Участие в воспитательном мероприятии «Моя милая мама» | 28-29 ноября | Воспитатели | |
Совместная проектная деятельность «Символ Нового года» | декабрь | воспитатели | |
Трудовая акция «Сказки нашего двора» | январь | Ст.воспитатель Красникова И.Н. | |
Спортивные соревнования с участием родителей «Защитники Отечества» | февраль | Инструктор ФК Ганзюк Е.И. | |
Социальная акция «Посылка солдату» «Письмо солдату» | февраль | Общественный инспектор по охране прав детства | |
Совместная проектная деятельность для родителей учащихся «Когда мой папа был солдатом» (презентация) | февраль | Воспитатели | |
Совместная проектная деятельность «Птичья столовая» | апрель | воспитатели | |
Фотовыставка «Наша дружная семья» к Дню открытых дверей | май | воспитатели | |
Трудовая акция «Обустройство участков для прогулок» (посадка цветов) | май | Воспитатели | |
7. | Просветительская работа на официальном сайте ДОУ : | ||
- Консультация «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей», « Если ребенок грубит», «Агрессивные дети», «Обиды», «Сценарий жизни». «Любить ребенка. КАК?» - Размещение информации «Телефон доверия» | В течение года | Общественный инспектор по охране прав детства | |
страница сайта детского сада «Профилактика безнадзорности и правонарушений» | В течение года | Общественный инспектор по охране прав детства |
Источники информации для педагогов и родителей
- Н.Аникеева «Воспитание игрой». Москва, 1987 г.
- Н. Коростелев «От А до Я детям о здоровье». Москва: Медициан, 1987 г.
- Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.
- С. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г.
- Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.
- Б.М.Левин, М.Б.Левин «Наркомания и наркоманы». Москва, Просвещение, 1991 г.
- Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г.
- Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».
- Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».
- Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Система работы образовательных учреждений. Волгоград.
- Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежный опыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.
- http: // www. narkopomosh. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика семейного неблагополучия.
В рамках профилактики семейного неблагополучия организована работа по раннему его вывлению ,по определению причин сложившегося положения на основе межведомственного взаимодействия субъектов проф...
Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"
ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...
План работы педагога-психолога по предупреждению и профилактике семейного неблагополучия
План по предупреждению и профилактике семейного благополучия...
Работа с семьей по профилактике семейного неблагополучия
Работа с семьями воспитанников по раннему выявлению неблагополучия, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правовнарушений, оказание необходимой социально-психолого-педагогическо...
Цикл консультаций для родителей по профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»
Задумайтесь, часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу и к детям?Задайте себе вопрос: сколько раз в течении дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выраж...
Доклад «Профилактика семейного неблагополучия в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения»...