Особенности воспитания детей с гиперактивностью
консультация

Дмитриева Анастасия Сергеевна

В данной консультации для родителей и педагогов описаны особенности общения с гиперактивными детьми, способы экологично их успокоить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitaniya_detey_s_giperaktivnostyu.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

С самого рождения каждый человек для нормального развития нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение передаются ценности, которые делают нас людьми: способность любить, сопереживать, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.

Воспитание в семье, где растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, имеет свои особенности.

Во многих семьях семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, там не созданы комфортные условия для его развития.  

Схемы отношения родителей и детей с особыми потребностями:

- отрицание проблем у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают от ребенка и высокой успешности во всех видах его деятельности;

- чрезмерная защита, опека, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопеке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;

- отвержение или отречение от ребёнка – родители отрицательно относятся к ребёнку, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку.

-отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическое положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Дети с гиперактивностью

Итак, гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению такого ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д.

Диагноз может ставить только врач (невролог или психиатр) после 5 лет!

Родителям следует знать особенности воспитания и обучения детей с таким диагнозом. Иначе, неверно трактуя поведение ребенка, могут совершать ошибки, которые будут только усугубляют ситуацию.

- В первую очередь, следует убрать раздражители, создать ребенку спокойную среду – комнату лучше оформить в пастельных тонах, оставить минимальное количество игрушек в поле зрения. Активные игры и праздники проводить в первой половине дня.

- Установите четкие правила, которым будет следовать вся семья. Ребенку будет гораздо комфортнее жить в строго определенном режиме (можно даже составить расписание/график дел, с указанием времени, и повесить на видном месте). О значимых событиях, поездках, походах к врачам и т.д. ребенку тоже сообщайте заранее.

- Активные занятия чередуйте со спокойными, старайтесь избегать переутомления ребенка. А также, приучайте ребенка доводить игру до конца! Но помните, что ребенку дается это с огромным трудом. Поэтому, желательно, завершать деятельность на позитивной ноте, успехе ребенка, когда чувствуете, что он устал.

 - Не требуйте от ребенка высоких оценок и результатов. Выбирайте для досуга занятия, в которых ребенок более успешен!

- Старайтесь не сравнивать достижения ребенка с другими детьми. Важнее отмечать, что у самого ребенка получилось лучше, чем в прошлый раз.

- Гиперактивные дети очень уязвимы и эмоциональны, по этой причине, наказания неэффективны, они только подкрепят негативное поведение. Ребенок, стараясь защититься от наказаний, становится агрессивным, импульсивным. Лучше выработайте свою систему поощрений (например, ребенок получает баллы/наклейки за помощь в быту, а за определенное количество собранных баллов получает награду).

Как успокоить?

Дети с гиперактивностью легко возбуждаются и тяжело успокаиваются. Они могут подолгу истерить, кричать, ломать вещи, бегать и прыгать. В такой ситуации важно не ждать, пока ребенок «выплеснет эмоции», а сразу же его успокоить:

- Тихим голосом и доброжелательным тоном спросите, что случилось и почему он так себя ведет?

- Найдите решение проблемы, если ребенок поделился тем, что его беспокоит. Переключите внимание на что-то увлекательное, но расслабляющее. Например, предложите игрушку антистресс. Или прием горячей ванны с пеной.

- Попросите выпить стакан воды во время истерики. Когда человек пьет, он автоматически успокаивается.

- Обнимите ребенка и уделите ему внимание. Спросите, чем бы он хотел заняться вместе с вами?

В какой-то степени непослушание, упрямство и бьющая через край энергия являются абсолютно нормальными и естественными для детей. Нужно отличать активного ребенка от гиперактивного. Без медицинского обследования не обойтись. Только после постановки диагноза можно будет помочь малышу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны  рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...

Особенности воспитания детей 5-го года жизни

Готовность ребёнка получать от нас духовную пищу в огромной степени зависит от его отношения к нам. Если он к нам привязан и доверчив, он будет ловить каждое наше слово, каждый наш намёк. Если он нас ...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Буртовая Л.В., старший воспитатель МДОУ - детский сад №10 г. Котово Волгоградской обл.lyubov_burtovaya@rambler.ru  «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнива...

Рекомендации родителям по воспитанию детей с гиперактивностью.

В данном буклете представлены рекомендации родителям по воспитанию детей с гиперактивностью....

Презентация «Особенности социализации детей с гиперактивностью в процессе подготовки к школе»

Главная проблема ребёнка с гиперактивностью заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, не...

Особенности воспитания детей в разновозрастных группах в условиях Центра содействия семейного воспитания.

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Современные условия развития общества и перемены в нем, диктуют необходимость изменения подходов к орга...

«Особенности воспитания детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности....