Особенности воспитания детей в разновозрастных группах в условиях Центра содействия семейного воспитания.
статья
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Современные условия развития общества и перемены в нем, диктуют необходимость изменения подходов к организации воспитания и обучения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах содействия семейному воспитанию.
Такие учреждения имеют ряд специфических особенностей: ограниченный контакт с окружающей действительностью; разный уровень развития детей, связанные с особенностями их психического состояния. Это и эмоционально-волевая сфера, и нарушение социального взаимодействия, и неуверенность в себе и своих возможностях. Поэтому большое значение в развитии детей Центра имеет место всестороннее развитие, их общение с людьми разных возрастов, формирование личности, социализация в обществе.
Исходя из этого, воспитатель должен проводить работу по воспитанию и обучению детей не только с учетом особенностей умственного, психического, физического состояния детей, но и учитывать их возрастной уровень. Воспитатель должен уметь обеспечить коррекционную направленность воспитательской работы по всем видам деятельности ребенка и осуществлять ее по спирали: на каждом следующем этапе деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются.
В разновозрастной группе, хорошо выстраивать работу по принципу многодетной семьи, где в окружении людей разного возраста, происходит усвоение ребенком способов социального поведения и взаимоотношения. Сама атмосфера в такой группе воспитывает ребенка. В первую очередь для детей разного возраста, зная их особенности, организуется разнообразная деятельность. При ее организации, воспитатель, прежде всего заботиться об охране и укреплении здоровья, развитии ребенка, о создании жизненного настроения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности воспитания детей в разновозрастных группах в условиях Центра содействия семейного воспитания.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Современные условия развития общества и перемены в нем, диктуют необходимость изменения подходов к организации воспитания и обучения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах содействия семейному воспитанию.
Такие учреждения имеют ряд специфических особенностей: ограниченный контакт с окружающей действительностью; разный уровень развития детей, связанные с особенностями их психического состояния. Это и эмоционально-волевая сфера, и нарушение социального взаимодействия, и неуверенность в себе и своих возможностях. Поэтому большое значение в развитии детей Центра имеет место всестороннее развитие, их общение с людьми разных возрастов, формирование личности, социализация в обществе.
Исходя из этого, воспитатель должен проводить работу по воспитанию и обучению детей не только с учетом особенностей умственного, психического, физического состояния детей, но и учитывать их возрастной уровень. Воспитатель должен уметь обеспечить коррекционную направленность воспитательской работы по всем видам деятельности ребенка и осуществлять ее по спирали: на каждом следующем этапе деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются.
В разновозрастной группе, хорошо выстраивать работу по принципу многодетной семьи, где в окружении людей разного возраста, происходит усвоение ребенком способов социального поведения и взаимоотношения. Сама атмосфера в такой группе воспитывает ребенка. В первую очередь для детей разного возраста, зная их особенности, организуется разнообразная деятельность. При ее организации, воспитатель, прежде всего заботиться об охране и укреплении здоровья, развитии ребенка, о создании жизненного настроения.
Все это немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать всем возрастным категориям. Умение распределить свое время, важный момент в жизни ребенка. Но в условиях разновозрастной группы происходит не совпадение по времени режимных процессов. Так, начало обеда у старших детей совпадает с началом тихого часа у младших. В таких случаях отклонения не должны превышать 10-15 минут, во время которых старшие могут оказать помощь младшим и помочь им спокойно лечь отдыхать.
Обычно, режимные моменты начинаются с детей одного возраста. Например, пробуждение в утренние часы и принятие водных процедур начинается с детей старшего возраста. И наоборот, вечерние гигиенические процедуры и подготовка ко сну, начинается с младшего возраста. Все это делается для того, чтобы дети разного возраста, проживая в одной группе, в естественной последовательности и постепенно, переходили от одного вида деятельности к другому, не теряя времени на ожидания и не создавали конфликтных ситуаций.
В разновозрастной группе при выполнении режимных моментов, должна быть организована взаимопомощь и взаимопонимание. Например, после обеда старшие дети помогают младшим убрать за собой стол, приготовиться к дневному сну. Так же должна проходить подготовка к прогулке и возвращение с нее, подготовка к ужину и так далее. Все это позволяет воспитывать правильное взаимоотношение между детьми: у старших формируется внимание и забота в отношении к младшим, умение помогать и защищать их, прислушиваться к их мнению. В свою очередь, младшие, подражая старшим, учатся преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. В любом случае, воспитатель должен вовремя обратить внимание на положительные качества и старших, и младших воспитанников, поощрять любую попытку помочь, защитить, научить.
Положительные стороны разновозрастной группы, прослеживаются и в процессе обучения детей культуре общения и поведения. Пример. В группу заходит посторонний человек. Старшие дети приветствуют его. Невольно слыша и наблюдая за действием старших, младшие дети повторяют за ними. Благодарность за угощения, за подарок, встреча гостей, совместные чаепития, прогулки, выезды на экскурсии имеют тот же эффект и те же последствия.
Следует отметить положительный момент в воспитании и обучении детей в разновозрастной группе в приучении детей следить за своим
внешним видом. Старшие дети более опытны в этом вопросе. Они умеют лучше и красивей одеваться, по сезону, они более аккуратны, знают место своим вещам. Они делают это уже осмысленно. Младшие, видя действия старших, учатся правильным жизненным устоям и порядку. В воспитании нет мелочей. Нельзя допускать, чтобы дети, получив новые положительные качества, со временем их утратили. Это не должно оставаться не замеченным. Следя за выполнение навыков поведения младших детей, нельзя забывать о воспитании, развитии и контроле старших.
Не менее значима для детей центра трудовая деятельность. Труд неотъемлемая часть жизни человека. В условиях проживания детей разного возраста в одной группе, воспитательное воздействие на детей в приучении их к труду значительно возрастает. Совершенствуются навыки и умения детей, развивается наблюдательность, различные формы ответственности. В труде воспитываются положительные взаимоотношения между старшими и младшими детьми: забота о младших, готовность прийти на помощь, учиться самому и научить других, делиться своими знаниями и опытом. Воспитатель должен тщательно продумывать и контролировать организацию трудовой деятельности всех детей. Не допускать лишней опеки старших над младшими, не мешать их самостоятельности. В то же время, разумно и тактично привлекать старших к помощи младшим.
Труд по самообслуживанию и учеба в школе – это основные виды деятельности воспитанников центра. Они должны быть организованны так, чтобы каждое дело выполнялось осознанно, с оценкой результата и с развитием творческого потенциала. При подготовке уроков, например, старшие дети, по мере возможности, оказывают помощь младшим, чем заслуживают уважение к себе и своим знаниям. При таком общении они чувствуют свою ответственность и потребность в себе. Что дает им толчок в большем познании и развитии.
Во всех случаях надо стремиться создавать условия, при которых участие в совместном труде, помощь, являются естественными и доброжелательными, вызывают положительные чувства и радость у тех и других. Например, в процессе уборки малышам можно превратиться в трудолюбивых муравьев. В следующий раз стать пчелками или шустрыми зайчиками. Однако младшие дети участвуют в работе до тех пор, пока у них сохраняется интерес к процессу. А вот для старших детей эта уже работа, и они должны довести её до конца. И воспитатель должен проконтролировать это процесс. Такие же взаимоотношения между детьми сохраняются при работе общественно полезной трудовой деятельностью по благоустройству территории центра, уборке мусора, по уходу за приусадебным участком, при проведении субботников на территории центра и в лесопарковых зонах района.
Еще один вариант организации детей – работа в паре. Здесь дети выполняют определенные задания, распределив работу между собой. Такой метод хорошо использовать на занятиях по ручному труду, в совместных творческих работах детей. Старшие дети дополнительно показывают младшим, как можно правильно выполнить задание, объясняют и контролируют действия младшего. Младший ребенок, в свою очередь, использует работу старшего, как поэтапный образец примера. Помощь старшего по отношению к младшему создает определенный воспитательный эффект, который формирует у старшего чувство ответственности и причастности к работе младшего.
Очень важно для воспитателя донести до сознания ребенка, что труд в его жизни необходим. Я всегда говорю старшим, довольна ли я их работой, а младших хвалю за усердие.
Большое внимание в центре и в группе уделяется игре. В ней расширяются представления, знания детей, развивается речь, координация движения. Дети всех возрастов любят играть. Именно разница в возрасте детей создаёт определенные трудности. Поэтому на помощь в таких ситуациях приходит воспитатель, который координирует и направляет игровую деятельность, помогает принять игру, учит старших проявлять терпение и уважение по отношению к младшим. Каждый вид игры (сюжетно- ролевые, дидактические, настольно-печатные, подвижные) важны для всестороннего развития ребенка. Чем разнообразнее игры, тем богаче протекает жизнь детей в группе центра. Чем большее количество детей задействовано в игре, тем глубже её познание и тем интереснее она проходит. Таким же образом проводятся различные постановки сказок, театрализованные представления, пантомима, различные конкурсы, соревнования.
Но, если младшие дети в группе центра любят общество и не могут находиться в одиночестве, то старшим, наоборот, такая потребность необходима. Поэтому в задачу воспитателя в разновозрастных группах также входит создание пространства и времени для уединения детей. Такая возможность должна быть у каждого ребенка. Важно воспитывать у детей оптимизм и уверенность, способность преодолевать трудности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развивать способность оценивать свои действия и поступки.
Дети в разновозрастных группах последовательно и гармонично переживают свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, старшие видят, какими они были. А на примере старших, младшие представляют, какими они будут. Они видят и знают, что у старших детей есть свои «взрослые» обязанности, что они главные помощники воспитателей, что им разрешается то, чего не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересного, умеют быстро передвигаться, прийти на помощь, спокойно разобраться в спорной ситуации.
Со временем младшие дети постепенно осваивают все сложные действия, как бы дорастают до них. Им начинают доверять сложные и ответственные дела (помощь взрослому в починке мебели, ремонт одежды). Ребенок становиться «взрослым». И это ощущение = что очень важно! = созревает в самом ребенке.
В заключении хочу сказать, что все сформированные навыки и умения у детей, создадут в дальнейшем только положительные стороны жизненного пути ребенка. Воспитателю не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок естественным путем получает опыт, творчески или механически повторяя действия старших. Работа воспитателя в разновозрастных группах в условиях центра, сложна и ответственна. Она требует больших сил и умений, знаний и навыков, терпения и «большого доброго сердца». И она оправдывает себя в большей степени, чем в группах одного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...
Статья "Духовно-нравственное воспитание в условиях центра содействия семейному воспитанию"
Центр содействия семейному воспитанию в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания....
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Методическая разработка развитие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях центра содействия семейному воспитанию
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, особенно ...
Статья "Особенности индивидуального подхода в работе с сиблингами в условиях центра содействия семейному воспитанию"
Брат всегда говорил мне, что я добрый. И я стал добрым. Он говорилмне, что я наивный, и я стал наивным. Он говорил мне, что я способен намногое, и однажды я спас целый мир.Джорди Риверс. Си...