Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._pisanki.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей
старшего дошкольного возраста».
Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
А что такое коллекционирование?
Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность.
Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
Мною была поставлена цель: создать условия в группе для поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.
В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?
Для детей:
- формирование коммуникативных навыков;
- приобретение опыта публичных выступлений;
- формирование ответственности;
- развитие инициативности;
- возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
- овладение новыми способами действий;
- приобретение опыта коллективной деятельности;
- развитие вопросительности;
- стимул самостоятельного поиска нового.
Для педагога:
- способ поддержки детских инициатив;
- создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
- способ сплочения группы;
- возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;
- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
- возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
- способ участия в реализации образовательной программы.
В преддверии праздника Пасхи, было решено создать коллекцию яиц-писанок. Процесс коллекционирования происходил в нашей группе поэтапно: I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях). II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания; собирается материал для коллекции; принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции; предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации. III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы.
Работа началась с ознакомления детей и родителей с предметом коллекционирования. Писанка - это неповторимый экспонат народного творчества, это символ Вселенной. Изготовление Писанок связано с дохристианским обычаем встречать весну - пробуждение земли - с началом сельскохозяйственных работ, а позднее и с Празднованием Пасхи.
Писанка считается символом жизни, солнца, бессмертия, любви и красоты, весеннего возрождения, добра, счастья... Она несет глубокий смысл: её дарят в знак примирения, с пожеланиями здоровья, красоты и силы, используют как оберег (талисман) от бед и стихий, для лечения разных недугов в целительстве.
Её вручают на Пасху, как знак уважения, симпатии и радости со словами «Христос Воскрес!».Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону.
Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению.
Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.
В настоящее время данное искусство не так популярно и распространено в народе. Писанка сейчас такое искусство, о котором многим не известно и позабыто. А ведь раньше она играла важное значение в культуре народа, укрепляла и олицетворяла семейные ценности.
К данному искусству относились с должным уважением, создавались определенные правила по росписи, дарению писанок.
Писанка – это некий национальный символ нашей культуры, страны, державы. И в настоящее время как никогда необходимо обратить внимание на данный вид искусство, в значении которого заложен огромный патриотический и национальный смысл.
Для правильного хранения экспонатов, в групповой комнате был создан мини – музей, в котором я организую, различные формы работы с детьми (групповую (фронтальную); подгрупповую (небольшими группами по интересам); индивидуальную), направленные на развитие их активности и самостоятельности.
В процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.
Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.
Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекции.
У нас в детском саду прошла «Встреча коллекционеров», где ребята с большим интересом представляли коллекции групп. Был организован просмотр коллекций в каждой группе. Показывая свою коллекцию друзьям, дети, обменивались с ними интересным экспонатами, общались. Они пришли с выставки, воодушевленные новыми идеями и бурно обсуждали увиденное.
В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:
Коммуникативная: дети научились задавать познавательные вопросы, аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.
Социальная: взаимодействовать друг с другом.
Информационная: получать информацию из разных источников и делиться ею.
Деятельностная: подбирать материалы, инструменты для создания продукта.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним.
И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностейне передаются по наследству, в каждом поколении их надовоспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большу...
Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...
Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ» П.Ф. ЛЕСГАФТ...
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИГРУШКАМИ НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В обобщенном педагогическом опыте работы излагается оснавная суть проблемы поликультруного образования детей дошкольного возраста. И одним из таки средств выступает игрушка той или иной этнической гру...
«Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)
Методическая разработка «Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе) представляет собой поэт...
«Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
«Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста». ...
Проект Мини-музей “Куклы в национальных костюмах народов России” как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса ккультуре разных народов через знакомство с национальнымикостюмами, традициями разных народов. Создать экспериментальный мини-музей в ...