Игра как азбука общения глухого дошкольника
статья (старшая группа)

Сыркашева Светлана Александровна

Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действия с игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gluhie.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как азбука общения глухого дошкольника

Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников. Без работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у глухого ребенка отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль, а просто подражает конкретным людям, воспроизводя их предметные действия, копирую внешние особенности. У глухих детей вообще значим элемент механического подражания друг другу во время игр.  Стоит одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как у него сразу же находится несколько последователей, которые слепо во всем ему подражают. Часто вся игра некоторых детей бывает построена на простом подражании действиям какого-то одного ребенка. Особенно ярко проявляется подражание у малышей, но от него не свободны и игры детей средней, и даже старшей группы. В играх глухих детей можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий – одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремление полностью воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремление к простому повторению предыдущих игр на эту тему. Сюжетно-ролевая игра появляется у глухих детей дошкольного возраста только в случае прямого обучения их игровой деятельности.

 Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действия с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи. Задачи нравственного воспитания связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение детей, усвоение и некоторых нравственных правил. Маленькие глухие слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми.  

 Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям. В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, роль и др.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, с взрослыми здесь мотивированно и естественно,  организуется речевое общение.

 Важно создать необходимые условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях по различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактическими или сюжетно-ролевыми. На прогулке проводятся подвижные игры, а также игры с песком, снегом и другими природными материалами. Учитывая трудности спонтанного формирования игры, в детских садах для глухих и слабослышащих детей выделяются специальные занятия по игре. Важно, чтобы ни время свободных игр, ни время занятий не подменялось другими видами деятельности, не сводилось к отработке и заучиванию названий игрушек. Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Оснащение игровых уголков игрушками проводится в соответствии с возрастом детей и их игровыми интересами. В зависимости от этапа обучения игре необходимо иметь сюжетно-образные игрушки (куклы, игрушки-животные и др.), игрушки-двигатели (машины, каталки и др.), строительный материал, дидактические игрушки и игры, костюмы и атрибуты для игр-драматизаций, кукольный театр, игрушки для игр на воздухе, спортивные и настольные игры. Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии.                                    

  Важнейшим условием для обучения детей с нарушениями слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы-заместители, показывает возможные роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьировании сюжета и т.д. Воспитатель учитывает возможности каждого ребенка и находит возможности по-разному обогащать его игру. Вместе с тем, необходимо помнить, что излишний диктат со стороны воспитателя в игре, навязывание им своих действий, может разрушить игру ребенка.

  Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим, конструированием, трудом, изобразительной деятельностью, развитием речи.

 Взаимосвязь между разделами позволяет обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал. Тесные связи могут быть установлены между игрой и развитием речи, когда проводятся игры-драматизации, требующие совместной деятельности сурдопедагога и воспитателей. Содержание игр также может стать материалом занятий по развитию речи, где дети составляют рассказы об играх, иллюстрируют их, подготавливают книжки-самоделки, что позволяет лучше усвоить речевой материал игр. Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.

В АООП для глухих детей имеется определённая тематика  дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр, по годам обучения, примерный словарь, которые отражены в календарном и ежедневном планировании. Опыт работы с данной категорией детей помогает правильно поставить цели каждой игры, использовать методы и приёмы формирования игры учитывать индивидуальные способности  и психофизиологические особенности каждого ребёнка, помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...

Азбука общения для дошкольников

Консультация для родителей...

Самообразование "Игра как средство общения младших дошкольников"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В младшем дошкольном возрасте основны способом воспитания и обучения является игра....

Консультация. Игра, как азбука общения

Консультация. Игра, как азбука общения ...

Самообразование "Игра как средство общения младших дошкольников"

Изучить роль игры в общении младших дошкольников....