Игра как азбука общения глухого дошкольника
статья (старшая группа)
Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действия с игрушками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gluhie.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как азбука общения глухого дошкольника
Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников. Без работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у глухого ребенка отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль, а просто подражает конкретным людям, воспроизводя их предметные действия, копирую внешние особенности. У глухих детей вообще значим элемент механического подражания друг другу во время игр. Стоит одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как у него сразу же находится несколько последователей, которые слепо во всем ему подражают. Часто вся игра некоторых детей бывает построена на простом подражании действиям какого-то одного ребенка. Особенно ярко проявляется подражание у малышей, но от него не свободны и игры детей средней, и даже старшей группы. В играх глухих детей можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий – одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремление полностью воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремление к простому повторению предыдущих игр на эту тему. Сюжетно-ролевая игра появляется у глухих детей дошкольного возраста только в случае прямого обучения их игровой деятельности.
Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действия с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи. Задачи нравственного воспитания связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение детей, усвоение и некоторых нравственных правил. Маленькие глухие слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми.
Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям. В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, роль и др.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, с взрослыми здесь мотивированно и естественно, организуется речевое общение.
Важно создать необходимые условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях по различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактическими или сюжетно-ролевыми. На прогулке проводятся подвижные игры, а также игры с песком, снегом и другими природными материалами. Учитывая трудности спонтанного формирования игры, в детских садах для глухих и слабослышащих детей выделяются специальные занятия по игре. Важно, чтобы ни время свободных игр, ни время занятий не подменялось другими видами деятельности, не сводилось к отработке и заучиванию названий игрушек. Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Оснащение игровых уголков игрушками проводится в соответствии с возрастом детей и их игровыми интересами. В зависимости от этапа обучения игре необходимо иметь сюжетно-образные игрушки (куклы, игрушки-животные и др.), игрушки-двигатели (машины, каталки и др.), строительный материал, дидактические игрушки и игры, костюмы и атрибуты для игр-драматизаций, кукольный театр, игрушки для игр на воздухе, спортивные и настольные игры. Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии.
Важнейшим условием для обучения детей с нарушениями слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы-заместители, показывает возможные роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьировании сюжета и т.д. Воспитатель учитывает возможности каждого ребенка и находит возможности по-разному обогащать его игру. Вместе с тем, необходимо помнить, что излишний диктат со стороны воспитателя в игре, навязывание им своих действий, может разрушить игру ребенка.
Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим, конструированием, трудом, изобразительной деятельностью, развитием речи.
Взаимосвязь между разделами позволяет обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал. Тесные связи могут быть установлены между игрой и развитием речи, когда проводятся игры-драматизации, требующие совместной деятельности сурдопедагога и воспитателей. Содержание игр также может стать материалом занятий по развитию речи, где дети составляют рассказы об играх, иллюстрируют их, подготавливают книжки-самоделки, что позволяет лучше усвоить речевой материал игр. Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.
В АООП для глухих детей имеется определённая тематика дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр, по годам обучения, примерный словарь, которые отражены в календарном и ежедневном планировании. Опыт работы с данной категорией детей помогает правильно поставить цели каждой игры, использовать методы и приёмы формирования игры учитывать индивидуальные способности и психофизиологические особенности каждого ребёнка, помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...
Азбука общения для дошкольников
Консультация для родителей...
Самообразование "Игра как средство общения младших дошкольников"
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В младшем дошкольном возрасте основны способом воспитания и обучения является игра....
Консультация. Игра, как азбука общения
Консультация. Игра, как азбука общения ...
Отчёт по самообразованию "Игра как средство общения младших дошкольников"
Отчет по самообразованию воспитателя...
Самообразование "Игра как средство общения младших дошкольников"
Изучить роль игры в общении младших дошкольников....