Социально-психологическая реабилитация детей с ОВЗ в условиях санатория
методическая разработка

Гонтарь Ирина Петровна

Санаторно-курортный этап является важным звеном в профилактике, лечении и реабилитации детей с различными заболеваниями. Наш санаторий расположен на берегу Финского залива, в уникальном курортном месте. В учреждение поступают дети дошкольного и младшего школьного возраста по направлению детских поликлиник города и ЦВЛ «Детская психиатрия» с астено-невротическим синдромом, с синдромом двигательной гиперактивности и дефицитом внимания, с различной речевой патологией (заикание, общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, дислалия, дисграфия, др.), с задержкой психоречевого развития и др. Лечебно-оздоровительный комплекс мероприятий по оздоровлению детей, проводимых на базе санатория «Пионер», включает климатолечение, режим, диетическое сбалансированное питание, массаж, лечебную физкультуру, индивидуальную и групповую психотерапию, занятия с психологом и логопедом, лечебную педагогику. Широко применяются современные физиотерапевтические методы лечения и профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологическая реабилитация детей с ОВЗ в условиях санатория

«Душа — это парус.

Ветер — жизнь»

М. Цветаева

Санаторно-курортный этап является важным звеном в профилактике, лечении и реабилитации детей с различными заболеваниями.  Наш санаторий расположен на берегу Финского залива, в уникальном курортном месте. В учреждение поступают дети дошкольного и младшего школьного возраста по направлению детских поликлиник города и ЦВЛ «Детская психиатрия»  с астено-невротическим синдромом, с синдромом двигательной гиперактивности и дефицитом внимания, с различной речевой патологией (заикание, общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, дислалия, дисграфия, др.), с задержкой психоречевого развития и др. Лечебно-оздоровительный комплекс мероприятий по оздоровлению детей, проводимых на базе санатория «Пионер», включает климатолечение, режим, диетическое сбалансированное питание, массаж, лечебную физкультуру, индивидуальную и групповую психотерапию, занятия с психологом и логопедом, лечебную педагогику. Широко применяются современные физиотерапевтические методы лечения и профилактики.

Развитие концепции реабилитации по-новому поставило вопрос о месте и роли психологов в деятельности санатория. Особое значение приобретает, в частности, вопрос о привлечении психолога к участию не только в диагностическом процессе, но и в проведении психотерапевтической и психокоррекционной работы, которой отводится важная роль в системе восстановительного лечения.

Работа психолога в санатории имеет ряд особенностей, т.к. срок пребывания детей носит ограниченный характер и в большей мере должна подчиняться задачам реабилитации. Здесь психокоррекционная работа в группах и организация терапевтической среды является важнейшими ее элементами. Целью деятельности психолога являляется содействие личностному и интеллектуальному развитию маленьких пациентов, исходя из способностей, склонностей, состояния здоровья.

В последние годы, в силу многих причин, изменились не только мы, но и дети. Они часто более активны, более эрудированы, у них разнообразные интересы. В то же время мы наблюдаем, что стало больше ребятишек, страдающих различными невротическими и агрессивными состояниями, отличающихся неуровновешенностью поведения. Все эти проблемы порождают острую необходимость гибкого подхода к воспитанию, развитию, оздоровлению детей в условиях санатория. Каковы бы ни были результаты исследований, тестов и анкет — главное, чтобы мы, взрослые, помнили, что нет детей плохих и хороших, интересных или скучных, а есть дети разные. И наша задача, чтобы их детство прошло радостно и полноценно. «Не проси груш у тополя» - говорит пословица. Не требуй от ребенка то, что он еще не может. Помоги ему отыскать в себе то, о чем он даже не подозревает. Поддержи его, ведь ничто так не волнует нас, взрослых, как первые шаги ребенка по неровной дороге жизни.

В современной психологии в самом общем приближении выделяется три взаимосвязанных уровня, на которых разворачивается жизнедеятельность человека: биологический, психологический и социальный. На каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. В фокусе внимания психологов — психологический и социальный уровни функционирования человека. Функции социально-психологической реабилитации - это восстановление психологического и психического здоровья человека, оптимизация внутригрупповых отношений и связей.

Психологическое сопровождение детей в санатории реализовывается через систему индивидуальных, подгрупповых занятий, через индивидуальное и семейное консультирование. Перед психологом стоит основная задача - выявить причины психологического дискомфорта, отклонений в поведении детей, найти и применить наиболее эффективные методы и средства для восстановления. Суть взаимодействия психолога с детьми: снятие нервно-психического напряжения, смягчение эмоционального дискомфорта, снижение агрессивности, возбудимости, тревожности, развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения), преодоление пассивности, формирование самостоятельности и коммуникативных навыков.

 Опыт работы доказывает, что эффективность лечебно-восстановительного процесса напрямую зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка,  создаваемая благодаря воспитателям, всеми сотрудниками санатория, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину.  В этой связи существенное значение играют мероприятия, направленные на информирование  о традициях санатория, правилах пребывания и снятие отрицательного отношения детей к лечению в условиях санатория, на создание обстановки домашнего комфорта и уюта.

С целью выявления, насколько комфортно ребенок чувствует себя в санатории,  мы используем цветовой тест Люшера. Неблагополучная ситуация в семье, а также негативное отношение ребенка к пребыванию в санатории могут существенно осложнить адаптацию. Например, в 2016 году нами было обследовано 86 детей и получены следующие результаты:

- оптимальная работоспособность у 56% детей,

- компенсируемое состояние усталости -34%,

- хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность у 6% детей,

- возбуждение у 4%.

Данная информация  учитывалась в индивидуальной работе с ребенком. В состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уделять урокам и меньше — отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья.

После проведенной психокоррекционной работы наблюдалась положительная динамика: работоспособность возросла на 4%, компенсируемое состояние усталости снизилось на 2%, и на 2% снизилось перевозбуждение. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок и были даны рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми.

Предлагаем Вам выполнить простое упражнение «Руки». Соедините ладони рук на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такая инструкция не давалась. Вывод: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка согласно ФГОС — это создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в учреждении.

Психологическая коррекция ребенка и взрослого далеко не одно и то же. Психологическая коррекция в детском возрасте ориентируется на работу с детьми и их социальным окружением. Главная задача при построении взаимодействия с ребенком — это создание атмосферы безопасности и комфорта, достижение которой обеспечивается принятием ребенка и уважением к нему как личности, проявлением эмпатии.

Собственно коррекционная работа наиболее трудоемкая, осуществляется непосредственно психологом при активном содействии родителей, воспитателей, врачей, учителей с группой детей или индивидуально. Дети младшего дошкольного возраста, у которых совместная деятельность практически отсутствует и велика эмоциональная значимость взрослого, вряд ли будут успешны в коррекционном смысле при выполнении серии групповых занятий.

При коррекции поведения 5-8 гиперактивных детей групповая форма окажется неэффективной. Зато «разнопроблемная» по составу группа детей с эмоциональными нарушениями позволит каждому приобрести новый опыт, отреагировать чувства и изменить когнитивную сферу. В индивидуальной коррекции психолог выступает в качестве основного инструмента. Групповая коррекция имеет преимущества: многие замкнутые, застенчивые дети, участвуя в действии  скрыто, в качестве зрителей, идентифицируются с активными участниками, боязливый ребенок быстрее принимает решения, гиперактивный становится более уравновешенным под воздействием спокойных товарищей по группе. Признание сверстников мотивирует ребенка на изменение своего поведения.

Тренинговые упражнения помогают в организации педпроцесса. Тренинг понимания жестов позволяет избавиться от лишних слов на занятиях. Открытая ладонь - «не мешаем отвечать», «хлопок» - сигнал к выполнению действия. Молчаливое поощрение - «Я доволен тобой» - дотронуться до плеча, взять за руку, положить поощрительный жетон во время самостоятельной работы.

В направлении практики развития эмоционального интеллекта, как составной части коммуникативной компетентности, отдаем предпочтение методу песочной терапии. Для этого используем в своей работе «Чудо-стол» для рисования песком с подсветкой  и «кинестетический песок».  Мы пришли к выводу, что песок великолепно тренирует мелкую моторику руки  и эффективно готовит руку ребенка к письму. Завораживающее песочное действие снижает психоэмоциональное напряжение ребенка и повышает веру в себя.

Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Чтобы ребенка включили и приняли в свое сообщество другие дети, он или она тоже должны «включать» и «принимать». Ребенка важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т.д. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем «Я», что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.

Поэтому наша задача  - отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Предлагаем детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. Используем известные и традиционные игры, такие как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», можно использовать новые игры «Общий круг»,  «Передай движение» , «Глазки-кокетки», «Сколько ладошек прикоснулось» и др.

В своей деятельности применяем такие упражнения, в которых ребята согласовывают собственное поведение с поведением других детей. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

«Рукавички»
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

«Выпусти из круга»

Цель: развитие коммуникативных способностей.

       Дети становятся в круг взявшись за руки. Один ребенок находится в центре  круга. Его задача ласково попросить детей, чтобы его выпустили из круга.

Игра «Строим замок». Цель: развитие интереса друг другу, развитие произвольной саморегуляции. На столе лежит набор из  геометрических объемных фигур. По команде ведущего дети строят замок, по очереди выставляя фигуры. Участники стараются построить общий дом.

Игра «Наш Дом». Цель: Способствовать адаптации их  в группе, развитие коммуникативных умений. Психолог показывает детям изображенный на листе ватмана дом. В доме нарисованы окна по количеству детей в группе. Психолог просит детей представить, что все они приехали в этот дом и будут жить в нем целую смену. Каждому ребенку  предлагается выбрать для себя место в доме и сделать так, что бы там было уютно и хорошо.

Социальная умелость  не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.

Какие это образования? На наш взгляд, прежде всего — это мотивация. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально ребенок ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. При мотивации достижения действия ребенка направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности.

В нашей практике мы встречаем детей с низкой мотивацией, ребенок стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, он боится провала и отказывается от деятельности.  Считаем, что с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха.

Также включаем игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.  Занятия на совместную деятельность провожу на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.

Упражнение «Кто я?»

Цель: Развитие рефлексии, формирование позитивного образа «Я». Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, что ты можешь, узнать о твоих желаниях. Чтобы он лучше узнал тебя, ты решил отправить ему две ромашки. На серединке одной ромашки  написано «Я могу», на другой «Я хочу».  Вам предстоит заполнить лепестки.

По окончании дети показывают свои цветы.
Обсуждение:

 Понравилась ли вам эта игра?
Хотели бы вы с кем-нибудь переписываться?

Какую ромашку было труднее заполнять?

Что нового узнали о своих товарищах?

Упражнение «Ищу друга» Цель: осознание своих личностных особенностей, своих ожиданий и ожиданий других в процессе межличностного взаимодействия.

 Каждый из детей может поместить в  газету объявление о поиске друга. В нем список требований к кандидату в друзья,  можно нарисовать его портрет, можно рассказать о себе. Принимается любая форма (нет ограничений на количество слов и размер букв).

Таким образом, социально-педагогическая и психологическая реабилитация не только благоприятствует медицинской реабилитации, но и сама становится пусковым механизмом коррекции физического и психического здоровья ребенка (порой даже без медикаментозного вмешательства). Одно из главных условий данной работы - это улучшение взаимопонимания и повышение эффективности междисциплинарного взаимодействия между психологами и другими специалистами (врачами, логопедами  и др.) в системе реабилитации.

Очень важно и мы бы  хотели, чтобы  дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны — это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.Однако это очень непростое умение. И научиться ему труднее, чем чтению и письму, потому что для этого прежде всего нужно научиться любить самого себя. А это так трудно — осознать свое несовершенство и принять его, разрешив себе не быть богом, а развиваться в течение жизни.

 Им нужно уметь доверять миру и отдельному человеку. Видеть в любом, даже не очень хорошем, человеке его светлые качества — они ведь есть в каждом, не правда ли? Уметь работать вместе с другими, сотрудничать с ними. Но главное— стремиться не только получать что-то от людей, но и отдавать им хотя бы капельку самого себя, своей радости, своего тепла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная реабилитация детей с ОДА в условиях детского сада

Комплексная реабилитация детей с нарушением ОДА  В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДАЯ работаю в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Осн...

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков

В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения ...

Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития

1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗНа современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления лично...

Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП (в условиях санатория)

Статья носит системный характер проблемы, где раскрывается практическая взаимосвязь развития сенсомоторной сферы и речи. В ней отражена система работы с детьми, страдающими двигательными нарушениями ц...

Методическое пособие «Социально-психологическая адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОО общеразвивающего вида»

В методическом пособии представлена система социально-психологического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в ДОО общеразвивающего вида.Предназначено для педагого-психологов и воспитателей ДОО....

Доклад на тему: «Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления».

Доклад на тему: «Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления». Содержит рекомендации по организации и пров...