консультация для родителей "Гипреактивный ребёнок"
консультация
Консультация предназначена для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnyy_rebyonok.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
С понятием гиперактивности детей мы сталкиваемся все чаще. Однако кто такие эти гиперактивные дети, как понять, что у ребенка имеются признаки такого состояния и как вообще реагировать на происходящее, знают далеко не все родители. Причин такого состояния малыша может быть множество, и чаще всего, оно развивается из-за недостаточного внимания к нему родителей. Хотя, нельзя исключать и врожденные причины появления гиперактивности.
Так, что такое гиперактивность?
Гиперактивность, следует понимать, что этот термин означает нарушение нервной системы малыша, а значит это заболевания и оно должно подвергаться лечению.
К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят:
-наследственность (в семье ребенка у кого наблюдались или наблюдаются похожие проблемы);
-родовые травмы;
-тяжелый токсикоз во время беременности мамы и, как следствие, нарушения в функционировании мозга и нервной системы малыша;
-различные инфекционные заболевания, перенесенные в младенчестве; осложненные хронические заболевания матери во время беременности.
Часто гиперактивность у детей является признаком того, что малышам не хватает внимания. Стараясь обратить на себя внимание взрослых, они вытворяют порой самые необычные вещи, могут быть чересчур импульсивными, неусидчивыми, и редко задумываются о результатах своего поведения. Таким детям сложно концентрировать внимание, они хуже запоминают различную информацию, позднее начинают читать и имеют определенные сложности в учебе.
Основные признаки гиперактивности
Распознать гиперактивность у ребенка можно по следующим признакам:
1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.
2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.
3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.
4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.
5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.
6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.
7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.
8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.
9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции - как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.
10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.
11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.
12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.
Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.
Основная задача родителей – постоянная ежедневная поддержка своего чада. С ней ребенок справится с трудностями и станет практически здоровым. А вот без нее его шансы выйти без потерь из этой ситуации весьма невелики.
Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных малышей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.
1.С ребенком важно установить контакт, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, необходимо смотреть ему в глаза, а не обращаться «к стене». Если слова малышу не достаточно, родитель должен прикоснуться, повернуть ребенка к себе. Нужно убрать все, что может помещать контакту (игрушки, музыка, телевизор и т.д.).
2.Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, помыть руки, так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать указания порциями, следующее только после того, как выполнено предыдущее.
3.Гиперактивных детей дошкольного возраста очень полезно вовлекать в диалог, особенно в моменты наибольшего возбуждения. Несколько минут простых вопросов и ответов могут не только снизить тревожность, но и помогут вырабатывать концентрацию внимания
4.Закон постоянства правил. Существуют правила поведения и они всегда постоянны. Эти правила должны быть понятными для ребенка, конкретными и выполнимыми. Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей то правила чрезвычайно важно. Родители должны сделать все, чтобы максимально обезопасить малыша.
5.Организовать жесткий режим дня.
Рекомендуется составить для него строгий режим дня, своеобразное расписание дел, которому он должен будет неуклонно следовать каждый день. Разумеется, первое время он будет его нарушать, отклоняться от дел, которые вы запланировали. Не нужно при этом кричать и злиться – аккуратно и мягко объясняйте, что этот новый режим – не ваша прихоть, а необходимость, данность, которую нужно неукоснительно соблюдать. Это расписание лучше всего будет повесить куда-то на стенку, чтобы он всегда имел возможность посмотреть, когда и что он должен будет делать Чем чаще с гиперактивным ребенком повторять привычных ему распорядок действий, тем лучше это будет сказываться на его состоянии. Даже если это выходной, необходимо стараться придерживаться режима дня, это поможет ему лучше адаптироваться в обществе.
6.Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.
7. Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка.
Для всех детей очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках (стульчик стоит здесь, на кроватке желтое покрывало), и во временных (перед сном мама всегда читает сказку). Любое изменение заведенного порядка может восприниматься как катастрофа и даже вызвать истерику. Почему? А вы представьте, что вы проснулись, и обнаружили на небе два солнца… попробуйте вчувствоваться…панически страшно, да? Мир же изменился! Вот и малыш также реагирует на «ломку» его маленького мира: изменения – это опасность.
8.Родители довольно часто ругают своих детей, настолько часто, что иногда совсем перестают замечать какие-либо детские успехи. Чаще хвалите своего ребенка. Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.
9.Особенно важен олимпийский принцип для гиперактивных детей – не победа, а участие.
10.Задача родителей найти у ребенка те особенности, в которых он проявляется наилучшим образом и развивать эти способности (танцы, гимнастика, рисование, лепка, пение и так далее). Избыток энергии нужно уметь направлять в нужное русло.
11. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.
Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать…
А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста — у него это отлично получается. Сначала родителям нужно отследить эти «хорошие» и «плохие» периоды у своего ребенка. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: «Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра», «После садика ты кажешься очень возбужденным. Давай попробуем принять душ, а потом будем заниматься?», » В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние». И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: «Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею».
12. Если вы начали с ним заниматься, доводите занятие до конца. Пусть даже, если разобьете его на несколько частей. Например, вы начали разукрашивать рисунок, и ребенок вскоре потерял интерес, то вернитесь к этому занятию позже.
13. Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день. Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.
14. Домашние дела делайте вместе с ребенком. Пусть сложит свои вещи, соберет игрушки, приберет в комнате и т.д. Главное делайте вместе с ним.
15. Чаще говорит, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. У таких детей часто занижена самооценка. Оценивайте поступок, а не его личность, т.е. не нужно говорить, что он плохой ребенок, разбирайте поступок.
Немаловажным является и то, как питается ребенок.
Родители должны понимать, что для растущего организма крайне важно получать все необходимые витамины и минералы. Для начала следует увеличить количество Омега-3 жиров в рационе ребенка. Омега-3 обладают успокаивающим эффектом для многих детей с синдромом гиперактивности. А отсутствие в питании полезных веществ негативно сказываются на развитии мозговых структур, состоянии памяти, уровне запоминания, внимания и прочем. Необходимо включать в рацион питания ребенка свежие овощи, обезжиренные или нежирные кисломолочные продукты (йогурт, кефир, творог), сыры, приготовленные из обезжиренного молока. Уменьшить потребление сахара можно, предложив малышу свежие, замороженные или сушеные фрукты или ягоды. Печенья лучше заменить крекерами из цельнозерновой муки, увеличить потребление каш из злаков. Из традиционных сладостей можно оставить темный шоколад, он содержит меньше сахаров, чем молочный. Это позволит снизить уровень адреналина и норадреналина в крови, которые делают детей нервными и взволнованными. Мороженное лучше выбирать ванильное, поскольку этот компонент известен своими успокаивающими свойствами.
Вывод:
Не стоит забывать и о том, что таблетки и травы не научат ребенка правильному поведению в обществе. Поэтому нельзя надеяться только на лекарства, их обязательно нужно сочетать с грамотным воспитательным процессом. Спокойствие и терпение для достижения лучших результатов при воспитании совет родителям дается один: терпение и еще раз терпение. Многим родителям это может показаться сложным, но с таким ребенком нужно научиться всегда говорить очень спокойно и без лишнего раздражения. Нет смысла пытаться что-то донести до его сознания криками и руганью – этим его состояние можно лишь усугубить. Терпение и настойчивость – главные условия правильного воспитания гиперактивного ребенка. Еще, стоит напомнить, что не только физическое, но и моральное состояние любого ребенка зависит напрямую от его семьи. Именно там закладываются основы будущей личности. Поэтому первоочередное значение в случае с диагнозом «СДВГ» имеет воспитание в семье. Психологическая обстановка в семье должна быть доброжелательной, без ссор, скандалов и ругани, по крайней, мере, не в присутствии ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Ребёнка лучше похвалить..."
Из этих двух методов – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого...
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....
Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной группы....
Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...
Консультация "Как научить ребёнка считать"
Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая ...
консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"
Вашему вниманию представлена консультация для родителей, которая проводится за круглым столом. Здесь родители и педагоги обмениваются мнениями, вместе пытаются ответить на вопрос, компьютер-это ...
Консультация для родителей "Ребёнок и музыка"
Когда же записать ребёнка в музыкальную школу? Этот вопрос волнует многих родителей. Ответ на него Вы найдёте в этой консультации........