кружковая работа в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа)

Носова Анжела Каджиковна

Кружковая рабта "Соленое тесто" старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №18

Перспективный план кружковой работы:

«Сказочное тесто» в старшей группе № 5

(по тестопластике)

Воспитатель: Носова А.К.

2021-2022 учебный год.

План работы кружка:

Расписание: Среда (четверг) – 15:30 – 15:55

Руководитель: Носова А.К.

Детей: 10-15 человек.

Пояснительная записка

Учёными доказано, что развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка – любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке – из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто. Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Рецепт        

•        1 cт. муки

•        1 ст. соли «Экстра»

•        2 ст. ложки растительного масла

•        125 мл. воды

Этапы изготовления изделий из соленого теста:

1.        Замешивание теста.

2.        Изготовление изделий.

3.        Сушка изделий

4.        Раскрашивание изделий.

Материал для кружка

-        соленое тесто

-        ножички (тупые)

-        доски

-        кисти

-        краска, гуашь, клей

-        шаблоны, формочки

Методы и приемы обучения:

1.        Последовательное знакомство с различными видами лепки:

•        Конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения,

когда у детей еще нет навыка лепки.

•        Пластический - изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого

предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

•        Комбинированный - этот вид включает в себя как

конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.        Словесный метод:

•        беседа, рассказ;

•        объяснение, пояснение;

•        вопросы;

•        словесная инструкция;

3.        Наглядный метод:

•        рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

•        показ выполнения работы (частичный, полностью);

•        работа по технологическим картам.

4.        Интеграция тестопластики с другими видами деятельности  детей:

•        математикой;

•        развитием речи;

•        художественной литературой.

Техника безопасности

-        не употреблять тесто и готовые изделия в пищу;

-        следует        быть        крайне        осторожными        при        работе        с        острыми предметами;

-        тщательно вымывать руки после завершения работы.

Высушивание, раскраска

Если вы собираетесь лепить из солѐного теста цветные поделки, в смесь или часть смеси нужно добавить цветной краситель, гуашь, красочки. Удобнее всего подкрасить воду и затем влить еѐ в сухую смесь. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто лучше всего в целлофановых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике. Поделки из солѐного теста нужно очень хорошо высушивать в духовке или при комнатной температуре. После высушивания изделия раскрашивают пищевой краской, гуашью или акварелью. Последние штрихи можно нанести фломастером. Раскрашивание временно размягчит поверхность изделия. Следует дать тесту снова подсохнуть на воздухе или в теплой духовке.

Цель: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через

развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.        знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

2.        учить соблюдать правила техники безопасности;

3.        учить стремится к поиску, самостоятельности;

4.        учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

1.        развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

2.        развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

3.        формирование        способности        к        творческому        раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

4.        формирование способности к самостоятельному поиску методов и        приемов, способов выполнения

Воспитательные:

1.        воспитывать        ответственность        при        выполнении        работ, подготовке к выставкам;

2.        воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3.        воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Тема

Цель

Материалы

Октябрь

1

Знакомство с лепкой из солёного теста.

Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки, с историей возникновения. Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой и формочками.

Мука, соль, вода, основные инструменты для работы

2

«Яблоки и груши». (игра в «магазин»)

Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре

«Магазин».

Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.

Соленое тесто, демонстрационный материал по теме, муляжи фруктов, веточки.

3

Раскрашивание красками яблок и груш.

Учить раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в смешивании красок.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Краски «Гуашь», кисточки, банка с водой, салфетки на каждого ребенка.

4

«Хлебный магазин»

Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игры в «Магазин». Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Соленое тесто, демонстрационный материал по теме «Хлеб», кондитерские украшения, кунжут.

5

Раскрашивание красками хлебобулочные изделия.

Учить раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в смешивании красок.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Краски «Гуашь», кисточки, банка с водой, салфетки на каждого ребенка.

Ноябрь

6

«Грибы в корзинке» «Боровик», «Лисички»

Учить рассматривать грибы, выделять их части, форму; делить тесто на две части, передавать их форму ножки (столбик), шляпки – из шара сделать диск; лепить несколько грибов – семейство на пластине.

соленое тесто, муляжи грибов, кисточка, вода.

7

Раскрашивание красками "Грибы".

Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.

Научить        детей        точно        передавать        задуманную        идею        при раскрашивании изделия.

Краски «Гуашь», кисточка, клей.

8

«Фрукты на тарелке»

Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, овал и др. Учить оформлять фрукты в готовую композицию.

Соленое тесто, демонстрационный материал по теме «Фрукты», гуашь, кисти, палочки.

9

Раскрашивание красками фруктов на тарелке.

Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.

Краски «Гуашь», кисточки, банка с водой, салфетки на каждого ребенка.

Декабрь

10

Тема: «Божья коровка» (на листике)

Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления.

Пользоваться формочкой для вырезания листика.

Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.

Солёное тесто, формочка «листик», веточки, игрушка.

11

Раскрашивание красками «Божья коровка».

Формировать навыки        аккуратности при раскрашивании работы.

Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек.

Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.

Краски «Гуашь», кисточка, клей.

12

«Ёлочные украшения»

Учить получать готовые формы путем вырезания из формочек елочных украшений. Украшать подручными средствами свою поделку.

Формочки для теста, соленое тесто, бусинки.

13

Раскрашивание красками

Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.

Краски «Гуашь», кисточки, банка с водой, салфетки на каждого ребенка.

Январь

14

«Снеговики»

Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей.

Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы.

Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

солёное тесто, кисть, вода.

15

Раскрашивание красками «Снеговики».

Упражнять        в способах        работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Краски «Гуашь», кисточки, банка с водой, салфетки на каждого ребенка.

16

«Нарядная ёлочка»

Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края    кисточкой,        смоченной        водой, самостоятельно        придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук, использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Трафарет «Ёлка» из картона, стека.

17

Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка».

Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке.

При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.

Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.

Февраль

18

«Медаль для папы»

Закреплять умение применять основные приемы лепки в своей работе; упражняться в технике вырезания трафаретом; воспитывать у детей гордость за родных и близких, желание доставлять радость.

Соленое тесто, трафарет, стека.

19

Раскрашивание красками «Медаль для папы»

Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать умение предвидеть результат своей деятельности; поддерживать у ребенка инициативу, творчество.

Краски «Гуашь», кисточки, вода.

20

«Чудо-рыбка»

Продолжать учить лепить рыбку из целого кусочка теста, передавая ее характерные особенности (хвост, плавники), украшать ее налепами в виде шариков, отпечатками различных подручных материалов, полосками; соединять элементы узора с готовой основой.

Соленое тесто, демонстрационный материал по теме.

21

Раскрашивание красками «Чудо-рыбка»

Упражнять        в способах        работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Краски «Гуашь», кисточки, банка с водой, салфетки на каждого ребенка.

Март

22

«Рамка для фото».

Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из

солёного теста. Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей. Воспитывать интерес к творчеству.

Солёное тесто, рамка из картона разной формы, образцы

цветов.

23

Роспись рамки для фото.

Продолжать учить рисовать красками.

Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для

получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.

Краски «Гуашь», кисточки, бусинки.

24

«Подковка на счастье».

Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.

Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие

цветы.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Солѐное тесто, стека, бусинки, (петелька), кисточка.

25

Раскрашивание красками подковки, цветов.

Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки,

подбирая нужные цвета.

Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании

изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Краски «Гуашь», кисточка.

Апрель

26

«Весёлые человечки»

Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы

раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание.

Для соединения частей использовать спички, палочки.

Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой.

Учить работать коллективно.

Солёное тесто, зубочистки, кисточка.

27

Раскрашивание красками весёлых человечков.

Раскрашивание красками весёлых человечков.

Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.

28

«Красивая птичка»

Формирование умения детей реалистично передавать образ птицы, пользоваться дополнительным материалом для украшения (зернышки, крупа); развивать у детей образные представления, интерес к лепке.

Солёное тесто, зернышки, стека.

29

Раскрашивание красками  «Красивая птичка»

Способствовать развитию эстетического восприятия, творчества; закреплять приемы раскрашивания изделий; формировать у детей положительное отношение к занятиям, созданным работам.

Краски «Гуашь», кисточка, вода.

Май

30

«Улитка»

 Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра, вырабатывать умение вытягивать мелкие детали. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) образа.

Тесто, стека.

31

Раскрашивание красками «Улитка»

Способствовать развитию эстетического восприятия, творчества; закреплять приемы раскрашивания изделий; формировать у детей положительное отношение к занятиям, созданным работам.

Краски «Гуашь», кисточка.

32

«Солнышко лучистое»

Продолжать упражнять детей в лепке предметов круглой формы, сплющивании шара, лепке «колбасок», в использовании стеки; воспитывать активность, взаимопомощь.

Тесто, стека.

33

Раскрашивание красками   «Солнышко лучистое»

Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки,

подбирая нужные цвета.

Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании

изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Краски «Гуашь», кисточка.

Тематическое планирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "

Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Кружковая работа в старшей группе "Мастерилка"

Перспективное планирование кружковой работы на год для старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности ( кружковая работа в старшей группе) «В середине человечка день и ночь стучит сердечко»

Тема: В середине человечка день и ночь стучит сердечко.Цель: формирование элементарных представлений о сердце, системе кровообращения человекаЗадачи: образовательные задачи: уточнить и активизировать ...

Кружковая работа в старшей группе

Перспективный план кружковой работы в старшей группе "Декаротивная тарелочка"...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"

Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...

План кружковой работы в старшей группе детского сада "Япознаю мир"

Перспективный и тематический план работы экспериментальной деятельности...