Мастер-класс "Элементарное музицирование"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Элементарное музицирование»
Цель:
- познакомить педагогов с элементами методики Т.Э. Тютюнниковой , возможностью их использования в образовательной деятельности.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я познакомлю вас с элементами авторской программы Т.Э Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», которую я использую в своей работе.
Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Поэтому дошкольное музыкальное обучение необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.
Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.
Кто- то скажет, что это трудно. А я отвечу - это очень интересно! А интерес – это локомотив, который сдвинет любые проблемы.
Если Вы человек творческий, заинтересованный, не боитесь современных инновационных технологий и задумываетесь над тем, как построить свою работу в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, то именно здесь и сейчас Вы узнаете, что существует множество разнообразных музыкальных технологий, методов и приемов работы, которые можно использовать в повседневной работе с дошкольниками.
Прошу пройти на сцену желающих принять участие в мастер-классе.
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
А.Ахматова
Итак, предложите детям позвать Весну.
«Ау!» (схемы «от низкого к высокому», «от высокого к низкому», «высоко-низко, громко - тихо»)
-А теперь я вам предлагаю озвучить весеннее стихотворение с помощью предметов, которые лежат перед вами, (бумага, карандаш, соломинка и стакан с водой). Этим упражнением побуждаем детей к поисковой деятельности, к экспериментированию с предметами.
Кто стучит за окном?
Дождь идет по траве. (щелчки по бумаге)
Кто шуршит за окном?
Ветер в мокрой листве. (шуршание бумаги)
Кто журчит за окном?
Ручейки, ручейки. (соломинка- стакан)
Кто молчит за окном?
Там никто не молчит,
Там лошадка спешит и копытцем стучит. (кастаньеты)
Только я и молчу, всех послушать хочу.
Теперь это задание можно усложнить, предложив детям схемы.
Когда дети освоили простейшие схемы и поняли взаимосвязь звука и изображения, можно перейти к элементарному музицированию.
Послушайте, пожалуйста, произведение и попробуйте услышать в нем звуки весны.
Слушание музыки «Вальс – шутка» Д.Шостакович.
Вы слышите звуки весны? Какие?
Я предлагаю вам превратиться в настоящий оркестр и исполнить «Вальс – шутку» на музыкальных инструментах. Но сначала с помощью звучащих жестов мы выучим партию каждого инструмента без лишнего шума
Показ схем партитуры каждого инструмента.
А настоящему оркестру требуется репетиция.
Репетируют бубны….Шумелки…Ксилофон.
А теперь сыграем, ведь вы самый замечательный оркестр. Такого сборного оркестра больше нет в Химках.
Оркестр играет ориентируясь на схемы под музыку.
Послесловие
Работа с детьми по данной методике предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога. Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Эту педагогику по праву называют педагогикой сотрудничества.
С первых же минут ему нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть легким, непринужденным, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.
Ведь как гласит древняя мудрость:
Наша память сохраняет только
10% из того, что мы слышим,
50% из того , что мы видим,
90% из того, что мы делаем!
Спасибо за активное участие и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"
Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...
Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.
Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...
Элементарное музицирование с дошкольниками
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах...
Занятия элементарным музицированием в старшей группе.
Презентация по музыкальному музицированию в старшей группе по занятиям.Даны - содержание занятия, оборудование, програмный материал и методика проведения....
Тематическое музыкальное занятие с элементами творческого музицирования для средней группы дошкольного возраста
ОРЕХОВАЯ МУЗЫКА Разработала Кепко Ольга Николаевна – музыкальный руководитель ГБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №60 Приморского района Санкт – Петербурга...