программа кружковой работы по оздоровлению детей в детском саду
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему
Данное пособие используется в работе по теме: «Профилактика и коррекция плоскостопия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_po_ozdorovleniyu.docx | 311.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы по оздоровлению
Профилактика и коррекция плоскостопия
Пояснительная записка.
Данное пособие используется в работе по теме: «Профилактика и коррекция плоскостопия».
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Проанализировав результаты здоровья детей по медицинскому осмотру, мы выяснили, что у нас в детском саду дети с плоскостопием составляют 3 часть от всего списочного состава.
Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно смериться с ним и чувствовать себя не плохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение может быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы).
Но может быть и активным, включающее тренировку мышц стопы и голени, корригирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – веточки ели, степы, дорожки с мелкими различными предметами – палочки, веревочки, камешки, шишки и т.д.
Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.
Цель: выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- коррекция плоскостопия;
- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;
- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
- формирование гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств;
- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность осознанной потребности в выполнении
упражнений в домашних условиях.
- благотворное влияние сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.
В пособии использовала идеи работы с детьми по плоскостопию профессора В.В Красовской, проводившей исследования в г. Красноярске; А.А.Николаевой (г. Москва); С.Н.Поповой «Лечебная физическая культура».
Занятия рассчитаны на детей 6–7 лет, продолжительность занятий – 30 минут, проводятся 1 раз в неделю во вторник, во второй половина дня. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4–5 раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Один комплекс рассчитан на две недели. Всего занятий в месяц - 4, в год —34.
Занятия по профилактике плоскостопия проводятся в течение всего года. Начинают проводиться с сентября месяца.
В работе опираюсь на таблицу показания изменения свода стопы. Выявляются дети, болеющие плоскостопием в начале учебного года и в конце года, делается сравнительная характеристика.
Перспективный план работы с детьми по профилактике и коррекции плоскостопия
месяц | неделя | задачи | пособия |
Сентябрь | 1 неделя | осмотр стопы: выявление плоскостопия и коррекции стопы у детей. | лист бумаги, масло подсолнечное |
2 неделя | Укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе на пятках, носках. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног. Упражнять в умении выполнять задания в положении лежа на полу. Воспитывать усидчивость. | ||
3 неделя | Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног. Учить детей выполнять новый комплекс упражнений в положении сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей. | стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат | |
4 неделя | Продолжать закреплять навыки массажа стопы и голени ног. Учить ОРУ в положении сидя на стуле. Воспитывать усидчивость | стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат | |
месяц | неделя | задачи | пособия |
октябрь | 1 неделя | Учить детей удерживать предмет носками ног (камушки, палочки) и выбрасывать его. Закреплять ходьбу на пособиях выполняя различные упражнения. Воспитывать усидчивость и товарищество.
| рейка, гимнастическая стенка, сосновые веточки, ребристая дорожка, дорожка со щебень..
|
2 неделя | Совершенствовать новый способ последовательности массажа стопы ног. Побуждать детей выполнению упражнений на гимнастических скамейках. В подвижной игре «Сапожник» дать детям организовать самостоятельно игру. | гимнастические скамейки, сосновые веточки, ребристая дорожка, мешочки с песком. | |
3 неделя
| Разучить новый комплекс массажа для голени и стопы ног, для стимуляции активных точек. Закрепить упражнения из каждого вида по одному в подвижной игре, уметь двигаться с притопами под музыку. | платочек, гимнастическая палка, ребристая доска. | |
4 неделя
| Внести на занятие веточку сосны для укрепления и хорошего кровообращения крови и капилляров на стопе ног. Закреплять упражнения в и.п. сидя на стуле. Разучить подвижную игру «Страус», воспитывать дружеские взаимоотношения. | стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка.
| |
месяц | неделя | задачи | пособия |
Ноябрь | 1 неделя | Продолжать укреплять стопы ног хождением по сосновой веточке. Закреплять правильное выполнение упражнений «по-турецки» из и.п. сидя на стуле. Продолжать разучивать подвижную игру «Страус».
| стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка.
|
2 неделя | Продолжать закреплять упражнения и движения в и.п. сидя на стуле. По желанию детей организовать подвижную игру. Закреплять здоровье детей, используя аутотренинг | стулья по количеству детей, мячи, платочки, палочки, ребристая дорожка, дорожка со следами, канат.
| |
3 неделя | Учить детей удерживать предмет носками ног (камушки, палочки) и выбрасывать его. Закреплять ходьбу на пособиях выполняя различные упражнения. Воспитывать усидчивость и товарищество.
| рейка, гимнастическая стенка, сосновые веточки, ребристая дорожка, дорожка с щебень..
| |
4 неделя | Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног; учить новым упражнениям в и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения на занятиях.
| стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат. | |
месяц | неделя | задачи | пособия |
Декабрь | 1 неделя | Продолжать закреплять навыки правильного массирования стопы и голени ног. Продолжать учить новым упражнениям в и.п. сидя на стуле. Воспитывать интерес к подвижным играм.
| стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат.
|
2 неделя | Учить детей выполнять новый вид упражнения во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя. Продолжать разучивать движения и слова в подвижной игре. «Сапожник».Воспитывать интерес к подвижным играм.
| ребристая дорожка; следы; шишки; камешки; большие мешочки с песком; гимнастические. палки.
| |
3 неделя | Продолжать закреплять новый вид упражнений во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя. Закреплять слова в подвижной игре «сапожник». Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать интерес к занятию. | ребристая дорожка; следы; шишки; камешки; большие мешочки с песком; гимн. палки.
| |
4 неделя | Продолжать закреплять упражнения и движения в и.п. сидя на стуле. По желанию детей организовать подвижную игру. Закреплять здоровье детей, используя аутотренинг | стулья по количеству детей, мячи, платочки, палочки, ребристая дорожка, дорожка со следами, канат.
| |
месяц | неделя | задачи | пособия |
Январь | 2 неделя | Упражнять детей в ходьбе по бруску с наклонными поверхностями. Предложить детям делать массаж с большим эффектом для стопы. В основных движениях включить ходьбу по камешкам. В подвижной игре «Турпоход» укреплять мышцы и связки голени стопного сустава. | брусок с наклонной поверхностью, камешки и оборудования для занятия.
|
3 неделя | Продолжать упражнять детей в ходьбе по бруску с наклонными поверхностями. Предложить детям делать массаж с большим эффектом для стопы. В основных движениях для большого эффекта продолжать ходить по камешкам. В подвижной игре «Турпоход» продолжать укреплять мышцы и связки голеностопного сустава.
| брусок с наклонной поверхностью, камешки и оборудования для занятия | |
4 неделя | Для суставов, мышц и связок выполнять движения с бруском. В подвижной игре «Страус» уметь собирать камешки стопами ног и приподнимая их.
| бруски по количеству детей, камешки, дорожки со следами, скамейка.
| |
месяц | неделя | задачи | пособия |
февраль | 1 неделя | Совершенствовать новый способ последовательности массажа стопы ног. Побуждать детей выполнению упражнений на гимнастических скамейках. В подвижной игре «Сапожник» дать детям организовать самостоятельно игру. | гимнастические скамейки, сосновые веточки, ребристая дорожка, мешочки с песком. |
2 неделя | Продолжать совершенствовать новый способ массажа стопы ног. закреплять упражнения на гимнастических скамейках. Самостоятельно дать детям организовать подвижную игру «Сапожник». | гимнастические скамейки, сосновые веточки, ребристая дорожка, мешочки с песком | |
3 неделя | Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения с пособиями сидя на стуле. Закреплять новый вид массажа для стопы и голени ног. В подвижной игре «Гибкий носок» выполнять действия по сигналу педагога. | стулья по количеству детей; мячи; платочки, палочки, камешки, гимнастические скамейки.
| |
4 неделя | Укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе на пятках, носках. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног. Упражнять в умении выполнять задания в положении лежа на полу. Воспитывать усидчивость. | ||
месяц | неделя | задачи | пособия |
Март | 1 неделя | Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения с пособиями сидя на стуле. Закреплять новый вид массажа для стопы и голени ног. В подвижной игре «Гибкий носок» выполнять действия по сигналу педагога | стулья по количеству детей; мячи; платочки, палочки, камешки, гимнастические скамейки.
|
2 неделя | Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения в процессе ходьбы. Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал.
| доска с трехгранным сечением, цветные сигналы для игры.
| |
3 неделя | Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения в процессе ходьбы. Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал.
| доска с трехгранным сечением, цветные сигналы для игры.
| |
4 неделя | Развивать «мелкую моторику» пальцев ног, оказывающие влияния на развитие соответствующих отделов головного мозга. Совершенствовать двигательные умения и навыки на степах. Закрепить умения легко ходить, бегать и прыгать с различными предметами. Воспитывать интерес к занятию. | шишки, «кочки», степы по количеству детей, листы бумаги, карандаши.
| |
месяц | неделя | задачи | пособия |
апрель | 1 неделя | Продолжать упражнять детей в умение прыгать в длину с места и приземляться на две ноги , полусогнутые в коленях. Закрепить умение ползать в быстром темпе по доске на ступнях и ладонях. Воспитывать у детей усидчивость.
| доска |
2 неделя | Продолжать закреплять навыки правильного массирования стопы и голени ног. Продолжать учить новым упражнениям в и.п. сидя на стуле. Воспитывать интерес к подвижным играм. | стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат. | |
3 неделя | Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения в процессе ходьбы. Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал.
| доска с трехгранным сечением, цветные сигналы для игры.
| |
4 неделя | Закрепить умение переходить с одного пролета гимнастической стенки на другой. Продолжать упражнять в умении выполнять упражнения для ног в положения стоя. По желанию организовать с детьми подвижную игру. | сосновые веточки, гимнастическая стенка.
| |
месяц | неделя | задачи | пособия |
Май | 1 неделя | Закрепить умение переходить с одного пролета гимнастической стенки на другой. Продолжать упражнять в умении выполнять упражнения для ног в положения стоя. По желанию организовать с детьми подвижную игру. Для лечебного массирования точек стопы внести веточки сосны. | сосновые веточки, гимнастическая стенка.
|
2 неделя
| Разучить новый комплекс массажа для голени и стопы ног, для стимуляции активных точек. Закрепить упражнения из каждого вида по одному. В подвижной игре «Сапожник» уметь двигаться с притопами под музыку. | платочек, гимнастическая палка, ребристая доска. | |
3 неделя | Продолжать закреплять упражнения массажа и при выполнении упражнений в положении стоя. Воспитывать интерес к занятию | ребристая дорожка; следы; шишки; камешки; большие мешочки с песком; гимнастические палки | |
4 неделя | Проведение диагностики | лист бумаги, масло подсолнечное |
Сентябрь
1 неделя осмотр стопы: выявление плоскостопия
2 неделя
Задачи: Укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе на пятках, носках. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног. Упражнять в умении выполнять задания в положении лежа на полу. Воспитывать усидчивость
Пособия: дорожка со следами, канат, гимнастическая скамейка
I часть: Ходьба в колонне по одному, на носках, с различным положением рук. Бег на носках, змейкой. Ходьба. Построение в круг.
II часть: 1 этап: Массаж стопы и голени.
Разглаживание стопы ног ладонями рук.
Круговые движения пальцами руки на стопе ног.
Массаж стопы кулачком.
Массаж пальчиков ног.
Разглаживание голени ног.
2 этап: Упражнения в положении лежа на спине.
1. Поочередное и одновременное оттягивание носок ног, приподнимая и опуская наружный край стопы (5раз)
2. Согнув ноги и упираясь стопами в пол разведение пяток в стороны (5раз)
3. Скольжение стопой одной ноги по голени другой, как бы обхватив ее (2-3раза каждой ногой)
4. Согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола (5раз)
Основные движения:
а) Ходьба по дорожке со следами (2-3раза)
б) Ходьба по канату растянутому на полу (2-3раза в медленном темпе)
Подвижная игра: « Гибкий носок»
3 неделя
Задачи Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног. Учить детей выполнять новый комплекс упражнений в положении сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимо – отношения детей.
Пособия: стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат.
I часть: Ходьба в колонне по одному, на носках, с различным положением рук. Бег на носках, змейкой. Ходьба. Построение в круг.
II часть: II часть: I этап: Массаж сидя на коврике.
II этап: ОРУ (на стульях с мячом)
1. И.п.: сидя на стуле – катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)
2. И.п.: то же ; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)
3. И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)
4. И.п.: сидя на стуле: прокатывание мяча стопами ног поочередно правой и левой ногой (5-6 раз)
Основные движения:
а) Ходьба по гимнастической скамейке правым (левым) боком, обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)
б) Ходьба по канату боком приставным шагом и передом в медленном темпе (2-3раза)
Игра: «Пройди – не задень»
III часть: ходьба по следам, по ребристой доске.
4 неделя
Задачи: Продолжать закреплять навыки массажа стопы и голени ног. Учить ОРУ в положении сидя на стуле. Воспитывать усидчивость
Пособия: стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат
I часть: Ходьба на носках с различными положениями рук, чередуя с ходьбой на пятках. Бег змейкой. Ходьба в колонне по одному (по ребристой доске).
II часть: I этап: Массаж сидя на коврике.
II этап: ОРУ (на стульях с мячом)
1. И.п.: сидя на стуле – катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)
2. И.п.: то же ; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)
3. И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)
4. И.п.: сидя на стуле: прокатывание мяча стопами ног поочередно правой и левой ногой (5-6 раз)
Основные движения:
а) Ходьба по гимнастической скамейке правым (левым) боком, обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)
б) Ходьба по канату боком приставным шагом и передом в медленном темпе (2-3раза)
Игра: «Пройди – не задень»
III часть: ходьба по следам, по ребристой доске
Октябрь.
1 неделя
Задачи: Учить детей удерживать предмет носками ног (камешки, палочки) и выбрасывать его.
Закреплять ходьбу на пособиях, выполняя различные упражнения.
Воспитывать усидчивость и товарищество.
Пособия: рейка, гимнастическая стенка, сосновые веточки, ребристая дорожка, дорожка с камешками.
I часть: Ходьба гимнастическим шагом, на пятках, «пингвины». Бег с захлестыванием голени назад. Ходьба по ребристой доске.
II часть: 1. Массаж.
2. Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы.
а) Ходьба босиком по рейке.
б) Ходьба (лазание) по гимнастической стенке
в) Ходьба по ребристой доске.
г) Ходьба по дорожке с камешками.
д) Ходьба по сосновым веточкам.
3. Подвижная игра: «Страус»
Содержание игры – страус рассыпал по всей площадке предметы, которые предлагает собрать своим птенчикам, захватывая пальцами ног. дети собирают камушки, палочки и т.д. После чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк» бегом возвращаются домой, волк старается их поймать.(2-3раза).
III часть: малоподвижная игра «Сделай вот так» (карточки)
2 неделя
Задачи: Совершенствовать новый способ последовательности массажа стопы ног. Побуждать детей выполнению упражнений на гимнастических скамейках в подвижной игре «Сапожник», дать детям организовать самостоятельно игру.
Пособия: гимнастические скамейки, сосновые веточки, ребристая дорожка, мешочки с песком.
I часть: Ходьба двумя колоннами противоходом «Трамвай». Бег противоходом. Ходьба, построение в колонну по одному.
II часть: 1 этап: Массаж.
1) Подошву и тыльную сторону стопы растирать по направлению от пальцев к голеностопному суставу (30с)
2) Пальцами обеих рук разминать и растирать основание пальцев ног с подошвенной стороны (30с)
3) Все также , но только пятку (30с)
4) Поглаживающими движениями массировать стопу, охватывая ее обеими руками (30с)
5) Прием массирование со всех сторон ноги от голеностопного сустава до коленного (10с)
2 этап: ОРУ (на гимнастической скамейке)
1. И.п.: сидя на скамейке верхом. Вставать на носки в полуприсядя.(5раз)
2. И.п.: сидя на полу лицом к скамейке, руки упор сзади, ноги согнуты в коленях. Вытягивать ноги и доставать носками края скамейки. (5раз)
3. И.п.: стоя лицом к скамейки. Запрыгивать и спрыгивать со скамейки спиной (задом)(5ра)
4. И.п.: стоя боком к скамейке. Прыжки вокруг скамейке (2-3раза)
3 этап: Основные движения.
а) Ходьба по сосновым веточкам (2-3раза)
б) Прыжки с кочки на кочку(2-3раза)
в) Бег по ребристой дорожке(2-3раза)
4 этап: Подвижная игра: «Сапожник»
III часть: Ходьба в колонне.
3 неделя
Задачи: Разучить новый комплекс массажа голени и стопы ног для стимуляции активных точек. Закрепить упражнения из каждого вида по одному. В подвижной игре , уметь двигаться с притопами под музыку.
Пособия: платочек, гимнастическая палка, ребристая доска.
I часть: Ходьба в колонне. Ходьба на носках змейкой между конусами. Бег змейкой. Ходьба. Перестроение в круг.
II часть: 1 этап. Массаж.
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами рук.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Покатать ногами палку, несильно нажимая на неё.
е) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
2 этап. Упражнения из положения, лежа на полу, сидя на стуле, стоя и в ходьбе.
1) Согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны (30с) (лежа на полу)
2) Подгребание пальцами ног матерчатого коврика (30с) сидя на стуле.
3) Полуприседания, стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны (30с)
4) ходьба по дорожке со следами
3 этап. Основные движения
Расставить пособия и оборудования для свободного выполнения движений.
III часть: «Летает -не летает». Ходьба
4 неделя
Задачи: Внести на занятие веточку сосны для укрепления и хорошего кровообращения крови и капилляров на стопе ног. Закреплять упражнения в и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения в подвижной игре «Страус» и разучить её.
Пособия: стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка.
I часть: Построение в колонну. Ходьба на пятках, носках и на наружном крае стопы (различные положения рук). Бег с выбрасыванием носок вперед. Ходьба по диагонали. Построение в круг.
II часть: I этап (массаж стопы и голени ног)
II этап: ОРУ (с различными предметами)
И.п.: сидя на стульчике. Сгибание и разгибание носок ног (5-6раз)
И.п.: то же. Захватывание обеими стопами мяча и приподнимание его над полом (5-6раз)
И.п.: то же. Собрать пальчиками ног платочек «гармошкой» под стопы ног(5-6раз)
И.п.: то же. Захватывание и приподнимание пальцами ног палочки (4раза)
И.п.: то же. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая от пола носок ног (3-4раза)
И.п.: то же. Вставание из и.п. сидя «по-турецки» опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп (2-3раза)
Основные движения:
а) Ходьба босиком по ребристой доске (2-3раза)
б) Лазание по гимнастической стенке (2-3раза)
в) Ходьба босиком по сосновой веточке. (2-3раза)
Подвижная игра: «Страус»
III часть: Аутотренинг.
Ноябрь.
1 неделя:
Задачи: Продолжать укреплять стопы ног хождением по сосновой веточке. Закреплять правильное выполнение упражнений «по-турецки» из и.п. сидя на стуле. Продолжать разучивать подвижную игру «Страус».
Пособия: стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка. (см. занятие за 4 неделю октября)
2 неделя:
Задачи: Продолжать закреплять упражнения и движения в и.п. сидя на стуле. По желанию детей организовать подвижную игру. Закреплять здоровье детей, использовать аутотренинг
Пособия: стулья по количеству детей, мячи, платочки, палочки, ребристая дорожка, дорожка со следами, канат.
I часть: Ходьба в колонне по одному, с выполнением движений для рук. Бег змейкой. Ходьба гимнастическим шагом. Построение в круг.
II часть: 1. Массаж стопы и голени ног.
2. ОРУ (с предметами)
1) И.п.: сидя на стуле. Разведение и сведения пяток, не отрывая от пола (5-6раз)
2) И.п.: то же. Захватывание стопами мяча и приподнимание его (5-6раз)
3) И.п.: то же. Сдавливание стопами резинового мяча (5-6раз)
4) И.п.: то же. Собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки (5-6раз)
5) И.п.: то же. Катание палочки стопами ног (5-6раз)
6) Повтор. 1 упражнения.
3. Основные движения.
а) Ходьба по ребристой дорожке(2-3раза)
б) Легкий бег по следам(2-3раза)
в) Ходьба приставным шагом по канату боком (2-3раза)
4. Подвижная игра: «Пройди – не задень»
III часть: Аутотренинг.
3 неделя:
Задачи: Учить детей удерживать предмет носками ног (камешки, палочки) и выбрасывать его.
Закреплять ходьбу на пособиях, выполняя различные упражнения.
Воспитывать усидчивость и товарищество.
Пособия: рейка, гимнастическая стенка, сосновые веточки, ребристая дорожка, дорожка с камешками.
I часть: Ходьба гимнастическим шагом, на пятках, «пингвины». Бег с захлестыванием голени назад. Ходьба по ребристой доске.
II часть: 1. Массаж.
2. Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы.
а) Ходьба босиком по рейке.
б) Ходьба (лазание) по гимнастической стенке
в) Ходьба по ребристой доске.
г) Ходьба по дорожке с камешками.
д) Ходьба по сосновым веточкам.
3. Подвижная игра: «Страус»
Содержание игры – страус рассыпал по всей площадке предметы, которые предлагает собрать своим птенчикам, захватывая пальцами ног. дети собирают камушки, палочки и т.д. После чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк» бегом возвращаются домой, волк старается их поймать.(2-3раза).
III часть: малоподвижная игра «Сделай вот так» (карточки)
4 неделя
Задачи: Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног; учить новым упражнениям из и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения на занятиях
Пособия: стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат.
I часть: ходьба на носках с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны, вниз) – чередуя с ходьбой на пятках. Бег обычный и с ускорением. Ходьба.
IIчасть:
1 этап: Массаж сидя на коврике.
2 этап: ОРУ на стульчиках (с мячиком)
И.п.: сидя на стуле, катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)
И.п.: сидя на стуле; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)
И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)
И.п.: сидя на стуле. Катание мяча стопами ног поочередно левой и правой (5-6раз)
3 этап: Основные движения
а) Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)
б) Ходьба по канату боком или приставным шагом передом (2-3раза)
Игра: «Пройди - не задень»
III часть: под композицию песни «Сапожник »
I. Дети, дети вы куда идете?
Ой, сапожник, мы идем на площадь.
II. Дети, дети башмаки порвете?
Ой, сапожник, ты их залатаешь.
III. Дети, дети кто же мне заплатит?
Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
(дети разбегаются по залу, сапожник догоняет)
Декабрь .
1 неделя
Задачи: Продолжать закреплять навыки правильного массирования стопы и голени ног.
Продолжать учить новым упражнениям из и.п. сидя на стуле. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Пособия: стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат.
Пособия: стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат.
I часть: ходьба на носках с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны, вниз) – чередуя с ходьбой на пятках. Бег обычный и с ускорением. Ходьба.
IIчасть:
1 этап: Массаж сидя на коврике.
2 этап: ОРУ на стульчиках (с мячиком)
И.п.: сидя на стуле, катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)
И.п.: сидя на стуле; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)
И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)
И.п.: сидя на стуле. Катание мяча стопами ног поочередно левой и правой (5-6раз)
3 этап: Основные движения
а) Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)
б) Ходьба по канату боком или приставным шагом передом (2-3раза)
Игра: «Пройди - не задень»
III часть: под композицию песни «Сапожник »
I. Дети, дети вы куда идете?
Ой, сапожник, мы идем на площадь.
II. Дети, дети башмаки порвете?
Ой, сапожник, ты их залатаешь.
III. Дети, дети кто же мне заплатит?
Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
(дети разбегаются по залу, сапожник догоняет)
2 неделя
Задачи: Учить детей выполнять новый вид упражнения во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя. Продолжать разучивать движения и слова в подвижной игре.
«Сапожник». Воспитывать интерес к подвижным играм.
Пособия: ребристая дорожка; следы; шишки; камешки; большие мешочки с песком; гимнастические палки.
I часть: Построение в колонну по одному. Ходьба на носках, гимнастическим шагом. Ходьба на пятках, с полуприседанием на одну ногу, другую отвести в сторону. Бег с захлестыванием пяток назад, «змейкой». Ходьба. Построение в круг.
II часть: 1. Массаж - дополнение (поколачивание кулачком на стопе ноги)
2. Упражнения в положения стоя.
а) приподнимание на носки с упором на наружный край стопы;
б) повороты туловища при фиксированных стопах4
в) упражнение «ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги;
г) полуприседания и приседания стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны;
д) захватывание пальцами и приподнимание от пола какого-либо предмета.
3. Основные движения
а) Ходьба по дорожке с шишками (2-3раза)
б) Прыжки с «кочки на кочку» (2-3раза)
в) Лазание по гимнастической стенке (2-3раза)
Подвижная игра: «Сапожник»
III часть: Ходьба по следам, по ребристой дорожке.
3 неделя
Задачи: Продолжать закреплять новый вид упражнений во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя. Закреплять слова в подвижной игре «сапожник». Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать интерес к занятию
Пособия: ребристая дорожка; следы; шишки; камешки; большие мешочки с песком; гимнастические палки.
I часть: Построение в колонну по одному. Ходьба на носках, гимнастическим шагом. Ходьба на пятках, с полуприседанием на одну ногу, другую отвести в сторону. Бег с захлестыванием пяток назад, «змейкой». Ходьба. Построение в круг.
II часть: 1. Массаж - дополнение (поколачивание кулачком на стопе ноги)
2. Упражнения в положения стоя.
а) приподнимание на носки с упором на наружный край стопы;
б) повороты туловища при фиксированных стопах4
в) упражнение «ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги;
г) полуприседания и приседания стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны;
д) захватывание пальцами и приподнимание от пола какого-либо предмета.
3. Основные движения
а) Ходьба по дорожке с шишками (2-3раза)
б) Прыжки с «кочки на кочку» (2-3раза)
в) Лазание по гимнастической стенке (2-3раза)
Подвижная игра: «Сапожник»
III часть: Ходьба по следам, по ребристой дорожке
4 неделя
Задачи: Продолжать закреплять упражнения и движения в и.п. сидя на стуле. По желанию детей организовать подвижную игру. Закреплять здоровье детей, использовать аутотренинг
Пособия: стулья по количеству детей, мячи, платочки, палочки, ребристая дорожка, дорожка со следами, канат.
I часть: Ходьба в колонне по одному, с выполнением движений для рук. Бег змейкой. Ходьба гимнастическим шагом. Построение в круг.
II часть: 1. Массаж стопы и голени ног.
2. ОРУ (с предметами)
1) И.п.: сидя на стуле. Разведение и сведения пяток, не отрывая от пола (5-6раз)
2) И.п.: то же. Захватывание стопами мяча и приподнимание его (5-6раз)
3) И.п.: то же. Сдавливание стопами резинового мяча (5-6раз)
4) И.п.: то же. Собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки (5-6раз)
5) И.п.: то же. Катание палочки стопами ног (5-6раз)
6) Повтор. 1 упражнения.
3. Основные движения.
а) Ходьба по ребристой дорожке(2-3раза)
б) Легкий бег по следам(2-3раза)
в) Ходьба приставным шагом по канату боком (2-3раза)
4. Подвижная игра: «Пройди – не задень»
III часть: Аутотренинг.
Январь.
2 неделя
Задачи: Упражнять детей в ходьбе по бруску с наклонной поверхностью. Предложить детям делать массаж с большим эффектом для стопы. В основных движениях включить ходьбу по камешкам. В подвижной игре «Турпоход» укреплять мышцы и связки голеностопного сустава
Пособия: брусок с наклонной поверхностью, камешки и оборудования для занятия.
I часть: Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках и пятках – руки на поясе. Бег по диагонали. Ходьба с носка на пятку. Построение в круг.
II часть: 1 этап: Массаж (выполнять с большим эффектом)
2. этап: Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы.
1. Ходьба по бруску с наклонными поверхностями
2. Приведение переднего отдела стопы
3. Поднимание на носки с каждым шагом.
3 этап: Основные движения:
а) ходьба по камешкам (2-3раза)
б) бег по узкой дорожке (2-3раза)
в) ходьба по сосновым веточкам (2-3раза)
3 этап Подвижная игра: «Турпоход»
III часть: Спокойная ходьба.
3 неделя:
Задачи: Продолжать упражнять детей в ходьбе по бруску с наклонной поверхностью. Предложить детям делать массаж с большим эффектом для стопы. В основных движениях для большого эффекта продолжать ходить по камешкам. В подвижной игре «Турпоход» продолжать укреплять мышцы и связки голеностопного сустава.
Пособия: брусок с наклонной поверхностью, камешки и оборудования для занятия
I часть: Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках и пятках – руки на поясе. Бег по диагонали. Ходьба с носка на пятку. Построение в круг.
II часть: 1 этап: Массаж (выполнять с большим эффектом)
2. этап: Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы.
1. Ходьба по бруску с наклонными поверхностями
2. Приведение переднего отдела стопы
3. Поднимание на носки с каждым шагом.
3 этап: Основные движения:
а) ходьба по камешкам (2-3раза)
б) бег по узкой дорожке (2-3раза)
в) ходьба по сосновым веточкам (2-3раза)
3 этап Подвижная игра: «Турпоход»
III часть: Спокойная ходьба.
4 неделя
Задачи: Для суставов, мышц и связок выполнять движения с бруском. В подвижной игре «Страус» уметь собирать камешки стопами ног и приподнимая их.
Пособия: бруски по количеству детей, камешки, дорожки со следами, скамейка.
I часть: Построение в шеренгу. Равнение. Ходьба за ведущим. Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы. Бег «змейкой», с захлестыванием пяток назад. Ходьба. Построение в круг.
II часть: 1 этап. Массаж.
2 этап. ОРУ (с бруском)
1. И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях под прямым углом, под пятками брусок. Поднимать и опускать носки ног. .(10раз)
2. И.п.: то же, но брусок под носками. Поднимать пятки и опускать.(10раз)
3. И.п.: то же, ноги соединены, брусок под пятками. Развести носки ног в стороны и свести, не отрывая стопы от пола. .(10раз)
4. И.п.: то же, брусок под носками. Развести и свести пятки, не отрывая ног от пола.(10раз)
3 этап: Основные движения:
а) Ходьба по дорожкам со следами
б) Прыжки через гимнастические палки
в) Ходьба по гимнастической скамейки боком, обхватывая края сводами стоп
5. этап: Подвижная игра: «Страус»
(по команде собирать камешки стопами ног)
III часть: Дыхательная гимнастика «Большой и маленький»
Февраль.
1 неделя
Задачи: Совершенствовать новый способ последовательности массажа стопы ног. Побуждать детей выполнению упражнений на гимнастических скамейках в подвижной игре «Сапожник», дать детям организовать самостоятельно игру.
Пособия: гимнастические скамейки, сосновые веточки, ребристая дорожка, мешочки с песком.
I часть: Ходьба двумя колоннами противоходом «Трамвай». Бег противоходом. Ходьба, построение в колонну по одному.
II часть: 1 этап: Массаж.
1) Подошву и тыльную сторону стопы растирать по направлению от пальцев к голеностопному суставу (30с)
2) Пальцами обеих рук разминать и растирать основание пальцев ног с подошвенной стороны (30с)
3) Все также , но только пятку (30с)
4) Поглаживающими движениями массировать стопу, охватывая ее обеими руками (30с)
5) Прием массирование со всех сторон ноги от голеностопного сустава до коленного (10с)
2 этап: ОРУ (на гимнастической скамейке)
1. И.п.: сидя на скамейке верхом. Вставать на носки в полуприсядя.(5раз)
2. И.п.: сидя на полу лицом к скамейке, руки упор сзади, ноги согнуты в коленях. Вытягивать ноги и доставать носками края скамейки. (5раз)
3. И.п.: стоя лицом к скамейки. Запрыгивать и спрыгивать со скамейки спиной (задом)(5ра)
4. И.п.: стоя боком к скамейке. Прыжки вокруг скамейке (2-3раза)
3 этап: Основные движения.
а) Ходьба по сосновым веточкам (2-3раза)
б) Прыжки с кочки на кочку(2-3раза)
в) Бег по ребристой дорожке(2-3раза)
4 этап: Подвижная игра: «Сапожник»
III часть: Ходьба в колонне.
3 неделя
Задачи: Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения с пособиями сидя на стуле. Закреплять новый вид массажа для стопы и голени ног. В подвижной игре «Гибкий носок» выполнять действия по сигналу педагога.
Пособия: стулья по количеству детей; мячи; платочки, палочки, камешки, гимнастические скамейки.
I часть: Ходьба в колонне. Ходьба спиной вперед, на носках и пятках. Бег боковым галопом (вправо-влево). Ходьба.
II часть: 1 этап: Массаж.
1) Растирание подошвы и тыльной стороны стопы(30с)
2) Разминание и растирание пальцев ног руками(30с)
3) Пятку разминать и растирать(30с)
4)Поглаживание стопы обеими руками(30с)
5) Прием массирования со всех сторон ноги от голеностопного до коленного сустава (30с)
2 этап: ОРУ (с пособиями сидя на стульях)
1) Максимальное сгибание и разгибание стоп (30с)
2) Захватывание стопами мяча и приподнимание его (4раза)
3) Захватывание и приподнимание пальцами ног камешков и палочек (по 3раза)
4) Собирание пальцами ног матерчатого коврика в скатки (2раза)
3 этап: Основные движения:
а) По следам
б) Ходьба по шнуру
4 этап: Подвижная игра: «Гибкий носок»
IIIчасть: Ходьба.
4 неделя
Задачи: Укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе на пятках, носках. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног. Упражнять в умении выполнять задания в положении лежа на полу. Воспитывать усидчивость
Пособия: дорожка со следами, канат, гимнастическая скамейка
I часть: Ходьба в колонне по одному, на носках, с различным положением рук. Бег на носках, змейкой. Ходьба. Построение в круг.
II часть: 1 этап: Массаж стопы и голени.
Разглаживание стопы ног ладонями рук.
Круговые движения пальцами руки на стопе ног.
Массаж стопы кулачком.
Массаж пальчиков ног.
Разглаживание голени ног.
2 этап: Упражнения в положении лежа на спине.
1. Поочередное и одновременное оттягивание носок ног, приподнимая и опуская наружный край стопы (5раз)
2. Согнув ноги и упираясь стопами в пол разведение пяток в стороны (5раз)
3. Скольжение стопой одной ноги по голени другой, как бы обхватив ее (2-3раза каждой ногой)
4. Согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола (5раз)
Основные движения:
а) Ходьба по дорожке со следами (2-3раза)
б) Ходьба по канату растянутому на полу (2-3раза в медленном темпе)
Подвижная игра: « Гибкий носок»
Март.
1 неделя
Задачи: Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения с пособиями сидя на стуле. Закреплять новый вид массажа для стопы и голени ног. В подвижной игре «Гибкий носок» выполнять действия по сигналу педагога
Пособия: стулья по количеству детей; мячи; платочки, палочки, камешки, гимнастические скамейки.
2 неделя
Задачи: Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения в процессе ходьбы. Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал.
Пособия: доска с трехгранным сечением, цветные сигналы для игры
I часть: Ходьба в колонне по одному. Ходьба с выпадами, с высоким подниманием колен. Бег трусцой. Ходьба.
II часть:
1 этап: Массаж.
2 этап: ОРУ (в процессе ходьбы)
1) Ходьба по бруску с наклонной поверхностью
2) Приведение переднего отдела стопы
3) То же, поднимаясь на носки, на каждом шагу
3 этап: Основные движения:
а) Лазание на гимнастической стенке (не пропуская реек)
б) Ходьба босиком по песку
4 этап: Подвижная игра: «День и ночь»
III часть: Игра «Найди и промолчи»
3 неделя
Задачи: Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения в процессе ходьбы. Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал.
Пособия: доска с трехгранным сечением, цветные сигналы для игры.
4 неделя
Задачи: Развивать «мелкую моторику» пальцев ног, оказывающие влияния на развитие соответствующих отделов головного мозга. Совершенствовать двигательные умения и навыки на степах. Закрепить умения легко ходить, бегать и прыгать с различными предметами. Воспитывать интерес к занятию.
Пособия: шишки, «кочки», степы по количеству детей, листы бумаги, карандаши.
I часть: ходьба между степами, на носках, пятках, внешней стороны стопы. Бег между степами, змейкой. Ходьба.
II часть: 1 этап. Массаж (сидя на степах)
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами рук.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Покатать ногами палку, несильно нажимая на неё.
е) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
2 этап. Гимнастика для пальцев ног.
Вот как пляшет наш Большак:
И вот эдак и вот так!
(изо всех сил шевелят большими пальцем ноги)
Он один – впереди,
Остальные позади.
(шевелят всеми пальцами ноги)
Дед Егор срубил забор.
Щели и дыры – чтобы виден был вор.
(разводят пальцами ног как можно шире, а потом с силой поджимают их)
Пять и пять пошли гулять,
Вот и стало – дважды пять.
(по возможности разворачивают ступни ног друг другу, соединяют их и делают 2волну» - по очереди совмещают пальцы ног, от мизинца к большому пальцу)
Предлагаю детям лист бумаги и карандаш для рисования пальчиками ног.
3 этап. Основные движения.
а) Ходьба по шишкам (2-3р)
б) Прыжки с «кочки» на «кочку» (2-3р)
в) Лазание по гимнастической стенке (2-3р)
4 этап. Подвижная игра: «Кто быстрее на степ»
III часть: Ходьба.
Апрель
1 неделя
Задачи: Упражнять детей в умении прыгать в длину с места и приземляться на две ноги, полусогнутые в коленях. Закрепить умение ползать в быстром темпе по доске на ступнях и ладонях. Воспитывать у детей усидчивость.
Пособия: доска
I часть: Ходьба в колонне по одному. Перестроение в пары. Прохождение парами через середину зала. Размыкание и смыкание приставным шагом боком. Бег врассыпную: «Аист», «Зайцы». Ходьба.
II часть: 1 этап. Массаж.
2 этап. Упражнения, лежа на спине.
1) Поочередное и одновременное оттягивание носков ног, приподнимая и опуская наружный край стопы (30с).
2) Согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны
3) Скольжение стопой одной ногой по голени другой, как бы обхватив ее
4) Согнув ноги и упираясь стопами о пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола
3 этап. Основные движения:
а) Прыжки в длину с места (2-3раза)
б) Ползание по доске на ступнях и ладонях (2-3раза).
4 этап. Подвижная игра: «Турпоход»
III часть: Ходьба.
2 неделя
Задачи: Продолжать закреплять навыки правильного массирования стопы и голени ног.
Продолжать учить новым упражнениям из и.п. сидя на стуле. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Пособия: стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат.
I часть: ходьба на носках с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны, вниз) – чередуя с ходьбой на пятках. Бег обычный и с ускорением. Ходьба.
IIчасть:
1 этап: Массаж сидя на коврике.
2 этап: ОРУ на стульчиках (с мячиком)
И.п.: сидя на стуле, катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)
И.п.: сидя на стуле; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)
И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)
И.п.: сидя на стуле. Катание мяча стопами ног поочередно левой и правой (5-6раз)
3 этап: Основные движения
а) Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)
б) Ходьба по канату боком или приставным шагом передом (2-3раза)
Игра: «Пройди - не задень»
III часть: под композицию песни «Сапожник »
I. Дети, дети вы куда идете?
Ой, сапожник, мы идем на площадь.
II. Дети, дети башмаки порвете?
Ой, сапожник, ты их залатаешь.
III. Дети, дети кто же мне заплатит?
Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
(дети разбегаются по залу, сапожник догоняет)
3 неделя
Задачи: Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения в процессе ходьбы. Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал.
Пособия: доска с трехгранным сечением, цветные сигналы для игры
I часть: Ходьба в колонне по одному. Ходьба с выпадами, с высоким подниманием колен. Бег трусцой. Ходьба.
II часть:
1 этап: Массаж.
2 этап: ОРУ (в процессе ходьбы)
1) Ходьба по бруску с наклонной поверхностью
2) Приведение переднего отдела стопы
3) То же, поднимаясь на носки, на каждом шагу
3 этап: Основные движения:
а) Лазание на гимнастической стенке (не пропуская реек)
б) Ходьба босиком по песку
4 этап: Подвижная игра: «День и ночь»
III часть: Игра «Найди и промолчи»
4 неделя
Задачи: Закрепить умение переходить с одного пролета гимнастической стенки на другой. Закреплять умения выполнять упражнения для ног в положении стоя. По желанию организовать с детьми подвижную игру.
Пособия: сосновые веточки, гимнастическая стенка.
I часть: ходьба в колонне. Ходьба на носках, на внешней стороне стопы. Бег семенящим шагом. Ходьба. Построение в круг.
II часть: 1 этап. Массаж (тот же).
2 этап. Упражнения выполняемые стоя.
1) Приподнимание на носки с упором на наружный край стопы
2) Повороты туловища при фиксированных стопах
3) Упражнение «Ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги.
4) Полуприседания и приседания, стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны.
5) Захватывание пальцами и приподнимание от пола каких- либо предметов.
3 этап. Основные движения.
а) лазание по гимнастической стенке, переходя с одного пролета стенки на другой (2-3раза)
б) ходьба по сосновым веточкам (2-3раза)
4 этап. Подвижная игра: по желанию детей.
III часть: игра на внимание с карточками.
Май
1 неделя
Задачи: Закрепить умение переходить с одного пролета гимнастической стенки на другой. Формирование умения выполнять упражнения для ног в положении стоя. По желанию организовать с детьми подвижную игру. Для лечебного массирования точек стопы внести веточки сосны.
Пособия: сосновые веточки, гимнастическая стенка.
2 неделя
Задачи: Разучить новый комплекс массажа голени и стопы ног для стимуляции активных точек. Закрепить упражнения из каждого вида по одному. В подвижной игре «Сапожник» уметь двигаться с притопами под музыку.
Пособия: платочек, гимнастическая палка, ребристая доска.
I часть: Ходьба в колонне. Ходьба на носках змейкой между конусами. Бег змейкой. Ходьба. Перестроение в круг.
II часть: 1 этап. Массаж.
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами рук.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Покатать ногами палку, несильно нажимая на неё.
е) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
2 этап. Упражнения из положения, лежа на полу, сидя на стуле, стоя и в ходьбе.
1) Согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны (30с) (лежа на полу)
2) Подгребание пальцами ног матерчатого коврика (30с) сидя на стуле.
3) Полуприседания, стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны (30с)
4) ходьба по дорожке со следами
3 этап. Основные движения
Расставить пособия и оборудования для свободного выполнения движений.
4 этап. Подвижная игра: «Сапожник» (2-3раза)
III часть: «Летает -не летает». Ходьба.
3 неделя
Задачи: Продолжать закреплять упражнения массажа и при выполнении упражнений в положении стоя. Воспитывать интерес к занятию
Пособия: ребристая дорожка; следы; шишки; камешки; большие мешочки с песком; гимнастические палки.
I часть: Построение в колонну по одному. Ходьба на носках, гимнастическим шагом. Ходьба на пятках, с полуприседанием на одну ногу, другую отвести в сторону. Бег с захлестыванием пяток назад, «змейкой». Ходьба. Построение в круг.
II часть: 1. Массаж - дополнение (поколачивание кулачком на стопе ноги)
2. Упражнения в положения стоя.
а) приподнимание на носки с упором на наружный край стопы;
б) повороты туловища при фиксированных стопах4
в) упражнение «ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги;
г) полуприседания и приседания стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны;
д) захватывание пальцами и приподнимание от пола какого-либо предмета.
3. Основные движения
а) Ходьба по дорожке с шишками (2-3раза)
б) Прыжки с «кочки на кочку» (2-3раза)
в) Лазание по гимнастической стенке (2-3раза)
Подвижная игра: «Сапожник»
III часть: Ходьба по следам, по ребристой дорожке
4 неделя:
Проведение диагностики по выявления изменения свода стопы к концу года
Тематический план с родителями на тему «Детское плоскостопие»
Сентябрь
1.Дать задание родителям, изготовить степы-скамейки для занятий.
2. Анкетирования.
Октябрь
1.Беседа с родителями на тему «Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия»
2. Родительское собрание «Показ элементов оздоровительной работы в ДОУ»
Ноябрь
1. Консультация на тему «Массаж ног» эффективный вид закаливания.
Декабрь.
1. Беседа на тему «Пальчиковая гимнастика для ног».
2. Перечень упражнений выполняемых в различных и.п.
Январь
1. Индивидуальная консультация с родителями на тему «Массаж ног».
Февраль.
1. Показ нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопия.
Март.
1. Спортивное развлечение с родителями и детьми «Весёлые старты».
Апрель.
1. Консультация с родителями на тему «Хождение босиком по ребристой доске, веткам ели как эффективный метод профилактики плоскостопия».
Май.
1. Показ итогового занятия для родителей .
Спортивное развлечение
Задачи: Развивать у детей быстроту, ловкость, внимание и выносливость.
Формировать активное участие в соревнованиях. Приобщать детей к здоровому образу жизни. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Дети входят в зал и занимают свои места.
Вед.: Все ли в сборе? Все ли тут?
Оглянитесь! Помолчите!
А потом скажите в слух:
Что вас ждет?
Дети: Нас ждет досуг!
Пусть игры и старты, как книжки и сказки
Украсят сегодня досуг!
Вед.: Внимание! Внимание!
Всех участников прошу
Приготовиться к старту!
Проводятся эстафеты.
1) «Кто быстрее прыгает в мешке»
2) «Не упусти мяч»
- прыжки с мячом ( мяч зажат между ногами);
- передача мяча над головой;
- передача мяча между ногами.
3) «Преодолей полосу препятствий»
4) Словесная игра: «Кто больше назовет виды спорта»
Жюри подводит итоги соревнований. Награждение.
Вед.: Чтоб расти и закаляться!
Будем спортом заниматься!
Закаляйся детвора. В добрый час!
Дети: Физкульт-ура!
Праздник заканчивается песней «Физкульт-ура!»
Анализ и интерпретация полученных данных
Таблица 1
Изменения степени плоскостопия за период работы __________________________
Испытуемые | Степень плоскостопия | Итоговый результат | |
До занятий | После курса занятий | ||
Плантограмма группы по коррекции плоскостопия. (сентябрь 20__ г. –май 20___ г.)
Таблица 2
№ п/п | Имя | Расстояние от внутреннего края подошвенного углубления до внешнего края стопы, см | Ширина узкой части стопы, см | ||
I | I I | I | I I | ||
:
Примерный перечень упражнений, выполняемых в различных исходных положениях
И. п. — лежа на спине
поочередное и одновременное оттягивание носков, приподнимая и опуская наружный край стопы;
согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны;
скольжение стопой одной ноги по голени другой;
согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток.
И.п. — сидя
приведение и супинация стоп с одновременным сгибанием пальцев;
захватывание стопами мяча и приподнимание его;
подгребание пальцами матерчатого коврика;
захватывание пальцами какого-либо предмета и приподнимание его;
максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола;
поставив стопы на наружные края, разведение коленей с максимальным сгибанием пальцев;
поднимание из положения сидя «по-турецки», опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп.
И. п. — стоя
поднимание на носках с упором на наружные края стоп;
повороты туловища при фиксированных стопах;
упражнение «ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги;
полуприседания и приседания, стоя на гимнастической палке и вынося руки вперед или в стороны;
захватывание пальцами каких-либо предметов и приподнимание их.
С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
КОМПЛЕКС "УТЯТА"
1. "Утята шагают к реке"
И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"
И.п. - то же
1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп
3-4 - и.п.
3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"
И.п. - то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. "Утка крякает"
И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны
("клюв открылся"), произнести "кря-кря"
3-4 - и.п.
5. "Утята учатся плавать"
И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнутую правую стопу - вперед
2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.
КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ
1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.
Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п. - то же
1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку
3-6 - держать
7-8 - и.п.
3. И.п. - то же
1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол
3-4 - и.п.
4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.
Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.
5. И.п. - то же.
Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.
6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.
Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.
Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.
КОМПЛЕКС "МАТРЕШКИ"
(на основе элементов русских народных танцев)
1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс
1 -правую вперед на пятку
2-3 - покачать носком вправо-влево
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой ноги.
2. "Красные сапожки, резвые ножки"
И .п. - то же
1 - правую вперед-в сторону на пятку
2 - правую на носок
3 - правую на пятку
4 - с притопом приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой ноги.
3. "Танец каблучков"
И.п. - то же
1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх
3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.
4. "Гармошка"
И.п. -стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс
1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо
2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь
3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо
4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.
5-8 - то же, что 1-4
1-8 - то же, передвигаясь влево.
5. "Елoчка"
И.п. - то же
1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо
1-8 - то же влево.
6. "Присядка"
И.п. - то же
1 -присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх
2 - и.п.
3 - правую в сторону на пятку
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с другой ноги.
7. "Шаг с припаданием"
И.п. - стоя на правой, левую в сторoну-книзу, руки на пояс
1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед
2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу
3-4 - то же, что на счет 1-2
То же в другую сторону.
Основу лечения составляет специальная лечебная гимнастика, которую нужно проводить в домашних условиях ежедневно и усердно. Лечебная гимнастика применяется для приближения стоп к физиологическим нормам (при первой степени плоскостопия), тренирует мышцы и укрепляет связочный аппарат, устраняет неправильную установку костей стопы, формирует физиологичный стереотип ходьбы.
Имеются различные специальные комплексы упражнений. При выборе упражнений учитываются: форма, положение стопы, жалобы, возраст пациента. Выбрать конкретные упражнения, их интенсивность, Вам поможет врач.
Упражнения сидя на стуле.
С напряжением тянуть носки на себя – от себя (медленно, колени прямые).
Круговые движения стопами внутрь – кнаружи.
Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
Поочередно сгибать – разгибать пальцы ног.
Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх. Повторить, поменяв ноги.
Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень. Повторить, поменяв ноги.
Соединить подошвы стоп (колени прямые).
Отрывать от пола пятки. Отрывать от пола носки.
Во время сидячей работы сгребайте подошвами в кучку воображаемый песок. Во время отыха на пляже – сгребайте реальный песок. На рабочем месте можно использовать мячик из твердой резины или подобие скалки – катайте их вдоль сводов стоп.
Как можно выше поднимайте поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу. То же самое обеими ногами вместе.
Пальцами ног собрать кусок ткани.
Катать ногой овальные и круглые предметы.
Захватывать и перекладывать пальцами ног какие-нибудь мелкие предметы (карандаш, губку, речную гальку и т.д.)
Упражнения стоя.
Приподниматься на носочках.
Стоя на носочках перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.
Встать на ребра внешней стороны стоп, постоять в таком положении примерно 30-40 секунд.
Приседать, не отрывая пяток от пола.
Поворот туловища влево–вправо с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
Упражнения при ходьбе.
Ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, ходьба с поднятыми пальцами, с поджатыми пальцами.
Ходьба босиком по неровной поверхности – по жесткой траве, рыхлой почве, камням, песку, мелкой гальке.
Ходьба боком по бревну.
Все выше перечисленные упражнения активно укрепляют мышцы стопы и голени.
Упражнения выполняются босиком, каждое не менее 10 раз. Выполнять их необходимо несколько раз в течение дня, ежедневно. Гимнастика должна стать привычным, повседневным занятием для человека с плоскостопием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание и другие методы оздоровления детей в детском саду
В статье представлен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников пятого года жизни. Подробно описана организация оздоровительного процесса в режиме дня....
«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»
Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....
Инновационные технологии физического оздоровления детей в детском саду
В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен ве...
Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»
В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...
Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими...
Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.
Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве...
Нетрадиционные методы оздоровления детей в детском саду
Консультация для родителей...
Комментарии
в копилку
в копилку