Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vody.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
на тему:
«Свойства воды»
Воспитатель:
Мальвина Гамидова
2020 г.
«Свойства воды»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Познавательного развитие:
-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно - экспериментальную деятельность
Речевое развитие:
-уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать навыки проведения лабораторных опытов:закреплять умения работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно - следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;
-обогащать словарный запас.
Социально-коммуникативное:
-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;
-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;
-воспитывать интерес к практической деятельности.
Методы и приемы:
словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;
наглядный метод: показ;
метод поощрения: оценки деятельности детей, похвала
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
• Знакомство с круговоротом воды в природе.
Оборудование: глобус, кубик и шар, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, камни, чеснок, лимон, две емкости с водой.
Ход:
Приветствие «Доброе утро»
(Дети заходят становятся в полукруг)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
Доброе утро солнце и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
(поздороваться с гостями)
I часть
Вводная (информационно-познавательная):
Ребята, я получила тревожное голосовое сообщение, давайте вместе его послушаем.
(Слушаем с детьми голосовое сообщение)
- Давайте, мы расскажем инопланетянину, что же это такое синего цвета на нашей планете.
(Показываю на глобусе. Ответы детей)
Наверное, у него на планете нет воды, надо ему рассказать, что же такое Вода, и какими свойствами она обладает. И отправим ему ответ.
Ребята, давайте вспомним для чего нужна вода, встаньте в круг.
Игра с мячом «Вода нужна…»
II часть. Практическая (опытно-экспериментальная)
-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте, сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Нам предстоит серьёзная работа. Давайте на неё правильно настроимся.
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
- Пройдемте к нашим лабораторным столам.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
•быть аккуратным
•не спешить
•внимательно слушать
•не толкаться
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1
Вода- растворитель.
- Перед вами стаканы с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- Добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(Солёная)
- во второй стакан добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(Сладкая).
Вывод: у воды нет вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Опыт 2
Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
- Какой формы эти предметы? (Ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость. Вспомните лужи после дождя, капли на асфальте растекаются и собираются в ямках, впитываются в землю, их не видно, только земля влажная. Итак вода не имеет формы.
Опыт 3
Какого цвета вода?
-Возьмём два стакана -один с водой, другой с молоком. Возьмём камень и опустим в стакан с водой. Нам видно камень? (Ответы детей)
- А теперь опустим камень в стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду камень видно, а через молоко -нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Физкультминутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? (Ответы детей)
Давайте выйдем из своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Подвижная игра «Ходят Капельки по кругу»
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру.
(Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка» и за спиной в руках прячет «Солнышко»)
Я буду - Мама Тучка, а вы мои детки - Капельки, а за мной прячется мой друг Солнышко. Подбежали ко мне все мои детки - Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и Капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало по одиночке, собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение «змейка»)
Поплыли Капельки по большой реке и попали в океан. (Дети образуют круг, присели) и тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернутся домой.
А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все Капельки испарились под лучиками солнца. К маме они вернулись.
- Идите ко мне, я по вам соскучилась. Отлично справились, Капельки, а теперь, Капельки расскажите мне, как вы путешествовали, что вы делали? (Ответы детей)
Мы путешествовали с вами по кругу, а как это путешествие называется в природе? (Ответы детей)
-круговорот воды в природе.
- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. (Смотрят на рисунок)
- Когда солнце нагревает поверхность водоёмов или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - это дождь, зимой - снег. Так происходит круговорот воды в природе.
Опыт 4.
Вода не имеет собственного запаха.
Давайте определим, есть ли у воды запах. Понюхайте стакан с водой. Какой запах у воды? (Ответы детей)
Предлагаю положить в воду чеснок и помешать. Понюхай воду. У воды появился запах?
Предлагаю положить во второй стакан кусок лимона и помешать. И снова понюхать воду. У воды появился запах?
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: вкус, цвет и запах.
Опыт 5.
«Сюрприз»
Теперь самое интересное.
На столе две емкости с водой. В одной обычная вода, а в другой добавлена краска.
Посмотрите, какие необычные бумажные комочки я вам подготовила. Вам нужно взять комочек и опустить в любую из этих емкостей. Внимательно, посмотрите что с ними будет происходить.
Бумага на глазах раскрылась, а у некоторых они ещё и окрасились.
А кто у нас теперь плавает в воде?
(Ответы детей)
Вывод: бумага в воде намокает и становится постепенно тяжелее. Вода имеет свойство окашивать различные ткани и менять их массу.
III часть
Рефлексия.
Наши опыты закончены.
- Замечательно, ребята.
- Ребята, а над чем мы проводили опыты в нашей лаборатории?
Что же мы можем написать в сообщении инопланетянину? (Ответы детей)
Я обязательно напишу в сообщении нашему неземному гостю о воде и ее свойствах.
Мы ещё продолжим с вами ставить опыты и проводить эксперименты и не только над водой, ещё много чего интересного нас ждёт в мире и нам нужно обязательно это изучить.
Вы, сегодня были настоящими лаборантами, блестяще справились с опытами.
Ну а теперь, подошло время прощаться с гостями!
Скажем дружно, До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Я и моя семья".
в данном материале отражены разнообразные игры, которые помогут сформировать у детей понятие семья...
Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему Экспериментирование на тему: «Вода – растворитель или нет?»
Цель: Развитие познавательные способности у детей в процессе экспериментирования с водой. Задачи: - выявить вещества, которые растворя...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».
Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность....
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Безопасное поведение на воде»
Информация в беседе для детей о правильном, безопасном поведении на воде....
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Почему воду нужно беречь?
Для педагогов ДОУ....
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода»
ПРОЕКТОпытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Вода»По доминирующей деятельности : познавательно - исследовательский, тво...