Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Гамидова Мальвина Мирзебалаевна
Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Свойства воды»

Воспитатель:

Мальвина Гамидова

2020 г.

«Свойства воды»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Познавательного развитие:

-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно - экспериментальную деятельность

Речевое развитие:

-уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать навыки проведения лабораторных опытов:закреплять умения работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно - следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;

-обогащать словарный запас.

Социально-коммуникативное:

-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;

-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

-воспитывать интерес к практической деятельности.

Методы и приемы:

словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;

наглядный метод: показ;

метод поощрения: оценки деятельности детей, похвала

Предварительная работа:

• Беседа с детьми о значении воды

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А Рыжовой

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

• Чтение сказки «Путешествие Капельки»

• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

• Знакомство с круговоротом воды в природе.

Оборудование: глобус, кубик и шар, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, камни, чеснок, лимон, две емкости с водой.

Ход:

Приветствие «Доброе утро»

(Дети заходят становятся в полукруг)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнце и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

(поздороваться с гостями)

I часть

Вводная (информационно-познавательная):

Ребята, я получила тревожное голосовое сообщение, давайте вместе его послушаем.

(Слушаем с детьми голосовое сообщение)

- Давайте, мы расскажем инопланетянину, что же это такое синего цвета на нашей планете.

(Показываю на глобусе. Ответы детей)

Наверное, у него на планете нет воды, надо ему рассказать, что же такое Вода, и какими свойствами она обладает. И отправим ему ответ.

Ребята, давайте вспомним для чего нужна вода, встаньте в круг.

Игра с мячом «Вода нужна…»

II часть. Практическая (опытно-экспериментальная)

-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте, сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Нам предстоит серьёзная работа. Давайте на неё правильно настроимся.

Наши глаза внимательно смотрят и все видят.

Уши внимательно слушают и все слышат.

Голова хорошо думает.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

- Пройдемте к нашим лабораторным столам.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

•быть аккуратным

•не спешить

•внимательно слушать

•не толкаться

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1

Вода- растворитель.

- Перед вами стаканы с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- Добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(Солёная)

- во второй стакан добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(Сладкая).

Вывод: у воды нет вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

Опыт 2

Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

- Какой формы эти предметы? (Ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость. Вспомните лужи после дождя, капли на асфальте растекаются и собираются в ямках, впитываются в землю, их не видно, только земля влажная. Итак вода не имеет формы.

Опыт 3

Какого цвета вода?

-Возьмём два стакана -один с водой, другой с молоком. Возьмём камень и опустим в стакан с водой. Нам видно камень? (Ответы детей)

- А теперь опустим камень в стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду камень видно, а через молоко -нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Физкультминутка

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? (Ответы детей)

Давайте выйдем из своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Подвижная игра «Ходят Капельки по кругу»

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру.

(Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка» и за спиной в руках прячет «Солнышко»)

Я буду - Мама Тучка, а вы мои детки - Капельки, а за мной прячется мой друг Солнышко. Подбежали ко мне все мои детки - Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и Капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало по одиночке, собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение «змейка»)

Поплыли Капельки по большой реке и попали в океан. (Дети образуют круг, присели) и тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернутся домой.

А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все Капельки испарились под лучиками солнца. К маме они вернулись.

- Идите ко мне, я по вам соскучилась. Отлично справились, Капельки, а теперь, Капельки расскажите мне, как вы путешествовали, что вы делали? (Ответы детей)

Мы путешествовали с вами по кругу, а как это путешествие называется в природе? (Ответы детей)

-круговорот воды в природе.

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. (Смотрят на рисунок)

- Когда солнце нагревает поверхность водоёмов или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - это дождь, зимой - снег. Так происходит круговорот воды в природе.

Опыт 4.

Вода не имеет собственного запаха.

Давайте определим, есть ли у воды запах. Понюхайте стакан с водой. Какой запах у воды? (Ответы детей)

Предлагаю положить в воду чеснок и помешать. Понюхай воду. У воды появился запах?

Предлагаю положить во второй стакан кусок лимона и помешать. И снова понюхать воду. У воды появился запах?

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: вкус, цвет и запах.

Опыт 5.

«Сюрприз»

Теперь самое интересное.

На столе две емкости с водой. В одной обычная вода, а в другой добавлена краска.

Посмотрите, какие необычные бумажные комочки я вам подготовила. Вам нужно взять комочек и опустить в любую из этих емкостей. Внимательно, посмотрите что с ними будет происходить.

Бумага на глазах раскрылась, а у некоторых они ещё и окрасились.

А кто у нас теперь плавает в воде?

(Ответы детей)

Вывод: бумага в воде намокает и становится постепенно тяжелее. Вода имеет свойство окашивать различные ткани и менять их массу.

III часть

Рефлексия.

Наши опыты закончены.

- Замечательно, ребята.

- Ребята, а над чем мы проводили опыты в нашей лаборатории?

Что же мы можем написать в сообщении инопланетянину? (Ответы детей)

Я обязательно напишу в сообщении нашему неземному гостю о воде и ее свойствах.

Мы ещё продолжим с вами ставить опыты и проводить эксперименты и не только над водой, ещё много чего интересного нас ждёт в мире и нам нужно обязательно это изучить.

Вы, сегодня были настоящими лаборантами, блестяще справились с опытами.

Ну а теперь, подошло время прощаться с гостями!

Скажем дружно, До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Я и моя семья".

в данном материале отражены разнообразные игры, которые помогут сформировать у детей понятие семья...

Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему Экспериментирование на тему: «Вода – растворитель или нет?»

Цель: Развитие познавательные способности у детей   в процессе экспериментирования с водой.         Задачи: - выявить вещества, которые растворя...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».

Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность....

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Безопасное поведение на воде»

Информация в беседе для детей о правильном, безопасном поведении на воде....

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода»

ПРОЕКТОпытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Вода»По доминирующей деятельности : познавательно - исследовательский, тво...