Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ольга Викторовна Горбоконенко

Цель: Создание условий для формирования представлений у детей о свойствах воды посредствам  экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Продолжать знакомить  детей со свойствами воды: бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять вещества посредствам экспериментов.

- Формировать умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (пипеткой, воронкой).

Развивающие:

- Способствовать развитию познавательной активности, умению анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_voda.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

на тему  «Свойства воды»

                                                         Воспитатель: Горбоконенко О.В.

Цель: Создание условий для формирования представлений у детей о свойствах воды посредствам  экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Продолжать знакомить  детей со свойствами воды: бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять вещества посредствам экспериментов.

- Формировать умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (пипеткой, воронкой).

Развивающие:

- Способствовать развитию познавательной активности, умению анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

 

Материал:

Поднося, стаканы одноразовые прозрачные, стаканчики для опытов, пипетки, лейки, раствор для окрашивания воды, вещества для растворения: соль, сахар; глобус, тарелочки, интерактивное письмо, «Логика – малыш».

Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).

Звучит музыка (космическая) на интерактивной доске появляется картинка Инопланетянин с конвертом.

Текст письма:  « Здравствуйте маленькие жители планеты Земля! Передаем вам большой инопланетный привет! Мы жители Луны. Мы очень долго наблюдаем за вашей планетой и не понимаем, почему она голубого цвета. Помогите нам, пожалуйста, разобраться в этом вопросе»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Земля голубая? (ответы детей)

Я вам предлагаю рассмотреть уменьшенную модель нашей земли, которая называется…Глобус.

- Посмотрим на глобус. Если его быстро вращать, то он покажется одноцветным – какой? (голубой).

-А как вы думаете почему?

Воспитатель: Да вы правы этой краски на глобусе больше, чем зеленой, коричневой, белой. Скажите, что на глобусе обозначает голубой цвет? (ответы детей)

Правильно, это вода. На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек, озер. Нашу планету еще называют “Голубая планета”.

Воспитатель: Вода - уникальное вещество нашей планеты. Давайте мы с вами расскажем инопланетным жителям, о свойствах воды.

Я предлагаю провести опыты с водой, выявить ее свойства и полученные результаты экспериментов отправим им по электронной почте.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы детей)

Правильно, проводят опыты и эксперименты. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить эксперименты по исследованию воды.

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните  правила поведения в лаборатории:

Раз, два, три, четыре, пять будем воду изучать, чтобы воду изучать надо правило нам знать  - не толкаться, не шуметь, всем внимательно смотреть, на вопросы полным ответом отвечать и товарищей не перебивать, внимательно следить за результатом опыта, закончив наблюдение, сделать вывод.

2 этап. Основной

Ну что, начнем наше исследование.

Опыт №1 «Вода бесцветная»

Цель: выяснить, имеет ли цвет вода.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли цвет у воды?

Дети: Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель: Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети: Лист белого цвета.

Воспитатель: А это стакан с молоком. Какого цвета молоко?

Дети: Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети: нет.

Воспитатель: А про молоко, лист белой бумаги?

Дети: да.

(подводим детей к правильному ответу, - какой цвет у воды?)

Воспитатель: А что можем сказать о цвете воды?

Дети: Вода без цвета.

Воспитатель: Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети: Вода - бесцветная.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра: «Что вы увидели?» (через стеклянную ёмкость показывать картинки, а дети отгадывают, что нарисовано).

Воспитатель: Как вы думаете, почему были видны картинки? (Вода прозрачная).

Опыт 2. Вода меняет цвет.

Воспитатель: А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети: Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети: Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: Какой вывод из этого следует?

Дети: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Опыт №3 «Вода без запаха»

Цель: выяснить, имеет ли запах.

Воспитатель: Чтобы узнать есть ли запах у воды, я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети: Вода ничем не пахнет.

Воспитатель: Правильно, сама по себе вода не имеет запаха. Это второе свойство воды, отличающее её от других веществ!

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт №4 «Какой формы вода?»

Цель: Определить, имеет ли вода определенную форму.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода имеет какую-либо форму?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю это проверить.

На столе расположены  предметы: баночка с водой, а также тарелка.

Воспитатель предлагает детям перелить воду из баночки в тарелку.

Воспитатель: Что стало с водой, какие изменения произошли? Имеет ли вода форму?

Дети: в конечном итоге вода растеклась лужицей в тарелочке. Вода не имеет форму.

Вывод: вода не имеет форму и принимает ту форму, в чём она находиться.

Воспитатель: Давайте немного отдохнет, и проведем физкультминутку про дождик.

Капля первая упала – кап!

(Ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладошку капает).

И другая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели (Руки вверх)

Кап, кап, кап капельки запели,

Намочились наши лица, мы их вытирали.

Туфли посмотрите мокрыми стали,

Мы плечами потрясём, все, все капельки стряхнём.

От дождя мы убежим (топаем на месте)

Под кусточком посидим! (приседаем и руки над головой домиком).

Воспитатель: Молодцы, немного размялись! А теперь приступаем к проведению более интересных опытов.

Опыт №5 «Вода-растворитель»

Цель: Выяснить, все ли вещества могут растворяться в воде.

Воспитатель: Как вы догадываетесь, вода не имеет вкуса, как и не имеет запаха. Но что станет, если добавить в воду другие вещества. Как известно, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - нет.

Опыт дети проводят под руководством воспитателя.

Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль, третьему - аскорбиновую кислоту и попробовать воду на вкус.

Воспитатель: Что произошло с водой? Какой она стала? Изменился ли вкус воды?

Дети: У воды появился вкус. У воды появился вкус. Вода стала сладкой, соленой, кислой.

Воспитатель: Что произошло с веществами, которые мы размещали с водой? Как они повлияли на состояние воды?

Дети: вещества, которые мы положили в воду, растворились и изменили вкус воды.

Воспитатель: А теперь я растворю в воде муку и подсолнечное масло. Что стало с водой?

Дети: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворяется масло, оно плавает по поверхности.

Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.

Воспитатель: Ребята, проведя все эти опыты с водой, мы узнали о ее свойствах. А как вы думаете, была ли жизнь на нашей планете Земля, если бы не было воды? (ответы детей) А почему вы, так думаете? (ответы детей)      

Воспитатель: Да ребята вы правы вода без воды на нашей планете не будет жизни, поэтому мы должны, относится к ней бережно.

 Воспитатель: Ребята наша работа в лаборатории окончена, мы провели много опытов с водой. Я вам предлагаю с помощью игрового пособия «Логика – малыш» для наших друзей инопланетян сделать модель «Свойства воды»

 Ребята посмотрите, пожалуйста, на большое поле, на нем у нас нарисованы наши с вами опыты, возле каждой картинки находится цветной кружок, такого же цвета, как и фишки, вам надо соединить картинки с помощью фишек.

Дети выполняют задание, на игровом пособие, проводят проверку правильности выполнения. ( В ходе выполнения задания воспитатель уточняет у детей, почему выполнили так, а не по другому) Воспитатель фотографирует и выводит фото на экран интерактивной доски, отправляет письмо Инопланетянам.

Рефлексия: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о свойствах воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды».

Это конспект познавательного занятия, на котором  дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой,  учатся делать логические выводы...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Этот конспект будет интересен педагогам и детям в процессе экспериментирования с водой....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе -познакомить со свойствами во...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Свойства воды"

Дети пришли в лабораторию, где будут изучать свойства воды , выполняя опыты и эксперименты....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Свойства воды»

Конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Свойства воды»...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Свойства воды»...