Конспект открытого занятия по познавательной опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе "Вода-жизнь"
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.docx | 113.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Вода – жизнь»
Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность. Расширять представления о свойствах воды.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного;
- обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Развивающая:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления; умение анализировать, делать выводы;
- развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитательная:
- воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приемы:
Предварительная работа: Беседа «Роль воды в жизни человека»; чтение художественной литературы о воде; рассматривание картинок на тему «Кому нужна вода?»; просмотр фильма «Вода-жизнь».
Оборудование и материалы: презентация, доска, прозрачные стаканчики, ложки, тарелки, салфетки, трубочки, краски акварель, вода, молоко, сахар, соль.
Ход занятия:
Организационный момент:
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте друг, другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
- Ребята у нас сегодня будет очень интересное занятие. А чтоб узнать о чем мы будем говорить, отгадаем загадки:
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
2. Эта вода как камень тверда.
Солнце припечёт- она потечёт. (лед)
3. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (вода)
- Ребята какие вы молодцы! Мы сегодня поговорим о воде о ее свойствах и значения в жизни.
Презентация «Свойства воды»
Воспитатель: Какая бывает вода?
Дети: теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.
Воспитатель: - Вода бывает в твердом виде - это лед.
Что вода делает?
Дети: течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает
Воспитатель: - Для чего вода нужна человеку?
Дети: пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.
Воспитатель: - А кому еще нужна вода?
Дети: Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.
Основная часть
Воспитатель: - Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и узнать о том, что такое вода и ее свойствах.
- Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей – это проведение опытов и экспериментов.
- Итак, приступим!
Опыт №1: «Воды-жидкость»
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой.
Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
Воспитатель: - Что происходит с водой?
Дети: - Она льется.
- Почему она льется? (Предположения детей).
Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: - уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга?
(Ответы детей).
Если дети затрудняются, воспитатель объясняет:
Воспитатель: - Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода какая?
Дети: - Жидкая.
- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: “У воды нет формы”.
Воспитатель:
- Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?
Дети: - Это кубик. Это шар.
Воспитатель: - Давайте постучим кубиком по столу, покатим шар. Изменили они свою форму?
Дети: - Нет. Они так и остались кубиком и шаром.
Воспитатель: - А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?
Дети: - Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.
Воспитатель: - Другими словами она приняла форму этой ёмкости.
- А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?
Дети: - Она стала кубиком.
Воспитатель: - Она приняла форму кубика. Так есть ли у воды своя форма?
Дети: - Нет, вода формы не имеет.
Опыт №3: «Вода без запаха»
Воспитатель: - Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах?
(Ответы детей: если вода фруктовая, пахнет запахом определенного фрукта).
- Чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель:
- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт №4: «Вода не имеет вкуса»
Предложить детям через соломинку попробовать воду.
Воспитатель: - Скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус?
Дети: - Нет вкуса.
Воспитатель: - Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №5: «Вода прозрачная»
Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги.
Воспитатель: - Какого цвета бумага и молоко?
Дети: - Белого.
Воспитатель: - А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети: - Нет, она бесцветная.
Воспитатель: - Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).
Воспитатель: - В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой.
- Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: - Вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: - Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Моли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?
Дети: - Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода.
Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.
Опыт №6: «Вода – растворитель»
Воспитатель: - Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Дети: - Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: - Поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар), хорошо размещайте. Что произошло?
Дети: - Они растворились.
Воспитатель: - Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (сладкая, соленая)
- Как вы думаете, какие вещества в ней растворили (сахар, соль)?
Опыт №7: «Вода и вещества»
Опыт проводит только воспитатель.
Воспитатель: - Ребята сейчас мы сделаем извержение вулкана. А как я сейчас вам покажу. (вода, краска, сода, средство для посуды, лимонная кислота.)
- Наливаем воду в емкость, красим воду в красный цвет, добавляем соду, средство для посуды, перемешаем, добавляем лимонную кислоту. И смотрим что происходит!
- Происходит реакция, начинается пенится, красная пена вытекает из емкости происходит извержение.
- Ребята вам понравился опыт? (детям очень нравиться процесс опыта).
Дети: - Да!
Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята давайте вспомним все чем мы сегодня занимались! О чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: - Мы сегодня говорили о воде.
Воспитатель: - Зачем нам нужна вода?
Дети: - Пить, поливать растения, умываться и т. д.
Воспитатель: - А кому еще нужна вода?
Дети: - Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.
Воспитатель: -Да, я согласна с вами. Все верно.
Воспитатель: - Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?
Дети: - Проводили опыты.
Воспитатель: - Что это были за опыты?
Дети: - Опыты с водой.
Воспитатель: - Что вы узнали из опытов?
Дети: - Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.
Воспитатель: - Молодцы! Я думаю мы очень много узнали о воде!
И в заключении я вам прочитаю стих о воде:
***
Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.
Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле…
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
Воспитатель: - Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить на память магнитики с пейзажем воды. Помните что надо беречь воду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию: «Путешествие паучка» в старшей группе.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие паучка". Данное занятие будет полезно воспитателям, родителям....
Конспект интегрированного занятия по познавательной и изобразительной деятельности в старшей группе: "Военная техника"
Беседа с детьми о военной технике российской армии.Виды род войск.Учить изображать военную технику....
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы
Тема: "Свойства веществ"...
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада....
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Бабушкины посиделки"
Цель: создать условия для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русской народной игрушкой...