Педагогический проект "Путешествие в мир профессий""
проект (старшая группа)
В данной работе предлагается проект по формированию представлений детей о профессиях взрослых для детей старшего дошкольного возраста, разработанный с учётом особенностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslikova.docx | 125.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Чайка»
______________________________________________________________
6521000, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5
«Путешествие в мир профессий»
педагогический проект
Автор – составитель:
Масликова Ю.И., воспитатель.
Яя 2021 г.
Автор-составитель Масликова Юлия Игоревна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Яйский детский сад «Чайка» Яйский муниципальный округ, пгт.Яя.
В данной работе предлагается проект по формированию представлений детей о профессиях взрослых для детей старшего дошкольного возраста, разработанный с учётом особенностей детей дошкольного возраста.
Данная работа адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
«Путешествие в мир профессий» [Текст]: педагогический проект / автор-составитель Ю.И.Масликова, - Яя: «Издательство МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка», 2020. - 22 с.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….…….3
Методы и приемы, используемые в реализации проекта……..………….…...10
Предполагаемые риски и способы их избежать……………….………………11
Принципы организации работы по формированию представлений о труде взрослых в детском саду……………………………………………….…….…12
Реализация проекта……………………………………..….……………………14
План работы с детьми ………………….……………………………................17
План работы с родителями…………………………………………………..….19
План работы с педагогами……………………………………………………....20
Список литературы………………………………………………………...…….22
Пояснительная записка
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и федеральным государственным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОСДО содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.).
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных преставлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине того, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
Цель:
формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи для педагогов:
- создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
- разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
- обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью.
Задачи для детей:
- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- формировать умение детей издавать газету посредством совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- формировать умения детей отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей;
- обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта.
Задачи для семей воспитанников:
побуждать к активному участию в жизни структурного подразделения «детский сад», к совместной деятельности с детьми;
оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.
Участники проекта:
воспитатели;
дошкольники 5-7 лет;
семьи воспитанников.
Длительность проекта:
Реализация проекта: 01.09.2020 – 31.05.2021 г.
Ожидаемый результат:
- сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
- сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и структурного подразделения «детский сад»; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов структурного подразделения «детский сад», обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Этап практической реализации проекта.
Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
Методы и приемы, используемые в реализации проекта:
Практические:
создание РППС;
наблюдения, экскурсии;
изготовление итоговых продуктов - «газет»;
встречи с представителями разных профессий.
Словесные:
беседы, наблюдения;
чтение художественной литературы;
дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные:
презентации итоговых продуктов – «газет»;
тематические презентации;
виртуальные экскурсии;
сбор фото и печатных информационных материалов;
рассматривание иллюстраций и сюжетных картин;
просмотр обучающих видеороликов, мультфильмов.
Изучение особенностей различных профессий будет осуществляться через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.
Предполагаемые риски и способы их избежать:
Первый риск проекта состоит в том, что образовательно-проектная деятельность принесет меньше динамики для раннего профориентирования детей старшего дошкольного возраста, чем предполагалось изначально: по истечении срока реализации проекта деятельности дети так и не смогут понять, кем бы они хотели бы стать в будущем. Это возможно при пропусках детьми занятий в детском саду из-за различных причин. Поэтому можно продумать домашние задания для детей и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.
Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.
Перспективы использования развития проекта:
Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.
Содержание проекта может быть расширено и дополнено в процессе его осуществления.
Принципы организации работы по формированию представлений о труде взрослых в детском саду
Доступность:
-учет возрастных особенностей детей;
-адаптированность материала возрасту.
Систематичность и последовательность:
-постоянная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
-учет особенностей мышления.
Динамичность:
-интеграция в разные виды деятельности
Дифференциация:
-учет возрастных особенностей;
-создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.
Помимо основных принципов можно выделить
следующие принципы:
1.Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
3.Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.
4.Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.
5.На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры
Реализация проекта
I этап ( подготовительный)
- Составление плана работы по проекту по теме «Путешествие в мир профессий».
- Диагностические исследования.
- Подбор иллюстраций, сюжетных картин, загадок, настольных и сюжетно – ролевых игр в соответствии с тематикой.
- Подбор стихов, песен, пословиц о профессиях для разучивания с детьми.
- Подбор книг для книжной выставки « Такие разные профессии ».
- Подбор настольных и дидактических игр « Какая это профессия?», « Четвёртый лишний», « Кому что нужно для работы?», « Ассоциации – профессии», лото « Профессии»
- Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
- Разработка конспектов занятий по теме « Профессии».
II этап (основной)
I блок (работа с детьми)
1.ОО «Познавательное развитие»: занятия « В мире профессий», « Профессии и инструменты»,
« Лучше дела не найти».
Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в библиотеку, парикмахерскую, магазин, на стройку.
Дидактические игры «Кому что нужно для работы?», « Кем быть?», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем я хочу быть?», « Азбука профессий», «Магазин», «Больница».
2. ОО « Речевое развитие» : беседы « Все профессии нужны, все профессии важны», « Есть много профессий хороших и нужных», «Зачем нужны профессии?», « Профессиональные праздники».
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кем быть?», Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?», М.Манакова « Моя первая книга о профессиях», С.Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», А. Шибаев « Лучше дела не найти», С. Маршак «Почта»
3. ОО « Социально – коммуникативное развитие»: сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Строители», «Салон красоты», «Ветеринар», «Супермаркет», «Кафе», «Космонавты», «Пароход».
4. ОО «Художественно – эстетическое развитие»
-разучивание музыкально – ритмического упражнения «Маляры», разучивание песен
« Отважный пожарный» , «Моряки», «Воспитательница».
- занятие «Грузовая машина» (лепка), «Мчится поезд» (рисование), аппликация « Инструменты», конструирование « Строим дом».
5.ОО «Физическое развитие» - подвижные игры « Пожарники», «Космонавты», эстафета
« Строители», подвижная игра «Варим суп».
II блок. Работа с родителями.
1. Консультации для родителей « Беседуйте с детьми о профессиях»
3. Изготовление альбомов « Стихи о профессиях», « Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».
4. Изготовление родителями атрибутов к играм и альбомов « Стихи о профессиях», « Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».
III этап ( заключительный)
1.Итоговые мероприятия.
Развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны».
Оформление тематической выставки книг «Такие разные профессии».
Выставка рисунков « Кем я хочу быть?»
Выпуск фотогазеты « Есть много профессий хороших и нужных!».
2. Продукт проекта.
Детские рисунки .
Фотогазета « Есть много профессий хороших и нужных!».
Альбомы « Стихи о профессиях», « Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».
3. Презентация проекта.
Выступление по защите проекта в ДОУ.
План работы с детьми на 2020-2021г.
месяц | Совместная деятельность с детьми | ||
1 – 2 неделя | 3 – 4 неделя | ||
Сентябрь | Беседы «Что такое – профессии" Д.и. «Кто лишний» | Беседа «Профессии в детском саду» Д/и «Кому это нужно?» | |
Октябрь | Экскурсия в медицинский кабинет. Беседа с медсестрой детского сада. Фотовыставка «Кто заботится о нас в детском саду» | Составление альбома с детскими рисунками «Все работы хороши» Д/и «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?» Сюжетно – ролевая игра «Больница» | |
Ноябрь | Выпуск газеты «Наши родители на работе» (рисунки) Д/и «Что сначала, что потом?» Экскурсия в прачечную, беседа с ее работниками | Д/и «Угадай профессию» Сюжетно – ролевая игра «Бюро добрых услуг» Участие в интернет конкурсе рисунков «Кем быть» | |
Январь | Д/и «Кому без них не обойтись?» Конкурс поделок к Новому году «Мастерская Деда Мороза Экскурсия на кухню, беседа с поварами | Д/и «Угадай, что я делаю?» Загадки, пословицы и поговорки о труде. Сюжетно – ролевая игра «Бистро» | |
Февраль | Фотоколлаж «С днем защитника отечества» . Экскурсия в пожарную часть Д/и «Что сначала, что потом?» Д/и «Подскажи словечко» | Д/и «Кто больше назовет», Д/и «Назови, какие нужны предметы для работы» Сюжетно – ролевая игра «Пожарники» | |
Март | Экскурсия в магазин Оформление стенгазеты «Профессии наших мам» Творческая мастерская «Подарки для мамы» Д/и «Что делают этим предметом?» | Д/и «Что предмет расскажет о себе?» Сюжетно – ролевая игра «Супер маркер» | |
Апрель | Экскурсия на почту Д/и «Собери набор для …..» | Д/и «Выбираем работу» Сюжетно – ролевая игра «Почтальон» | |
Май | Фотоотчет «Где мы бывали, что мы видали» Д/и «Отгадай, кто это?» Экскурсия в пекарню | Д/и «Названия профессии от А до Я» Д/и «Что б случилось, если бы не работал» Сюжетно – ролевая игра «Булочная» |
План работы с родителями на 2020-2021г.
месяц | Работа с родителями |
Сентябрь | Памятка по трудовому воспитанию дошкольников «Как привить трудолюбие ребёнку в семье» |
Октябрь | Анкетирование «Воспитание трудолюбия» |
Ноябрь | Оформление папки - передвижки «Трудовое воспитание в семье» |
Январь | Выпуск буклета «Из чего складывается трудолюбие?». Консультация «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»; |
Февраль | Информационный стенд «Права ребенка» Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей» |
Март | Оформление стенгазеты для обмена опытом семейного воспитания |
Апрель | Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», |
Май | Совместные акции по благоустройству территории детского сада, групп. Родительская конференция. Презентация проекта «Инновационный проект по ранней профориентации детей» |
План работы с педагогами на 2020-2021г.
месяц | Работа с педагогами | ||
Сентябрь | Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников». | ||
Октябрь | Беседа за круглым столом с просмотром презентации «Из чего складывается трудолюбие?». | ||
Ноябрь | Консультация «Изучаем Конвенцию о правах ребенка» | ||
Январь | Семинар – практикум «Безопасный труд» с элементами тренинга: обыгрывание или решение проблемных ситуаций, способы и приемы обучения по трудовой деятельности. | ||
Февраль | Круглый стол: «Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?» | ||
Март | Мастер – класс: «Умелые руки не знают скуки» Консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»; | ||
Апрель | Проведение открытого мероприятия. Квест – игра «Затерянные профессии» | ||
Май | Презентация проекта «Инновационный проект по ранней профориентации детей» |
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2019. 128с.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,2019. 192с.
3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2009. – 52 с. – Текст : непосредственный.
4. Козлова, С.А. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого [Текст] / С.А Козлова, О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 11-12.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2017. 64с.
6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 2019.№ 10. с. 64–69.
7. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие –СПб: Детство-Пресс, 2020. – 207 с.
8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2018. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогический проект «Детям о профессии танкиста»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТАТема проекта: «Детям о профессии танкиста»Автор проектаБянкина Жаннета ВасильевнаВид проектаПо направлениюСоциально – педагогический проект нацелен на решение социальных з...
Социально-педагогический проект «Детям о профессии учитель»
Пояснительная записка.Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенк...
Мой педагогический выбор: "Счастье в профессии"
Мой педагогический выбор: "Счастье в профессии"...
Педагогическая мастерская для воспитателей: «Профессии бываю разные- Все они очень важные»
Педагогическая мастерская для воспитателей:«Профессии бываю разные-Все они очень важные»Цель: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.Уча...
Педагогический проект "Знакомство с профессией повар"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ПОВАР» ...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "МИР ПРОФЕССИЙ"
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность воспитанников в тематике игровой ситуа...
Педагогический проект "Моя будущая профессия"
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интер...