Фольклор в развитии дошкольника
статья

Детский фольклор - это область народного творчества, которая представляет собой одной из средств народной педагогики. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_razvitii_doshkolnika_2.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора

в развитии дошкольника

Подготовила

Горохова Татьяна Геннадьевна

старший воспитатель

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была,

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде. Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше начать вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов можно добиться. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

- Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

Былины, сказания, воспевающие силу и великий дух народа, патриотизм.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни дошкольников.

В работе с детьми младшего возраста, большое внимание полезно уделять ознакомлению детей с потешками, пестушками, закличками, приговорками, колыбельными песенками. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому следует подбирать потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

   Живой и интересный материал для воспитания малышей представляет собой сказка с песней, а гармоничное соединение движений и рифмованной речи при пении пестушек впоследствии трансформируется в умение выразительно говорить, точно воспроизводить движения. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В последствии дети используют песенки во время игры в "дочки - матери".

     Для старших детей подбирается фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети учатся двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня. В старших группах много времени уделяется рассказыванию былин, сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, выразить отношение к их персонажам.

Очень важно не допустить у ребенка потерю интереса к фольклорным произведениям. Для этого нужно расширять репертуар.

Среди народных стишков часто есть такие, которые содержат заведомую чепуху, нелепость. Эти стишки прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, где реализуется потребность ребёнка в смехе, веселье. Скороговорка - это безобидная и весёлая игра, в которой быстро повторяется труднопроизносимые фразы и стихи. Эта игра состоит из постоянной перестановке созвучий и звуков, они бегут по фразе повторяя друг друга и меняясь. Скороговорки создают преимущество улучшить произношение всех звуков речи, расширить запас слов, ввести в активный словарь и усвоить их смысл. Главную роль в умственном развитии ребенка играют загадки. Тут ребёнок показывает свою сообразительность и знания. При ознакомлении детей с поговорками и пословицами, мы доносим до них красоту и богатство русского языка. Ведь в поговорках и пословицах, видна удивительная многогранность народного ума. Именно в простоте слова и есть самая великая мудрость. Насмешка, наглядность, меткость, ирония, это всё свойственно для русских поговорок и пословиц. Необходимо применять

в общении с ребёнком и пословицы, и поговорки, и элементы народного фольклора. Необходимо разъяснять ребенку смысл рассказанной пословицы или поговорки. А также учить его самостоятельно объяснять пословицы и поговорки и использовать их в речи. Смысл пословицы и поговорки должен быть понятен ребёнку и наглядно выражен для полной очевидности. Но более общий смысл пословиц становится понятным детям лишь с возрастом. Сказки -это самые удивительные создания детского фольклора. Они исполняют роль учителя и истолковывают основные нравственные заповеди. Для ребёнка запомнить сюжет сказки - это большая умственная работа. Нужно запомнить подробности, их порядок, ничего не перепутать, четко понимать, что за чем следует, и в этом и есть секрет сказки. Сказки развивают и расширяют словарный запас, помогают создавать диалоги, дают положительный результат на развитие связной логической речи. Сказки неотъемлемая часть детского сознания. Нельзя обойти вниманием и народные игры. Они являются национальным богатством, и очень важно сделать их достоянием детей.

Народная игра - это спутник жизни ребёнка и радостных эмоций. Играя, ребёнок усваивает понятие о чести, смелости, развивает силу, стремление к победе, ловкость, волю. Часто игры сопровождаются любимыми считалками, потешками. Народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство с физическим совершенством.   Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку и юмор.  Воспитатели могут использовать его в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. 

Поставив задачу познакомить своих ребят с детским фольклором, мы должны понимать, что это будет приобщение их к важной части духовной культуры народа. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. 

     Реализация данного направления работы в полной мере будет возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад, история.  Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа, так как от того, как мы воспитаем наших детей – таким будет и наше, и их будущее. Не зря русский педагог Д.К. Ушинский сказал о фольклоре «Мудрость предков - зеркало для потомков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Педагогический проект в 1младшей группе«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»Участники проекта: дети 1младшей группы, воспитатели, родители.Вид проекта: познавательно – творческий, гр...

Роль фольклора в развитии дошкольников

quot;Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"...

Использование фольклора в развитии дошкольника

Значение фольклора в развитии дошкольника. Использование его в различной деятельности и в режимных моментах....

"Роль фольклора в развитии дошкольников"

Консультация для родителей...

музыкальный фольклор в развитии дошкольника

Музыкальный фольклор в развитии дошкольника...

Игровой фольклор в развитии дошкольников

Этот материал возможно использовать в работе  детьми дошкольного возраста  с разным уровнем развития, в том числе с ОВЗ...

Памятка для родителей дошкольников: "Русский детский фольклор в развитии дошкольника с ЗПР"

Ознакомление с данной памяткой поможет родителям узнать, что такое детский фольклор, какие жанры к нему относятся, а также какие функции он выполняет....