Приобщение детей к культуре своего и других народов через игры-путешествия
статья
Дети, приобщаясь к разным культурам, открывают для себя иные человеческие миры посредством использования всего богатства народного творчества. Малые жанры фольклора (песни, народные обрядовые и сезонные игры, сказки), народные традиции становятся основой для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и социокультурного опыта. Культура всех народов подчеркивает влияние игры на приобщение детей к национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-puteshestviya.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к культуре своего и других народов через игры-путешествия.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально- личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально- политических и социально экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу мы педагоги, испытываем трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
С ранних лет мы формируем первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Культура, традиции, красота языка и обычаев людей, проживающих в Чувашской Республике,- все находит свое отражение в нашей повседневном общении с детьми. Такие праздники как «Рождественские колядки», «Сабантуй», «Масленица», «Щипание гусей», «Курбан Байрам» и другие стали традицией нашего учреждения и проводятся ежегодно. Одной из развивающих технологий в обучении и воспитания детей дошкольного возраста для нас является организация деятельности в форме игры путешествия, сначала в реальный мир природных объектов и явлений, и воображаемый ребенком мир детских представлений, а затем и игры- путешествия по карте. Цель таких занятий состоит в развитии познавательных интересов. Любое занятие - путешествие строится из трех этапов: подготовительного (представленного как совместная деятельность детей и педагога); самого путешествия (специально организованный – обучающий, познавательный вид игровой деятельности); заключительного (результативного, как воспоминания о путешествии).
Темы этих занятий могут быть самыми различными. Согласно лексическим темам, которые разбиты на весь учебный год, у нас составлен перспективный план, включающий игры- путешествия по темам: «Путешествие в Волшебную Страну», «Животные наших лесов», «В гости к Лесовичку», «Полет в космос», «В гости к математике». Но много интересного и за пределами этих путешествий. Поэтому мы планируем и другие игры – путешествия по карте. Эти игры - многодневные, через них дети получают представление не только о четырех сторонах света, но и происходит формирование основ этнического самосознание, интереса к родной культуре и желания узнать культуру других народов. Так , не покидая стен учреждения, мы вместе с детьми отправляемся в увлекательные путешествия по городам и странам планеты Земля. Отправляемся не просто так, а например, раздобыть цветок, который вылечит воспитателя. Но растет он только в Африке. Это и служит мотивацией для дальнейшего путешествия. Поиск возможных маршрутов, выбор средств передвижения позволяют ребятам знакомиться с природой, растительным и животным миром, с культурой и особенностями быта народов Крайнего Севера, Африки. Страны восходящего солнца – Японии, Северной и Южной Америки. Дети встретились на севере с белыми медведями, в Африке - с забавными папуасами, в Японии попали на чайную церемонию, а на Западе посидели у костра с племенем индейцев.
Увлекательные игры-путешествия позволяют выйти за пределами стереотипного решения проблемы, строить общение как диалог, учитывающий интересы и потребности детей. Новизна игр- путешествий в том, что дети свободно чувствуют себя, перемещаясь в развивающем пространстве. В ходе таких игр-путешествий допускается свободная форма общения педагога с детьми в виде вопросов и ответов, развиваются монологическая и диалогическая речь. Проводятся они в раскрепощенной форме и способствуют развитию у детей любознательности, познавательного интереса, обогащают знания детей, формируют чувство коллективизма, умение слушать детей и педагогов, воспитывают самостоятельность.
Игры путешествия тщательно готовятся, продумываются атрибуты и дидактический материал. На таких занятиях вместо реальных предметов можно брать заменители или модели, можно использовать схемы, планы. Форма проведения путешествий самая разнообразная, могут использоваться приборы - компас, лупа, песочные часы, магнит, которые формируют естественнонаучные представления у детей. В процессе игр- путешествий педагог может внести элементы эксперимента. Например, сравнение свойств двух простейших предметов при изучении и сравнении металла и дерева, стекла и пластмассы.
Погружение в родную культуру и культуру других народов духовно обогащает не только детей, но и родителей, ведь они с удовольствием участвуют во всех наших делах и путешествиях. После всех путешествий мы возвращаемся в родную Чувашию, в родную группу, и заносим интересные моменты путешествий в Летопись группы в виде рисунков и рассказов. А группа наша разновозрастная от двух до семи лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Консультация для воспитателей...
Приобщение детей к культуре и истории русского народа.
v Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрыв...
«Приобщение детей к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования»
Якутия - родина для людей разных национальностей. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердит...
проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа
творческий проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа через историю игрушки...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре татарского...
Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.
Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!В наше неспоко...