Педагогическая запущенность в психологии
статья

Логачева Дарья Павловна

Предметом педагогической психологии являются - факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логачева Дарья Павловна

Педагог- психолог, МБДОУ детский сад №6

МО Усть - Лабинский район

Педагогическая психология

Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологической науки, наиболее тесно связанная с такими ее отраслями, как возрастная психология и психология труда.

Предметом педагогической психологии являются - факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития.

Проблемами педагогической психологии всегда были следующие:

Педагогическая запущенность может характеризоваться дефектами в поведениивоспитательной деятельностинравственностиЭто может проявляться сниженным интеллектомталантомузкими перспективамиэмоциональной неустойчивостьютрудностями в борьбе с постыдными поступками.

Диагностировать педагогическую запущенность можно с помощью психологических методов: тестов на интеллект, мышление, внимание, память, проективных методик и других опросников. Если у вас нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого - педагогической коррекции.

Виды педагогической запущенности-это недостаток воспитательного и педагогического авторитета встречался в некоторых отношениях в семье, учебном заведении.

 Причины формирования педагогической запущенности :

  1. Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первый социальный опыт, формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность проявляется в недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях жизни, плохом образовании и культурном развитии родителей, частых конфликтах, пренебрежении и неправильном стиле воспитания.
  2. Образовательная среда.Трудности в обучении прогрессируют, как следствие ошибок в организации учебного процесса, плохих взаимоотношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость, неуверенность формируются тогда, когда ребенок невнимателен, игнорирует свои психофизиологические и личностные свойства, при отсутствии элементов индивидуального подхода.
  3. Социальные отношения. "Трудные" дети, часто имеют  постоянные конфликты с учителями, родителями, сверстниками. Чувства изоляции, одиночества снижают стремление к посещению учебного заведения, ребенок начинает искать помощи и самоутверждаться через асоциальную группу.
  4. Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные свойства, наследственные особенности, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педагогическую  запущенность  ребенка или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом деятельности нервной системы, неврологическими расстройствами, склонные к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие резкие черты характера, препятствующие адаптации.

Также  существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов.

 Выделяют четыре стадии нарушения:

Первая стадия. Соответствует  дошкольному возрасту детей. От дисгармоничного семейного воспитания: отсутствие общения с родителями, отсутствие или чрезмерная забота, повышенная конкуренция, различные требования матери и отца. Возможно развитие отклонения, в результате ошибок воспитателей дошкольного учреждения.

Вторая стадия. Период  для детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста. Развивается в результате недостаточной готовности к школе. Она основана на родительских ошибках, которые приводят к неадекватной самооценке, неуверенности и отсутствию интереса к обучению. Основные проявления - негативное отношение к школе, правилам поведения и режиму.

Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами и правилами, появляется тенденция к отклоняющемуся поведению, безразличие к обучению.

Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Антисоциальный характер поведения, преобладают грубость и негативизм. Возможное включение в преступную группу.

Процесс устранения педагогической запущенности предполагает психолого-педагогическую, психотерапевтическую коррекцию. Параллельно проводится лечение неврологических и психических расстройств.

Коррекционный процесс в себя включает:

  1. Занятия с психологом. Цель-устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. И овладеть навыками продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
  2. Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Используются методы внушения, самовнушения и убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно растет самопринятие, адекватна самооценка.
  3. Социальная реабилитация. Используется метод коррекции через работу совместного действия. Под контролем  наставника подросток вовлекается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, необходимости. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции или творческие студии.

Многие родители перекладывают ответственность за воспитание ребенка на «плечи» воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в учебные заведения с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями

Педагог не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной сложившийся личностью. Учебное  заведение может только корректировать, а иногда и исправлять результаты уже сложившегося семейного воспитания. И все, что ребенок будет получать в учебном заведении, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье.

Правильное взаимоотношения между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.

 Для того чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону родителям прежде всего нужно изменить себя. Больше общайтесь с ребенком, интересуйтесь его жизнью, его интересами и тогда можно избежать многих проблем.

Библиографический список:

  1. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. Учебник для спо Г.В. Бороздина – М.:Юрайт 2016
  2. Исаев Е. И Педагогическая психология. Учебник Е.И. Исаев. – М.: Юрайт 2015
  3. Мандель Б. Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы. Б.Р. Мандель.- М.: Феникс 2015
  4. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития . – М.: Владос 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

Презентация и доклад  для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...

Педагогически запущенные дети в детском саду.

В настоящее время в каждой группе детского сада, есть дети, которых называют трудными или педагогически запущенными. В чём причина появдения трудновоспитуемых и каку работу педагогам и психологам след...

Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

Выступление на Окружном семинаре 2011 г: "Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения".

Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения. ...

Работа с педагогически запущенными детьми

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда вы...

Что это такое: педагогическая запущенность и как ее преодолеть?

Часто ли вам приходилось слышать о ребенке, что он запущенный? Что значит запущенный? И кто его запустил? В педагогике есть соответствующий термин, обозначающий ребят определенной степени подготовленн...

Статья "Педагогическая запущенность".

Статья "Педагогическая запущенность" о девиантном поведении у детей, актуальность, причины, виды коррекции....