Педагогически запущенные дети в детском саду.
статья на тему
В настоящее время в каждой группе детского сада, есть дети, которых называют трудными или педагогически запущенными. В чём причина появдения трудновоспитуемых и каку работу педагогам и психологам следует с ними проводить - этому посвещен данный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.zapushchennye_deti.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогически запущенные дети в детском саду.
Когда мы говорим о детях, которые с трудом поддаются воспитанию, которые не могут усвоить принятые нормы и правила поведения, обычно называем их «трудными», трудновоспитуемыми, педагогически запущенными. В каждой группе детского сада такие дети присутствуют.
Откуда берутся такие дети?
Трудным ребёнок становится не просто так вдруг, ни с того ни с сего. Трудные дети это чаще всего, результат неправильного, неорганизованного процесса воспитания, как говорят многие педагоги и психологи (В.А. Татенко, В.А. Крутецкий, В.Г. Баженов). А именно в дошкольном детстве создаются определённые предпосылки для появления и закрепления отрицательных черт и качеств характера. И если взрослые не сумеют, не смогут дать дошкольнику все то, что необходимо для его нормального развития, у ребёнка появятся определённые трудности в общении с педагогами, родителями и сверстниками, которые впоследствии могут привести к очень печальным результатам.
Когда ребёнок совершает какой-либо отрицательный поступок, обычно некоторые взрослые используют методы воздействия, которые имеют сиюминутный результат (поругать, исключить из игры, «посадить на стул, чтобы успокоится», наказать, лишить сладкого и т.д.). В таких случаях не учитывается главное – ребёнок получает отрицательный опыт, но при этом у него не формируется понимание основных нравственных ценностей. В итоге ребёнок получает неблагоприятное воздействие со стороны взрослого и накапливает в себе нежелательные качества характера.
В каждой такой ситуации важно разъяснить ребёнку в доступной форме ошибки в его действиях, показать приемлемые и конструктивные пути выхода из сложившейся ситуации.
Что влияет на появление педагогической запущенности у детей?
Прежде всего - семейная обстановка. Первый опыт взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Система ценностей, что делать можно, а что нельзя, что называют «добром», а что «злом», что «хорошо», а что «плохо» у ребёнка в первую очередь формируются в семье. Очень трудно изменить неправильные представления и поведение ребёнка, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в пересмотре их влияния на ребёнка.
В неблагополучных семьях (алкогольные, наркозависимые, с аморальным поведением) и семьях где не созданы условия для полноценного проживания и развития ребёнка (неблагоприятный психологический климат, непринятие, отвержение ребёнка и др.), у дошкольника могут сформироваться не только отрицательные качества и черты, но и появиться такие проблемы со здоровьем, как возбудимость, несобранность, нарушение сна, аппетита, навязчивые действия, фрустрированность и т.д. Дети могут начать отставать в интеллектуальном развитии, и в освоении и выполнении норм и правил. Часто они страдают от недостатка внимания, не имеют системы ценностей, не владеют приёмами общения, допустимыми в обществе. Бывают ситуации, когда на такого рода семьи, дошкольные учреждения влияют, привлекая социальные и юридические организации, объединяя усилия к изменению ситуации в семье. В условиях детского сада такой ребёнок должен получить максимум того, что мог бы получить в благополучной семье.
В некоторых неполных семьях, и семьях, где один из родителей не может в полной мере выполнить свои обязанности по отношении к ребёнку (родители, бывающие в длительных командировках, работающие сменами, родители-инвалиды, имеющие различные серьёзные заболевания) тоже бывают педагогически запущенные дети. Таким семьям следует оказывать посильную помощь и содействие, повышать их педагогическую культуру.
Одна из распространённых форм педагогической запущенности является избалованность ребёнка. Такие дети растут в благополучных семьях, имеющих хороший достаток. Обычно ребёнка окружают много взрослых, которые уделяют ему повышенное внимания, каждый старается завоевать любовь и признание любимого «чада». Эти дети в большинстве, знакомы с правилами поведения, но выполняют их только если им это выгодно. В общении со сверстниками обычно проявляют грубость, им сложно играть в коллективные игры, если ведущая роль отдаётся не им. Они выходят из игры и предпочитают совсем не играть, нежели видеть ведущим другого ребёнка. Дошкольники не приучены к труду, имеют завышенную самооценку и представления о своих возможностях, это дети с большими потребностями.
Избалованными бывают часто и болезненные дети. Такие дошкольники несамостоятельны, капризны, плохо приспособлены к окружающему, в результате чего они с трудом выполняют режимные моменты, пассивны, безинициативны, не умеют за себя постоять. Такие дети должны находиться под медицинским контролем, в дошкольном учреждении необходимо создавать для них все необходимые оздоровительные мероприятия.
Каждый случай педагогической запущенности требует специальной психолого-педагогической диагностики.
Строить работу по коррекции педагогической запущенности следует в тесной связи с семьёй. Педагоги, психолог и родители должны придерживаться единых подходов, методов и приёмов в воспитании ребёнка
Необходимо чётко объяснять ребёнку суть его ошибок, показывать допустимые способы и примеры поведения. При этом ребёнок должен ощущать атмосферу принятия и доброжелательности. Наиболее эффективными методами преодоления трудного поведения являются:
- убеждение (с использованием беседы, разъяснений, обсуждения ситуаций и примеров поведения сказочных и литературных героев, личных примеров, дидактических игр, наблюдения за поведением других детей с объяснением и др.);
- оценка действий и поступков ребёнка с дальнейшей работой по устранению нежелательного поведения
- создание условий для проявления положительных черт характера, для закрепления необходимых форм поведения.
Убеждение используется для формирования правильных нравственных понятий и представлений, правил поведения. Ребёнку необходимо постоянно «упражняться» в поступках, получающих одобрение, в проявлениях положительных качеств. Работа может проходить с использованием детского творчества, трудовой деятельности, дидактических, театральных, музыкальных игр, чтением художественных произведений.
Процесс этот длительный, поэтому требует терпения, т.к. часто несмотря на то, что ребёнок соглашается со взрослым, в поведении допускает ошибки «по привычке», используя стереотипные и сложившиеся у него модели поведения.
Неудачи коррекционной работы могут говорить о том, что педагог или психолог выбрал неверный путь влияния на ребёнка. В таких случаях целесообразно пересмотреть методы и приёмы воздействия на поведение ребёнка.
Ребёнку необходимо чётко ориентироваться в общепринятой системе ценностей, его нужно научить оценивать свои поступки и действия, помогать находить нужные и правильные варианты решений проблемных ситуаций.
Следует иметь виду, что если ребёнка обучают определённым правилам поведения, то они должны быть действительны для всех и детей, и взрослых. (Никому нельзя бегать по помещению, громко кричать, хлопать дверью и т.д.). Это правила едины для всех.
Для коррекции поведения педагогически запущенных детей следует привлекать всех специалистов детского сада, работающих с этими дошкольниками.
Подготовила:
педагог-психолог ГБДОУ №2
Красносельского района Санкт-Петербурга
Наймушина И.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медико-педагогический контроль физического развития детей в детском саду
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребёнка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно...
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе закаливание детей в детском саду
Современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням. Поэтому сегодня им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание. И, к сожалению, именно сегод...
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду Содержание Введение.1.Теоретическая часть.1.1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей ранн...
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду Содержание Введение.1.Теоретическая часть.1.1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей ранн...
Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...
Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)
Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей....
Педагогическая запущенность детей в дошкольном возрасте
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Педагогическая запущенность – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме ...