Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях
консультация (средняя группа)

Колосова Валентина Петровна

В этой статье Вы узнаете как эффективно работать над матем.представлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Математическое развитие в свете современных требований стало ориентироваться на развитие личности ребёнка. Отсюда следует, что процесс математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен: активизировать мыслительную деятельность; позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности; развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

При этом главная задача педагога заключается в том, чтобы использовать современные формы для закрепления пройденного материала, которые не только позволят дошкольникам считать или сравнивать, но и предоставят возможность творить, мыслить, затронут интеллектуальную и эмоциональную сферы. Такой формой, в образовательной практике дошкольных учреждений, можно считать детские интеллектуальные конкурсы, которые вызывают большой интерес, как у родителей, так и у педагогов. Участие в интеллектуальных конкурсах способствует раскрытию способностей и талантов ребенка, помогает лучше оценить уже достигнутые результаты и понять, над чем ещё стоит поработать.

Таким образом, математические представления становятся передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Через участие в конкурсных мероприятиях дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать. Следует обратить внимание на то, что участие в интеллектуальных конкурсах обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.

Цель - выявление, поддержка и развитие интеллектуальных (математических) способностей старших дошкольников через организацию интеллектуальных конкурсов в ДОУ.

Задачи:

Образовательные: формировать умение анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части; познакомить с методикой выполнения логических заданий.

Развивающие: развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале). Развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей 6–7 лет интерес к математике через участие в интеллектуальных конкурсах, формировать умение работать в коллективе, воспитывать навыки обоснования действий.

Формы работы с детьми

  • Дидактические игры.
  • Математические упражнения.
  • Логические задачи.
  • Игровые ситуации.
  • Рисование.

Задания Конкурса разработаны таким образом, что каждое задание соответствует теме, определенному уровню сложности и одному из познавательных универсальных учебных действий, которое оно проверяет: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и т.д.

Условия для организации конкурсных интеллектуальных мероприятий

Проведение интеллектуальных конкурсов организуется в групповой комнате.

В конце каждого месяца, продолжительность выполнения заданий конкурса - зависит от возраста детей.

Ожидаемые результаты

Дети владеют следующими компетенциями: знают числа первого десятка и записывать их; понимают независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; сравнивают группы одно - и разнородных предметов по количеству; устанавливают соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; дорисовывают геометрические фигуры знакомых предметов; рисуют символические изображения предметов; ориентируются на листе бумаги; определяют положение предмета по отношению к другому; решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; понимают задание и выполнять его самостоятельно; проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Проведение интеллектуальных конкурсов становится частью образовательного процесса в ДОУ.

Способы и направления поддержки детской инициативы

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в заданиях на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

Этапы реализации

Подготовительный этап:

- Определение тем интеллектуальных состязаний в соответствии с ООП ДОУ

- Первичный мониторинг математического развития дошкольников;

- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы, интернет ресурсов;

- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.

Основной практический этап:

- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического развития;

- Образовательная деятельность с детьми;

- Разработка макета бланка интеллектуального конкурса в соответствии с темой и содержанием ООП ДОУ для старшего дошкольного возраста.

Заключительный этап:

- Итоговый мониторинг уровня математических знаний;

- Оценка полученных результатов. Анализ уровня по математическому развитию у каждого участника.

- Разработка положения и инструкции о порядке проведения и организации интеллектуального конкурса в ДОУ.

I. Подготовительный этап

На подготовительном этапе важно узнать, уровень сформированности математических представлений. Разработать мониторинг и провести его в индивидуальном взаимодействии с детьми, в игровой форме, используя необходимый инструментарий, подобранный по возрасту детей. Так же требуется наблюдение за совместной и самостоятельной детской деятельностью.

Многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм. Однако затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Очень мало дошкольников проявляют настойчивость в доведении дела до конца. Результаты мониторинга позволят выявить возникшие пробелы у дошкольников в математическом развитии, а так же наметить план взаимодействия с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Чтобы плодотворно решать возникшие проблемы по вопросу формирования математических представлений, используя интеллектуальные конкурсы у детей старшего дошкольного возраста, необходимо составить план, в котором будет отражена работа математической направленности со всеми участниками образовательного процесса.

Для более успешного развития детей в области познавательного развития (математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-развивающая среда, которая обеспечивала бы у каждого ребенка интерес к математике, к играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со сверстниками во время игр.

II. Практический этап

Образовательная деятельность по ФЭМП строиться так, что при использовании игровых технологий, формируются математические представления, и это выражается в практических действиях. Используются разнообразные игровые мотивации и сюрпризные моменты. С целью закрепления полученных математических знаний в конце каждого месяца проводится интеллектуальный конкурс по теме недели: «Весна», «Математика в сказках», «Я в мире человек» и т.д.

Эта форма работы развивает у детей сообразительность, находчивость, способность к рассуждениям. Здесь дети не только развивают свои счетные навыки, способности производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление, но и радость от проведения совместного интеллектуального конкурса, и доброжелательной атмосферы соревновательного мероприятия.

По результатам проведённых интеллектуальных конкурсов можно сделать выводы, о том какие знания более доступны в освоении, а какие требуют дополнительных усилий и применения более интересной формы подачи.

Наибольший интерес у старших дошкольников взывают задания на соотношение сенсорных эталонов формы с формой предметного изображения, и реальных предметов;

задания связанные с овладением зрительным синтезом, наглядно-образным представлением; задания о времени суток, днях недели, временах года. На заключительном этапе работы над конкурсными заданиями дети уже проявляют самостоятельность, а если возникают трудности, то стараются сами найти пути решения, без помощи взрослого (педагога).

По результатам повторного мониторинга можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений. А так же появился интерес к занятиям математикой за счет участия в интеллектуальных конкурсах.

III. Заключительный этап

Таким образом, применение такой формы работы с дошкольниками как интеллектуальные конкурсы являются эффективным и положительным средством для формирования и развития математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и совместной деятельностью детей, в процессе выполнения конкурсных заданий можно сделать вывод, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через сказку»

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать....

План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Математическое развитие в свете современных требов...

«Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий"

laquo;Формирование математических представлений дошкольников через использование   информационных компьютерных технологий" Консультация для педагогов...