Консультация для педагогов
консультация

Гостяева Светлана Евгеньевна

"Гендерное воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45

Консультация для педагогов ДОУ

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»

        Подготовила

Ст. воспитатель Выс. кв. кат. Гостяева С. Е.

                                                                            Дата «____»_____20____г

        Химки 2021

Прежде всего, уточним, как в современной науке трактуется понятие «гендер».

Гендер – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом.

Гендер (род) - который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

 Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Гендерное воспитание – целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта. Выполнению гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно – нравственных ценностей.

Основная цель – научить мальчиков и девочек осознавать свои половые отличия и придерживаться соответствующих моделей поведения.
           Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов — общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Главная задача гендерного воспитания – это улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками. Формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.

Большой вклад в исследование проблемы полового воспитания внесли отечественные учёные: Е.А. Аркин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, И.Р. Тарханов, А.А. Ухтомский и др.

Исследователи обращали внимание на то, что необходимо не просто информировать детей, но именно воспитывать, «половое воспитание нередко ограничивается чисто гигиеническим содержанием, адресуясь лишь к чувству осторожности воспитанника. Конечно, это важная часть полового просвещения, но только часть»...половое воспитание должно быть обращено к «духовному миру... интимным сторонам личности, ее чувствам»

Актуальность гендерного воспитания  огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. 

Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола:  «Я – девочка, я – мальчик, и так будет всегда».

Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.

Наблюдения показывают, что система гендерного воспитания дошкольников строится, опираясь на следующие принципы:

 1. Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.

2. Принцип актуальности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией, чтобы передать детям соответствующие установки и сведения.

3. Принцип чистоты: сведения о полах и отношениях людей должны наполняться нравственным смыслом.

 4. Принцип комплексности: нет особого, специального воспитания, оторванного от обычной учебной и воспитательной работы; нет ни одного момента работы, где бы не включался в той или иной степени элемент полового воспитания.

5. Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.

О гендерном воспитании сегодня много пишут и говорят. Дошкольные образовательные учреждения столкнулась с проблемой: как воспитывать дошкольников, учитывая их гендерные особенности? Какие преимущества и недостатки имеет раздельное и смешанное воспитание? Нужна ли нашим детям гендерная культура? Важно отметить, что с одной стороны, в обществе назрела потребность внедрения гендерного подхода в воспитании детей, а с другой стороны вопрос гендерного воспитания недостаточно изучены и разработаны. Работа педагогов в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы дети были самостоятельными, обладали определенными нравственными качествами, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Также важно, чтобы дети усвоили общественные, этические нормы поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. А главное имели определенный запас знаний, умений и навыков. И неоценимую и важную роль в этом должны оказывать родители.

С введением ФГОС ДО и профессионального стандарта, педагоги должны предусматривать условия, которые необходимы для социальной ситуации развития детей, и предполагать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Нужно отметить, что гендерное воспитание имеет три основных аспекта:

  • Когнитивный. Это самосознание ребенка, который знает, что он девочка или мальчик;
  • Эмоциональный. Это способность ребенка идентифицировать и чувствовать себя согласно своей половой принадлежности. То есть, ребенок чувствует себя девочкой или мальчиком;
  • Поведенческий. Это способность ребенка действовать в соответствии с ожидаемым от него гендерным поведением.

Вопрос о гендерном воспитании стал в последнее время особенно острым. Потому как, в силу крайней либерализации взглядов на многие вещи, и на воспитание детей в частности, стал подниматься вопрос о том, что гендерные роли в обществе начали меняться. К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением), доказательством чему являются следующие факты:

- содержание детской деятельности и формы ее организации не ориентированы на специфические потребности, интересы.

- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности\ отдыха у девочек и мальчиков;

- гигиенические, спальные, игровые комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;

- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приема пищи

( однако этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным, чем гендерным особенностям детей).

Кроме того. Российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели – женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков.

Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура, поролевая «Я – концепция».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...