КРУЖКОВАЯ РАБОТА
материал (подготовительная группа)

Юрьева Наталья Васильевна

ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР» «Развитие музыкальных способностей посредством игры на детских музыкальных и шумовых инструментах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.УЛАН-УДЭ

1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81

2 корпус:670011, г. Улан-Удэ, МКР 142, здание 5 телефон: 8(3012)37-84-45, 8(3012)37-84-05

ОГРН 1020300978972, ИНН 0323099702, КПП 032301001, БИК 048142001, ОКАТО 81401368000

электронный адрес: det-sad84@mail.ru

 

                                                                                                                            Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Детский сад № 84

«Снегурочка»

_________Н.И.Налетова

ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»

«Развитие музыкальных способностей посредством игры на детских музыкальных и шумовых инструментах»

                 

Юрьева Наталья Васильевна                                                                      музыкальный руководитель.

г. Улан-Удэ

2021 - 2022 г.

Актуальность

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Практическая значимость

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.

Цель программы:

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Задачи программы:

Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  • Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
  • Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.
  • Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
  • Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
  • Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
  • Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • Воспитание творческой инициативы.
  • Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

  • Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  • Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
  • Развивать мышление, аналитические способности.
  • Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
  • Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма
  • Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Занятия проводятся в сформированных группах (по 7-10 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшие, подготовительные группы).

Режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут.

Программа состоит из двух разделов (для старшей и подготовительной групп), работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 36 занятий для каждой группы в год.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицировали как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

- развитию общих и музыкальных способностей.

- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

-воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности.

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
  • овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);
  • овладеть навыками ансамблевого исполнения
  • понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Формы подведения итогов:

Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

Этапы работы

1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.

2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.

3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.

Учебно – тематический план

№ п./п.

Раздел

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

1.

Знакомство с музыкальными инструментами

2

1

2.

Музыкальная грамота

12

11

3.

Обучение игре на музыкальных инструментах

22

24

Итого:

36

36

Перспективный план обучения игре на музыкальных инструментах

1-й год обучения

ЗАНЯТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РЕПЕРТУАР

ПЕРИОД

1

Организационное занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

Сентябрь

2-8

Погремушка

Музыкальная грамота

1. «Погремушка как музыкальный инструмент»

2. «Разновидности погремушек»

3 «Тембр. Разнотембровые погремушки»

Обучение игре на ДМИ

«Озорные погремушки»

Строение и устройство погремушки:

ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек.

Знакомство с приемами игры на

погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).

Песенка «Погремушка» Ю.Антонова

Пляска с погремушками

Игра «Кто скорее?»

Свободные игры, пляски с погремушками

Подвижные игры «Догонялки»

Музыкально-дидактическая игра

« Угадай- ка». Игра на различных погремушках с

использованием р.н.м.

«Мишка с куклой»

«Ах вы, сени», р.н.м.

«Как у наших у ворот», р.н.м.

«Игра «сохрани погремушку»

Сентябрь

октябрь

9-13

Бубен

Музыкальная грамота

5. «Бубен. Строение бубна»

6. «Разновидности бубнов»

7. «Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие

Обучение игре на ДМИ

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

донце, ямка, металлические пластинки,

бубенчики.

Беседа о разных видах бубнов: малые,

средние, большие концертные, с

бубенчиками и без бубенчиков.

Определение на слух звучания различных

бубнов, показ.

Беседа о зависимости громкости звука,

извлекаемого бубном, от его размера,

количества бубенчиков и силы удара.

Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно, держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Игра «К то скорее?»

Угадай-ка»

Свободная игра на всех видах

бубнов

Игра «Кто скорее?»

Игра «Бубен»

Фрида «Тихо-громко в бубен бей»

« Угадай- ка»

Свободные игры

«Пойду ль я», р.н.м.

«Ах вы, сени», р.н.м.

Музыкально-дидактическая игра

«Тихо-громко в бубен бей»

Е. Тиличеевой

Свободные пляски с бубном

Ноябрь

14-17

Колокольчики (валдайские, маленькие, средние)

Музыкальная грамота

Колокольчик. Его строение»

«Разновидности колокольчиков»

«Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»

Обучение игре на

ДМИ

«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит»

«Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.

Определение на слух звучания различных

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

звонко, мелодично, протяжно — в

зависимости от вида и приема игры

(трель, удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

Знакомство с приемами игры на бубне: удар

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Знакомство с игрой на колокольчиках показ

приемов игры: удар палочкой, встряхивание

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

Учить правильно, держать колокольчик:

вертикально, не зажимать кисть, свободно

потряхивать и ставить на ладошку.

Закрепление навыков игры на колокольчиках.

«Угадайки» (бубен,

колокольчики, погремушки)

«Игра с колокольчиками»

Свободная игра на колокольчиках

«Тихие и громкие звоночки»

Слуховая «Угадай-ка»

Музыкально-дидактическая игра

«Тихие и громкие звоночки»

Тиличеевой

«Игра с колокольчиками»

Римского — Корсакова

Свободные пляски Игра с колокольчиками

«Ёлка» Т. Топатенко («трель»)

Декабрь

18-22

Барабан

Музыкальная грамота

«Барабан. Строение барабана»

«Разновидности барабана»

«Тембр. Различие в звучании разных барабанов»

Обучение игре на ДМИ

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

Показ барабана. Рассказ о его строении:

корпус, два донца, палочки, ремешок.

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

Показ различных барабанов: большого,

малого, железного. Беседа о том, чем они

отличаются друг от друга.

Восприятия на слух звучания различных

барабанов. Различать звучание больших,

малых и железного барабана.

Знакомство с игрой на барабане. Показ

приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.

Песня «Барабан»

«Маленький марш»

Парлова

Марш под барабан

Упражнение «Гулять-отдыхать»

Песня «Барабан»

Марш под все барабаны

Игры «Угадайки»

Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан»

Песня «Барабан» (подыгрывать) «Веселая песенка» Ивкодимова

Упражнение «Барабанщики» Красева

«Марш» Парлова

Январь

23-26

Музыкальные игрушки

Музыкальная грамота

«Музыкальные игрушки»

Обучение игре на ДМИ

«Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет»

Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках.

Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках,

барабане. Закрепление полученных навыков.

Свободные пляски, игры,

подвижные игры «Угадай-ка»

Повторение репертуара сентябрь — декабрь, январь

Февраль

27-29

Деревянные ложки

Музыкальная грамота

«Ложки деревянные как музыкальный инструмент»

«Строение ложки»

«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»

Обучение игре на ДМИ

«Вятские, смоленские – ложки деревенские»

Ложка — музыкальный инструмент.

Описание лодки: расписные, деревянные,

металлические, большие, маленькие,

пластмассовые.

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

пяточка. Как извлекается звук.

Слушать звучание различных ложек,

определять на слух большие и маленькие,

деревянные, металлические и пластмассовые.

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

правильно держать ложки в руках, ритмично

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом

«ладушки».

Песня «Ложкари»

«Лошадка» Потоловской (прямой галоп)

Показ приемов игры на ложках

Свободные игры, пляски

Определение на слух

«Угадай-ка»

Свободные игры, пляски

«Ладушки», р.н.м.

«Лошадка» Потоловского

«Цок, цок лошадка» Тиличеевой

« Цирковые лошадки»

Март

30-33

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон. Строение металлофона»

Обучение игре на ДМИ

«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

Показ металлофона. Беседа о его

строении: корпус, металлические

пластиночки разного размера, молоточек.

Знакомство с игрой на металлофоне. Учить:

самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

Исполнение взрослым

различных пьес на металлофоне «Угадай-ка»

Свободные игры, пляски

Упражнение с молоточками без музыки

«Дождик»

«Часики»

«ручейки»

«Дятел»

«Цыплятки»

Апрель

34-36

Звуки

Музыкальная грамота

«Звуки музыкальные и немузыкальные»

«Высокие и низкие звуки»

«Звуки громкие и тихие»

Обучение игре на ДМИ

«Наш металлофон звенит, молоточек так велит»

Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных

инструментов. Определение на слух.

Определение на слух звучания

металлофона в высоком и низком

регистре. Узнавание приемов удар и

glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона.

0бучение приемам игры на металлофоне:

удар по одной пластиночке, glissando на

пластиночках. Добиваться отскакивания

молоточка от пластиночки, стремиться к

красивому звуку.

Исполнение взрослым

знакомых песенок, подпевание детьми

«Птица и птенчики» Упражнения «Дождик»,

Дятел», «Ручеек»

«Мышка» — «Речка»

«Дождик-дятел» «Угадайки»

«Дождик» (тихий — сильный)

«Ручейки»

«Птички»

«Цыплята»

«Дятел»

«Мышка»

Май

2-й год обучения

ЗАНЯТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РЕПЕРТУАР

1

Организационное занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

2

Погремушки

Бубны

Барабаны

Колокольчики

Музыкальная грамота

«Ритм»

«Бубен. Строение бубна»

«Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны — весело нам с вами!»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии. 

Исполнение детьми и взрослыми

знакомых произведений из репертуара

предыдущего года обучения.

1. «Андрей-воробей» р.н.м.

«Ах вы, сени» р.н.м.

«Мишка с куклой»

«Игра с колокольчиками»

«Марш» Тиличеевой

3-9

Бубен

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Вот как дружно в бубен бьем — никогда не устаем»

Повторение строения бубна. Разновидности бубнов.

Беседа о коротких и длинных звуках.

Графическое изображение. Прохлопывание попевок.

Графическое изображение на фланелеграфе.

Пропевание песенок.

Определение на слух коротких и длинных

звуков. Выполнение упражнений.

Повторение приемов игры на бубне: удар

кулачком, ладошкой, встряхивание.

Разучивание нового приема игры на бубне:

удар подушечками пальцев. Повторение

выученных приемов.

Исполнение пьесы различными приемами

игры на бубне. Добиваться ритмического

ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

одновременным вступлением, окончанием

«Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида

Слушание «Мишка с куклой»

«Андрей-воробей»

Игра «Шагать и бегать»

«Бег» Магиденко

«Пойду ль я»

«Ах вы, сени»

«Мишка с куклой»

10-11

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон.

Строение металлофона»

Обучение игре на ДМИ

«Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»

Определение на слух приемов игры на

металлофоне. Начинать и заканчивать с

аккомпанементом. Упражнения на развитие

воображения и фантазии.

Обучение приемам игры на металлофоне.

Работа над приемом игры glissando

«Мишка с куклой»

«Дождик»

«Ливень»

«Ручейки», «Мышки» «Дождик», «Дятел»

Подвижные игры

Придумывай свою музыку

12-14

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Настроение в музыке»

Обучение игре на ДМИ

«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем — всех на танец приглашаем.»

Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

Поэтапное разучивание нового

произведения на различных

инструментах определенными приемами

«Полька» Красева

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова (повторение)

15-17

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Музыкальные

жанры»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Марш-танец. Слушание произведений в

этих жанрах, определение на слух.

Повторение и закрепление на знакомом

материале различных приемов игры.

Сольное исполнение отдельных партий.

Марши

Польки

Свободные маршировки и танцы

«Колокольчики звенят» «Полька» Красова

(повторение)

18-19

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Средства музыкальной

выразительности»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Беседа о средствах выразительности музыки

(характер, темп и т.д.).

Разучивание новой пьесы. Распределение

инструментов. Поэтапное разучивание

всех партий. Работать над одновременным

вступлением и окончанием игры.

«Колокольчики звенят»

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова

(повторение)

20-26

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Средства

музыкальной

выразительности»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Вслушиваться в музыку. Определять

характер и регистр в незнакомых

произведениях.

Добиваться тишины вовремя выступления

и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление.

«Мы запели песенку»

«Праздник птиц»

«Скворцы и вороны»

«Плачь куклы»

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова

(повторение)

27-32

Ложки,

колокольчики

Музыкальная грамота

«Ударно — шумовой оркестр»

«Ударно — шумовой оркестр. Ложки»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек.

Повторение приема игры на ложках

«ладушки». Знакомство с новым приемом

«тарелочки».

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

повторение пройденного.

Распределение приемов игры на ложках

по частям нового произведения: 1 ч —

маленькие «ладушки», 2ч — большие

ладушки (4раза), 3ч. — быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

«Мы запели песенку»

«Марши»

«Пойду ль я»

подвижные игры

«Ладушки» «Пойду ль я»

«Мы запели песенку»

«Пирожки»

«Топотушки»

«Колокольчики звенят»

«Полька»

33-36

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны,

треугольник,

ложки, музыкальные палочки, кубики

Музыкальная грамота

«Ударно — шумовой оркестр. Музыкальные

палочки и кубики» «Ударно — шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

«Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать»

«Треугольник заиграй, веселиться помогай»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек. Знакомство с музыкальными

палочками.

Слушание музыкальных произведений.

 

Выбор соответствующих музыкальных

инструментов. Исполнение по подгруппам

оркестра и движений.

Знакомство с новым произведением.

Распределение инструментов в

зависимости от изобразительного

характера песни. Разучивание партии

каждого инструмента. Соединение всех в

ансамбль. Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

общей динамики, чистоты исполнения

приемов игры на всех инструментах,

Повторение всех ранее выученных

Требования к уровню образования воспитанников по данной программе

№ п./п.

Дошкольник должен знать

Дошкольник должен уметь

1.

Названия музыкальных инструментов, особенности их хранения и звучания;

Жанровое разнообразие музыки;

Приемы игры на инструментах.

Строение музыкальных инструментов, их разнообразие

Выполнять несложные композиции;

Понимать жесты дирижера в оркестре при исполнении произведения.

Различать на слух различный ритм музыкального произведения, регистр

Выполнять простейшие приемы игры на музыкальных инструментах.

Уметь по характеру музыки подбирать необходимые инструменты для исполнения.

Диагностические показатели освоения курса программы

п/п

Уровни развития

Знание музыкальных инструментов

Приемы игры

на музыкальных инструментах

Навыки ансамблевого исполнения

Жанровое разнообразие музыки

Строение музыкальных инструментов

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.Г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

Высокий уровень

2.

Средний уровень

3.

Низкий уровень

4.

Средний показатель в %

Критерии диагностики:

Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.

Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.

Низкий уровень : нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.

Учебно — методическое обеспечение программы:

  • детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки.
  • звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки.
  • дидактические игры, наглядные пособия

Список литературы

Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и

муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.

А.В.Орлова. Русское народное творчество. Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. – М.: Просвещение 1989 г.

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.



Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.УЛАН-УДЭ

1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81

2 корпус:670011, г. Улан-Удэ, МКР 142, здание 5 телефон: 8(3012)37-84-45, 8(3012)37-84-05

ОГРН 1020300978972, ИНН 0323099702, КПП 032301001, БИК 048142001, ОКАТО 81401368000

                         электронный адрес: det-sad84@mail.ru

Формирование элементарного опыта игры на детских музыкальных инструментах у

дошкольников

(Опыт работы музыкального руководителя Юрьевой Натальи Васильевны)

Актуальность:

Актуальность работы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, стимулируется интерес к инструментальной музыке. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

Цель:

Раскрыть эффективные формы, методы и средства формирования элементарного опыта игры на детских музыкальных инструментах у

воспитанников старшей группы.

Задачи:

  • определить педагогические условия и содержание работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами;
  • внедрить способы организации деятельности по формированию элементарного опыта игры на детских музыкальных инструментах;
  • показать результативность системного подхода к технологии социального партнерства, тесное сотрудничество с педагогами; обогащение знаниями, формирование интереса к теме.

В процессе обучения детей игре ДМИ можно выделить три этапа:

  1. этап - ознакомление с особенностями мелодии и приёмами звукоизвлечения на музыкальных инструменте, который будет использоваться для её воспроизведения;
  2. этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения;
  3. этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Методы работы с детьми

Метод активации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах. Этот метод – способ развития детей.

Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений.

Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования

моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затрудняется. Метод моделирования – это способ обучения.

Последовательность обучения элементарному музицированию

  • хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
  • ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;
  • творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей;
  • разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально- слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);
  • формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.

Элементы занятия по элементарному музицированию:

  • Речевые упражнения
  • Поэтическое музицирование
  • Координационно-подвижные игры и упражнения
  • Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными инструментами
  • Пальчиковые игры

Речевые упражнения

Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато.

Игры с инструментами

Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными инструментами

Инструменты набора делятся на две группы:

  • мелодические (звуковысотные) – используются в работе с детьми 5-6 лет
  • шумовые (различных видов) – используются с детьми раннего возраста.

Последовательность действий с инструментами: Поиграй на своем инструменте, изучи, какие звуки в нем живут. Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь.

Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь.

Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»... Попробуй озвучить стихотворение, сказку и т.д.

Планирование работы по элементарному музицированию

Начиная работу        по        музицированию        я разработала        перспективное планирование для всех возрастных групп:

  • Поставлены цели и задачи
  • Определены формы работы в различных режимных моментах
  • Элементарное музицирование в планировании представлено как взаимосвязь по трем направлениям: учебное, творческое, концертное.
  • Спланированы праздники и развлечения
  • Содержание программы расписано по разделам, поквартально, предлагается музыкальный репертуар

Формы подведения итогов реализации программы

Открытые мероприятия в течение года;

Выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях; Выступления на отчётных концертах;

Участие в городских конкурсах и фестивалях; Совместные мероприятия с социальными партнёрами; Создание мини-музея музыкальных инструментов;

Проведение педагогической диагностики по разделу программы

«Детский оркестр».

Заключение

Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи образовательной программы

Методическое обеспечение раздела «Элементарное музицирование»

  • Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
  • Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989
  • Девятова Т.Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006
  • Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990
  • Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
  • Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
  • Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999
  • Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000
  • Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение.

Творчество.//Дошкольное воспитание. №1., 2000

  • Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.
  • Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
  • Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение, 1986.
  • Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994.
  • Тютюнникова Т.Э. Доноткино I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005.
  • Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей;

Вып. 1

  • Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. – СП: ЛОИРО, 2003.
  • Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2003
  • Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова: учебно-методическое пособие. Минск, 1999
  • Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
  • Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000.
  • Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал "Музыкальная палитра" №6, 2006.



Предварительный просмотр:

Открытое музыкально –

творческое занятие

« В мире шумовых  звуков

и деревянных  инструментов»


                 Подготовила занятие:

Музыкальный руководитель

Юрьева Наталья Васильевна

Уровень образования: дошкольное образование.

Образовательная область: «Музыка»

Возраст: подготовительная  группа.

Форма организации обучения:  непосредственная образовательная деятельность.

Вид  непосредственной образовательной деятельности:  тематический.

Краткое описание:  Непосредственная образовательная деятельность  с использованием информационно-компьютерных технологий.

Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, развитие сотрудничества в группе,  умения чувствовать партнера,  развивитие интереса к музицированию на детских шумовых и музыкальных инструментах, потребности детей к творческому самовыражению. Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках обучения игре на детских музыкальных инструментах;

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Расширять кругозор и словарный запас детей, закрепляя знания о различных шумовых и  музыкальных инструментах.
  • Закрепить знания о шумовых инструментах через презентацию

« Деревянные музыкальные инструменты».

  • Учить  детей слышать богатство и разнообразие красок в мире звуков, издаваемых предметами и шумовыми инструментами; развивая тонкость и чуткость слуха.
  • Продолжать учить детей  играть на различных шумовых инструментах .
  • Учить  искать способы звукоподражания  в  сопровождении текста сказки « Трусливый заяц»
  • Выступать в оркестре; учить вступать и заканчивать игру на инструментах вместе. Играть свои партии не сбиваясь, сохраняя общий темп, ритм, динамику, настроение.
  • Познакомить детей с шумовыми звуками:  шорох бумаги и хлопание руками по коленям, звуком волшебной шкатулки.
  • Учить детей внимательно слушать музыку, выполняя соответствующие движения.

2.Развивающие:

  • Развивать в детях способность слушать и наблюдать.
  • Развивать творческое воображение, слуховую фантазию и  изобретательность в  звукотоворчестве.
  •  Развивать изобретательность при изготовлении самодельных музыкальных инструментов из различных материалов.
  • Развивать позитивное самоощущение ребёнка, ощущение своей значимости в детском коллективе.

3.Воспитывающие:

  • Воспитывать в детях чувство уважения к красоте мира звуков. Поддерживать желание слушать  их и эмоционально откликаться на звуки.
  • Создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом.
  • Воспитывать музыкальную, речевую, двигательную, общую культуру.
  • Воспитывать интерес к звучанию различных инструментов.

Методы ведения  НОД:

           наглядный: наглядно-слуховой (звучание музыкальных произведений +в записи и в живом исполнении) и наглядно-зрительный (показ слайдов, предметов, инструментов);

· практический - исполнение, игра и т.д.;

· словесный – диалог, объяснение, рассуждение;

· сенсорно - моторный - движения, игры;

· проблемный - постановка проблемных вопросов.

Предварительная работа:

Знакомство детей с   шумовыми  инструментами – ложками, бубном, трещотками,   барабаном,  рубелем,   самодельными,  кастаньетами,  маракасами.  

Оборудование:

• шумовые и музыкальные инструменты – ложки, бубны, барабан,    трещотки, ксилофон,  сделанные  самими детьми совместно с музыкальным руководителем:  кастаньеты,  ударные деревянные инструменты.

( Заготовки для шумовых инструментов – баночки,  специально  подготовленные музыкальным руководителем и обклеены. Крупы: горох, фасоль,  гречка, пшено,  сахар,  рис,  кукуруза дробленая, перловка, полтавская крупа.

•   аудиозапись – русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет»  музыка    А.   Варламова.

Ход занятия.

Под русскую народную музыку дети с воспитателем заходят в музыкальный зал.

  1. Организационный момент.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Как я рада видеть вас! А вы меня? Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы  день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Попробуем поздороваться стихами Я начну, а Вы мне поможете?

Музыкальный руководитель:

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже  « Здравствуй ! » говорю

Я  соседской …

Дети с музыкальным   руководителем вместе: «курице » ( показывают крылышки).

Здравствуй,  солнце золотое! (скрестили руки над головой, растопырив пальчики)

Здравствуй, небо голубое!  (подняли руки вверх к небу)

Здравствуй вольный  ветерок!   ( «показывают  ветерок» )

Здравствуй, маленький дубок!  («показывают дубок»)

Здравствуй, утро! ( «жест вправо»)

Здравствуй, день! (« жест влево»)

Нам здороваться не лень! (« прижали руки к груди»)

А гостям всем Добрый День! (« руки развели в стороны вверх ладошками»)

Музыкальный руководитель:  Ребята!  Как здорово у нас получилось! Сегодня я предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Я предлагаю Вам сесть на коврик. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всюду: звуки окружают нас всегда; все шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит – звучит.

Много разных звуков окружает нас,

Даже если тихо, кажется сейчас.

Ранним, ранним  утром всюду тишина,

Но ее послушай, звуками полна.

Закройте глазки и постарайтесь услышать звуки (треск  ветка дерева,  тиканье часов). Кто что услышал? Какие разные бывают звуки, не правда, ли?  Задумывались вы о том, что звук – это одно из самых ярких проявлений жизни? И еще о том, что у каждого звука есть свое лицо, и мы даже с закрытыми глазами можем угадать, что происходит вокруг. Давайте вспомним, какие звуки нам знакомы и о чем они могут нам рассказать.

Дети называют звуки (шорох, шуршание, треск, скрип и т.д.)

Многие звуки знакомы нам и мы без труда можем определить некоторые из них. И даже представить себе звуки в своем воображении. Теперь вы убедились, что звуки могут оживать в вашем воображении?

Музыкальный руководитель:  С помощью чего можно воспроизвести звуки? Звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов, или с помощью предметов.

Все на свете знают –

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

. Сегодня мы с Вами в гостях у шумовых звуках.

Игра « Услышь, как   это звучит?»

Цель: включить в работу слуховую память, слуховое воображение детей, развивать тембровый слух. Дети самостоятельно  изучают звуковые возможности дерева, определяют качества « деревянных звуков»: (сухой, глухой, щелкающий, трескучий). Дети сами определяют – отчего зависит качество звука (от размера предмета, способа извлечения, силы удара).

 Музыкальный руководитель: 

Звук всегда играет с нами. Он может быть повсюду. Он живет во всех предметах и сегодня мы услышим необычные истории, которые расскажут нам предметы из дерева. Пожалуйста, посмотрите вокруг и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите?     Постучите по очереди по своему предмету , а мы послушаем как он звучит.

Дети по вызову педагога стучат по предметам из дерева

Здесь на столе лежат различные предметы из дерева.

Как вы думаете,  они будут они звучать?

Одинаковые звуки или нет? Прислушайтесь.

Дети пробуют играть на предметах из дерева. А звуки, которые издают эти  деревянные предметы,  как мы назовем?

( – деревянными. )

Музыкальный руководитель: Конечно, все звуки разные.

Деревянный звук какой?

Он стучащий и сухой

Теплый и трескучий

Тихий и гремучий.

Игра « Деревянные фокусы»

Музыкальный руководитель:        посмотрите, дети, что у меня в руках?

 ( ответы детей)

                                      Шкатулка-это предмет

                                      Для всяких разных штук.

                                     Она - побольше коробка,

                                     Но меньше, чем сундук.

Может мы  с этой деревянной шкатулочкой проведем небольшой эксперимент?  Что можно сделать со шкатулкой, чтобы она стала шумовым инструментом? ( Ответы детей )

 ( Дети наполняют коробочку.  В одну из шкатулок можно положить гвозди, в другую - крупу, в третью – бумагу. Внимательно послушайте, изменился звук? (ответы детей). Конечно, все звуки в шкатулках разные.  Почему звук изменился?

Шкатулка – это стукалка

                              Для всяких разных штук.

                             И, если потрясти ее,

                             Услышишь   тук – тук – тук.

Музыкальный руководитель:  Шкатулка была предметом, а вы сделали шумовой инструмент.  

 Хотите поиграть в ДРУГУЮ игру? Сейчас я приглашаю Вас  в

«  Магазин деревянных инструментов» .

 Мы будем не только смотреть на инструменты, а отгадывать загадки про них. Хотите? Приглашаю Вас разместиться поудобнее .

( Презентация « Магазин деревянных инструментов»).

Музыкальный         руководитель:  - Сейчас я предлагаю Вам поиграть в подвижную музыкальную игру с деревянными инструментами. Хотите?   Игра называется :   « Найди свой инструмент»    ( Музыкальный руководитель раскладывает на 3 стульчика деревянные инструменты по количеству детей. Под марш дети шагают и играют на выбранных инструментах. Под быструю музыку бегут на носочках инструмент держат в руках. С окончанием музыки кладут инструменты на свой стульчик. С началом музыки дети бегают на носочках вокруг всех стульчиков. С окончанием музыки останавливаются, отворачиваются и закрывают ладошками глаза. Воспитатель меняет инструменты.

С началом музыки дети должны найти свой инструмент, встать около нового стульчика и начать играть на инструменте.)  (Игра проводится 2 раза).

Музыкальный руководитель:  Хотите послушать сказку, где Вы услышите шумовые инструменты?  Хорошо. Сказка называется

« Трусливый заяц».

 После прослушивания музыкальный руководитель задает детям наводящие вопросы о знакомых и неуслышанных инструментах.

 Музыкальный руководитель: Дети! Со временем обыкновенные «деревянные»  звуки  переселились в деревянные музыкальные инструменты:  ложки, рубель, коробочки, ксилофоны, маракасы.

Музыкальный   руководитель:  На столах у нас лежат музыкальные инструменты.  ( Снимает  с инструментов накидки). Что с ними можно делать?  (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Правильно. На музыкальных инструментах надо играть. Хотите поиграть в игру: «Дирижер». Хотите? Я буду у Вас дирижером, а Вы будете Оркестром.  Дирижера слушается весь оркестр и подчиняется взмахам его палочки. В нашем оркестре будут не только    инструменты, на которых мы играли, но и те, о которых Вы сегодня узнали. Вы сможете выбрать себе инструмент?  ( Дети  играют оркестром под музыку» « Яблочки  »)

Дирижер: Спасибо ребята за прекрасное выступление. Все справились с заданием.

Музыкальный руководитель:  Ребята: Что нового Вы сегодня узнали и что  Вам больше всего запомнилось

Музыкальный руководитель: Молодцы. Ребята! Я приготовила Вам волшебные баночки для того, чтобы Вы  сделали сами свои шумовые инструменты. А в следующий раз мы на них поиграем.

 А сейчас нам пора в группу. Давайте споем  нашу песенку. ( До свиданья гости). Под марш Дунаевского  дети уходят с музыкальным руководителем и воспитателем в свою группу.



Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности на музыкальных занятиях в детском саду.

Дети с большим удовольствием осваивают приемы игры на различных

музыкальных инструментах, играют в оркестре, музицируют самостоятельно в музыкальных зонах в группах. Благодаря систематической работе по

данному направлению, к подготовительной группе дети обладают прочными знаниями о музыкальных инструментах – правильно называют музыкальные инструменты, угадывают инструменты по звучанию, владеют приемами игры на них.

Когда дети познакомились со многими инструментами, как итог можно провести либо развлечение, либо игры для выявления результатов знаний.

ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЫКАНТ

(для детей старшей группы)

Задачи: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них.

Перед игрой выбрать ведущего – музыканта!

Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального

инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.

Здравствуй, добрый музыкант! Посмотри на наш талант.

Да смотри, не зевай – Инструмент наш угадай!

Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.

Варианты для отгадывания –

  • балалайка,
  • скрипка,
  • колокольчик
  • гармошка
  • пианино
  • барабан
  • дудочка

также можно предложить детям загадки о музыкальных инструментах, которые они любят отгадывать.

МЫ ЗАГАДКИ ОТГАДАЕМ. НА ИНСТРУМЕНТАХ ПОИГРАЕМ

(для детей средней группы)

Задачи: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них.

На мольберте выложить картинки с изображениями музыкальных инструментов. Ребёнок, который отгадывает загадку о музыкальном

инструменте, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок.

Варианты загадок:

  1. Две весёлые подружки Пляшут на его макушке.

Сам пустой, а голос густой.

Дробь отбивает, шагать нам помогает. (барабан)

  1. Он – деревянный инструмент, Зазвучит в один момент.

Его струнам подпевай-ка, Заиграла … (балалайка)

  1. Быстро кнопки нажимай, Веселее запевай.

Растяни меха немножко,

И сыграй нам на … (гармошке)

  1. В руки ты его возьми И немножко потряси. Тонкой голосочек

Подаст на звонкий … (колокольчик)

  1. В руки их скорей бери, Веселей на них стучи.

Поиграй еще немножко,

На расписных красивых … (ложках)

  1. Приложи к губам её, Да еще подуй в неё.

Губки сделай трубочкой, И сыграй на … (дудочке)

ИГРА В ОРКЕСТР

(для детей старшей группы)

По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежат разные

музыкальные инструменты. Для игры хорошо использовать двухчастную музыку.

На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около

которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на своем инструменте.

Как вариант

В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещетки, в третьем – колокольчики, в четвёртом –

маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки

УГАДАЙ-КА

(дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким

образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах.

Для усложнения для каждого музыкального инструмента можно предложить определённый ритм игры.

УГАДАЙ НА ЧЕМ ИГРАЮ

для детей любой возрастной группы. Для каждого возраста использовать знакомые и соответствующие возрасту детей инструменты)

За маленькой ширмой музыкальный руководитель прячет музыкальные инструменты. По очереди играет на музыкальном инструменте, дети угадывают инструмент, затем играют сами

Как вариант для старших дошкольников для угадывания можно использовать фонограмму звучания инструментов.

ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Все встают по кругу в руках у каждого муз. инструмент. Играют и поют: Эх, раз, еще раз. Вот как весело у нас.

Эх, раз, еще раз, поиграем мы сейчас.

По окончании куплета – кладут инструмент перед собой. Далее под соответствующую музыку двигаются по кругу (марш, подскоки, бег,

медведи, зайцы, лиса) Музыка прекращается- берут инструмент, перед которым остановились.

ХОМЯЧОК

Задачи: Формировать и развивать навыки музицирования в ансамбле, чувство ансамблевой игры, ритма, способности быстро реагировать на те темповые изменения в музыке.

Инструменты и оборудование: Ксилофоны 3-5 штук, шумовые инструменты (погремушки, маракасы, ложки) по количеству детей.

Ход игры.

Жил был хомячок. Однажды о пришел на гороховое поле, увидел много гороха и стал жадно его собирать. А собирал он его себе за щечки, как это делают все хомячки. Набил полные щечки и пошел домой.

(Звучит медленная часть музыки «Калинка», дети играют на ксилофонах глиссандо» - горошек перекатывается.

И вдруг, хомячок как чихнет: «Апчхи!» Горошек и рассыпался. Хомячок стал быстро его собирать. (звучит быстрая часть «Калинки» Остальные дети

играют на шумовых инструментах в такт музыке – «хомячок собирает горошек»

Музыкальный руководитель. Собрал он горошек и пошел дальше… Игра повторяется. Для детей старшей и подг. гр. быструю часть можно играть с ускорением. "Пришла курочка…начала горох клевать. Хомячок торопится его собирать – ускорение. "

ЛАДОШКИ

Игра для детей 5 – 7 лет.

Материал: плоские изображения больших и маленьких ладошек. Муз. руководитель выкладывает ритм: большие ладошки соответствуют

четвертным длительностям, маленькие – восьмым. Со словами: "Прохлопайте, ладошки!. Протопайте, ножки!" Дети должны прохлопать данный ритм. Могут 1-ю часть данного ритма прохлопать, 2-ю -протопать.

ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ

Задачи: Обобщение опыта игры на детских муз. инструментах и выполнение знакомых танцевальных движений. Развитие творческих способностей, ритмического чувства. Предоставление каждому ребенку по возможнос-ти проявить себя и приобрести уверенность в своих силах.

Оборудование и атрибуты. Столик, детские музыкальные инструменты, 3-4 платочка из разной ткани.

Чем старше дети, тем больше разнообразие музыкальных стилей может быть включено в игру.

Ход игры.

Дети стоят в кругу. В центре круга на столике лежат разные детские муз. Инструменты (те, на которых дети данной группы уже пробовали играть).

Ведущий дает одному из детей платочек. Дети под музыку передают платочек друг другу и поют на мотив бел.нар.п «Бульба»

«Я пою, не зная скуки,

Я сегодня не молчу

Инструменты дайте в руки – Музыкантом стать хочу.

По окончании песни тот ребенок, у которого остался платочек, выходит в

круг, выбирает себе инструмент и под любую ритмическую музыку играет на этом муз. инструменте. Оставшиеся в кругу дети хлопают в такт

исполнителю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....