Адаптация детей к ДОУ
консультация
Подготовить ребенка к детскому саду не менее важно, чем к школе. Адаптация – это в любом случае стресс для малыша. Даже если ребенок с первого дня в детском саду «как дома», ему необходимо постепенное привыкание и повышенное внимание родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_adaptatsiya_k_dou.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
групп раннего возраста
«Адаптация детей к учреждению дошкольного образования»
Подготовить ребенка к детскому саду не менее важно, чем к школе. Трудности в адаптации к детскому саду встречаются чаще, чем к школе. Между тем, утренний плач перед расставанием с мамой, постоянный ОРЗ, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома, - все это далеко не норма. Дети по-разному привыкают к детскому саду. Это зависит и от условий детского сада, от особенностей самого ребенка, от его опыта общения со взрослыми и сверстниками, и конечно, от настроя родителей и близких людей. Адаптация – это в любом случае стресс для малыша. Даже если ребенок с первого дня в детском саду «как дома», ему необходимо постепенное привыкание и повышенное внимание родителей. Что говорить о детях с повышенной эмоциональной чувствительностью, очень сильно привязанных к матерям или не имеющих опыта общения со сверстниками. В период адаптации возникает временное нарушение работоспособности. Первые дни малыш может отказаться от еды, умывания и других режимных моментов. Некоторые дети становятся агрессивными, другие плаксивыми, раздражительными, тревожными. Есть дети, которые сидят у окна, поджидая маму и мало двигаются. Ночью дома дети могут плохо спать, хотя раньше такого не случалось. Это все признаки привыкания ребенка к новым особенностям жизни. Через 2-4 недели поведение ребенка приходит в норму, он привыкает, становится подвижным, любознательным и жизнерадостным. Если по прошествии месяца малыш еще не привык к детскому саду, необходимо обратиться за консультацией к психологу.
- Готов ли ребенок к детскому саду?
В большинстве случаев поступление ребенка в детское дошкольное учреждение сопровождается проблемами его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и педагоги, параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к ясельному.
Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для него социальных норм и правил поведения, ни родителями, ни персоналом детских садов не обсуждаются.
Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
Опыт показывает, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической готовности ребенка раннего возраста к «выходу» из семьи представляется ничуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее и порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не могущего и не желающего принять иные, более жесткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.
1.2 Подготовка ребенка к посещению детского сада
Есть очевидные и закономерные явления, которые многие родители (по крайней мере, по отношению к себе) воспринимают как случайные. К таким явлениям относится всплеск заболеваемости ребенка, когда он начинает посещать детский сад. Пока малыш находится дома и не болеет, родители скептически слушают рассказы других о том, как мучаются мамы детей, два-три дня посещающих детский сад и три недели затем сидящих дома от болезни. Но когда с их собственным ребенком начинает происходить то же самое, мамы и папы с сожалением заключают, что это происходит со всеми. При этом виноватым оказывается детский сад, заведомо являющийся рассадником инфекции, которую трудно одолеть любому ребенку. Эта позиция удобна, так как не требует от родителей специальных усилий по предотвращению ситуации. Однако на проблему можно посмотреть иначе и попытаться найти способы изменить реакции ребенка на инфекцию.
Иммунная система ребенка существенно отличается от иммунной системы взрослых. Это легко понять, вспомнив, что на любую инфекцию организм ребенка отвечает преимущественно повышением температуры тела, в отличие от взрослого, организм которого уже может убивать микробов с помощью антител. Но есть и еще одно отличие: собственные эмоции ребенка легко подавляют его еще несовершенную и слабую иммунную систему. Это означает, что любой эмоциональный срыв может ослабить защитные механизмы. Но не только иммунная система ребенка отличается от таковой у взрослого. Ребенок обладает удивительной особенностью обучаться. Обучаться даже тому, что не ожидает взрослый.
Рассмотрим ситуацию посещения детского сада с точки зрения мамы. Она два или три года была дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди большого количества людей, начать общаться со сверстниками, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с профессиональной стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а нее появится время на собственный рост. Она готовится к этому: подбирает хороший детский сад, приводит в порядок гардероб, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.
Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, не обязательно им радуется. Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, не имеют для него никакого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Это может лишь возбуждать его.
И вот наступает тот долгожданный день. Мама приводит ребенка в детский сад, где много веселых детей. Но вдруг ее собственный ребенок, который до сих пор так любил играть с другими детьми, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и не желает общаться ни с кем. Воспитатель отрывает его от маминой юбки, помогая маме оставить плачущее дитя и не опоздать на работу.
Целый день мама делает свои дела, а вечером, забирая ребенка из садика, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: вся домашняя работа, которую она легко делала в течение дня, теперь наваливается на нее в несколько (2-3) вечерних часов. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню и подготовить одежду для всех на завтра.
Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.
Как же этот день ощущает ребенок, т.е. что он не говорит себе словами, не осознает, а лишь чувствует кожей?
В одно мгновение непонятные ранее мамины слова вдруг реализуются страшным кошмаром: привычный мир ребенка разрушается, он попадает в новое место, к новым людям, новым детям. Известна удивительная ригидность (отсутствие гибкости) детей: они, обладая невероятной способностью адаптироваться, с большим трудом привыкают к новым продуктам, новым обстоятельствам. Эту способность ребенка знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом очевидно, что чем чаще ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь (известное психологическое правило: нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем). Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в жизнь семьи постепенно.
Но ригидность – не единственная проблема, с которой сталкиваются ребенок и его мама в первый день посещения детского сада. Весьма часто родители еще и забывают сказать своим детям, что заберут их домой вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это оговаривать. Но для детей это совсем не так, поскольку они еще с такими обстоятельствами не сталкивались, а разум слишком слаб, чтобы догадаться. Вот и оказывается ребенок в новых обстоятельствах, полагая, что остался там навсегда. А поскольку дороги домой он не знает, то и рисует ему воображение разнообразные страшилки. Впитывая новые впечатления, фантазируя на новые темы в меру собственных возможностей и замещая фантазиями пробелы в информации, полученной от родителей, дети могут сильно переживать.
Стресс снижает активность иммунной системы. В любой группе детей обязательно есть и группа вирусов, к каждому из которых их носитель устойчив, а другой ребенок – нет. Для того, чтобы в ослабленном организме эта инфекция начала развиваться, достаточно несколько дней. Столь короткий срок обусловлен еще и тем, что, возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.
Но все чудесным образом преображается и все возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. Тяжело только первые два-три дня, когда острая боль. Потом же целых две недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт. На бессознательном уровне ребенок понимает, что нужно лишь денек-другой поплакать, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он обучается изменять состояние своей иммунной системы, меняя свои эмоции. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы и сверхбдительные врачи могут сделать из них даже «профессиональных больных». Так называют детей из группы часто болеющих, среди которых наибольшую часть составляют аллергики разных видов, поскольку аллергия – это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями.
Но не стоит винить детей, которые лишь пользуются доставшимися им по наследству от родителей природными способностями; врачей, которые выполняют свой профессиональный долг и видят во всем болезнь, и детский сад, который в силу обстоятельств является сценой, где участники пьесы разыгрывают свои роли. Важнее обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.
Первое, что следует сделать, - это заранее начать готовиться к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например месяца. При этом первый раз мама приходит в детский сад и остается там вместе с ребенком, пока он знакомится с детьми и группой. Она может сидеть в раздевалке или в самой группе – так, чтобы ребенок мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. При этом мама ничем не показывает, что может уйти. Увидев, что ребенок устал, она вместе с ним уходит домой.
Подобное пребывание в детском саду позволит ребенку познакомиться с новой обстановкой и привыкнуть к ней, а маме – узнать, подходит ли данный детский сад для ее ребенка или лучше поискать что-то другое. Через несколько дней (разное время для разных семей, это определяется состоянием ребенка) мама говорит ребенку, что уходит на 5 минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Если в группе есть часы, то важно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Можно оставить ребенку наручные часы мамы. Здесь важно не время, а обязательность выполнения обещания – возвращение в положенный срок.
В таких случаях можно заранее, еще идя утром в детский сад, описать ребенку всю последовательность дальнейших действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребенка сложилась картина обстоятельств дальнейшей его жизни и он точно знал, что в конце концов окажется дома с мамой. Можно предложить ребенку какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если он вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней; мама обязательно об этом узнает, но не обязательно сразу вернется – она вернется, как только сможет.
Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также, чтобы сделать какое-то полезное дело для всех. Если ребенка с детства приучают к тому, что работа – это только способ зарабатывания денег, невозможно создать у него положительный образ работы, тем более, что по этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, поскольку денег получать он не может. Понимание того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, важно ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, себя в семье, и для осмысления необходимости посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа. Обязательно говорится о том, что и у ребенка важная задача в детском саду – учиться и расти, чтобы стать таким, как его родители. Осознание значимости пребывания в детском саду для семьи также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.
Путь по дороге в детский сад и из него также можно использовать для формирования у ребенка положительной картины мира и его собственного места в нем. Она в свою очередь будет способствовать стабилизации его эмоционального состояния. Родитель может в доступной форме рассказать, что удалось ему сделать за день, спросить у ребенка о том, что ему больше всего запомнилось. Можно говорить о разных приятных вещах и для взрослого и для его малыша, тем самым положительно подкрепляя потребность и необходимость пребывания в детском саду.
Родителям необходимо продумать и свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время родителей, чтобы после детского сада кто-то из них смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они скучали о нем, когда все были вдали от дома.
Но даже при всех перечисленных положительных обстоятельствах ребенок может заболеть, поскольку, к сожалению, количество ослабленных от рождения детей постоянно растет. Чтобы у ребенка не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ним во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, чтобы снять болезненные симптомы, но при этом не вызвать ощущения выгоды от болезни. Следовательно, условия должны быть таковыми, чтобы болеть было скучно. Более того, когда ребенок начал выздоравливать, у него сразу же должны появиться обязанности, которые есть и вне болезни. К таковым обязанностям можно отнести то, что он должен какое-то время занимать себя сам, поскольку у родителей есть определенные обязанности помимо него.
При организации посещения детского сада родителям следует помнить о ригидности ребенка и необходимости раскрыть ему всю последовательность событий дня, поскольку ограниченность его опыта еще не позволяет ему самостоятельно ее представить. Не имея информации, очевидной для родителей, ребенок может сам напугать себя. И еще: родители не должны обманывать ребенка. Обманутый ребенок перестанет верить, а значит, будет сам в силу своих возможностей рисовать свое будущее времяпрепровождение..
Тем не менее, если что-то не складывается на начальном этапе посещения ребенком детского сада, следует обратить внимание на такие моменты:
- Возможно, системы воспитания в вашей семье и в детском саду принципиально отличаются. Надо хорошо подумать, какую систему стоит корректировать, а какую – менять. Можно открыто поговорить о своих сомнениях с воспитателем.
- Есть вероятность, что не складываются отношения между ребенком и воспитателем. Это возможно, если воспитатель жестко проводит собственную политику в группе.
- В группе могут быть дети, которые мешают ребенку, а у него нет навыка отстаивать собственную позицию
- Отсутствие у ребенка веры в родительскую любовь. Доказано, что практически все проблемы, которые есть у ребенка, являются не его проблемами, а проблемами родителей. И если родители не готовы к жизни, то ребенок оказывается не готов к детскому саду.
1.3. Общие выводы.
Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встает перед родителями в связи с окончанием отпуска матери по уходу за ребенком, а именно по достижении им возраста 1,5 лет. Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребенок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на ее отсутствие. Попав в руки других взрослых, он испытывает беспокойство даже при самом благожелательном отношении к себе (что тоже наблюдается далеко не всегда). Первоначальное возбуждение ребенка по прошествии некоторого времени, сменяется заторможенностью эмоциональных и познавательных процессов, что чревато общим замедлением темпа психического развития.
Поскольку активность и эмоциональность человека во многом определяется условиями воспитания в раннем детстве, такие дети в последствии демонстрируют недостаточную инициативность и активность. В эмоциональном плане это усугубляется повышенной тревожностью, склонностью к страхам, навязчивым действиям и другим невротическим симптомам. Таким образом, отчасти решив свои бытовые проблемы, родители рискуют столкнуться с иными проблемами – психологическими.
С психологической точки зрения вопрос о помещении ребенка в дошкольное учреждение является остродискуссионным. Даже некоторые приверженцы идеи общественного воспитания издавна замечали, что в раннем возрасте семейное воспитание имеет для ребенка исключительное значение и общественное воспитание может выступать ему далеко не равноценной заменой. Такой точки зрения придерживается и большинство специалистов в области деткой психологии. Практика служит явным подтверждением настороженного отношения к дошкольному общественному воспитанию. Особенно это касается раннего помещения детей в ясли.
Значительная часть детей раннего возраста плохо адаптируется к такой перемене в своей жизни. В первые дни пребывания в непривычной среде многие дети демонстрируют возбуждение и беспокойство, а потом становятся вялыми и заторможенными. Это происходит вследствие острой эмоциональной реакции на отрыв от матери, столкновение с неизвестными людьми, смену своего распорядка жизнедеятельности. Нередки вспышки заболеваемости у детей. Отчасти это объясняется инфицированием от сверстников. Но главная причина – эмоциональный шок, который резко снижает защитные силы организма.
Если семейные обстоятельства диктуют необходимость помещения ребенка в ясли, отдавать его следует туда не ранее, чем до достижения 2-х летнего возраста. У двухлетних детей привязанность к маме уже не сопровождается обостренной зависимостью от нее, а страх перед незнакомыми взрослыми отсутствует или, по крайней мере, выражен слабее, чем раньше. Поэтому адаптация к условиям детского сада происходит без серьезных осложнений.
В трехлетнем возрасте поступление в детский сад не столь однозначно. Отрицательное для ребенка событие. Это объясняется особенностяи психического развития детей дошкольного возраста. В раннем возрасте потребность в общении со сверстниками еще отсутствует или слабо выражена. Игровые действия ребенок предпочитает осуществлять индивидуально, и даже когда несколько детей играют одновременно, это скорее «игра рядом», а не «игра вместе».
В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетноролевая игра, в которой необходимо взаимодействие со сверстниками. В условиях семейного воспитания возможности общения со сверстниками у ребенка довольно ограничены. В детском саду ребенок постоянно находится в коллективе сверстников, общается и играет с ними, и это позитивно сказывается на его развитии. Кроме того, в детском саду регулярно проводятся развивающие занятия, формирующие у детей готовность к школьному обучению. Роль этих занятий особенно важна в связи с тем, что далеко не все родители уделяют достаточно внимания познавательному развитию ребенка.
Таким образом, принимая решение, какое воспитание – общественное или исключительно семейное – получит ребенок в дошкольном возрасте, родителям в любом случае необходимо осознавать положительные и отрицательные стороны того или другого варианта, максимально использовать первые и стараться компенсировать вторые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....