«Совершенствование чувства ритма у дошкольников в игровой форме»
методическая разработка
«Совершенствование чувства ритма
у дошкольников
в игровой форме"
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов ДОУ.
Задачи:
- Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
- Показать возможности использования музыкальных инструментов на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей.
ме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritm.docx | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему:
«Совершенствование чувства ритма
у дошкольников
в игровой форме»
Подготовила:
Кулик Марина Николаевна
|
Ростов-на-Дону
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов ДОУ.
Задачи:
- Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
- Показать возможности использования музыкальных инструментов на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей.
Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Совершенствование чувства ритма у дошкольников во время НОД в игровой форме», целью которого является повышение профессионального уровня педагогов ДОУ.
РИТМ
Ритмично мы танцуем польку
Ритмично мы танцуем вальс.
За инструментом сидя, тоже,
Ритмично мы играем марш.
И в каждой пьесе, марше, танце,
Стараемся мы ритм держать.
Что же за правило такое-
Ритмически играть, стучать?
Тому, кто слово РИТМ придумал,
Большая честь и похвала.
Ведь без него совсем не будет
Порядка в музыке, в делах.
РИТМ – основная сила жизни,
Энергия в делах твоих.
Коль будешь РИТМУ подчиняться,
Все трудности преодолеешь вмиг!
Я продемонстрирую приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.
Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
Даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи.
Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:
«Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!»
Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.
Во время работы над ритмом можно использовать различные приемы, но если имеется текст необходимо учитывать смысловое ударение.
К примеру:
Утром солнышко встает – всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я – здравствуй Родина моя!
(продекламировать с разным ритмическим рисунком)
Шла весёлая собака(стихотворение Н.Пикулевой)
Шла весёлая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!
Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!(1 строчка)
Попробуйте прочитать это же стихотворение с другим ритмическим рисунком. Вариант второй (2 строчка)
- Вы услышали! Теперь 1 ряд, 2 ряд и т.д.
Это упражнение способствует развитию слухового внимания, дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.
Необыкновенно интересную игру можно исполнить с помощью жестов.
Какие жесты вы знаете? (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.) Эти жесты можно использовать разными способами. Например, какими? Первая исполняю я
«Дождик»
- Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
- Я теперь усну едва ли.
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
Следующая вы и т.д.
Такую игру можно выполнять с помощью разнообразных приспособлений: шумовые музыкальные инструменты, бросовый материал. Попробуем…
Игра с потешкой… нужны две команды: «щеглы» и «попугайчики»(по 2 человека)
Итак, проявите творчество! Придумайтекаким способом вы будете передавать заданный ритмический рисунок.
Дидили, дидили(русская народная потешка)
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Машу видели?
(Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.)
2-я группа:
Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.
Проговаривают, затем «звучащими жестами» передают ритм. (хлопки).
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Катю видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок на деревянных ложках.
2-я группа:
Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Дуню видели? (на маракасах)
2-я группа:
Заглянули подкрылец – грызёт Дуня огурец.
В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.
Игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.
Все звучащие жесты можно записывать по принципу партитуры. Посмотрите на экран. Большой кружок обозначает долгий звук, маленький кружок – короткий звук. Звуки расположены на разной высоте. Верхние – это высокие звуки, посередине – это средние звуки, в нижней части находятся низкие звуки. Детям предлагается знакомый текст. А вам, мои помощники, я предлагаю пропеть их с помощью текста:
«Зайчишка пришел,
морковку нашел, сидит, грызет,
ой, кто идет!».
Текст исполняется по фразам. Глядя на партитуру, исполните попевку с заданным текстом, соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Поём по одному, каждый из вас исполняет свою партию.
. |
Музыкально-дидактическая игра «Передай ритм» направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
Задание: встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.
Итоговым этапом в совершенствовании ритмических способностей является такой вид деятельности, как музицирование. Этот этап один из самых любимых детьми. Предлагаю взять инструменты, соответствующие содержанию музыки и оркестровать музыкальное произведение с помощью этих инструментов. Звучит фраза из «Вальса» А.Гречанинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме
Консультация для педагогов...
Коррекция проблем у дошкольников в игровой форме
Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно са...
Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.«АБВГДейка».Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.Срок освоения программы – 3 года....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников в игровой форме
Формирование звуковой культуры слова и развитие звукового анализа и синтеза...
Консультация "Совершенствование речевого развития дошкольников посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО"
Речевое развитие дошкольников включает в себя не только владение речью как средством общения, но и обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и ...
План работы по самообразованию в средней группе Тема : «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности»
План работы по самообразованию в средней группе...
План по самообразованию "Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО "
План по самообразованию "Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО"...