Коррекция проблем у дошкольников в игровой форме
методическая разработка на тему
Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.
Психологические особенности дошкольного возраста
1. Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
2. К 1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
3. К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
4. К 2 годам словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
5. К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.
6. К 3 годам появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
7. К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
8. 3 – 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).
9. К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
10. К 4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?
11. К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.
12. С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
13. 5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция проблем у дошкольников в игровой форме
Проблемы, связанные с дошкольным возрастом
- Агрессивное поведение и вербальная агрессия
- Проблемы в детско-материнских отношениях
- Страхи у детей
- Несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей
- Психологическая несовместимость с ребенком
- Проблемы адаптации
- Отношение родителей к ребенку в зависимости от порядка его рождения (младший, средний, старший или единственный?)
- Проблемы общения со сверстниками
- Патологические привычки (сосание предметов, пальца, кусание или грызение ногтей, онанизм (мастурбация))
- Сибс-конфликты (рождение второго ребенка)
- О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
- Нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста
Упражнения для решения проблем дошкольного возраста:
1. Цель: Познакомить детей с правилами общения (невербального), установить доверительные отношения друг с другом.
Оборудование: Шкатулка, бусинки.
План занятия:
1. Поздороваемся друг с другом не вербально.
2. Правило общения.
3. 'Мусорное ведро'.
4. Разыгрывание ситуации.
Ход занятия.
Стоим по кругу в парах. Давайте поздороваемся друг с другом без слов (киваем головой, возьмемся под руки, поздороваемся лбами, попками, ладошками, приобнимем за плечи).
Как было приятнее общаться, приветствовать друг друга? С кем понравилось общаться?
А сейчас мы установим правила общения и соберем их в нашу копилку-шкатулку. Раздаю детям бусинки, это и будут правила. Дети называют свое правило и помещают бусинку в шкатулку (не ругаться, не перебивать друг друга, нужно помогать, если что-то не получается, говорить 'волшебные' слова, улыбаться собеседнику, не спорить громко, нельзя обижать того с кем разговариваешь).
А что же может помешать нашему общению? (Раздаю детям небольшие бумажки, каждый ребенок называет, что ему мешает в общении и кидает, смяв листок, в 'мусорное ведро'). Важно чтобы эти бумажки были сожжены в присутствии детей.
А теперь представьте, что к вам в группу пришел новенький ребенок, ему грустно, скучно и одиноко. Как можно ему помочь? Разыгрываем ситуацию несколько раз. Один ребенок - новенький, остальные - группа (кто-то пытается приласкать, приглашает играть, задает разные вопросы, и в итоге принимают в группу).
В завершении занятия рисуем свое настроение. Затем говорим о том, что больше всего понравилось делать и каждый анализирует свое участие на занятии.
2. Цель: Тренировать в различении базовых эмоций, развивать умение в доброжелательном отношении друг к другу.
План занятия:
1. 'Ласковое имя'.
2. Дарим подарки.
3. Разгадаем эмоции.
4. Рефлексия.
Ход занятия.
Сидим в кругу на ковре, устроившись поудобнее.
Давайте вспомним, в каком настроении вам больше нравится быть, и подарим его друг другу. Нам хорошо и радостно когда мы слышим свое ласковое имя. Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик, и к кому он попадет, будет называть одно или несколько своих ласковых имен. А все должны запомнить их. Так делает каждый ребенок в группе.
А сейчас мы сделаем друг другу приятное: подарим подарки, но они у нас будут не настоящие, а выдуманные. И так, представим, что мы всемогущи и можем подарить любой подарок справа. Посмотрите на него внимательно и попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось иметь больше всего. Дети дарят подарки, не забывая смотреть на ребенка, а тот, кто получил - не забудет поблагодарить. Затем задаются детям вопросы:
- Что было приятнее дарить или получать подарки?
- Какие подарки понравились больше всего?
А теперь угадаем, какое настроение загадал художник (показываю изображение эмоций, видных на половину, дети отгадывают и изображают их). Изображаются эмоции: удивление, радость, печаль, гнев, страх, интерес, обида, стыд.
В заключение дарим друг другу комплименты и отмечаем, кто как занимался.
3. Цель: Развивать навыки невербального общения, умение чувствовать настроение другого и определять способы повышения человеку настроения, развивать чувство взаимопомощи. Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши.
План занятия:
1. 'Волшебный мешочек'.
2. 'Старенькая бабушка'.
3. Разыгрывание ситуации.
4. 'Море волнуется'.
Ход занятия.
Сидим в кругу.
Ребята, сегодня я принесла 'Волшебный мешочек' с вашими настроениями, которые вы подарили друг другу на прошлом занятии. Давайте вспомним, у кого какое было настроение (достаем игрушку и называем настроение другого ребенка). Почему-то у Яны было грустное настроение. Наверное, есть способы, чтобы повысить настроение другому. Какие могут быть способы?
-улыбнуться, попробовать рассмешить, вспомнить вместе что-нибудь хорошее, подарить воздушный шарик, нарисовать самое смешное, что есть на свете.
Вес мы в хорошем настроении отправимся вершить добрые дела. Играем в игру 'Старенькая бабушка'. Дети делятся на пары, где один ребенок - бабушка, другой - внучка, внук. Бабушки старенькие ничего не видят и не слышат (завязываем глаза). И вдруг они заболели, их нужно осторожно провести между домами - стульями и привести в кабинет врача - стулья у стены. Затем происходит смена ролей. Важно чтобы дети в роли бабушки чувствовали себя уверенно и надеялись на свою пару по игре.
Затем обсуждаем, в какой роли было интереснее и почему? Какая роль не поправилась и почему?
Вспомним, как можно разговаривать и выражать свою просьбу без слов. Предлагаю ситуации, а дети изображают их не вербально:
- Я болен, не могу говорить.
- Я хочу с тобой играть.
- Я по тебе скучаю.
- Давай с тобой дружить.
Проводится игра 'Море волнуется' - изображаем эмоции: грусть, радость, страх. Ведущий ребенок оценивает точность показа.
В заключение дети цветом обозначают свое настроение и обсуждают кто работал на занятии активно.
4. Цель: Развивать умение оценивать действие другого; через психогимпастику выражать положительные чувства и расширять представление о себе.
План занятия:
1. Игра 'Волшебники'.
2. 'Сказочный герой'.
3. Этюд на выражение удовольствия.
4. Рефлексия.
Ход занятия.
Сидим в кругу.
Сегодня мы попробуем отгадать настроение соседа, а он скажет, верно или нет. Все дети любят, что-то волшебное и мы с вами поиграем в игру 'Волшебники'. Кандидату в 'Волшебники' завязываются глаза, и предлагается догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка. Подводится к волшебнику 3-4 ребенка. Затем выбирается другой волшебник.
После завершения упражнение обсуждаем, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.
Где бывает волшебство? - в сказках, в фильмах, в мультфильмах. Каждый выбирает любимого сказочного героя, представляются от имени героя, двигаются как они, т.е. 'живут жизнью героя'. После того, как все покажут своих героев, предлагается найти сходство между собой и своим героем. Если дети затрудняются, ведущий может помочь. В зависимости от выбранного героя отмечаются качества: доброта, дружелюбие, строгость, таинственность, талант, защитник, хвастун и др. Отрицательные качества сразу обсуждаются и детьми предлагаются противоположные этим качества.
Сейчас превратимся в волшебный цветок (этюд). Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и снегу каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.
Необходимо следить за выразительностью движений и мимики.
В конце рисуем свое настроение и дарим соседу слева, называя его самые хорошие качества.
5. Цель: Развивать навыки невербального общения, способствовать сплочению группы и установлению доверительных отношений со сверстниками, развивать чувства ответственности за другого человека.
План занятия:
1. Инсценировка стихотворения 'Котята'.
2. 'Слепой и поводырь'.
3. Игра 'Мы очень любим'.
4. Рефлексия
Ход занятия.
Вспомним, как мы здороваемся без слов.
У каждого из вас дома есть какое-нибудь животное: кошка или собака, они ведут себя очень интересно, за ними всегда хочется наблюдать. Послушайте стихотворение 'Котята', что же там произошло?
Дети, прослушав стихотворение, показывают мимику сердитой хозяйки, сжалившейся; ссорящихся котят, замерзающих и спящих. Затем разыгрывается сценка. После инсценировки обсуждаем, как лучше быть в ссоре или дружить.
А если дружишь, то нужно доверять своему другу. Сейчас мы проверим, доверяете ли вы своему другу или нет. При помощи разрезных картинок дети делятся по парам: 1 - поводырь, 2 - слепой. Поводырь водит 'слепого' (ребенок с повязкой па глазах), испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. В конце упражнения отмечаем: доверяли ли дети друг другу, и в какой роли было удобно и уверенно. Приходим к выводу: когда доверяешь и надеешься на друга, становится легко, повышается настроение, и ты знаешь, что не один.
Чтобы каждый сейчас почувствовал, что у него много друзей, поиграем в игру 'Мы очень любим'. Каждый ребенок выступает в роли ведущего по очереди, а остальные кидают ему мячик и называют его ласковое имя и какие качества в нем самые хорошие (дружелюбие, доброта, умение рисовать и др.).
В конце занятия каждый из ребят выбирает полоску цветной бумаги, которая соответствует настроению. Анализируем, кто как занимался, что нового узнали друг о друге.
6. Цель: Развитие эмпатии.
План занятия:
1. Дарим комплименты.
2. Этюд 'Встреча'.
3. 'Маленький котенок'
4. Рисование подарков.
Ход занятия.
Сегодня у нас с вами необычный день, мы будем дарить друг другу комплименты. Внимательно посмотрите друг на друга, заметьте что-нибудь необычное в друзьях и скажите им об этом, а можно и пожелать что-нибудь.
- Как вы себя чувствовали, когда вам дарили комплименты?
- Легко ли было говорить комплименты?
- Какие выражения больше всего понравились?
Все вы видите друг друга каждый день, но представьте, что вы долго-долго не виделись, потому что были каникулы. Как вы встретитесь друг с другом, что скажите? (главное отметить выразительность движений: улыбка, объятия).
После встречи с другом, вы пришли домой, а мама принесла маленького котенка. Он испуган, потому что он первый раз в этой квартире (дети изображают поведение такого котенка). Сейчас разобьемся на пары: один будет котенком, а другой попробует познакомиться со своим котенком, успокоить его, что бы он перестал бояться. Важно, что бы каждый побывал в роли котенка и почувствовал отношение других детей в этот момент. После окончания упражнения, каждый говорит, что он чувствовал.
В конце занятия дети рисуют подарки друг другу и дарят их (необходимо, что бы каждый ребенок получил подарок, для этого сначала нужно договориться, кто кому будет дарить). Затем анализируем работы: отмечаем особенность подарка, понравился или нет, хотел бы на самом деле его иметь. Каждый ребенок благодарит того, кто подарил подарок.
7. Цель: Развивать умение анализировать свои положительные качества, способствовать сплоченности группы.
План занятия:
1. 'Я хороший потому что,......
2. 'Гадкий утенок'.
3. Игра 'Прорви круг'.
4. Игра 'Море волнуется'.
5. Рисование в парах.
Ход занятия.
Сидим в кругу. Детям предлагается продолжить фразу: «Я хороший потому что,......»
После этого вспоминаем сказку Андерсена 'Гадкий утенок'. Детям предлагается роль 'гадкого утенка' и других птиц. 'Гадкого утенка' выбираем по считалке, татем каждый озвучивает свою роль. Когда все дети получили роли, каждая из птиц по очереди, а затем все вместе прогоняют 'гадкого утенка' со двора. Затем ведущий делает знак птицам - уснуть, остается один гадкий утенок, который постепенно меняет свою походку, выражение лица и превращается в 'лебедя'. После его слов: 'Я - лебедь' все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят и говорят: 'Какой красивый и сильный лебедь'.
По окончании игры дети отмечают понравившуюся роль. Затем предлагается игра 'Прорви круг'.
Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен оказаться внутри этого круга, для этого используя свои способы вхождения (с разбега, либо будет договариваться). Задача остальных - решать пустить или не пустить в круг. Важно выделить способы вхождения.
Игра 'Море волнуется', заключается в изображении эмоций, гнева. печали, удивления, радости.
Игра 'Нарисуй узор': каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор, одинаковых половинок -две. Они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару, найдя ее они без слов должны закончить узор, причем на пару дается только один набор
В конце занятия каждый ребенок отмечает свою роль и роль другого.
8. Цель занятия: Развивать умение анализировать свои ошибки, так же способствовать сплочению группы.
План занятия:
1. Игра 'Зеркала'.
2. Справляем именины.
3. Игра 'Ладонь в ладонь'.
4. 'Наше настроение'.
Ход занятия:
Поприветствуем друг друга без слов.
Все вы, ребята, по утрам смотритесь в зеркало и видите свое отражение, а сейчас вашим зеркалом будет кто-то из вас (дети делятся по парам). Ваша задача: изобразить эмоции точно так же как ваш друг, затем придумать позу и ее точно изобразить.
Посмотритесь все в 'Зеркало', приведите себя в порядок и мы с вами отправимся па день рождения, а к кому - мы сейчас узнаем с помощью считалки (дети сами осуществляют выбор). Выбранному имениннику дарят подарки, используя жесты и мимику, а он угадывает и благодарит их. После того, как все дети подарят пожелания, перед именинником ставится задача: попросить прощение у того, кому он когда-то сделал больно или обидел. Причем способы прощения он должен выбрать сам, но использовать лишь жесты и мимику. (Взрослый должен отметить особенности поведения ребенка в этот момент, но не помогать ему).
На дне рождении все любят играть, и мы поиграем в интересную игру 'Ладонь в ладонь'. Дети прижимают ладошки друг к другу, и таким образом двигаются по комнате, преодолевая различные препятствия (стулья, кубики и т.д.).
В конце занятия детям предлагается выбрать из ряда нарисованных друг за другом человечков своего и дорисовать ему свое настроение. Затем обсуждаем, какие игры были интересны, и что было трудно делать на занятии.
Этюд «Под дождиком»
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
-учить имитировать простейшие движения.
- развивать ориентировку в пространстве.
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.
Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.
Этюд « Капельки»
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.
Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.
Этюд «Под дождиком»
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
-развивать ориентировку в пространстве.
- развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, маленькие зонтики( по одному на двоих детей).
Ход этюда.
Дети начинают бегать под « дождиком», подставлять ладошки под его «капли».Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу- настоящий ливень! Взрослый раздает детям зонтики и предлагает им, прижавшись друг к другу, спрятаться от дождя под зонтиком. Педагог обыгрывает ситуацию: дети радуются тому, что стоят близко друг к другу, вместе держат зонт, могут общаться друг с другом. Педагог предлагает детям погулять под зонтами, посмотреть вокруг, поговорить друг с другом.
Этюд «Ежи».
Цели:- формировать умение управлять куклой- бибабо.
- учить имитировать движения, характерные для ежа.
- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.
Ход этюда.
Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.
Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.
Этюд «Идем по лесу»
Цели:- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.
Ход этюда.
Идем по густому лесу
( дети выпрямляются, идут осторожно).
Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).
Надо перешагнуть через поваленное дерево
( высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),
обойти пень ( останавливаются и обходят по кругу).
Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),
Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).
Этюд «Летящие листья»
Цели:- уточнять представления об осени.
- учить имитировать движения, подражая действиям педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
- обогащать двигательный опыт детей.
Оборудование: осенние листочки.
Ход этюда.
Последний листок ( ребенок берет один листок),
Унеси меня в лесок
(держит его перед собой двумя руками).
Ветер дунул(дует на листок и бежит,
Держат листок перед собой)-
Я лечу, лечу, лечу…
Этюд «Дождь идет»
Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
- развивать умение отвечать на вопросы.
- развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного театра.
- развивать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых.
- развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.
Ход дождя.
Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.
Дети рассаживаются на ковре и вспоминают , в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г.Сутеева «Под грибом».Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя- стучат пальцами по ковру; полет бабочки- взмахивают руками; голос лягушки- квакают; уши зайца- показывают руками; движения лапок лисы- семеняще двигают руками по полу; солнце- обводят руками круг.
Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему , почему все животные и насекомые поместились под грибком.
Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.
Этюд «Радость и грусть»
Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.
Ход этюда.
Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.
Этюд «Кто как ходит»
Цели:- закреплять представления детей о животных и домашних птицах.
- учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение.
- развивать выразительность движений.
- учить детей дружно играть всем вместе.
Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.
Ход этюда.
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И.Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.
В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.
Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.
Этюд «Айболит в пути»
Цели:- развивать у детей образные представления.
- развивать эмоциональность и выразительность движений.
Ход этюда.
Педагог просит детей изобразить деревья ( дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом - ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).
Этюд «Как Огурчик стал смелым!?»
Цели:- развивать у детей образные представления.
- развивать выразительность и эмоциональность движений.
- воспитывать у детей смелость.
Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.
Ход этюда.
Педагог (ребенок)надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты- смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я - смелый! Я – не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.
Этюд «На рыбалке»
Цели:- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения.
- познакомить детей с выражением эмоций(радость, досада, огорчение, разочарование).
Ход этюда.
Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния ( радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.
Этюд «Земляничка растет»
Цели:- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения в соответствии с картинками.
- закреплять представления детей о растениях.
- развивать выразительность движений.
- учить детей играть дружно.
Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Ход этюда.
Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток( дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель(дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка(дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок(дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает( ладонь опускается); образуется маленькая ягодка(ладонь сжимается в кулачок).
Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».
Этюд «Хорошая - плохая погода»
Цели:- развивать у детей творческое воображение.
- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».
Ход этюда.
Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки(можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).
Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм.
Педагог говорит детям о том , что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой.
Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.
Упражнение из практического пособия для педагогов и школьных психологов (часть 1) Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?» (психологические игры и упражнения), Москва, «ГЕНЕЗИС», 1998
«Король»
Цели: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не сбижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь “потерять лицо”. В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открь ть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление “жертв” в классе.
Инструкция: Кто из вас когда—нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, В КОТОРОЙ ВЫ можете iтобыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все осгпальные дети становятся слугамп и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбиiль других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него “на посылках” и так далее. Кто хочет стать первым королем?
Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два—три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Анализ упражнения:
- Как ты чувствовал себя, когда был королем?
- Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
- Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
- Что ты чувствовал, когда был слугой?
- Легко ли тебе было выполнять желания короля?
- Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
- Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.
Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...
Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме
Консультация для педагогов...
Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.«АБВГДейка».Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.Срок освоения программы – 3 года....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников в игровой форме
Формирование звуковой культуры слова и развитие звукового анализа и синтеза...
«Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»
Мастер - класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений...
Развитие вокальных навыков у дошкольников в игровой форме
Начинать формировать вокальные способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст - самое благоприятное для этой работы время....
Коррекция уровня тревожности дошкольника методом игровой терапии
В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности. Работу, с тревожным состоянием, дошкольника, нужно начинать как можно раньше....