Проект "Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей"
проект (младшая группа)
Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошкольников к традиционному искусству. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_smirnova_a.e.docx | 43.16 КБ |
samorazvitie_smirnova_a.e.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Колокольчик»
Саморазвитие воспитателя
Смирновой Анастасии Евгеньевны
по теме:
«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ФОРМИРОВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ»
г. Камень-на-Оби
2020 г.
«Народное искусство – неиссякаемый источник
мудрости и красоты, его нужно не только беречь,
но у него следует многому учиться»
О.С.Попова
Актуальность
Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошкольников к традиционному искусству. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло.
Цель. Продолжать повышать свой профессиональный уровень по изучаемой теме, систематизировать работу.
Задачи:
- Продолжать изучать учебную, справочную, научно - методическую литературу по исследуемой проблеме
- Обобщить изученный материал, подготовить практический материал
- Продолжать внедрять в образовательную деятельность разнообразные художественно творческие деятельности, на основе изученных методических материалов.
- Произвести обзор передового опыта педагогов по изученной проблеме
- Привлечь родителей воспитанников к активному участию в формировании изобразительного творчества детей
Предполагаемый результат:
- выявить уровень изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений
- определить особенности народного искусства в формировании изобразительного творчества дошкольников
- обосновать возможности народного искусства в формировании изобразительного творчества детей 3-4 лет в условиях реализации педагогической технологии
- определить методические рекомендации для воспитателей и специалистов дошкольного образования по реализации данной технологии в практике детского сада
Участники проекта: дети в возрасте 3-4 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Период реализации: с 1сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Принципы:
- Отбор художественного материала по различным видам народного искусства, обусловленного возрастными особенностями детей.
- Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
- Активное включение детей в разнообразные художественно творческие деятельности: игровую, художественно – речевую, изобразительную.
- Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития, индивидуальная работа с каждым ребёнком.
- Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
2020 – 2021 учебный год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки реализации | Практические выходы |
Самореализация | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по народному творчеству. Оформление и пополнение папок по художественной деятельности. Изготовление пособий для художественно творческой деятельности. Изготовление лэпбука «Народное творчество» Создание предметно - развивающей среды в группе. Отчет на педсовете «Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей» | Сентябрь Октябрь Январь 2020-2021 | Подбор и изучение литературы по данной теме Оформление и пополнение папок по художественной деятельности. Изготовление пособий для художественно – творческой деятельности. Изготовлен лэпбук по народному творчеству для второй младшей группы. Оформление уголок творчества в группе. Отчет на педсовете Публикация на сайте |
Работа с детьми | Проведение исследования уровня творческого воображения детей. Беседы с детьми о народном искусстве. Проведение занятий по художественно творческой деятельности. Организованная деятельность: разучивание с детьми пословиц, стишков о народном творчестве. | По плану работы на год | Проведение исследования. Проведение всех занятий. Проект, фотоотчет. Конспекты бесед. Конспекты занятий, фотоотчет. |
Работа с родителями | Консультация «Роль изобразительной деятельности в жизни ребенка» Консультация «Как повысить интерес ребенка к творчеству» Подготовка материала в уголок для родителей. Подбор и изготовление памяток о народном искусстве. Участие родителей в творческих проектах. | В течение года | Оформление папки для родителей «Консультации для родителей» Фотоотчет Наличие буклетов, папок передвижек. Распространение памяток о народном искусстве. Фотоотчет. |
1 этап
Подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта:
- постановка целей и задач
- создание условий для реализации проекта
- подбор познавательной, художественной литературы
- проведение бесед
- изучение особенностей народного искусства в формировании изобразительного творчества детей младшего возраста
2 этап
Основной (реализация проекта)
Период | Вид деятельности | Цель |
Сентябрь Тема: «Знакомство с карандашами» | 1 Занятие Беседа «Для чего нужны карандаши?» Чтение рассказа «Мышонок и карандаши» | Цель: - расширить читательский кругозор детей; - учить детей слушать рассказ и рассуждать, сопоставляя написанное с действительностью; - воспитывать в детях доброжелательность и дружелюбие. |
2 Занятие Рисование прямых и волнистых линий. «Дорожки» | Цель: - вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат; - научить детей правильно держать карандаш; - воспитывать аккуратность при работе. | |
Октябрь Тема: «Знакомство с гуашью» | 1 Занятие Беседа «Как карандашик встретился с кисточкой» Коллективная работа «Составление правил обращения с кисточкой» | Цель: - познакомить детей с кисточкой как художественным инструментом; - развивать интерес детей к процессу рисования; - формировать умение аккуратно пользоваться кистью; - развивать речь и слуховое внимание; - научить проявлять интерес к беседе, включаться в нее, отвечать на вопросы. |
2 Занятие Рисование гуашевыми красками. «Осенние листья» | Цель: - воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени; - познакомить с материалом для рисования (гуашью) и приемами пользования; - познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьев»; - развивать чувство композиции. | |
Ноябрь Тема: «Палитра. Теплые и холодные тона» | 1 Занятие
| Цель: - способствовать развитию познавательного интереса детей; - способствовать расширению представлений детей о получении нового цвета, оттенка путём смешивания красок; - повторить и закрепить название цветов; - развивать память, мышление, воображение детей; - воспитывать умение работать в коллективе. |
2 Занятие
| Цель: - учить детей передавать в рисовании образ снежинки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных, горизонтальных и наклонных); - продолжать учить пользоваться гуашью и кистью; - уточнять и закреплять знания цветов; - воспитывать бережное отношение к своей работе и работе товарищей. | |
Декабрь Тема: «Пластилин и я–друзья» | 1 Занятие
| Цель: - формировать навыки работы с пластилином: раскатывание прямыми и круговыми движениями рук; - развивать воображение, внимание, память; - воспитывать отзывчивость; - поддерживать желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. |
2 Занятие
| Цель: - учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху; - развивать согласованности в работе обеих рук; - воспитывать отзывчивость и доброту, заботу о ближнем. | |
Январь Тема: «Дымковская сказочная страна» | 1 Занятие
| Цель: - начать знакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки; - познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи; - воспитывать уважительное отношение к народному наследию; - активизировать речь детей, обогащать словарный запас. |
2 Занятие
| Цель: - продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор; - формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов; - закреплять умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя кружочки, точки; - воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие. | |
Февраль Тема: «Наклей-ка!» | 1 Занятие
| Цель: - формировать навыки работы с пластилином; - продолжать развивать у детей умение слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы; - развивать любознательность, мышление, мелкую моторику; - воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. |
2 Занятие
| Цель: - формировать умение детей предварительно выкладывать готовые детали в определённой последовательности на листе и аккуратно наклеивать их; - закрепить знания детей о геометрических формах, названиях цветов; - развивать эстетическое и образное восприятие, чувство формы; - воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
Март Тема: «Дымковская игрушка» | 1 Занятие
| Цель: - закрепить знания о дымковских узорах; - закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; - закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти; - продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре; - развивать воображение, фантазию; - воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством. |
2 Занятие
| Цель: - создать эмоциональное настроение; - вызвать желание помочь матрешкам; - закрепить представление о декоративном рисовании; - учить детей располагать узор на листе квадратной формы; - закрепить навык рисования кистью; - воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | |
Апрель Тема: «Дымковские птицы» | 1 Занятие
|
Цель: - учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей; - закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); - умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу; - учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки; - воспитывать интерес к изобразительной деятельности. |
2 Занятие
| Цель: - учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек; - вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения; - развивать чувство цвета; - вырисовывать узоры по мотивам игрушки; - воспитывать самостоятельность, творческую активность. | |
Май Тема: «Мастера-художники» | 1 Занятие
| Цель: - продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения-чайной посудой, её названием и назначением; - закреплять знания детей о цвете; - развивать творческое воображение детей; - развивать мелкую моторику рук; - способствовать проявлению каждым ребёнком творческой инициативы и самостоятельности; - вызвать у ребят положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями; - воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. |
2 Занятие
| Цель: - закрепить знания о народных дымковских игрушках; - вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки; - обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушку; - учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги барышню; - вызывать радость от получившегося результата: от яркости, красоты дымковской росписи. |
3 этап
Заключительный
Индивидуальные, групповые и подгрупповые игровые взаимодействия с детьми.
Цель. Развитие изобразительного творчества у дошкольников через народное искусство.
Задачи.
1.Создание условий для поддержания интереса детей к изобразительной деятельности через народное искусство.
2.Закрепление опыта самостоятельной изобразительной деятельности детей.
3. Воспитание интереса через народное творчество
Изучение методической литературы
1. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.
2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей – М. «Просвещение» - 1986г.
3. Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир – М. Издательство: «Реклама» - 1973г.
4. А.П. Усупова. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г.
5. Н.Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду – М. «Просвещение» - 1984г.
6. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла.Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm
7. Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
8. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошкольников к традиционному искусству. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.
Цель. Продолжать повышать свой профессиональный уровень по изучаемой теме, систематизировать работу. Задачи: Продолжать изучать учебную, справочную, научно - методическую литературу по исследуемой проблеме Обобщить изученный материал, подготовить практический материал Продолжать внедрять в образовательную деятельность разнообразные художественно творческие деятельности, на основе изученных методических материалов. Произвести обзор передового опыта педагогов по изученной проблеме Привлечь родителей воспитанников к активному участию в формировании изобразительного творчества детей
Предполагаемый результат: выявить уровень изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений определить особенности народного искусства в формировании изобразительного творчества дошкольников обосновать возможности народного искусства в формировании изобразительного творчества детей 3-4 лет в условиях реализации педагогической технологии определить методические рекомендации для воспитателей и специалистов дошкольного образования по реализации данной технологии в практике детского сада
Участники проекта: дети в возрасте 3-4 лет, воспитатели, родители воспитанников. Вид проекта: познавательно-исследовательский Период реализации : с 1сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Принципы: Отбор художественного материала по различным видам народного искусства, обусловленного возрастными особенностями детей. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей. Активное включение детей в разнообразные художественно творческие деятельности: игровую, художественно – речевую, изобразительную. Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития, индивидуальная работа с каждым ребёнком. Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Раздел плана Содержание деятельности Сроки реализации Практические выходы Самореализация Изучение методической литературы, интернет ресурсов по народному творчеству. Оформление и пополнение папок по художественной деятельности. Изготовление пособий для художественно творческой деятельности. Изготовление лэпбука «Народное творчество» Создание предметно - развивающей среды в группе. Отчет на педсовете «Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей » Сентябрь Октябрь Январь 2020-2021 Подбор и изучение литературы по данной теме Оформление и пополнение папок по художественной деятельности. Изготовление пособий для художественно – творческой деятельности. Изготовлен лэпбук по народному творчеству для второй младшей группы. Оформление уголок творчества в группе. Отчет на педсовете Публикация на сайте Работа с детьми Проведение исследования уровня творческого воображения детей. Беседы с детьми о народном искусстве. Проведение занятий по художественно творческой деятельности. Организованная деятельность: разучивание с детьми пословиц, стишков о народном творчестве. По плану работы на год Проведение исследования. Проведение всех занятий. Проект, фотоотчет. Конспекты бесед. Конспекты занятий, фотоотчет. Работа с родителями Консультация «Роль изобразительной деятельности в жизни ребенка» Консультация «Как повысить интерес ребенка к творчеству» Подготовка материала в уголок для родителей. Подбор и изготовление памяток о народном искусстве. Участие родителей в творческих проектах. В течение года Оформление папки для родителей «Консультации для родителей» Фотоотчет Наличие буклетов, папок передвижек. Распространение памяток о народном искусстве. Фотоотчет.
1 этап Подготовительный Создание необходимых условий для реализации проекта: постановка целей и задач создание условий для реализации проекта подбор познавательной, художественной литературы проведение бесед изучение особенностей народного искусства в формировании изобразительного творчества детей младшего возраста
Сентябрь Тема: «Знакомство с карандашами» 1 Занятие Беседа «Для чего нужны карандаши?» Чтение рассказа «Мышонок и карандаши» 2 Занятие Рисование прямых и волнистых линий. «Дорожки» Основной этап
Мышонок и карандаш Сутеев В.Г.
Рисование прямых и волнистых линий. «Дорожки»
Октябрь Тема: «Знакомство с гуашью» 1 Занятие Беседа «Как карандашик встретился с кисточкой» Коллективная работа «Составление правил обращения с кисточкой» 2 Занятие Рисование гуашевыми красками. «Осенние листья»
Рисование гуашевыми красками. «Осенние листья»
Ноябрь Тема: «Палитра. Теплые и холодные тона» 1 Занятие Беседа «Смешивание красок» Творческая работа «Составление палитры цветов» 2 Занятие Рисование гуашью «Снежинки»
Рисование гуашью «Снежинки»
Декабрь Тема: «Пластилин и я–друзья» 1 Занятие Беседа «В гостях у пластилина» Коллективная работа «Составление правил обращения с пластилином» 2 Занятие Лепка «Бусы для куклы»
Лепка «Бусы для куклы»
Январь Тема: «Дымковская сказочная страна» 1 Занятие Беседа «Знакомство с дымковской игрушкой» 2 Занятие «Украшение варежки» (использование элементов росписи: полоски, пятнышки, точки и др.)
«Украшение варежки»
Февраль Тема: «Наклей-ка!» 1 Занятие Беседа «Наклей!» Коллективная работа «Составление правил обращения с клеем» 2 Занятие Аппликация «Красивая салфеточка»
Аппликация «Красивая салфеточка»
Март Тема: «Дымковская игрушка» 1 Занятие Рассматривание элементов дымковской росписи Рисование элементов дымковской росписи 2 Занятие Рисование гуашью «Украсим платочек для матрешки »
Рисование гуашью «Украсим платочек для матрешки »
Апрель Тема: «Дымковские птицы» 1 Занятие Лепка «Птичка» (по мотивам дымковской игрушки) 2 Занятие «Украшение птички» (шаблон) Использование элементов дымковской росписи.
Май Тема: «Мастера-художники» 1 Занятие Рисование «Красивая чашка» (украшение силуэта чашки знакомыми декоративными элементами) 2 Занятие Рисование «Роспись дымковской барышни»
3 этап Заключительный Индивидуальные, групповые и подгрупповые игровые взаимодействия с детьми. Цель . Развитие изобразительного творчества у дошкольников через народное искусство. Задачи: 1. Создание условий для поддержания интереса детей к изобразительной деятельности через народное искусство. 2. Закрепление опыта самостоятельной изобразительной деятельности детей. 3. Воспитание интереса через народное творчество.
Работа с семьёй Октябрь Консультация родителей «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников» Октябрь-март Наблюдение за процессом взаимодействия родителей и детей Декабрь Консультация родителей « Сюжетная аппликация – как средство развития художественно-творческих способностей у детей» Апрель Консультация для родителей « Изготовление дымковских игрушек» Работа с родителями
Работа с семьёй Октябрь Консультация для воспитателей «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников» Ноябрь Консультация для воспитателей « Сюжетная аппликация – как средство развития художественно-творческих способностей у детей» Февраль Консультация для воспитателей « Изготовление дымковских игрушек» Апрель Консультация для воспитателей « Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников» Работа с педагогами
Изучение методической литературы 1. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г. 2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей – М. «Просвещение» - 1986г. 3. Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир – М. Издательство: «Реклама» - 1973г. 4. А.П. Усупова. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г. 5. Н.Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду – М. «Просвещение» - 1984г. 6. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm 7. Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4 8. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".
Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...
Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства
В материале представлена система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к искусству Урала....
"Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей"
Статья предназначена для воспитателей и родителей...
Презентация «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16г. Арзамас «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»...
Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников
Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников...
Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников
Консультация для воспитателей...
Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей
Консультация для педагогов и родителей...