Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной куль-туре посредством тряпичной куклы».
проект (подготовительная группа)
Данный проект раскрывает содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством тряпичной куклы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_priobshcheniyu_detey_k_istokam_russkoy_natsionalnoy_kultury.docx | 469.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
« Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством тряпичной куклы»
Автор: Доленко О.В., воспитатель МБДОУ детский сад № 47 « Радуга»
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
Народная мудрость
Тип проекта: познавательный, творческий.
Вид: 4 месяца
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Проблематика проекта:
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ
традиционной народной куклы
Задачи проекта:
Образовательные:
Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
Изучить виды народных кукол и технологии их изготовления;
Продолжать учить детей изготавливать народные куклы своими руками.
Создать мини – музей тряпичных кукол
Развивающие:
Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с
тканью, двигательного опыта рук;
Развивать зрительно-моторную координацию.
Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской народной кукле
Воспитывать интерес к ручному труду;
Воспитывать стремление помогать своим товарищам;
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная тряпичная кукла».
Работа с родителями:
- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей», « Народная игровая кукла, как необходимый элемент воспитательного процесса».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».
- Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
- Мастер – класс для родителей народная кукла оберег « Колокольчик» «Рукам – работа, душе – праздник!»
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
- подборка иллюстраций и фотографий;
- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
- мини-музей тряпичной куклы.
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2. Презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».
3. Открытие в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла».
Реализация проекта
Познавательно-речевая деятельность:
- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Просмотр презентации «Русская народная кукла».
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
- Занятие «Иголочка и ниточка».
Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).
- Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).
- Изготовление с детьми кукол («Утешница», «кукла-девочка»).
Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «К нам пришли гости», «Детский сад».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.
Значение узоров:
Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.
Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.
Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.
Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.
Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
Дидактическая игра «Закончи узор».
Цель: развитие ручного праксиса.
Дидактическая игра «Народные промыслы».
Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.
Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».
Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).
Дидактическая игра «Что из чего».
Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам;
3) понятия зимняя и летняя одежда.
- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,
Физическо-оздоровительная деятельность:
- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».
- тренинг: «Боль» (уколол, порезал палец).
Цель: развить умение сопереживать, оказать посильную помощь.
Музыка:
- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…» (Приложение №2)
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Заключительный этап:
- Создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.
- Посещение музея детьми других групп и родителями.
- Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Календарно-тематический план проекта
Январь:
1, 2 неделя - Разработка методологических основ проекта, подбор методической и художественной литературы о русских народных тряпичных куклах, подбор материалов для проведения занятий;
3, 4 неделя – Изучение видов кукол: беседа на тему: «Тряпичные народные куклы» познакомить детей с происхожением кукол; просмотр презентации «Русские народные тряпичные куклы»; чтение стихотворений, потешек о кукле; русских народных сказок «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
Февраль:
1,2 неделя - Организация игровой деятельности с тряпичными куклами: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.). Хороводные игры: «Приехала купаленка…», «У бабушки Маланьи», «Платочек», «Ярмарка», Жмурки «Ваня» и «Маня», «Жмурки», «Сиди, Яша». Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
3,4 неделя - Рассматривание с детьми кукол (берегиня, колокольчик, столбушка, капустница, крупеничка, утешница, травница, девка-баба). Познакомить с технологией изготовления кукол.
Консультация для родителей на тему: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», изучение технологий изготовления кукол с родителями, мастер класс для родителей по изготовлению куклы « Колокольчик».
Март:
1.2 неделя - Викторина «Народные куклы».
3,4 неделя Занятие на тему «Изготовление с детьми куклы Утешница», сувенирно подарочной куклы на основе юбки колокольчика.
Апрель:
2 неделя Создание мини –музея « Народная тряпичная кукла»
3 неделя Презентация проекта « Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством тряпичной куклы» для воспитателей детского сада.
Продукт проекта:
1.Картотека с описанием видов народных тряпичных кукол;
2.Мини-музей «Народные тряпичные куклы»;
3.Конспекты занятий и бесед по проекту;
4. Наглядные консультации для родителей по проекту.
Используемая литература:
1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии, М: Культура и традиции, 2007, 120с.
2. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Спб, Паритет, 2003. – 240с.
3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Спб, Детство-пресс, 2011.
Мини-музей «Народная тряпичная кукла»
Создание мини-музея в группе актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:
- представления о музее;
- проектно-исследовательские умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, воспитатель.
Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству «Сказочные завитушки»
Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личност...
Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»
Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»...
Проект приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной
Проект приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной...