Социальная адаптация в раннем детстве.
методическая разработка

Рыбина Людмила Алексеевна

Адаптация, что это и как понять ее пережить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Социальная адаптация в раннем детстве.

Понятие адаптации, уже на протяжении длительного времени изучается в рамках различных наук и имеет междисциплинарный характер. Для нашей курсовой работы представляют интерес исследования в области педагогики и психологии.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Говоря об адаптации, которая обусловлена переходом в новый социальный институт, мы можем говорить о социальной адаптации.

Для нас представляет интерес их работы, так как основной целью их исследований являлось определить каким образом в педагогической практике возможно реализовывать педагогическую поддержку, какими средствами при этом пользоваться, в какой форме, какие методы способствуют профилактике и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, а также какова роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

Следует отметить, что в педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста. Решение данной проблемы  требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса.

Как отмечают исследователи по данной проблеме, переход к новым социальным условиям в раннем возрасте приводит к изменениям психики, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что адаптация может проходить как успешно, так и нет.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации:

1.        Внутренний комфорт, который проявляется как эмоциональная удовлетворенность. В данном случае речи идет о психической адаптации

2.        Внешняя адекватность поведения, которая проявляется как способность легко и точно выполнять требования среды. В этом случае речь идет непосредственно о социальной адаптации, которая характеризуется как процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения: родителей, учителей, сверстников, людей, всего социума.

Говоря о различном уровне способности ребенка адаптироваться к социальной среде, исследователи выделяют три фазы адаптационного процесса:

Первая - острая фаза. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. У ребенка можно наблюдать снижение веса, частые респираторные заболеваниям, нарушения сна, снижение аппетита, регрессу в речевом развитии.

Вторая - подострая фаза. На данном этапе, в целом, поведение ребенка расценивается как адекватное, то все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

Третья - фаза компенсации, которая характеризуется убыстрением темпа развития, в результате чего дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

В рамках дошкольного образовательного учреждения, на наш взгляд, воспитателю необходимо различать степень тяжести прохождения первой – острой фазы. Данные знания необходимы для того, чтобы своевременно оказать поддержку ребенку и дать рекомендации родителям. Так при легком прохождении острой фазы, сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного. Так же острая фаза может проходить в течении месяца, можно наблюдать признаки психического стресса. В крайнем случае, острая фаза может длиться от двух до шести месяцев.

Таким образом, понимая закономерности проявления адаптации у детей в раннем возрасте, сотрудники дошкольного образовательного учреждения и родители детей могут создать благополучную среду, для благоприятного прохождения любой фазы адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Нужен ли ребенку детский сад?Как сделать так, чтобы ребенок ходил в детский сад с удовольствием? В  условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, ...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО

Социализация и социальная адаптация детей раннего возрастав контексте ФГОС ДО Звягина Ольга Николаевна, воспитатель                       ...

Социальная адаптация в раннем детстве

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный к...

Социальное партнерство в раннем детстве

В настоящее время дошкольные учреждения являются важным субъектом социального партнерства. Социальное партнерство в ДОО - современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, адми...