Социальная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
статья (младшая группа) по теме
Нужен ли ребенку детский сад?
Как сделать так, чтобы ребенок ходил в детский сад с удовольствием?
В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам общения и обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения и отношения с членами семьи.
В статье рассматриваются реакции протеста малыша на изменение условий жизни, виды адаптации к условиям ДОУ, рекомендации по предстоящему пребыванию в детском саду, признаки адаптированности, краткая характеристика психического и физического развития ребенка третьего года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_rannego_vozrasta.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1- социальная адаптация
Социальная адаптация
( адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ)
Нужен ли ребенку детский сад?
И если нужен, то какой?
Как сделать так, чтобы ребенок ходил
в детский сад с удовольствием?
Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступления в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики, здоровья. В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами - дело привычное. Иное дело - ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, т.к. любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте - это особенно сложная задача.
Для большинства родителей вопрос посещения дошкольного учреждения решается просто: в садик ребенку нужно ходить потому, что маме необходимо выйти на работу, Далеко не у всех есть реальная возможность сидеть дома с малышом, оплачивать услуги квалифицированной няни, детские центры и школы раннего развития.
( родителям предлагается тест «Понимаем ли мы своих детей?»)
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая, гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. На эти перемены в жизни малыши отвечают реакцией осторожности или протеста:
*становятся вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, робкими, беспокойными, замкнутыми.
- 2- социальная адаптация
* часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
* и в поведении могут проявляются черты, свойственные детям более раннего возраста, например, примитивнее становиться речь (дома- дай!, а в д/с- показывает на игрушку),
* возможно временное разрушение некоторых навыков: например, дома ребенок ходил на горшок, а в д/с опять начал «ходить» в штаны.
* у одних детей нарушается аппетит, у других - сон.
* в период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Таким образом, период адаптации – тяжелое время для малышей, его родителей и персонала группы.
Различают 4 вида адаптации: легкая (от 5 дней до 1 недели) средняя (от 15 дней до 3 недель) усложненная (от 25 дней до 5 недель) дезадаптация ( более 5 недель)
(демонстрационная таблица)
На характер привыкания ребенка к условиям ДОУ влияет ряд факторов:
- возраст ребенка * дети, привыкшие к общению только с родителями
- группа здоровья * чрезмерно опекаемые дети
Общая задача педагогов и родителей на данном этапе - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Прежде всего, необходимо: - максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. - важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять детскую самостоятельность - приучать детей к меню ДОУ, блюдам , включенным в него - о предстоящем поступлении в детский сад сообщайте как о радостном событии, внушайте, что ему будет там хорошо, его встретят добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек - в присутствии малыша воздержитесь от высказываний своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т.д. – предварительно посетите группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют на участке или играют в групповой комнате - в первые дни оставлять ребенка на 1-2 часа, затем - до обеда, потом - до полдника и только затем - до вечера.
- 3 - социальная адаптация
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
*хороший аппетит * спокойный сон * охотное общение с другими детьми *адекватная реакция на любое предложение воспитателя * нормальное эмоциональное состояние
Что же дает посещение детского сада ребенку?
- Малыш получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, т.е. расширяются его социальные контакты.
- Ребенок учится вести себя в «обществе», знакомится с определенными правилами поведения, т.е. усваивает нормы поведения в социуме.
- Возможность интеллектуального и физического развития : музыкальные, физкультурные занятия, рисование, лепка, конструирование, развитие речи и формирование элементарных математических представлений.
Психическое и физическое развитие ребенка 3-го года жизни
Физическое развитие. За год, от 2 до 3 лет, ребенок вырастает в среднем на 7-8 см, его вес увеличивается на 2 кг, изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета. Совершенствуется ходьба, но движения рук и ног остаются несогласованными. Ребенок уже может кататься на трехколесном велосипеде, подпрыгивать на 2-х ногах, лазать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз. Малыш почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.
Психическое развитие. К третьему году у ребенка совершенствуется развитие центральной нервной системы (ЦНС) – фактически заканчивается формирование коры больших полушарий г/м, ее основных отделов ( в дальнейшем идет уже ее специализация и совершенствование). Ребенок может бодрствовать уже 6-6.5 часов. Становиться более терпеливым. Перестраиваются старые навыки, формируются новые. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов – плохо реагирует на запреты, ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления.
Детский сад – стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Поэтому малышу обязательно нужно помочь справится с этим новым и очень серьезным опытом.
( для родителей – памятка «Психологическое сопровождение маленького ребенка»)
- 4 - социальная адаптация
Литература :
- Руководство для практических психологов. М.Б.Борисенко, О.Е.Камышникова. С-П, «Паритет», 2002
- Воспитателю о работе с семьей. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., «Просвещение», 1989
- Ж. «Обруч» № 3, ст. «Успешная адаптация. Как ее «измерить»?, М., 2000
- Ж. «Дошколенок Кузбасса» № 3(4) 2008, Кемерово, ст. «В детский сад с радостью»
Приложение:
Памятка для родителей.
Тест для родителей «Какой я воспитатель?»
Буклет «Коммуникативные права ребенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Важной задачей ДОУ является организация специалистами адаптационного периода, создание системы занятий, сценариев, призванных облегчить адаптацию детей на первоначальном этапе. Важными целями такой р...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....
Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения....