Мастер - класс по программе "Социокультурные истоки"
консультация (средняя группа)
Именно в семье ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass1.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Социокультурные истоки»
«В добрый путь»
Цель: Объединить усилия детского сада и семьи в духовно — нравственном развитии дошкольников, создать единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Материал для занятия: книга № 1 для развития детей 4-5 лет «В добрый путь», презентация «В добрый путь», матрешка, задание для родителей, простой карандаш.
План занятия по теме: «В добрый путь»
Вводное слово, чтобы настроить участников на тему разговора;
1 Знакомство и работа по книге «В добрый путь»;
2.Работа с пословицами, помещенными в книге «В добрый путь;
3. Выполнение заданий по русским народным сказкам «Петушок золотой
гребешок»;
4 .Активное занятие: Ресурсный круг «Какие добрые дела, делаете вы вместе с детьми?»;
5. Рефлексия.
Ход занятия.
Звучит песня «Дорогою добра» (музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина)
Педагоги сидят полукругом
Слайд №1
«В добрый путь»
(Занятие проводится на основе книги № 2 для развития детей 4-5 лет
«Дороги добра»)
1.Подготовительный этап.
Присоединение
Ведущий: Добрый день, уважаемые педагоги!
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Ведущую роль в становлении личности ребёнка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.
Актуальной становится задача объединения усилий образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки».
На примере темы «В добрый путь»» представляю сложившийся опыт работы.
Ведущий проводит психологическую разминку «Улыбка».
(Сидящие смотрят соседу в глаза и передают друг другу большое доброе сердце и дарят ему молча самую добрую улыбку)
-Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение
Ведущий: «В добрый путь!». Именно так называется книга для развития детей 4-5 лет. Через книгу «В добрый путь» для детей раскрывается ценность родного дома, который является началом всех путей и дорог. Родители – самые близкие для ребенка люди, показывают ему образцы добрых дел и поступков.
Слайд №2
«Доброта»
Воспитатель: А теперь давайте перейдем к работе с книгой. Сейчас предлагаю ответить на следующие вопросы.
-Как вы думаете, что означает слово «доброта»? (ответы педагогов)
-Как вы думаете, что является началом всех путей и дорог для человека?
(родной дом)
-Как вы понимаете выражение «в добрый путь»? В каких ситуациях и при каких обстоятельствах вы бы применили это выражение?
Обобщение воспитателем ответов участников мастер-класса
- Я согласна с вами, уважаемые педагоги, что слово «доброта» обозначает: как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим»
«В добрый путь» – так звучит пожелание отъезжающему, уходящему из дома, а также пожелание успеха в каком-либо начинании.
Вы согласны со мной, что именно родной дом является началом всех добрых дорог для человека.
От нас, от родителей, первый раз ребёнок должен услышать доброе слово. Именно в семье ребёнок должен чувствовать доброе отношение к себе, видеть, с каким теплом и добротой относятся к пожилым людям, как по-доброму относятся родители друг к другу, какие добрые дела совершаются в семье
- А что чувствуете вы, совершая добрые дела?
Участники высказываются.
- Я рада, что у вас, как и у меня в семье совершается много добрых дел. Не остаюсь в стороне и я. С моими, уже достаточно взрослыми детьми мы подкармливаем птиц зимой, заботимся о брошенных животных, вместе трудимся на даче и не оставляем без внимания знакомых пожилых людей.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что именно семья играет важную роль развитии положительного жизненного опыта у детей. Мне бы очень хотелось, чтобы ваши дети были уверены, в том, что у них есть родители, которые поддержат, оценят, и направят их на правильный путь.
Вводный присоединительный текст воспитателя по теме занятия:
- Вы задумывались над тем, можно ли ваш дом назвать добрым? Совершаете ли вы добрые дела и обращаете ли вы внимание своего ребёнка на это? Какие дела можно назвать добрыми? Рассуждаете ли вы с ребёнком над тем, что было, если бы мы не сделали это доброе дело?
2.Основной этап. Работа с книгой.
Вводный присоединительный текст воспитателя по теме занятия:
Итак, предлагаю, перейти нам к работе с книгой «В добрый путь». В ней
есть сказки, поговорки, песни, стихи с которыми вы можете познакомить детей. В конце каждого произведения вам предлагаются вопросы для обсуждения с детьми.
Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4, давайте прочитаем его с вами по цепочке. Каждому из вас нужно прочитать по законченному предложению.
Участники читают текст.
Ведущий: Спасибо всем!
-Книга знакомит нас с пониманием вечных семейных ценностей. На раскрытие ценности семьи, родного дома направлена эта книга.
Совершение добрых дел нашло своё отражение в народной мудрости –
в пословицах и поговорках. Обратимся к пословицам, предложенным в книге
Слайд №3
«Спешите делать добро»
«Добрым путем и бог помогает»
«Доброму добрая память»
Давайте подумаем и объясним значение пословиц.
Воспитатель предоставляет участникам некоторое время для осмысления
пословиц. Затем участники (по желанию) высказываются о смысле пословиц.
Спасибо за ваши ответы.
Обобщение ответов участников
- Пословицы и поговорки передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этом, и регулярно употребляйте в своей речи пословицы и поговорки. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей
-Вы, наверно, прочитали и читаете детям русские народные сказки о доброте, о добрых делах. В данной книге представлены сказки «Петушок и бобовое зернышко» и «Снегурушка и лиса».
Вспомним с вами вместе содержание первой сказки и ответим на вопросы
Слайд №
Беседа по сказке «Петушок и бобовое зернышко»
-Какими словами можно назвать курочку? Какая она? (добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая.)
- Можно ли путь, по которому прошла курочка, назвать дорогой добра?
-Да. Курочка помогла петушку, выручила его из беды, сделала доброе дело.
- Что петушок может сказать курочке?
-Спасибо тебе курочка за помощь и заботу, я тоже хочу быть добрым, как и ты помогать другим.
-Спасибо вы отлично справились с заданием.
Сказки оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка. А без мудрости, заключенной в сказках, самое блестящее образование неполноценно. Старайтесь чаще читать сказки своим детям.
Ресурсный круг
- В жизни каждого человека есть множество добрых дорог. Эти дороги приводят к совершению добрых дел. Все мы взрослые и дети ходим по разным дорогам. Но у каждого есть любимая дорога, по которой он идет делать добрые дела.
А теперь, уважаемые участники, расскажите «Какие добрые дела совершаете вы вместе с детьми?»
Ведущий начинает рассказ: «Я иду дорогами добра, потому что совершаю добрые дела. Моя дорога ведет меня в детский сад, где мы вместе с детьми делаем добрые дела: кормим птиц, трудимся на огороде, поливаем цветы, помогаем помощнику .воспитателя.»
(участники сидят в круге, они рассказывают о своих добрых делах, передавая соседу матрешку)
Рефлексия
Спасибо вам за столь интересную беседу, за ваши ответы, размышления. Заключительное слово ведущей: я рада, что мы все сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Благодарю всех вас за участие!
Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность и значимость того, что необходимо творить добро, привлекать к этому своих детей. И пожелание ко всем вам: идите вместе с детьми дорогами добра, будьте внимательными к нуждающимся людям, творите добро и оно вернётся к вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс
В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы, фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» ЗадачиПрисоединение родителей к отечественным традициям.Оказание родител...
Мастер – класс «Приобщение к истокам русской народной культуры» (открытое мероприятие с родителями)
Мастер-класс для родителей по росписи дымковской игрушки....
Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»
Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...
Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)
laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...
мастер-класс по социокультурным истокам
Семейные традиции...
Мастер-класс по социокультурным истокам по теме «Семейные традиции – основа семейного благополучия»
Актуальной становится задача объединения усилий образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. ...