Мастер - класс по программе "Социокультурные истоки"
консультация (средняя группа)

Курасова Зулейха Исмагиловна

Именно в семье ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass1.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс  «Социокультурные истоки»

 

 «В добрый путь»

Цель: Объединить усилия детского сада и семьи в духовно — нравственном развитии дошкольников, создать единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Материал для занятия: книга № 1 для развития детей 4-5 лет «В добрый путь», презентация «В добрый путь», матрешка, задание для родителей, простой карандаш.

План занятия по теме: «В добрый путь»

Вводное слово, чтобы настроить участников на тему разговора;

1 Знакомство и работа по книге «В добрый путь»;

2.Работа с пословицами, помещенными в книге «В добрый путь;

3. Выполнение заданий по русским народным сказкам «Петушок золотой

гребешок»;

4 .Активное занятие: Ресурсный круг «Какие добрые дела, делаете вы вместе с детьми?»;

5. Рефлексия.

Ход занятия.

Звучит песня «Дорогою добра» (музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина)

Педагоги сидят полукругом

Слайд №1

 «В добрый путь»

(Занятие проводится на основе книги № 2 для развития детей 4-5 лет

«Дороги добра»)

1.Подготовительный этап. 

Присоединение

Ведущий: Добрый день, уважаемые педагоги!

        Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Ведущую роль в становлении личности ребёнка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

        Актуальной становится задача объединения усилий образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки».

        На примере темы «В добрый путь»» представляю сложившийся опыт работы.

Ведущий  проводит  психологическую  разминку «Улыбка».

(Сидящие смотрят соседу в глаза и  передают друг другу большое доброе сердце и дарят ему молча самую добрую улыбку)

-Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение

Ведущий: «В добрый путь!». Именно так называется книга для развития детей 4-5 лет. Через книгу «В добрый путь» для детей раскрывается ценность родного дома, который является началом всех путей и дорог. Родители – самые близкие для ребенка люди, показывают ему образцы добрых дел и поступков.

Слайд №2

«Доброта»

Воспитатель: А теперь давайте перейдем к работе с книгой. Сейчас предлагаю ответить на следующие вопросы.

-Как вы думаете, что означает слово «доброта»? (ответы педагогов)

-Как вы думаете, что является началом всех путей и дорог для человека?

  (родной дом)

 -Как вы понимаете выражение «в добрый путь»?  В каких ситуациях и при каких обстоятельствах вы бы применили это выражение?

Обобщение воспитателем ответов участников мастер-класса

- Я согласна с вами, уважаемые педагоги, что слово «доброта» обозначает: как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать

добро другим»

 «В добрый путь» – так звучит пожелание отъезжающему, уходящему из дома, а также пожелание успеха в каком-либо начинании.

Вы согласны со мной, что именно родной дом является началом всех добрых дорог для человека.

От нас, от родителей, первый раз ребёнок должен услышать доброе слово. Именно в семье ребёнок должен чувствовать доброе отношение к себе, видеть, с каким теплом и добротой относятся к пожилым людям, как по-доброму относятся родители друг к другу, какие добрые дела совершаются в семье

- А что чувствуете вы, совершая добрые дела?      

  Участники  высказываются.

- Я рада, что у вас, как и у меня в семье совершается много добрых дел. Не остаюсь в стороне и я. С моими, уже достаточно взрослыми детьми мы подкармливаем птиц зимой, заботимся о брошенных животных, вместе трудимся на даче и не оставляем без внимания знакомых пожилых людей.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что именно семья играет важную роль развитии положительного жизненного опыта у детей. Мне бы очень хотелось, чтобы ваши дети были уверены, в том, что у них есть родители, которые поддержат, оценят, и направят их на правильный путь.

Вводный присоединительный текст воспитателя по теме занятия:         
- Вы задумывались над тем, можно ли ваш дом назвать добрым? Совершаете ли вы добрые дела и обращаете ли вы внимание своего ребёнка на это? Какие дела можно назвать добрыми? Рассуждаете ли вы с ребёнком над тем, что было, если бы мы не сделали это доброе дело?

2.Основной этап. Работа с книгой.

Вводный присоединительный текст воспитателя по теме занятия:

Итак, предлагаю, перейти нам к работе с книгой «В добрый путь».  В ней

есть сказки, поговорки, песни, стихи с которыми вы можете познакомить детей. В конце каждого произведения вам предлагаются вопросы для обсуждения с детьми.

Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4, давайте прочитаем его с вами по цепочке. Каждому из вас нужно прочитать по законченному предложению.

Участники  читают текст.

Ведущий: Спасибо всем!

-Книга знакомит нас с пониманием вечных семейных ценностей. На раскрытие ценности семьи, родного дома направлена эта книга.

 Совершение добрых дел нашло своё отражение в народной мудрости –

в пословицах и поговорках. Обратимся к пословицам, предложенным в книге

Слайд  №3

«Спешите делать добро»

«Добрым путем и бог помогает»

«Доброму добрая память»

Давайте подумаем и объясним значение пословиц.

Воспитатель предоставляет участникам некоторое время для осмысления

пословиц. Затем участники (по желанию) высказываются о смысле пословиц.

Спасибо за ваши ответы. 

Обобщение  ответов участников

- Пословицы и поговорки передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этом, и регулярно употребляйте в своей речи пословицы и поговорки. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей

-Вы, наверно, прочитали и читаете детям русские народные сказки   о доброте, о добрых делах. В данной книге представлены сказки «Петушок и бобовое зернышко» и «Снегурушка и лиса».

 Вспомним с вами вместе содержание  первой сказки и ответим на вопросы

Слайд №

Беседа  по  сказке «Петушок и бобовое зернышко»

-Какими словами можно назвать курочку? Какая она? (добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая.)

- Можно ли путь, по которому прошла курочка, назвать дорогой добра?

-Да. Курочка помогла петушку, выручила его из беды, сделала доброе дело.

- Что петушок может сказать курочке?

-Спасибо тебе курочка за помощь и заботу, я тоже хочу быть добрым, как и ты помогать другим.

-Спасибо вы отлично справились с заданием.

Сказки оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка. А  без мудрости, заключенной в сказках, самое блестящее образование неполноценно.  Старайтесь чаще читать сказки своим детям.

Ресурсный круг

-  В жизни каждого человека есть множество добрых дорог. Эти дороги приводят к совершению добрых дел. Все мы взрослые и дети ходим по разным дорогам. Но у каждого есть любимая дорога, по которой он идет делать добрые дела.

А теперь, уважаемые участники, расскажите «Какие добрые дела совершаете   вы вместе с детьми?»

Ведущий начинает рассказ: «Я иду дорогами добра, потому что совершаю добрые дела. Моя дорога ведет меня в детский сад, где мы вместе с детьми делаем добрые дела: кормим птиц, трудимся на огороде, поливаем цветы, помогаем помощнику .воспитателя.»

 (участники сидят в круге, они рассказывают о своих добрых делах, передавая соседу матрешку)

Рефлексия

Спасибо вам за столь интересную беседу, за ваши ответы, размышления. Заключительное слово ведущей: я рада, что мы все сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Благодарю всех вас за участие!

Я надеюсь, что наша встреча   помогла вам осознать всю важность и  значимость того, что необходимо творить добро, привлекать к этому своих детей. И пожелание ко всем  вам:  идите вместе с детьми дорогами добра, будьте внимательными к нуждающимся людям, творите добро  и оно вернётся к вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс

В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы,  фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» ЗадачиПрисоединение  родителей к  отечественным  традициям.Оказание родител...

Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

Мастер-класс по социокультурным истокам по теме «Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Актуальной становится задача объединения усилий образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. ...