Конспекты занятий
план-конспект занятия

Кудрявцева Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

 (6-7 лет)

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения, деятельности, в становлении личности дошкольника.

Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников становится более целеустремленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности.

Старшие дошкольники проявляют интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям. Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, в их отношении к окружающим.

Возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы, формирующейся способности к соподчинению мотивов.

Однако и у детей старшего возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия, отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные представления.

Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям: сверстникам, взрослым, малышам; к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.[7, с. 50]

Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности - нравственного качества, включающего умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны общества.

Дисциплинированность ребенка дошкольного возраста выражается в формирующейся привычке и способности выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения и требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также в умении управлять своими поступками.

Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания поведение детей старшего дошкольного возраста, их отношения с окружающими людьми развивают у них способность управлять своими поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения. Активно формируются самостоятельность, основы организованности, дисциплинированности, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения. Все это является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению [24, с. 23]

Процесс воспитания длителен и сложен, и как любое воздействие не может не сопровождаться различного рода трудностями. В данном случае - это возникновение у ребенка различных конфликтов, причиной которых является расхождение между внешними требованиями, предъявляемыми к нравственному поведению дошкольника и внутренними его стремлениями, которые не всегда соответствуют указаниям и требованиям взрослого. Постоянство таких конфликтов формирует характер ребенка, в основе которого лежит негативное отношение к требованиям взрослых. В итоге уже к концу дошкольного возраста появляются дети, чье поведение не соответствует социально-закрепленным нормам и правилам и характеризуется достаточно стойкими отклонениями. Таких детей называют «трудными» детьми. «Трудности» таких детей могут быть вызваны различными поступками. Асоциальное поведение может быть связано как с нарушениями общего психического развития, так и неправильным воспитанием. Зачастую эти факторы тесно переплетаются, что еще более усугубляет отклонения в поведении ребенка.

Главный признак, по которому можно судить, является ребенок трудным или нет - это его неприятие общественных средств педагогического воздействия. Оно проявляется в ярко выраженных негативных реакциях на обычные предложения воспитателя, на требования воспитателя к поведению ребенка. Ребенок проявляет немотивированное послушание, упрямство, капризничает.

Другим важным признаком является затруднение отношений со сверстниками, частые конфликты «трудного» ребенка с детьми и взрослыми. Это проявляется в проказах, неприятных для других детей (ребенок ломает постройки, выполненные другими детьми), в несдержанности (выхватывает игрушку, книгу), в драчливости, в нарушении установленных правил поведения (задевает соседа на занятии и постоянно ему мешает). В других случаях «трудные» дети отказываются от контактов со сверстниками, не участвуют в общих играх, предпочитают одиночество, могут просто сидеть, ничего не делая, не отзываются на предложения воспитателя участвовать в той или иной деятельности. Сверстники, как правило, таких детей как бы не замечают, что усугубляет одиночество «трудных» детей.

В дошкольном возрасте происходит постепенное накопление элементов трудновоспитуемости. Отрицательные черты характера и особенности личности ребенка еще не сложились, они еще не устойчивы, поначалу напоминают типичные для детей срывы в поведении (капризы, упрямство, непослушание и прочее), но характеризуются частотой проявления, В дальнейшем они могут стать привычной формой поведения ребенка, перерасти устойчивые черты характера.

«Изучение детей с чертами трудновоспитуемости позволило выделить три группы причин.

1. Несоответствие развития ребенка возрастным нормам, несформированность способов поведения и общения. Это приводит к тому, что «трудный» ребенок не умеет установить контакты со сверстниками, включиться в деятельность, которая у него не получается. Не владея социально закрепленными способами поведения, «трудный» ребенок ищет свои способы установления контактов с детьми, которые приводят к конфликтам: отнимает игрушки, мешает, бегает по группе и тому подобное.

2. Вторая группа причин связана с неверным отношением взрослых к ребенку, его поведению. Это недостаточность общения, ласки, тепла, отсутствие требований к поведению ребенка, его бесконтрольность. Сюда же относится несогласованность в требованиях взрослых, жесткие и непосильные требования к поведению, которые не мотивированы для ребенка, поэтому не принимаются и не выполняются им.

В этих случаях теряется авторитет взрослого, он не влияет положительно на поведение ребенка. Самостоятельно же выбрать правильную линию поведения ребенок еще не может. Отсюда возникают конфликты со взрослыми, негативизм и другие отрицательные проявления.

3. Особенности соотношения темперамента и черт характера. Дети с неуравновешенной нервной системой часто в результате ошибок в воспитании приобретают черты безудержности, импульсивности, недисциплинированности, что и ведет к конфликтам со сверстниками, взрослыми. Дети со слабой нервной системой, наоборот, сторонятся сверстников, избегают общения, бояться неудач в деятельности, что приводит к застенчивости, замкнутости» [4, с. 125]

При работе с такими детьми выделяются несколько групп методов:

1. Методы перестройки мотивационной сферы. В этой группе методов эффективна индивидуальная доброжелательная беседа, в которой анализируются факты поведения ребенка, причины и последствия его поступков для него и других детей, дается оценка им, показываются правильные способы поведения, которыми должен овладеть ребенок. Для этого используются чтение произведений детской литературы, проводится анализ поступков героев, сопоставление их с поведением «трудного» ребенка, определяются способы поведения, соответствующие ситуации, в которой оказался герой. Также педагог учит оценивать свой поступок, прогнозировать его последствия и на этой основе определять свою линию поведения в группе сверстников.

2. Методы предупреждения отрицательного стимулирования положительного поведения.

К ним относятся напоминание тех или иных правил, на основе которых нужно строить поведение, методы поощрения и наказания.

Меры поощрения и наказания соотносятся с особенностями ребенка. Осторожно поощряются дети с завышенной самооценкой, избалованные, эгоистичные. Следует чаще поощрять их за поступки, в которых преодолеваются названные отрицательные черты характера.

Наказание используется в том случае, если ребенок нарушил правила, зная и понимания, что этого делать нельзя. Наказание должно осознаваться и переживаться ребенком, следует добиться переживания «трудным» ребенком негативного отношения коллектива к его поступку.

3. Методы, направленные на усиление связи ребенка с коллективом детей.

К ним относятся положительная оценка волевых усилий ребенка, его достижений в присутствии коллектива, привлечение внимания «трудного ребенка» к положительному общественному мнению.

Общим в использовании всех трех групп методов является опора на чувства ребенка, проявление им положительных эмоций, положительных отношений к требованиям взрослого и коллектива детей; переживание дискомфорта при отрицательных поступках; желание и стремление поступать правильно; уверенность в своих силах.

Итак, подведя итог, можно выделить следующие ключевые моменты:

1. Становление нравственных основ личности начинается еще в младенческом возрасте. Главная роль в нравственном воспитании детей раннего возраста принадлежит взрослому. Основное условие для развития нравственности - тесный эмоциональный контакт со взрослым и опосредованно со сверстниками.

2. Основанием для формирования нравственных чувств является эмпатия - психический процесс, в котором сопереживание преобразуется в сочувствие, а оно, в свою очередь, трансформируется в импульс к содействию.

В эмпатийный процесс включается еще децентрация - преодоление эгоцентризма и эмоциональная идентификация, которая является механизмом процесса сопереживания, когда субъект сливается с другим, испытывает чувства другого.

3. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может являться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослого.

4. В нравственном воспитании дошкольников задачи формирования нравственных чувств, навыков, привычек поведения и этических представлений решаются в единстве. Главным условием для перенесения знаний о нравственных нормах в сферу мотивов является повседневная деятельность ребенка в различных сферах его жизнедеятельности: игровой деятельности, бытовой, трудовой, в общении.

  5. Нравственное воспитание - сложный и длительный педагогический процесс, что утверждает необходимость целостности и непрерывности его. Целостный подход предполагает единство действий и требований со стороны воспитательных учреждений и семьи в осуществлении задач нравственного воспитания.

 Сказки для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по нравственно-этическому воспитанию

Добро и Зло

Жили с древних времен на земле Добро и Зло.

Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.

Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.

А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.

Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.

Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:

— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!

— Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.

Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:

— Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручи- на? Расскажи — я тебе помогу.

— Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.

— Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.

Обернулась она белой голубкой и говорит:

— Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.

А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.

Онлайн-курс «Клиническая психология»18+Недорогое сельхоз оборудование

Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.

Пошла она дальше. А Зло взбесилось, что не удалось старуху погубить! Обернулось оно огнем и сожгло заповедный бор, в котором волшебная травка росла.

Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.

— Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.

Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.

— Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!

Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.

Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.

Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица- красавица.

— Входи, бабуля, в терем поскорей! — позвала она старушку.

Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.

Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!

Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.

— Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.

Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.

— Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!

— Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!

♦ Куда и зачем шла старушка?

♦ Как помогало ей Добро?

♦ Как Зло старалось навредить старушке?

♦ Удалось ли это Злу?

♦ Как вы думаете, почему победило Добро?

Как солдат Страх победил

Жил-был Страх. Нравилось ему людей пугать, смотреть, как задрожат они, будто листочки осиновые, побледнеют, начнут креститься и приговаривать: «Господи! Вот страх-то какой!»

А на самом-то деле Страх был вовсе не такой уж и страшный: просто серое бесформенное облачко.

Вот летело это облачко раз над землей и думало, где бы ему на ночлег устроиться. Видит небольшую деревушку на краю леса. Место Страху понравилось. Свил он гнездо на самом верху густой-прегустой ели. Улегся в гнезде да и задремал. Вдруг слышит голоса в лесу раздались. Кто-то перекликается, аукается.

Посмотрел Страх вниз и видит: по лесу бабы с ребятишками ходят, грибы собирают. У всех в руках корзинки да туески. Не понравилось это Страху: «Покоя нет никакого! Напугаю-ка я их, они от страха разбегутся». Стал он громко ухать, протяжно завывать, свистеть, будто Соловей-разбойник, шишками кидаться, ветками шуршать.

Бабы и ребятишки перепугались, побросали корзины и лукошки с грибами и бросились вон из леса.

— Вот страх-то какой! Видно, нечистая сила в нашем лесу завелась, — стали перешептываться старухи.

С той поры крестьяне боялись в этот лес ходить, грибы-ягоды собирать.

Но ведь недаром говорится: «Лес не только волка, но и мужика прокормит». Лес, что возле деревни был, и в самом деле исправно кормил людей грибами, ягодами, орехами. А как Страх в лесу поселился, не стало у крестьян лесного угощения. Прежде, бывало, соберут они ягод, грибов, орехов видимо-невидимо, и сами сыты, и в город на продажу везут. А теперь совсем обеднели.

Вернулся солдат с военной службы в родную деревню. Жена и дети рады ему: обнимают, целуют-милуют.

Сели за стол, а жена и говорит:

— Эх, муженек! Нечем нам тебя и угостить! Нету у нас ни орешков каленых, ни морошки моченой, ни рыжиков соленых.

— Отчего же у вас ничего не стало? — спрашивает солдат жену. — Или в нашем лесу больше ни орехи, ни грибы не растут?

— В лесу-то они растут. Да нечистая сила там поселилась, вот мы и боимся в лес по грибы-ягоды ходить.

А солдат тот храбрец был. Он и говорит:

— Не горюйте! Я нечистую силу из леса быстро прогоню. Будут у нас снова и ягоды, и грибы.

Сказано-сделано! Утром собрался солдат и пошел в лес. А там светло, весело. Птицы щебечут, заливаются, пчелки жужжат над цветами. Совсем не страшно! Зашел солдат в дремучую лесную чащобу.

Страх заметил его и очень рассердился: «Ну, погоди, служивый, сейчас я тебя напугаю!»

Зашуршал он травой у самых ног солдата, зашипел, словно ядовитая змея-гадюка, того и гляди кинется и ужалит. Но солдат не испугался, выхватил палку-шашку, раз-два-три, и разрубил гадюку на мелкие кусочки. Потом присел на корточки, пригляделся получше и видит: никакой гадюки-то и нет вовсе. Сухие веточки да сучки порубленные на земле валяются. Рассмеялся солдат. Верно ведь говорят: «У страха глаза велики!»

Страх пуще прежнего разозлился и думает: «Вот придет ночь, тогда я тебя и напугаю».

Долго солдат по лесу бродил, целый мешок орехов собрал да корзину грибов. Стало смеркаться. Солдат развел костерок, нанизал на прут грибочки-рыжики, посолил их, на огне обжарил. Когда грибы зарумянились, достал он из походного ранца краюху ржаного хлеба, луковицу и принялся за еду.

Вдруг слышит: затрещали вокруг кусты, словно ломится кто-то за орехами, волки голодные завыли, между деревьями зеленые огни замерцали. Но солдат не испугался, не убежал, а запел во все горло бодрую походную песню. Сам думает: «Посмотрим, что дальше будет». Спел он песню, раскурил трубочку, сидит возле костра, трубочкой попыхивает.

Надоело Страху солдата пугать, слез он с дерева, подошел к солдату и говорит:

— Здравствуй, служивый! Я — Страх. Почему ты ничего не боишься?

— А чего бояться-то? — отвечает солдат. — Все равно ведь двум смертям не бывать, а одной не миновать.

— Так-то оно так, — говорит Страх. — Только все боятся, когда я их пугаю. Давай с тобой, солдат, уговор держать: если я тебя этой ночью напугаю и ты из леса убежишь, тогда я в лесу навсегда хозяин. А если не напугаю — лес твой!

Солдат согласился. Всю ночь Страх солдата пугал: хохотал, выл, топал, свистел, а тому все нипочем. Сначала он песни распевал, а потом и вовсе спать улегся. Проспал до утра. До первых петухов.

Едва рассвело, солдат проснулся и говорит Страху:

— Ну что ж, Страх, уговор дороже денег! Придется тебе из нашего леса уходить.

Делать нечего! Ушел Страх из леса навсегда, а люди снова стали в лесу грибы-ягоды собирать.

♦ Почему Страху нравилось пугать людей?

♦ Где поселился Страх?

♦ Почему люди перестали ходить в лес?

♦ Почему говорится: «У страха глаза велики»?

♦ Кто смог победить Страх?

♦ Как вы думаете, какой у солдата характер?

Жадная обезьянка

Шел крестьянин с рисового поля, присел отдохнуть на зеленой лужайке, да и залюбовался игрой молодых обезьянок. Проказницы весело скакали по веткам, гонялись друг за другом, срывали с деревьев спелые бананы и плоды манго.

Вдруг из-за высоких деревьев, увитых лианами, появилась обезьянка в золотой короне, украшенной драгоценными каменьями, и в пышной юбочке из розовых, белых и голубых перьев.

Крестьянин даже рот раскрыл от удивления. Никогда прежде он не видел таких красивых обезьян.

«Наверное, это и есть обезьянья принцесса, о которой в детстве рассказывала мне бабушка», — подумал он.

Между тем обезьяны окружили принцессу. Они низко кланялись ей и протягивали вкусные ягоды и плоды. Немного погодя все обезьянье племя исчезло в густом лесу.

Крестьянин пришел домой и рассказал обо всем жене.

Болтливая женщина тут же поделилась новостью с соседкой, та — с другой, другая — с третьей, и скоро об удивительной встрече уже судачила вся деревня.

Прошло немного времени и весть об обезьянке-принцессе долетела до царского дворца.

Жадный царь тут же приказал слугам разыскать крестьянина, видевшего волшебную обезьянку, и повелеть ему поймать ее и доставить во дворец. Он давно мечтал о том, чтобы обезьяна-принцесса украшала его зверинец. Слуги разыскали крестьянина и передали ему царский приказ.

— Если завтра к вечеру изловишь обезьянку-принцессу и принесешь ее во дворец, царь щедро наградит тебя, а не выполнишь приказ — тебе отрубят голову!

Делать нечего. Стал крестьянин думать, как поймать обезьянку. Ничего не придумал и отправился за советом к мудрецу.

Низко поклонился крестьянин старику и спросил его:

— Не знаешь ли, о мудрейший, как изловить принцессу обезьян?

— Знаю, как не знать, — ответил тот. — Отправляйся в огород и сорви там крупную тыкву. Проделай в ней небольшое круглое отверстие, вытащи из тыквы мякоть и семечки. Потом свари немного риса и положи его внутрь тыквы. Да прикажи жене разукрасить тыкву снаружи ленточками, бусами и разрисовать яркими красками. Потом привяжи тыкву к дереву и жди.

Крестьянин так и сделал. Привязал разукрашенную тыкву к дереву, а сам спрятался в кустах. Скоро на лужайке появились обезьяны, стали кричать, кувыркаться, потом заметили красавицу тыкву и побежали за обезьянкой-принцессой.

Та, едва увидев тыкву, соскочила, с дерева и подбежала к ней. Тыква ярко сверкала на солнце бусами, лентами и осколками разноцветных стеклышек. Обезьянка схватила ее, стала рассматривать, вертеть из

стороны в сторону, а потом заметила небольшое отверстие в тыкве.

Надо вам сказать, что обезьянка-принцесса была очень любопытна! Она тут же запустила лапку в отверстие и нащупала там рисовые зерна.

Принцесса схватила пригоршню риса и хотела уже вытащить лапку и полакомиться рисом. Но не тут то было! Обезьянья лапка, сжимающая рис в кулачке, не пролезала в узкое отверстие. Обезьянка и так и этак пыталась вытащить лапку с рисом, но ничего у нее не получалось.

— Ага, попалась! — закричал обрадованный крестьянин. Он вышел из-за кустов и направился к обезьяне.

— Принцесса, бросай тыкву и убегай! — встревожено закричали обезьянки на своем обезьяньем языке.

Но принцесса обезьян отличалась не только любопытством, но и жадностью. Она ни за что не хотела расставаться ни с тыквой, ни с рисом.

«Убегу вместе с тыквой! — подумала она. — Рис съем, а тыква украсит мой дворец».

Она хотела броситься наутек, но вы же помните, что крестьянин привязал тыкву к дереву прочной веревкой.

Обезьянка забегала вокруг дерева, веревка обмоталась вокруг ствола. Тут крестьянин и поймал жадную обезьянку в сетку, а потом отнес ее во дворец к царю. Царь приказал слугам посадить пленницу в большую железную клетку. Так жадность привела принцессу в неволю.

Но все-таки у нашей сказки хороший конец.

Едва обезьянка оказалась в клетке, она тут же вырвала из своей юбочки одно маленькое розовое перышко, дунула на него и сразу превратилась в крошечную прехорошенькую птичку. Птичка взмахнула крыльями, вылетела из клетки, закружилась под потолком большого зала, а потом выпорхнула в раскрытое окно и была такова!

Ведь вы, конечно, догадались, что обезьянка-принцесса была не простая, а волшебная!

♦ Кого увидел крестьянин, возвращаясь с рисового поля?

♦ Почему об его удивительной встрече узнала вся деревня?

♦ Что приказал царь?

♦ Что помогло крестьянину поймать обезьянку-принцессу?

♦ Почему говорят: «Жадность до добра не доведет»?

♦ Припомните сказки, в которых осуждается жадность.

♦ Расскажите сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке».



Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной к школе группе

 «Жизнь зверей зимой».

Цель: формировать представления о жизни диких животных зимой.

 Задачи:

Формировать у детей представления об особенностях приспособления диких животных к окружающей среде;

учить составлять описательный рассказ о животном, используя мнемотаблицу;

развивать связную речь, воображение и творческую активность;

воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Методы и приемы:

Практические: опора на иллюстрации, на словесные образцы речи педагога;

Наглядные: прием демонстрации объекта.

Словесные: беседа, вопросы к детям.

Игровые: словесная игра «Какой, какая?»

Материалы и оборудование: письмо, кубики, мяч, листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа: чтение рассказов из книги В. Бианки «Лесная газета», рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных, беседы «Как животные готовятся к зиме»«Как животных цвет защищает?»«Лесные жители», дидактические игры «Чей, чья, чье»«Мамы и детки», отгадывание загадок о диких животных.

Ход  нод:

Введение в образовательную ситуацию

Педагог просит ребенка проверить почтовый ящик, находящийся в сюжетно-ролевой игре «Почта». Там находится конверт.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, от кого пришло письмо? (ответы детей)

Воспитатель достает из конверта лист бумаги, с изображенными на ней следами зверей и опять просит детей выдвинуть свои предположения о том, кто и о чем сообщает в письме (ответы детей)

 Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирующей к деятельности

- Как же нам узнать, кто прислал нам письмо и что в нем написано? (ответы детей)

- Предлагаю вам отправится в  лес, может быть там узнаем, кто же написал нам письмо.

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём … (зима)

Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. Какой сейчас у нас месяц? (декабрь),

Какую  одежду  мы  наденем,  чтобы  не  замерзнуть?  (ответы детей). 
- Правильно. Давайте будем одеваться.

 Физкультминутка:

Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку - "показать сапожки") 
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее) 
И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону) 
"Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны) 
Не боимся мы тебя!" (Прыжки на двух ногах с хлопками). 


- Молодцы, К путешествию готовы! Но перед этим давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? (Тихо).

- Почему нельзя шуметь в лесу? (ответы детей)

- Тогда отправляемся! Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу.

- Зимой в лесу выпадает много снега

- А что можно увидеть на снегу? (ответы детей)

А вот и первые следы! Чьи они? Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто их оставил?

Загадаю вам загадку

И приближу этот след

Вы, ребята, помогайте

И зверька мне называйте.

 У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода –кора.

  (заяц)

- А что вы знаете о том, как заяц  готовится к зиме?

Предполагаемые ответы детей:

- меняет шубку летнюю на зимнюю, более теплую;

- меняет окраску;

- на зиму жилище себе не устраивает;

- запасов не делает.

  Воспитатель: всю зиму заяц проводит в бегах, спит под стволами сваленных деревьев или прямо в снегу. Питается горькой корой и жесткими ветками. Самые вкусные нежные ветки высоко не достать.

Давайте продолжим путешествие и посмотрим на следующие следы.

- Следующий след принадлежит зверю, которого вы узнаете по его корму: они грызут все , что  им по зубам; грибы шишки, корешки разные, орехи.

 Послушайте загадку

-Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка) 

(Картинки с изображением белки)

- Ребята, может ли в суровое зимнее время выжить белка и как?

Предполагаемые ответы детей:

- делает запасы;

- меняет шубку;

- устраивает себе жилище.

- Отлично! В морозы белка не выходит из своего гнезда, по лесу не бегает. Спит в гнезде, как в теплой избушке. А прокормится ей помогают запасы сделанные на зиму.

Посмотрите, сколько шишек. Давайте с ними поиграем.(дети берут шишки)

Гимнастика для глаз.

Мы по лесу шли, щли.

Много шишек нашли.

Шишку в руки дети взяли

С  ней немного поиграли:

Шишку вверх подними, на нее ты посмотри.

Шишку вниз опусти, только глазками следи.

Вверх и вниз и вправо-влево (2 раза)

Шишку отпускаем, глазками моргаем, глазки закрываем.

- Подарим шишки нашей белочке.

Продолжим путешествие, как вы думаете, чьи это следы? (загадка про лису)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
 Картинки с изображением лисы

- Ребята , если она запасов не делает, жилище себе не устраивает, как же она зимует?

Предполагаемые ответы детей:

- охотится на мышей, полевок.

- меняет шубку.

- спит в норе, которую найдет.

- Я лишь дополню: лису зимой спасает теплая густая шуба, по запаху на снегу она выслеживает мышей и полевок, быстро роет снег и хватает добычу.

- Ребята, подумайте и скажите : лиса какая?

( хитрая, рыжая, находчивая, красивая)

- Следующий след принадлежит зверю, которого вы узнаете по его корму: они грызут все , что  им по зубам; грибы шишки, корешки разные, орехи.

- Кто это?

Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Интересно, чьи они. Кто это?

(отгадывают загадку про волка)

Кто зимой холодной

Ходит злой ,голодный.

 (волк)

Картинка с изображением волка.

- А  как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме?  

- Где же волки ночуют? (ответы детей).

-Где живет волк?

-Как волк добывает себе пищу?

У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или больные животные. Поэтому его ещё называют «санитаром леса» Волк живет в стае и ведет кочующий образ жизни. Для выведения потомства роет нору.

- О следующем звере написано много стихов, рассказов, песен. Что это за зверь, вам поможет догадаться следующая загадка.

Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

- Рассмотрите его след.

- Ребята, а что вы знаете о медведе?

Предполагаемые ответы детей:

- медведь на зиму готовит берлогу;

- спит всю зиму;

- на зиму накапливает жир, отъедается за лето и за осень;

- сосет лапу, потому, что старая кожа со ступней сходит, а молодая нежная нуждается в согревании;

- если медведя разбудить, то в это время бывает очень опасен, его называют медведь-шатун.

- Ребята, а медведь кокой?

В этом лесу живет эхо. Что такое эхо? Наше эхо не простое, а умное. Оно не повторяет слова, а говорит ту же фразу, только другими словами.

Игра «Умное эхо»

У медведя хвост- медвежий хвост.

У медведя лапа-

У медведя ухо-

У медведя берлога-

У медведя когти-

У медведя шерсть-

- В лесу мы уже давно. Наверно замерзли. Давайте погреем свои ручки, разотрем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год

Волка, зайца, рысь, лису-

Их зимой найдешь в лесу.

На первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.

 Ну теперь мы согрелись.

Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)

Справа-березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит (Повороты вправо-влево)

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.(Кружатся и приседают)

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.(Прыгают)

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.(двигают руками)

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.(Приседают)

Лишь медведь в берлоге спит,

Сладко носиком сопит(Закрывают глаза)

Прилетели снегири,

Как красивы они.(Имитируют взмахи крыльев)

В лесу красота и покой,

А нам уж пора домой (Садятся на места)

 А здесь еще чьи-то следы. Давайте отгадаем, кому они принадлежат (загадка про лося) Кто это? (Ответы детей)

Картинка с изображением лося

Правильно - это лось. А как зимуют лоси? (Ответы детей)

Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Ночью лоси устраивают лёжки (ночлеги), для этого они взрыхляют снег и зарываются в сугробы, как в пушистое одеяло, из-под которого торчат только рога и холка.

Словесная игра: «Какой, какая?» (зверь) (дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают прилагательные к существительному)

Медведь какой? (Большой, косолапый, бурый, неуклюжий

Лиса какая? (Рыжая, хитрая, красивая, находчивая

Волк какой? (Злой, голодный, серый

Заяц какой? (Трусливый, длинноухий, боязливый, короткохвостый, пугливый

Белка какая? (серая, пушистая, запасливая, маленькая

Ёж Какой? (Колючий, маленький, коротконогий

-Ребята! Помимо тех зверей с которыми мы повстречались на нашей экскурсии , есть еще много зверей, которые зимуют в лесу.

Каких еще зверей можно встретить в зимнем лесу?

(  кабана,  куницу)

-А каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? Почему? ( еж, барсук, потому, что они впадают в спячку)

Воспитатель:

- Кто написал нам письмо?

- Как вы думаете, о чем написали нам дикие животные?

- Легко ли зверям зимой в лесу?

 -  А кто из вас знает, как можно помочь животным? (Ответы детей).

 Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть от голода. Для животных зима трудное время. Ветры, метели, снегопады занесут снегом землю, деревья, кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших друзей наступают тяжёлые дни. В это время им нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим друзьям? (ответы детей)

В лесу работают лесники, работники лесной охраны. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту. Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать.  В лесах животных подкармливают лесники. Раскладывают сено для лосей, шишки и желуди для белок.  Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

- А как мы можем помочь? (мы можем развешать кормушки для птиц).

Сформировано стремление помочь животным в трудных условиях.

-А теперь нам пора возвращаться. Закройте глаза. (Звенит колокольчиком) Вокруг себя повернись и в саду окажись.

Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайца дом……. Под кустом
У лисы дом……..Нора под пеньком.
У волка дом…….Логово.
У медведя…..Берлога.
У белки дом…….Дупло.
У ежа дом…….Гнездо в норке.
У лося дом….. В рыхлом снегу.
-Предлагаю вам подойти к панораме зимнего леса и заселить его животными, о которых мы говорили. Дети «Заселяют лес слепленными ранее животными.

5. Этап подведения итогов, анализ деятельности (рефлексия)

Воспитатель:

Вот и закончилось наше путешествие.

- Где мы с вами побывали?

- Что  нового узнали?

- Чему научились? (Ответы детей).



Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной к школе группе

 «Жизнь зверей зимой».

Цель: формировать представления о жизни диких животных зимой.

 Задачи:

Формировать у детей представления об особенностях приспособления диких животных к окружающей среде;

учить составлять описательный рассказ о животном, используя мнемотаблицу;

развивать связную речь, воображение и творческую активность;

воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Методы и приемы:

Практические: опора на иллюстрации, на словесные образцы речи педагога;

Наглядные: прием демонстрации объекта.

Словесные: беседа, вопросы к детям.

Игровые: словесная игра «Какой, какая?»

Материалы и оборудование: письмо, мяч, листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа: чтение рассказов из книги В. Бианки «Лесная газета», рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных, беседы «Как животные готовятся к зиме»«Как животных цвет защищает?»«Лесные жители», дидактические игры «Чей, чья, чье»«Мамы и детки», отгадывание загадок о диких животных.

Ход  нод:

Введение в образовательную ситуацию

Педагог просит ребенка проверить почтовый ящик, находящийся в сюжетно-ролевой игре «Почта». Там находится конверт.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, от кого пришло письмо? (ответы детей)

Воспитатель достает из конверта лист бумаги, с изображенными на ней следами зверей.

 - Ребята, как вы думаете, от кого пришло письмо? (ответы детей)

Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирующей к деятельности

- Как же нам узнать, кто прислал нам письмо и что в нем написано? (ответы детей)

- Предлагаю вам отправится в  лес, может быть там узнаем, кто же написал нам письмо.

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём … (зима)

Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. Какой сейчас у нас месяц? (декабрь),

Какую  одежду  мы  наденем,  чтобы  не  замерзнуть?  (ответы детей). 
- Правильно. Давайте будем одеваться.

 Физкультминутка:

Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку - "показать сапожки") 
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее) 
И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону) 
"Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны) 
Не боимся мы тебя!" (Прыжки на двух ногах с хлопками). 


- Молодцы, К путешествию готовы! Но перед этим давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? (Тихо).

- Почему нельзя шуметь в лесу? (ответы детей)

- Тогда отправляемся! Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
-Вот мы и в лесу. Зимой в лесу выпадает много снега. А что можно увидеть на снегу? (ответы детей)

-А вот и первые следы! Чьи они? Давайте отгадаем загадку и узнаем, кто их оставил?

Загадаю вам загадку

И приближу этот след

Вы, ребята, помогайте

И зверька мне называйте.

 У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода –кора.

  (заяц, показ картинки)

- А что вы знаете о том, как заяц  готовится к зиме?

Предполагаемые ответы детей:

- меняет шубку летнюю на зимнюю, более теплую;

- меняет окраску;

- на зиму жилище себе не устраивает;

- запасов не делает.

  Воспитатель: всю зиму заяц проводит в бегах, спит под стволами сваленных деревьев или прямо в снегу. Питается горькой корой и жесткими ветками. Самые вкусные нежные ветки высоко не достать.

- Ребята, подумайте и скажите заяц какой? (трусливый, боязливый, длинноухий, белый, пугливый, короткохвостый)

-Давайте продолжим путешествие и посмотрим на следующие следы.

Следующий след принадлежит зверю, которого вы узнаете по его корму: они грызут все , что  им по зубам; грибы шишки, корешки разные, орехи.

 Послушайте загадку

-Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка .Картинки с изображением белки)

- Ребята, может ли в суровое зимнее время выжить белка и как?

Предполагаемые ответы детей:

- делает запасы;

- меняет шубку;

- устраивает себе жилище.

- Отлично! В морозы белка не выходит из своего гнезда, по лесу не бегает. Спит в гнезде, как в теплой избушке, укрывшись своим хвостиком. А прокормится ей помогают запасы сделанные на зиму.

- Ребята, подумайте и скажите : белочка какая?

  (серая, пушистая, запасливая, маленькая, прыгучая)

-Посмотрите, сколько шишек. Давайте с ними поиграем.(дети берут шишки)

Гимнастика для глаз.

Мы по лесу шли, щли.

Много шишек нашли.

Шишку в руки дети взяли

С  ней немного поиграли:

Шишку вверх подними, на нее ты посмотри.

Шишку вниз опусти, только глазками следи.

Вверх и вниз и вправо-влево (2 раза)

Шишку отпускаем, глазками моргаем, глазки закрываем.

- Подарим шишки нашей белочке.(кладут шишки в корзинку)

-Продолжим путешествие, как вы думаете, чьи это следы? (загадка про лису)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса. Картинка с изображением лисы)

- Ребята , если она запасов не делает, жилище себе не устраивает, как же она зимует?

Предполагаемые ответы детей:

- охотится на мышей, полевок.

- меняет шубку.

- спит в норе, которую найдет.

- Я лишь дополню: лису зимой спасает теплая густая шуба, по запаху на снегу она выслеживает мышей и полевок, быстро роет снег и хватает добычу.

- Ребята, подумайте и скажите : лиса какая?

( хитрая, рыжая, находчивая, красивая)

Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Интересно, чьи они. Кто это?

Кто зимой холодной

Ходит злой ,голодный.

 (Волк. Картинка  с изображением волка)

- А  как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме?  

- Где же волки ночуют? (ответы детей).

-Где живет волк?

-Как волк добывает себе пищу?

У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или больные животные. Поэтому его ещё называют «санитаром леса» Волк живет в стае и ведет кочующий образ жизни. Для выведения потомства роет нору.

Волк какой?

(Злой, голодный, серый, большой, зубастый)

- О следующем звере написано много стихов, рассказов, песен. Что это за зверь, вам поможет догадаться следующая загадка.

Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь. Картинка с изображением медведя)

- Рассмотрите его след.

- Ребята, а что вы знаете о медведе?

Предполагаемые ответы детей:

- медведь на зиму готовит берлогу;

- спит всю зиму;

- на зиму накапливает жир, отъедается за лето и за осень;

- сосет лапу, потому, что старая кожа со ступней сходит, а молодая нежная нуждается в согревании;

- если медведя разбудить, то в это время бывает очень опасен, его называют медведь-шатун.

- Ребята, а медведь кокой?

 (Большой, косолапый, бурый, неуклюжий

-В этом лесу живет эхо. Что такое эхо? Наше эхо не простое, а умное. Оно не повторяет слова, а говорит ту же фразу, только другими словами.

Игра «Умное эхо»

У медведя хвост- медвежий хвост.

У медведя лапа-

У медведя ухо-

У медведя берлога-

У медведя когти-

У медведя шерсть-

- В лесу мы уже давно. Наверно замерзли. Давайте погреем свои ручки, разотрем пальчики.

Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)

Справа-березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит (Повороты вправо-влево)

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.(Кружатся и приседают)

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.(Прыгают)

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.(двигают руками)

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.(Приседают)

Лишь медведь в берлоге спит,

Сладко носиком сопит(Закрывают глаза)

Прилетели снегири,

Как красивы они.(Имитируют взмахи крыльев)

В лесу красота и покой,

А нам уж пора домой (Садятся на места)

- А здесь еще чьи-то следы. Давайте отгадаем загадку и узнаем, кому они принадлежат.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось. Картинка с изображением лося)

Правильно - это лось. А как зимуют лоси? (Ответы детей)

Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Ночью лоси устраивают лёжки (ночлеги), для этого они взрыхляют снег и зарываются в сугробы, как в пушистое одеяло, из-под которого торчат только рога и холка.

-Ребята, лось какой? (большой, длинноногий, рогатый,

-Ребята! Помимо тех зверей с которыми мы повстречались на нашей экскурсии , есть еще много зверей, которые зимуют в лесу.

Каких еще зверей можно встретить в зимнем лесу?

(  кабана,  куницу, оленей, рысь)

-Животные заботятся о своем потомстве, детенышах. Давайте вспомним у кого-кто?

 Игра « У кого кто?» (с мячом)

- Скажите, у лис кто?

-Скажите, у волков кто?

-Скажите, у белок кто?

-Скажите, у медведей кто?

-Скажите у зайцев

-Скажите, у лосей кто?

-Скажите, у ежей кто?

Воспитатель.  На столе стоят игрушки: лисята, бельчата, медвежата. Сосчитайте, сколько их и положите рядом нужную цифру.

Игра «Разложи цифры»

(Дети выполняют задание. Сколько игрушек, какую цифру положил, почему)

-А каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? Почему? (Медведь, еж, барсук.  Они впадают в спячку)

- Кто же написал нам письмо?(Ответы детей)

- Как вы думаете, о чем написали нам дикие звери?

- Легко ли зверям зимой в лесу?

 -  А кто из вас знает, как можно помочь животным? (Ответы детей).

 Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть от голода. Для животных зима трудное время. Ветры, метели, снегопады занесут снегом землю, деревья, кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших друзей наступают тяжёлые дни. В это время им нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим друзьям? (ответы детей)

В лесу работают лесники, работники лесной охраны. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту. Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать.  В лесах животных подкармливают лесники. Раскладывают сено для лосей, шишки и желуди для белок.  Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

- А как мы можем помочь? (мы можем развешать кормушки для птиц).

-А теперь нам пора возвращаться. Закройте глаза. (Звенит колокольчиком) Вокруг себя повернись и в саду окажись.

Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайца дом……. Под кустом
У лисы дом……..Нора под пеньком.
У волка дом…….Логово.
У медведя…..Берлога.
У белки дом…….Дупло.
У ежа дом…….Гнездо в норке.
У лося дом….. В рыхлом снегу.
-Предлагаю вам подойти к панораме зимнего леса и заселить его животными, о которых мы говорили. Дети «Заселяют лес слепленными ранее животными.

5. Этап подведения итогов, анализ деятельности (рефлексия)

Воспитатель:

Вот и закончилось наше путешествие.

- Где мы с вами побывали?

- Что  нового узнали?

- Чему научились? (Ответы детей).

ЦелиРасширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря,  словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».

Задачи: Образовательные:

-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).  Совершенствование синтаксического строя речи.

   Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных),  зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.

        Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

        Материалы и оборудование к занятию:

Ширма и макет зимнего леса, большая кукла Вопросик Почемучкин, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами, игрушки диких животных, мольберт, снежинка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».

Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя»  (Обр. Л. Толстого), «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова), «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова), «Лиса и кувшин» (Обработка К.Д. Ушинского), Ш. Перро «Красная шапочка».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».

Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...