"Ошибки педагогов при составления конспекта образовательной деятельности"
методическая разработка
Данная презентация поможет старшим воспитателям организовать с педагогами методичесский час, на котором совместно с педагогами рассмотрят возможные ошибки в образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация для методического часа | 936.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Августовская конференция 2021 Типичные ошибки педагога при составлении конспекта и планировании образовательной деятельности
Доминирующая образовательная область Область по теме образовательной деятельности Например: «Космическая система» (тема ОД) Доминирующая образовательная область: познавательное развитие 2. Вид деятельности детей в каком формате организуется ОД Например: игровая (исследовательская, поисково-исследовательская, опытно-экспериментальная и т.д )
Методическая информация Тема образовательной деятельности Например: « Космическая система » Методы и приемы реализации содержания занятия Например: Практический (работа с каким материалом будет осуществляться, решение логических задач, математический диктант, изготовление чего либо и т.д.) Метод побуждения к сопереживанию( что побудит детей к сочувствию, какой педагогический прием использует педагог ) Метод поисковых ситуаций ( вопросы познавательного характера, решение логических задач и т.д. )
Интеграция образовательных областей (прописываем области которые задействованы в ОД) Возрастная группа (для какой группы разработана ОД)
Цель - Цель НОД должна быть актуальной - Цель должна быть конкретной (Желательно , чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей – стремление объять необъятное .) - Цель должна быть измеримой ( Воспитатель не сможет « измерить » достижение 4–5 целей) - Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. (Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута)
Какая правильная? Пример : 1. Цель: Закрепление счета до 10, свойства геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги. 2. Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты» В. В. Воскобовича . (не правильно)
Задачи - должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.
Пример: Цель: Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам инновационных технологий (математическое моделирование ) Какая из предложенных задач на следующем слайде правильная?
Задачи 1 Задачи 2 развивать мышление (образное, логическое, пространственной воображение, ориентировки на листе бумаги, связной речи) воспитывать любознательность, активность, интерес к основам математики; совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; учить детей моделировать геометрические фигуры; учить конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств. составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. - продолжать обучать детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; - упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. - развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры; - развивать навык работы по образцу; - развивать внимание, память, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление. -воспитывать умение работать в коллективе. - упражнять в ориентировке на листе бумаги, в выкладывании изображения из геометрических фигур по нерасчлененному образцу, в согласовании числительных с существительными. - закрепить последовательность: дней недели; - развивать конструктивное мышление. - воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) – весь дидактический материал который будет использоваться на занятии. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты (предварительная работа)
Конспект занятия Введение в тему (создание проблемной ситуации) На реальных занятиях с дошкольниками многие воспитатели создают проблемные ситуации. Однако их практика страдает двумя главными недостатками. Во-первых, проблемные ситуации создаются редко и однообразно, потому что педагог пользуется одним-двумя приемами, нащупанными опытным путем. Во-вторых, выход из проблемной ситуации на занятии прорабатывается нечетко. Создать проблемную ситуацию на занятии - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию.
Пример: Ситуация 1: Дети обнаруживают в группе, на участке, в зале кошелек. (педагог наблюдает за ситуацией и включается в нее) Ситуация 2: П едагог приносит утром флэшку, во время утренней встречи, беседы, говорит, что приготовила для ребят интересное фильм, как его можно посмотреть? (дети предлагают варианты, позже обнаруживают пульт от телевизора в котором нет батареек)
Мотивация деятельности детей Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.
Ситуация 1: дети обнаруживают в группе, на участке, в зале кошелек. (педагог наблюдает за ситуацией и включается в нее) Мотивация: ? Ситуация 2: педагог приносит утром флэшку , во время утренней встречи, беседы, говорит что приготовила для ребят интересное кино, как его можно посмотреть? (дети предлагают варианты, позже обнаруживают пульт от телевизора в котором нет батареек.) Мотивация: ? Пример:
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога.) Пример: Ситуация 1: Дети обнаруживают в группе, на участке, в зале кошелек. (педагог наблюдает за ситуацией и включается в нее) Целеполагание: ? (подумайте и пропишите ) Ситуация 2: П едагог приносит утром флэшку, во время утренней встречи, беседы, говорит что приготовила для ребят интересное кино, как его можно посмотреть? (дети предлагают варианты, позже обнаруживают пульт от телевизора в котором нет батареек.) Целеполагание : ? (подумайте и пропишите)
После создания: Проблемной ситуации Мотивации деятельности детей Целеполагания Основная часть Актуализация ранее приобретенных знаний или получение новых ( но учитываем и не отходим от цели которую преследуют дети)
Основная часть включает: Актуализация ранее приобретенных знаний или получение новых (но учитываем и не отходим от цели которую преследуют дети) Совместная работа (На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение) Самостоятельная работа детей . (Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели НОД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе)
Заключительная часть С помощью вопросов познавательного характера дети делают вывод о проделанной работе. Рефлексия Подведение итогов, обсуждение результатов Пример Тема « Как мы лес спасали» Цель: формирование правил поведения в лесу Форма деятельности: квест –игра Вопросы рефлексии: ??? ( подуиайте и напишите)
Последствия Вопросы носят односложный ответ: «Да» или «Нет» Педагог не дожидаясь ответа дают его сами. Опираются на первые ответы детей, не давая возможность сказать другим Вопросы направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего собственную точку зрения, возможность самому найти ошибку в своих ответах в процессе его объяснения всем остальным ребятам) Потеря детской инициативы в размышлениях и высказываниях, т.к. «все равно уже Маша сказала правильно» Непонимание ребенка , почему его «приравнивают ко всем остальным и возможная обида на педагога и сверстников Ошибки педагогов при рефлексии!
Памятка педагогам В ходе ООД надо помнить: В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше. Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания. Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно. Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь ») Спросите меня!» Использовать больше вопросов проблемного характера, типа: «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам , Маша ?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ» Тема: «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
Конспект разработала для работы с детьми средней группы. По этому конспекту провела 28.11.2012года открытое мероприятие в МБДОУ детский сад №26, Дети были активны. Получила хорошие отзывы от коллег....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому направлению. Составление рассказа-описания. Лиса.
Предлагаю конспект занятия по составлению рассказа-описания животного в старшей группе детского сада. Дети, закрыв глаза, отправляются в путешествие по осеннему лесу, где встречают лесную красав...
Конспект образовательной деятельности на тему "Составление описательных рассказов по тематическому циклу. Игрушки" /занятие № 1/
Формирование связной описательной речи у дошкольников с речевыми нарушениями....
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова». Составление предложений из 2, 3, 4 слов»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации и интерактивной доски....
Конспект образовательной деятельности "Ошибка в осеннем лесу"
Образовательная область: познавательное развитие....
Конспект образовательной деятельности "Ошибка в осеннем лесу"
Цель занятия - познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....