Конспект образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Составление и решение задач»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
города Надыма»
Конспект
образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Тема: «Составление и решение задач»
В подготовительной группе «В» комбинированной направленности
Выполнил: воспитатель 1 категории
Сергеева И.П.
г. Надым 2024 г.
Программное содержание:
Образовательные: учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, применяя арифметические знаки «+», «-», «=». Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, решение ответ. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, воображение. Способствовать развитию связной речи.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: 2 картинки с изображением аквариумов с кармашками, 2 рыбки, карточки с цифрами 7,2,9 на магнитах, образцы для проверки графического диктанта и расположения геометрических фигур.
Раздаточный материал: листы бумаги в клетку, простые карандаши для графического диктанта, подносы с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб), квадратный лист бумаги на каждого ребенка.
Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём.
Ход организованной образовательной деятельности.
- Вводная часть.
Воспитатель: Ребята подойдите пожалуйст ко мне! Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Дети садятся за столами. Воспитатель обращает внимание на посадку детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим занимательное путешествие по стране «Математике», где нас ждут много интересных математических заданий. Вам нужно быть внимательными и правильно отвечать на вопросы.
- Основная часть.
Итак, первое задание – интеллектуальная разминка.
Сколько дней в неделе? (7)
Назовите выходные дни (суббота и воскресенье)
Сколько рабочих дней в неделе? (5)
Сколько углов у треугольника? (3)
Сколько лап у двух гусей? (4)
Какие арифметические знаки вы знаете? (+, - , =, <, >)
Назовите соседей числа 5 (4,6)
Какое число находится между 7 и 9 (8)
Назови число, следующее за числом 3 (4)
Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)
Сколько месяцев в году? (12)
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание – графический диктант. Перед вами листы бумаги в клеточку. Возьмите правильно простые карандаши.
Давайте поставим точку от которой начнем работу. Для этого нужно отсчитать семь клеток сверху, пять с лева и поставить точку.
Ставим карандаш на нашу точку. И приступаем к написанию диктанта.
3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
Что у вас получилось?
Дети: Ключ.
Воспитатель: (вывешивает на доску образец ключа, который должен получиться) Вот такой ключ у вас должен получиться. Он поможет вам открыть дверь к знаниям.
Воспитатель: А теперь мы с вами будем составлять и решать задачи. Для этого нам надо вспомнить, из каких частей состоит задача?
Дети: Части задачи-это условие, вопрос, решение, ответ (2 индивидуальных ответа)
Воспитатель: Сколько чисел должно быть в условии задачи?
Дети: В условии задачи должно быть два числа.
Воспитатель: С какого слова начинается вопрос задачи?
Дети: Со слова «Сколько».
Воспитатель: Правильно. А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Дети: Задачу нужно решить.
Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на эту картинку (воспитатель прикрепляет на доску картинку – аквариум с 7-ю рыбками) Художник нарисовал рыбок в аквариуме. Сколько рыбок он нарисовал?
Дети: Он нарисовал 7 рыбок.
Воспитатель: (добавляет 2 рыбки) А потом он нарисовал еще 2 рыбки. Какую задачу мы можем составить?
Дети: Художник нарисовал 7 рыбок в аквариуме, а потом нарисовал еще 2 рыбки. Сколько всего рыбок нарисовал художник? (2 ответа)
Воспитатель: Какое условие в задаче?
Дети: Художник нарисовал 7 рыбок в аквариуме, а потом нарисовал еще 2 рыбки.
Воспитатель: Какой вопрос в задаче?
Дети: Сколько всего рыбок нарисовал художник?
Воспитатель: Повторите задачу еще раз (повторяют)
Воспитатель: Скажите, больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как добавили еще 2 рыбки?
Дети: Рыбок стало больше.
Воспитатель: При помощи какого действия нужно решить задачу?
Дети: При помощи сложения.
Воспитатель: Какие числа мы будем складывать?
Дети: 7 и 2
Воспитатель: К какому числу будем прибавлять?
Дети: К числу 7.
Воспитатель: Какое число будем прибавлять к числу 7?
Дети: Число 2.
Воспитатель: Какой знак мы будем использовать в решении задачи?
Дети: Знак «плюс»
Воспитатель: Какое решение будет у задачи?
Дети: 7+2=9
Воспитатель: Альберт, выйди к доске и обозначь цифрами и знаками решение задачи. Какой ответ будет у задачи?
Дети: Художник нарисовал всего 9 рыбок.
Воспитатель: Молодцы. А теперь немного отдохнем.
Физминутка. Будем прыгать и скакать!
-Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель: Сели правильно и приготовились работать дальше. Художник решил пересадить двух рыбок в другой аквариум (вывешивает на доске второй аквариум и отселяет туда двух рыбок) Какую задачу мы можем составить теперь?
Дети: В аквариуме было 9 рыбок. 2 рыбки переселили в другой аквариум. Сколько рыбок осталось в первом аквариуме? (2 ответа)
Воспитатель: Какое условие в задаче?
Дети: В аквариуме было 9 рыбок. 2 рыбки переселили в другой аквариум.
Воспитатель: Какой вопрос в задаче?
Дети: Сколько рыбок осталось в первом аквариуме?
Воспитатель: Повторите задачу еще раз (повторяют)
Воспитатель: Скажите, больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как переселили 2 рыбки?
Дети: Рыбок стало меньше.
Воспитатель: При помощи какого действия нужно решить задачу?
Дети: При помощи вычитания.
Воспитатель: Правильно. Мы из большего числа будем вычитать меньшее число. Из какого числа мы будем вычитать?
Дети: Из 9 будем вычитать 2.
Воспитатель: Какой знак будем использовать в решении задачи?
Дети: Знак «минус»
Воспитатель: Какое решение будет у задачи?
Дети: 9 – 2=7
Воспитатель: Дамир выйдет к доске и обозначит решение задачи цифрами и знаками. Какой ответ будет у задачи?
Дети: В первом аквариуме осталось 7 рыбок.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с решением задач. Следующее задание — задачи и рассказы. Необходимо определить, что является задачей, чем отличается она от рассказа.
#1053;а клумбе расцвело 7 роз, за ночь распустились еще две розы. Стало очень красиво. (Не задача, так как нет вопроса)
#1041;абушка пришила сначала 4 пуговицы, а потом — остальные. Сколько всего пуговиц пришила бабушка? (не задача, так как неполное условие)
#1063;етыре спелых груши
На веточке качались.
Две груши съел Павлуша.
Они оказались очень вкусными (не задача, так как нет вопроса)
#1042; лесу колдунья для зелья сорвала 6 мухоморов, затем еще 1 мухомор. Сколько всего грибов собрала колдунья? (повторить задачу, определить условие, вопрос, найти решение, ответ).
Воспитатель: Последнее задание для вас будет такое.
Возьмите квадратный лист бумаги и выложите на листе геометрические фигуры. Квадрат положите в правый верхний угол, треугольник – в правый нижний угол; круг – в верхний левый угол; прямоугольник – в нижний левый угол; В центр квадрата положите ромб (вывешивает на доску образец, который должен получиться)
Расскажите, где какие фигуры лежат.
Дети: Квадрат лежит в правом верхнем углу, треугольник в правом нижнем углу, круг – в левом верхнем углу, прямоугольник – в нижнем левом углу, ромб – в середине.
- Заключительная часть . Рефлексия.
Воспитатель: Ребята. вам удалось справиться со всеми заданиями? Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Вам было сложно? Какие задания были особенно сложными?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» тема: «Путешествие в Математическое королевство»
выявить математические знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....
Организованно-образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие по озеру»
ООД в средней группе по ФЭМП...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие в Страну Сказок» (старшая группа)
обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года...
Конспект непрерывной образовательной деятельность образовательная область: «Познавательное развитие» раздел: «Формирование элементарных математических представлений» тема: «Математика с Бармалеем» старшая группа «Солнышко»
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Составление и решение задач» возрастная группа: подготовительная.
учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, применяя арифметические знаки «+», «-», «=». Закреплять умение выделять в задаче условие, в...