Конспект образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Составление и решение задач»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_femp.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

города Надыма»

Конспект

образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «Составление и решение задач»

В подготовительной группе «В» комбинированной направленности

Выполнил: воспитатель 1 категории

Сергеева И.П.

г. Надым 2024 г.

Программное содержание:

Образовательные: учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, применяя арифметические знаки «+», «-», «=». Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, решение ответ. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, воображение. Способствовать развитию связной речи.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: 2 картинки с изображением аквариумов с кармашками, 2 рыбки, карточки с цифрами 7,2,9 на магнитах, образцы для проверки графического диктанта и расположения геометрических фигур.

Раздаточный материал: листы бумаги в клетку, простые карандаши для графического диктанта, подносы с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб), квадратный лист бумаги на каждого ребенка.

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём.

Ход организованной образовательной деятельности.

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята подойдите пожалуйст ко мне! Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети садятся за столами. Воспитатель обращает внимание на посадку детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим занимательное путешествие по стране «Математике», где нас ждут много интересных математических заданий. Вам нужно быть внимательными и правильно отвечать на вопросы.

  1. Основная часть.

Итак, первое задание – интеллектуальная разминка.

Сколько дней в неделе? (7)

Назовите выходные дни (суббота и воскресенье)

Сколько рабочих дней в неделе? (5)

Сколько углов у треугольника? (3)

Сколько лап у двух гусей? (4)

Какие арифметические знаки вы знаете? (+, - , =, <, >)

Назовите соседей числа 5 (4,6)

Какое число находится между 7 и 9 (8)

Назови число, следующее за числом 3 (4)

Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Сколько месяцев в году? (12)

Воспитатель: Молодцы! Следующее задание – графический диктант. Перед вами листы бумаги в клеточку. Возьмите правильно простые карандаши.

Давайте поставим точку от которой начнем работу. Для этого нужно отсчитать семь клеток сверху, пять с лева и поставить точку.

Ставим карандаш на нашу точку. И приступаем к написанию диктанта.

3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

Что у вас получилось?

Дети: Ключ.

Воспитатель: (вывешивает на доску образец ключа, который должен получиться) Вот такой ключ у вас должен получиться. Он поможет вам открыть дверь к знаниям.

Воспитатель: А теперь мы с вами будем составлять и решать задачи. Для этого нам надо вспомнить, из каких частей состоит задача?

Дети: Части задачи-это условие, вопрос, решение, ответ (2 индивидуальных ответа)

Воспитатель: Сколько чисел должно быть в условии задачи?

Дети: В условии задачи должно быть два числа.

Воспитатель: С какого слова начинается вопрос задачи?

Дети: Со слова «Сколько».

Воспитатель: Правильно. А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети: Задачу нужно решить.

Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на эту картинку (воспитатель прикрепляет на доску картинку – аквариум с 7-ю рыбками) Художник нарисовал рыбок в аквариуме. Сколько рыбок он нарисовал?

Дети: Он нарисовал 7 рыбок.

Воспитатель: (добавляет 2 рыбки) А потом он нарисовал еще 2 рыбки. Какую задачу мы можем составить?

Дети: Художник нарисовал 7 рыбок в аквариуме, а потом нарисовал еще 2 рыбки. Сколько всего рыбок нарисовал художник? (2 ответа)

Воспитатель: Какое условие в задаче?

Дети: Художник нарисовал 7 рыбок в аквариуме, а потом нарисовал еще 2 рыбки.

Воспитатель: Какой вопрос в задаче?

Дети: Сколько всего рыбок нарисовал художник?

Воспитатель: Повторите задачу еще раз (повторяют)

Воспитатель: Скажите, больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как добавили еще 2 рыбки?

Дети: Рыбок стало больше.

Воспитатель: При помощи какого действия нужно решить задачу?

Дети: При помощи сложения.

Воспитатель: Какие числа мы будем складывать?

Дети: 7 и 2

Воспитатель: К какому числу будем прибавлять?

Дети: К числу 7.

Воспитатель: Какое число будем прибавлять к числу 7?

Дети: Число 2.

Воспитатель: Какой знак мы будем использовать в решении задачи?

Дети: Знак «плюс»

Воспитатель: Какое решение будет у задачи?

Дети: 7+2=9

Воспитатель: Альберт, выйди к доске и обозначь цифрами и знаками решение задачи. Какой ответ будет у задачи?

Дети: Художник нарисовал всего 9 рыбок.

Воспитатель: Молодцы. А теперь немного отдохнем.

Физминутка. Будем прыгать и скакать!


-Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Воспитатель: Сели правильно и приготовились работать дальше. Художник решил пересадить двух рыбок в другой аквариум (вывешивает на доске второй аквариум и отселяет туда двух рыбок) Какую задачу мы можем составить теперь?

Дети: В аквариуме было 9 рыбок. 2 рыбки переселили в другой аквариум. Сколько рыбок осталось в первом аквариуме? (2 ответа)

Воспитатель: Какое условие в задаче?

Дети: В аквариуме было 9 рыбок. 2 рыбки переселили в другой аквариум.

Воспитатель: Какой вопрос в задаче?

Дети: Сколько рыбок осталось в первом аквариуме?

Воспитатель: Повторите задачу еще раз (повторяют)

Воспитатель: Скажите, больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как переселили 2 рыбки?

Дети: Рыбок стало меньше.

Воспитатель: При помощи какого действия нужно решить задачу?

Дети: При помощи вычитания.

Воспитатель: Правильно. Мы из большего числа будем вычитать меньшее число. Из какого числа мы будем вычитать?

Дети: Из 9 будем вычитать 2.

Воспитатель: Какой знак будем использовать в решении задачи?

Дети: Знак «минус»

Воспитатель: Какое решение будет у задачи?

Дети: 9 – 2=7

Воспитатель: Дамир выйдет к доске и обозначит решение задачи цифрами и знаками. Какой ответ будет у задачи?

Дети: В первом аквариуме осталось 7 рыбок.

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с решением задач. Следующее задание — задачи и рассказы. Необходимо определить, что является задачей, чем отличается она от рассказа.

#1053;а клумбе расцвело 7 роз, за ночь распустились еще две розы. Стало очень красиво. (Не задача, так как нет вопроса)

#1041;абушка пришила сначала 4 пуговицы, а потом — остальные. Сколько всего пуговиц пришила бабушка? (не задача, так как неполное условие)

#1063;етыре спелых груши

На веточке качались.

Две груши съел Павлуша.

Они оказались очень вкусными (не задача, так как нет вопроса)

#1042; лесу колдунья для зелья сорвала 6 мухоморов, затем еще 1 мухомор. Сколько всего грибов собрала колдунья? (повторить задачу, определить условие, вопрос, найти решение, ответ).

Воспитатель: Последнее задание для вас будет такое.

Возьмите квадратный лист бумаги и выложите на листе геометрические фигуры. Квадрат положите в правый верхний угол, треугольник – в правый нижний угол; круг – в верхний левый угол; прямоугольник – в нижний левый угол; В центр квадрата положите ромб (вывешивает на доску образец, который должен получиться)

Расскажите, где какие фигуры лежат.

Дети: Квадрат лежит в правом верхнем углу, треугольник в правом нижнем углу, круг – в левом верхнем углу, прямоугольник – в нижнем левом углу, ромб – в середине.

  1. Заключительная часть . Рефлексия.

Воспитатель: Ребята. вам удалось справиться со всеми заданиями? Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Вам было сложно? Какие задания были особенно сложными?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты