Конспект занятия "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ
ТЕМА «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Программное содержание:
Расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси. Формировать представления о русском воине-богатыре - защитнике Отечества. Способствовать укреплению исторической памяти Отчизны.
Воспитывать любовь к Родине, мужество, интерес и уважение к славной жизни наших предков; стимулировать в мальчиках желание подражать богатырям.
Предварительная работа:
Знакомство с зарождением Руси, подвигами славянских князей: Олега, Святослава, Владимира Красно Солнышко.
Чтение былины об Илье Муромце, книги из серии «Наше Отечество».
Рассматривание репродукций картин художников и икон Святых воинов.
Прослушивание отрывков из «Богатырской симфонии » А. Бородина.
Словарная работа: богатырь, герой, дружина, Отчизна, Святой, набат.
Оборудование: Репродукции картин художников-передвижников В.Верещагина, В. Васнецова, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитвна. Иконы: «Георгия Победоносца», «Александра Невского», «Иоанна Воина».
Музыкальное оформление: Фрагменты «Богатырской симфонии» А. Бородина, темы богатырей М.Мусоргский «Картинки с выставки», «Богатырские ворота».
Художественно-продуктивная деятельность: Поделка «Богатырские доспехи». Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, краски, кисти.
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воинах-богатырях земли Русской, о их славе, доблести и их ратных подвигах. Многие защитники нашего Отечества впоследствии стали Святыми. Вспомните, каких Святых вы уже знаете?
Дети: Серафим Саровский, Сергий Радонежский,….
Педагог: Святые – это люди, которые принимали на себя страдания и совершали подвиги не ради себя, а во имя других, во имя Бога, Отчизны, они и стали называться Святыми. Богата земля Русская великими людьми. Рассмотрим картины («Богатыри» В. Васильева, Илья Муромец, конники со стрелами и др.) послушайте стихотворение:
То не в горных отрогах лавины шумят –
Русь выходит с врагом побороться!
То не грозные молнии в небе блестят-
То сверкают клинки новгородцев!
С Богом, братья, суровую песню начнем,
Как за Русь наши предки стояли!..
Как вы думаете, о ком это стихотворение?
Дети: О богатырях. О силе и храбрости наших предков, о Руси…
Педагог: Правильно. А помните, как называли Русь в старину?
Дети: Святой. Великой. Богатырской.
Педагог: Вот, что сказал поэт о Руси
Русь моя твои дубравы,
Нивы, села, города –
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда!
(Е.Санин)
А как вы понимаете, что значит – богатырская Русь?
Дети: Значит, люди на Руси были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей – и дружина умела побеждать.
Педагог: Как вы думаете , откуда бралась эта непобедимая сила у наших предков?
Дети: Они постоянно тренировались: упражнялись в умении владеть мечом, копьем, луком; упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте; упражнялись в скачках на конях, боролись друг с другом: кто кого победит?
Педагог: Да, тренировки очень помогали. А начал их еще князь Святослав, который еще в детстве собрал свою дружину и стал со своими сверстниками упражняться в воинском искусстве. И, став взрослыми, после каждого боя они, отдохнув, опять тренировались. Также учили свои дружины и великие полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской. В этих тренировках росла и крепла дружба воинов-дружинников (от слова «дружба» войско в те времена называли ДРУЖИНОЙ), росли и взаимная выручка, и крепкое братство, что помогало побеждать врага.
Авы умеете упражняться в силе и ловкости? Покажите!
Игра: «Перетягивание каната».
Педагог: Русь богатырская была прекрасной и сильной. Никто победить ее не мог. И много песен и былин о ней слагали.
Дети читают стихи:
Широка ты, Русь.
По лицу земли
В красе царственной!
Развернулася!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой
Громких подвигов?
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью!
Встать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову…
Педагог: Горячо любили наши предки свою Отчизну, Русь Великую, потому и защищали ее со всей богатырской силой. А вы любите Россию?
Ответы детей: ….
Педагог: Но враги постоянно нападали на землю Русскую, и часто звенели набатом колокола, собирая воинов. (Фонограмма колокольного звона).
Дети: И голосила набатом звонница,
Надрывались колокола…
На границе чужая конница,
Вражья сила на Русь пошла…
Воспитатель: И собирались на бой витязи- богатыри, И вот уже приготовилась Русь к бою.
Дети: Русь Святая! Стяг со Спасом,
Звон кольчуги, Блеск копья,
Щит и лук, колчан с запасом.
В бой! – За отчие края!
(Е. Санин)
Воспитатель: Трудная битва. Многие гибли за Родину, и плакала Земля Русская, покрываясь горькой полынь-травою. Но подрастали на Земле, овеянной славой предков, новые богатыри! С первых лет жизни готовили детей к ратному подвигу. А с чего начиналась подготовка?
Дети: С трех лет детей учили держаться в седле и скакать на лошади. С пяти - давали в руки деревянные мяч и щит, учили владеть ими. В семь лет - брали с собой на охоту. А с девяти-десяти лет дети принимали участие в сражениях.
Воспитатель: Более того, некоторые уже к двенадцати годам становились прославленными героями, как Вольга Микулович, как Иванушка Данилович
Дети рано понимали что…
Дети: … Если хочешь жить светло
И быть к небу близко,
Держи сердце высоко,
А голову низко.
Воспитатель: А подрастая, уже точно знали, какими они будут…
Не хочу лисицей быть
И хищным зверем в мире этом –
Хочу трудиться, защищать, любить
И просто быть хорошим человеком!
Так подрастали новые защитники Руси – богатыри. И среди многих прославленных богатырей особо сохранились в памяти народа на века три имени. Посмотрите на эту картину. Кто здесь изображен?
Дети: Три богатыря.
Воспитатель: Знаете их имена?
Дети: Илья Муромец. Добрыня Никитич, Алеше Попович.
Воспитатель: А почему вы считаете, что это богатыри? Какого они роста, как вы думаете? Посмотрите, какие у них большие мечи, копье, булава…Кто может поднять, держать, нести такое тяжелейшее оружие? А как они одеты? Легкое ли у них снаряжение? Легкий шлем или тяжелый?
Ответы детей:…
Воспитатель: Все это говорит о большой богатырской силе русских воинов. Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажите? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
- Вот художник изобразил на картине великих и сильных богатырей. Недаром враги так боялись русской силы. Потому и старались действовать хитростью. Но и это не спасло их от поражения. А кто автор картины?
Дети: Виктор Михайлович Васнецов.
Воспитатель: А как бы вы назвали эту картину? А как ее назвал художник? Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».
Три защитника, три брата,
Тир богатыря!
«Русь на воинов богата!» -
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною - Русь,
Мать – земля, родные хаты…
- Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копью, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырской русской славы
Боевой огонь!
(Т. Курбатова)
Назовите имена этих великих русских богатырей!
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Воспитатель: А кто был самым сильным и могучим богатырем из них?
Дети: Илья Муромец!
Воспитатель: В древние времена, в одной крестьянской семье около города Мурома, родился долгожданный сын, его назвали Ильей. Мальчик рос, но случилась беда, отнялись у него ноги и руки и 30 лет и 3 года просидел он на полатях молясь да думу горькую думая, глядя на мир в окошко малое . А хотелось ему…
Сражаться с недругом жестоко
За Родину, за веру, за царя!
А встретивши врага, с душою ясной
Все проявить: отвагу, доблесть, мужество и честь!
И победить!
Не ходили его ноги не двигались его руки – только силы прибывали. Много молился Илья и днем, и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо! Постучали к нему в дом калики перехожие (странники, Божьи люди, как их называли), которым было открыто будущее и дан дар целительства. Они ходили по святым местам, заходили в дома к людям с вестью о Боге. Входя в дома к людям, они кланялись в пояс и говорили: Мир дому вашему! А люди отвечали: Спаси вас Бог! А теперь вы знаете, что от слов «спаси Бог» произошло слово «спасибо»!
(Просмотр фрагмента мультфильма «Илья Муромец»).
Впечатления детей после просмотра мультфильма……
Воспитатель: Дети, давайте попробуем сделать коллективную работу «Богатыри Руси». Каждый нарисует своего богатыря, а потом мы их разместим на великом русском поле (большой лист ватмана). А может, вы хотите нарисовать что-то свое, может шлем, меч, кольчугу богатырскую, или еще что-нибудь придумаете…
Рассматривание работ. ( Звучит фонограмма «Богатырская симфония» А. Бородина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....
Конспект "Защитники земли Русской"
ООД по программе "Истоки"....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Конспект "Богатыри земли русской"
конспект занятия о богатарях...