Конспект "Защитники земли Русской"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Конспект активного занятия в старшей группе
на тему «Защитники земли Русской»
по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Задачи:
- Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». Расширение знания детей о славе богатырской.
- Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
- Развитие основ самоутверждения, формирование и воспитание исторической памяти.
- Развитие речи детей, активизация слов – богатырь, богатырские доспехи (щит, меч, лук, стрелы, копье), обогащение образной стороны речи через характеристику образа русского богатыря (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый, верный).
Предварительная работа:
- чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина;
- раскрашивание образов русских богатырей (доспехов);
- заучивание стихов и пословиц по теме;
- родительское собрание о программе «Истоки»; оформление информации «Верность родной земле»;
- выставка рисунков о богатырях.
Оборудование:
1. Картинки с героями из былин «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич» - (положительные герои).
2. Мультимедийный проектор
3. Музыкальный центр
4. Макет дуба.
6. Запись песен «Богатырская сила»,
7. Книга «Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕК И.А. Кузьмина.
Ход занятия.
Присоединение группы (Показ презентации)
Вход в зал под музыку «Богатырская сила»
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
А я беседу начну с поговорки, вы послушайте и попробуйте определить в ней главное слово. «Славна богатырями земля русская». (Богатырь)
Поговорим мы сегодня о героях-богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад.
Кто такие богатыри? (Это храбрые воины, защитники русской земли)
Какими словами можно заменить слово «богатырь»? (силач, воин, боец, защитник, храбрец, герой, орел, заступник) .
Откуда вы узнали о них? (Из былин).
Да, из былин мы узнали о богатырях, которые жили в далекой старине и прославлялись своими подвигами и делами. А что такое былина?
Дети. Слово былина, произошло от слова быль, было, то, что было когда-то давно.
Воспитатель. Кто слагал былины о богатырях?
Дети. Народ, сказитель.
Дети. Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев о героях богатырях, об их подвигах.
Дети. Распевали они на старинном музыкальном инструменте – на гуслях
ПРОСМОТР ВИДЕО
Воспитатель напевает:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения
Да про подвиги богатырские.
Дети. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси.
Дети. Богатыри очень много работали, тренировались, оттого и были сильными, могучими. И каждый раз вставали на защиту своей земли.
Дети. Герои-богатыри сделали целью своей жизни – служить своей Родине-Руси.
Воспитатель: Каких богатырей вы знаете?
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются):
Дети. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
Дети. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем…
Дети. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель. Ребята, а с кем боролся Илья Муромец? (ответы детей)
От кого защищал Добрыня Никитич? (ответы детей)
С кем сражался Алеша Попович? (ответы детей)
Ресурсный круг (с родителями)
Ребята, какими качествами обладают богатыри? Давайте назовем эти качества. Называем и, дотрагиваясь до плеча соседа, передаем дальше. (Отважный, мужественный, сильный, смелый, храбрый, бесхитростный, удалый, верный, миролюбивый, честный, преданный, могучий, здоровый, правдивый, надежный, твердый в слове).
Молодцы! Вот какими качествами обладали русские богатыри.
Работа в паре.
Дети, подумайте и самостоятельно выберите и подчеркните то, что необходимо защитнику Отечества:
- находчивость
- смелость
- любовь к Родине
- верность родной земле
- вера в правое дело
Работа в паре.
Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21).
Дети с родителями отмечают карандашом доспехи, снаряжения богатырей, которые необходимы богатырю в бою
В чем проявлялась любовь богатырей к своим родителям?
Дети. Богатыри слушались родителей,
Дети. Илья Муромец после возвращения, помог родителям на работушке убрать пеньки.
Дети. Богатыри перед дальней дорогой просили прощенице-благословения у родителей.
Воспитатель. Ребята, а вы слушаетесь своих родителей?
Воспитатель. В древней Руси, родовым деревом считался дуб. Дуб – могучее дерево считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали листок и горсть земли.
Давайте, подойдем к дубу и наклонимся (с родителями вместе).
У нас дубок – вот таков
Корень да его вот как глубок
Ветки да его вот как высоки
Листья да его, вот как широки
Ах ты дуб-дубок
Ты могуч
На ветру дубок – ты скрипуч
Дай мне силы, отваги, добра
Чтобы землю родную
Защитить от врага!
Рефлексия.
Наше занятие о русских богатырях подходит к концу. Вспомним, какой завет оставили нам богатыри?
Дети. Защищать свою родину, беречь её.
Дети. Защищать слабых бедных стариков, детей.
Дети. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Дети. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну-Родину.
Дети. Быть верными родной земле.
Воспитатель. А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
ЧТЕНИЕ СТИХОВ РОДИТЕЛЯМИ
Родитель . А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам
по нашей земле!
Родитель. Не топтать их коням
Землю Русскую.
Не затмить им солнце
наше красное!
Родитель. Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А преданье старины
Забывать мы не должны
Дети. Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Под музыку «Богатырская сила» (композитор А. Пахмутова) дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»
Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...