Статья: Возможности использования мультипликационных фильмов в процессе формирования нравственных качеств
статья (старшая группа)

Кузина Наталья Николаевна

Материал составляет интерес для методистов, старших воспитателей и воспитатетлей детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Статья:

Возможности использования мультипликационных фильмов в процессе формирования нравственных качеств

Составитель: Кузина Наталья Николаевна

Санкт-Петербург

2021

Возможности использования мультипликационных фильмов в процессе формирования нравственных качеств

        

На современном этапе одной из приоритетных целей в работе дошкольного образовательного учреждения является осуществление педагогической поддержки социализации ребёнка в условиях возрастания информационной насыщенности и динамики развития окружающей среды.

Обеспечение процесса социально-коммуникативного развития ребёнка является одним из ведущих направлений современного дошкольного образования.

Особую значимость при реализации данного направления имеет приобщение ребёнка к базовым социальным, нравственным нормам, ценностям, воспитание основных нравственных качеств и формирование соответствующего им опыта нравственного поведения.

Нравственное становится нравственным в том случае, если педагоги организуют комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение.

Наибольшую значимость воспитательные воздействия имеют в дошкольном возрасте, когда дети наиболее восприимчивы к влияниям среды.

На процесс освоения и применения детьми нравственных норм и ценностей оказывает огромное количество факторов: семья, сверстники, педагоги, игры, образовательная деятельность.

В настоящее время к этим факторам добавилось мощное влияние информационной среды. Изменилось жизненное пространство ребенка, с ранних лет в него входит экранная культура: СМИ, интернет, компьютерные игры, телевидение, мультфильмы.  

Изменились дети – изменились и средства, которые воспитатель использует в своей работе для развития социальных, нравственных качеств дошкольников. «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» (Джон Дьюи).

Мультфильм – неизменный спутник современных детей. Мультфильмы нашего детства – это светлый сказочный мир, несущий в себе заряд добра, тепла и любви, где злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание – великая сила. Будь то притча, захватывающие приключения или просто забавная история – мультфильм источник положительных образцов и эмоций.

Мультфильмы как произведение искусства углубляют возможности и расширяют границы используемых педагогами методов и приемов воспитания нравственного поведения, познания мира, как предметного, так и мира социальных отношений.

Для понимания того, как мультфильмы влияют на развитие личности дошкольника, мы обратились к исследованию Л.С Выготского, который указывает на связь художественного произведения и социального опыта

 По мысли ученого, воображение ребенка раскрывает возможности для освоения чужого опыта как своего собственного, а художественные образы произведения оказывают определенное влияние на человеческое сознание.

Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка  изучали такие исследователи, как А.Ф. Бурухина (развитие умений целеполагания с использованием мультипликационных фильмов), Ж.В. Мацкевич, Р.Г. Казакова (развитие изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино), Е.А. Тупичкина, Н.В. Олейник (формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма) и другие ученые [22].

Исследованию воспитательного потенциала мультфильмов в нравственном развитии детей дошкольного возраста были посвящены работы М.В. Корепановой, О.В. Куниченко, А.Ф. Маркова.

Исследователи утверждают, что мультфильмы – довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения.

Мультфильм как произведение искусства отображает образное представление окружающего мира, как предметного,  так и социального, и имеет особенности, усиливающие его воспитательный потенциал: смешение фантастического и реального,  яркость и выразительность образов, простота и доступность сюжета, идентичность сюжетной линии личному опыту и жизни дошкольника, наличие нравственных замыслов и идей в содержании мультфильмов. Подтверждение этой идеи мы находим в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Ю.Н. Усова.

Как отмечали в своих трудах Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, одной из психических особенностей развития старших дошкольников является преобладание наглядно-образного мышления и освоения окружающей действительности.

 Художественно-образная структура мультфильма соответствует такой форме познания и мышления, что обеспечивает особую восприимчивость детей старшего возраста к визуальным образам.

Особую привлекательность для дошкольников имеет также яркость и лаконичность мультфильма. Мультипликационные образы – яркие, лаконичные, красочные – притягивают внимание, а простота и доступность сюжета пробуждают и удерживают интерес дошкольников.

По мысли Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник, именно выразительность, образность и лаконичность сюжета мультфильма позволяют решить широкий круг образовательных и воспитательных задач.

Мультфильмы помогают реализовывать эмоциональные потребности ребенка. Дети дошкольного возраста отличаются эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему.

Воспитательная сила мультфильмов заключается в том, что он предоставляет возможность эмоционально войти, почувствовать, пережить события, происходящие в нем. Наличие в мультфильме определенного эмоционального фона, переданного с помощью различных изобразительных средств: фона, цвета, музыкального сопровождения – облегчают для ребенка понимание эмоциональной стороны сюжета, состояния героев.

Мультфильмы помогают понять детям не только эмоциональное состояние героя, но и познать собственное эмоциональное отношение к поступкам, проявлениям и качествам персонажей. Добрые мультфильмы вызывают позитивные эмоции, дети начинают сопереживать героям – грустить, улыбаться и хмуриться, а после окончания просмотра – начинают испытывать воодушевление, охотно играют, шутят и смеются.

Мультфильм является сильным средством воспитания, так как происходящие действия на экране живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувства, образ действий, мышление и речь. Отсутствие должного опыта, дефицит знаний и представлений ребенка как раз и компенсируется включением воображения в разные виды его деятельности.

С этой значимостью воображения связано его стремление и предрасположенность ко всему фантастическому, сказочному и вымышленному.

Как отмечает в своих исследованиях О.В. Куниченко, несмотря на то, что старший дошкольник достаточно определенно разграничивает вымысел и реальность, дети бессознательно стремятся к тому, что дает им новые впечатления, обогащает процесс фантазирования, тем самым развивая воображение. И именно восприятие, чувствование и проживание воображаемых, сказочных образов существенно обогащает картину мира дошкольников, наполняя ее новыми смыслами, яркими представлениями и эмоциями

Содержание мультфильмов обращает внимание детей на проблемы, несущие в себе нравственный смысл и переживания. На примере мультфильма наглядно можно показать ребенку смысл действий, поступков героев, проанализировать возможные последствия. В ходе просмотра мультфильма дети выделяют нравственное содержание, что способствует выработке нравственных представлений, оценок, пониманию нравственных качеств и мотивов поведения героев. Это способствует расширению представлений о нравственных нормах, проблемах, качествах, активизации личностного отношения к увиденному. Акцент детей на нравственных конфликтах героев мультфильма, аналогичных событиям собственного опыта, помогают им перенести моральные установки мультфильма на собственное поведение.

Мультфильм в доступной для детей форме помогает осознать и усвоить абстрактные понятия: доброта, щедрость, жадность, отзывчивость; устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в окружающей действительности,  а главное – с помощью образов помогает  ребенку увидеть мир человеческих взаимоотношений, пробудить желание задуматься о собственном поведении, оценить свои и чужие поступки, выбрать стратегию собственного поведения и взаимодействия с окружающим миром,   а значит – способствует его нравственному воспитанию.

Главные герои мультфильмов являются примером для подражания, с них они копируют мимику, жесты, манеру поведения и общения. Сравнивая себя с любимыми героями, ребенок воспринимает себя с позитивной стороны, раскрывает в себе положительные качества, справляется с трудностями и своими страхами, уважительно относится к окружающим.

        Мультипликация – наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает сильным воспитательным потенциалом и считается одним из влиятельных и эффективных наглядных материалов.

В большинстве мультфильмов представлен окружающий мир и красота природы, которую герои учат любить, уважать и оберегать. Герои учат детей оказывать помощь друг другу, родителям, друзьям, и просто незнакомым людям, а тот, кто ленится, в мультфильме высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд необходим в жизни любого человека.

        Просмотр мультфильмов также способствует развитию речи. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой словарный запас, обучаются говорить грамотно, и правильно формулировать свои мысли. Мультипликационный фильм пополняет фантазию ребенка, сохраняет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.

Однако, весь этот нравственно-развивающий потенциал мультфильма может быть использован в системе нравственного воспитания дошкольников только при условии педагогического сопровождения взаимодействия с миром медиа.

Таким образом, при организации педагогического сопровождения просмотра мультфильмов дошкольник может:

-        на основе опыта персонажа анализировать и использовать знания,

расширять собственные представления о нравственных правилах, нормах и проявлениях;

-        нагляднее представлять альтернативы своих возможных действий, а значит, и выбирать для себя способ действия, вариант поступка;

-        развивать способность переживания и сочувствия герою, способности к объяснению, пониманию мотивов его поведения, причин и обстоятельств возникшей ситуации в дополнение определения последствий содеянного;

-        усваивать полярные этические эталоны, используя возможность переноса образа героя на себя.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд выводов:

  • Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
  • В психолого-педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения.
  • Нравственное качество включает в себя три основных компонента:
  • нравственные чувства,
  • привычки нравственного поведения,
  • нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).
  • Нравственные качества у человека не являются врожденными, они приобретаются и закладываются в сознание в детстве, путем нравственного воспитания.
  • Формирование нравственных качеств опирается на собственный опыт ребенка, на практику его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
  • Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования нравственных качеств, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему, а так  же безграничное доверие к взрослым, стремление подражать им.
  • В старшем дошкольном возрасте дети становятся способными к регуляции собственного поведения, у них появляется собственная внутренняя позиция, самостоятельность, целеустремленность в действиях. Они знают и могут объяснить основные нравственные понятия, осознают нравственные нормы, принятые в обществе, проявляют общественные мотивы поведения, выражают сочувствие и помогают другим.
  • Меняется жизненное пространство ребенка, с ранних лет в него входит экранная культура, поэтому первоочередной задачей становится содействие адаптации и ориентации ребенка в подобном пространстве.
  • Мультфильм – неизменный спутник современных детей. Исследователи утверждают, что мультфильмы – довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения.
  • Нравственно-развивающий потенциал мультфильма может быть использован в системе нравственного воспитания дошкольников, при условии педагогического сопровождения взаимодействия с миром медиа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога.

Приёмы снятия  внутренней напряжённости у детей в работе психолога и педагога . Описание приёмов работы с мультипликационными фильмами в целях психокоррекции и оптимизации процесса социализации д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметны...

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возрастаОдной из задач дошкольного воспитания является создан...

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Норма социальная (социальные нормы) – официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исто...

Подборка детских литературных произведений, мультипликационных фильмов, направленных на формирование предпосылок финансовой грамотности и основ экономической культуры дошкольников.

Задание:Составьте   подборку  детских литературных произведений, мультипликационных фильмов, направленных на формирование предпосылок финансовой грамотности и основ экономической культу...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование сказок народов России для формирования нравственных качеств у дошкольников»

Через сказку, фантазию, игру, черезнеповторимое детское творчество—верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, спомощью, которого можно открытьэти истоки, и они заб...