Образовательный проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
проект (младшая группа)

Трифонова Татьяна Владимировна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ПРИНЯТО                                                                                          УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                                                заведующим

МБДОУ»Лямбирский детский                                                       МБДОУ «Лямбирский детский

сад №2 «Родничок»                                                                           сад №2 «Родничок»

Протокол    №_______ от                                                                  Приказ №____от «___»__20__г.

«___»______20____г.                                                                          _____________/И.В.Борисова/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Автор проекта: воспитатель первой младшей группы

Трифонова Татьяна Владимировна

Лямбирь, 2020-2021 уч.год

                                                              Паспорт проекта

Название проекта

«Развитие речи детей  младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Основной разработчик проекта

Трифонова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Название

организации

МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Участники проекта

Воспитатель, воспитанники и их родители

Актуальность, основания для разработки проекта

Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

Цель

          Развитие речевых, творческих, познавательных, коммуникативных способностей  у детей на основе устного народного творчества

Задачи

Обучающие:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:  

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитывающие:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

 II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.

Сроки реализации

Сентябрь 2020 - Май 2021

Ожидаемые результаты

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся  навыки общения и совместной игры.

                                                   Введение

  Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, приоритетным направлением   развития речи у детей первой младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Актуальность проекта.

Тема данного проекта актуальна, так как в ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Тип проекта:

По времени: краткосрочный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;

По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;

Срок реализации проекта: сентябрь 2020 - май 2021.

 Участники проекта:

•        Дети младшей группы (2-3года);

•        Воспитатель;

•        Родители воспитанников.

Гипотеза: 

Если использовать устное народное творчество улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Цель: Развитие речевых, творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:  

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

 

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

Предполагаемые продукты проекта:

  • Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
  • Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других  народов мира.
  • Появится уголок «Народной игрушки».
  • Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и картотеками.
  • Обогатится аудио и видео фонотека материалами фольклорного произведения.

         Методы и приемы работы с детьми:

  • Наглядный метод: 

- Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;

- театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми.

  • Словесный метод: 

- чтение произведений народа  и других народов мира;

- заучивание потешек, детских песен, считалок, закличек;

 -рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;

- проведение праздников, развлечений.

  • Игровой метод: 

- игры-драматизации;

- игры-инсценировки;

-  имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;

- дидактические игры, настольно-печатные игры;

- Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр и хороводов;

  • Практический метод:

- проведение забав на фольклорном материале;

- проигрывание народных игр и хороводов;

- театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;

- творческая деятельность детей: лепка, рисование и аппликация.

Виды детской деятельности:

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально технические ресурсы:

1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:

- разнообразные виды театров: настольный, конусный, пальчиковый, фланелеграф на магните, кукольный;

- костюмы к сказке «Теремок», вязаные шапочки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Волк и семеро козлят», и другие персонажи.

2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:

  • русских народных игр и хороводов для детей дошкольного возраста;
  •  русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек загадок;
  •  пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста;
  • сценарий к сказкам;
  •  развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
  •  обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием  потешек.

Кадровые ресурсы:

- воспитатели

- музыкальный руководитель

- родители

Информационные ресурсы:

- использование информационно-коммуникационных технологий

- пополнение медиатеки за счет интернет – сайтов

- создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий.

         

 Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020- май 2021года

1 этап: Подготовительный

• Опрос- анкета родителей  «Что вы знаете о русском народном фольклоре».

• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

• Постановка цели и задач.

• Составление плана реализации проекта на год.

• Составление перспективно-тематического планирования по теме «Развитие речи детей в первой младшей группе посредством устного народного творчества» с учетом интеграции образовательных областей.

• Составление плана работы с родителями на год.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

•Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

• Создание аудио и видео фонотеки с материалами устного народного творчества.

• Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

• Подбор дидактических игр.

• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

2 этап: Основной

1.Реализация проекта.

2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.

3 этап: Заключительный

1. Показ открытого фольклорного развлечения с детьми в первой младшей группы.

2. Презентации проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» коллегам и родителям воспитанников.

3. Подведение итогов и перспектива на следующий год.

Структура проекта

Этапы

Блоки

Форма реализации проекта

 Предполагаемые результаты

подготовительный

Работа педагога

Составление проекта.

Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Постановка цели и задач.

Работа с методическим материалом,

литературой по данной теме.

Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

Разработка плана мероприятий.

Подбор народных игр и хороводов, потешек , загадок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

Подбор дидактических игр.

Использование различных источников при поиске ответа по теме.

Создание библиотеки.

Перспективный план.

Подборка информации, материала, пособий иллюстраций, музыки, литературы по теме.

Первичная диагностика детей.

Составление картотек, работа с интернетом.

Работа с родителями

Опрос-анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре».

Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Оформление родительского уголка, организация и проведение родительского собрания.

Создание подборки  книг для библиотеки, организация и проведение акции «Подари книгу детскому саду».

Оформление серии выставок для родителей по мотивам произведений устного народного творчества

Создание родительского уголка.

Родительское собрание.

Беседы с родителями.

основной

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Групповые:

Знакомство с потешками, прибаутками, колыбельными, со сказками, через постановку различного вида театра.

Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала (иллюстрации к сказкам Колычева, потешек).

НОД «Колыбельная для Катеньки»

Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами.

Знакомство с обрядовым праздником «Масленица», закличками весны.

Индивидуальные:

Пересказ сказок.

Заучивание потешек, дразнилок, прибауток.

Творческая деятельность: лепка, рисование.

Парные:

Кукольное представление «Колобок».

Игр-забава «Встреча с колобком».

Театрализация.

Показ открытого фольклорного развлечения «В гости к бабушке»

Оформление папок –передвижек.

Беседа с родителями.

Задания для совместной деятельности детей и родителей.

Создание развивающей среды в группе для более целостного восприятия инсценировки сказок.

Помощь родителей при изготовлении пособий.

 

Открытое занятие.

Создание картотеки малых фольклорных жанров, народных игр и хороводов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Создание фонотеки устного народного творчества.

Открытое занятие.

Изготовление пособия для театрализованного представления (костюмы, маски)

заключительный

Работа с детьми

Работа педагогами

Работа с родителями

Оформление проекта (теоретического материала, конспектов занятий и наглядного материала к ним).

 Выставка совместных работ детей и родителей «Моя любимая сказка».

Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ

Подведение итогов.

Презентация опыта работы.

Презентация проекта родителям.

Диагностическое обследование детей, анализ результативности.  

                                                Мониторинг устного народного творчества младших дошкольников

Фамилия, имя ребенка

Знание потешек, праздников, сказок.

Знание детьми  частей  тела и лица, знание своего имени, членов семьи и их имена.

Наличие игровых, познавательных, сенсорных, музыкальных, речевых способностей. Расширение словарного запаса.

Знание русских народных подвижных игр и умение их применить.

Умение детей различать героев русских народных сказок, называть их.

Итог

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Алексахин Никита

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

0.4

0.7

2

Асаинов Айдар

2

3

2

3

1

2

2

3

2

3

0.6

1

3

Батршин Динар

2

4

3

4

2

3

2

4

3

4

0.8

1.3

4

Бикбаев Даниил

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

0.3

0.7

5

Воронов Тимофей

1

2

1

3

1

2

2

3

1

2

0.4

0.8

6

Гуляев Самир

1

2

2

3

1

2

1

3

1

2

0.4

0.8

7

Калачина Люба

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

0.3

0.7

8

Манерова Эмилия

2

3

2

3

1

2

2

3

2

3

0.6

1

9

Пьянзин Никита

2

3

2

4

2

3

2

3

2

3

0.7

1.1

10

Салдаева Маша

2

4

2

4

2

4

2

4

2

4

0.7

1.4

11

Соболь Лера

1

3

2

3

1

3

1

2

1

2

0.4

0.9

12

Тимкаева Арина

1

2

1

3

1

3

1

3

1

3

0.3

1

13

Фомин Макар

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

0.3

0.7

14

Шаброва Вероника

2

3

2

4

1

4

2

4

2

4

0.6

1.3

Итого

4

7.4

4.8

8.6

3.4

7.2

4

8.4

4

4.2

0.4

0.9


                   Оценка освоения материала связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

                                           В ходе реализации проекта:

• Дети последовательно познакомились с различными жанрами детского фольклора;

• Совершенствовался процесс раскрепощения ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);

• Расширился и активизировался словарный запас детей;

• Укрепились коллективные действия, взаимодействия;

• Произошло пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• Обогатился игровой опыт;

• Дети стали называть сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей.

 • У детей проявилось эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, сформировался устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

• Обогатилась речь за счет образных выражений, активизировался словарь ребенка, совершенствовались навыки диалогической речи, её грамматический строй, развилась эмоциональная выразительность речи.

• У детей появились навыки общения и совместной игры.          

                                   

                                   

                                                    Библиографический список

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 99.
  3. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  4. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.-58с.
  5.  Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
  6.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.- 352с.
  7. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.
  8. Виноградов Г.С.Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — Кн. 1.
  9.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.-128с.
  10. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
  11. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост.  Г. Науменко. М., 1998.
  12. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008
  13.  Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
  15. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.
  16. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974. - 148 с.
  17. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
  18.  Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
  19. http://nsportal.ru/ 
  20. https://educontest.net
  21. http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет ...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использо...

Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.г Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное нар...

Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества"

Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Улучшается произн...

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Образовательные и развивающие.Закрепить формы устного народного творчества (потешки, сказки, игры);Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;За...