«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и народным творчеством»
методическая разработка (старшая группа)
Духовное воспитание дошкольников, позволяет правильно сформировать у детей мировоззрение, семейные ценности и нравственные понятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и народным творчеством»
Подготовила Воспитатель 1 к.к.
Федорова Ольга Александровна
МБДОУ д/с №11 «Росинка»
Город Саяногорск
«Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни… Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».
К. Д. Ушинский.
Одна из самых острых и наболевших проблем нашего общества — безнравственность наших детей. Каковы же причины неправильного воспитания современных детей?
Почему родители не совсем понимают, что же есть хорошее воспитание и образование?
И почему без осознания важности духовного здоровья ребенка и безопасности его души, нам не преуспеть в воспитании?
Духовное воспитание дошкольников, позволяет правильно сформировать у детей мировоззрение, семейные ценности и нравственные понятия: представления о семейном укладе и родном крае, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей; воспитание ответственности, понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о таких качествах, как: жадность, дружба, честность, взаимопомощь. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с его чувствами, разобраться в окружающем новом его мире.
Цель:
Обеспечить поддержание духовного равновесия и поведения у дошкольника.
Задачи:
Научить ребенка ощущать свои эмоции;
Создать игровое и образовательное пространство для жизнедеятельности ребенка;
Приобщение детей к духовным ценностям, формирование любви к родине.
Необходимое оборудование:
Художественная литература: «Детство Никиты», «Сказка о потерянном времени», «Косточка», «Брат и младшая сестра», «О хитрой лисе»; игры: «Назови ласково», «Подбери пару», «Что лишнее», «Подкидывание рукавицы», Держание веревки»; театральная постановка «Под грибом»; Слушание музыкальных произведений, классической музыки; Выставка совместных поделок детей и родителей; Альбомы « Быт Хакасского народа», «Традиции русского народа»; выставка декоративно-прикладного искусства; Видеофильм «На просторах Хакасии».
Планируемые результаты: Дети научаться ценить свое эмоциональное состояние во взаимодействии с окружающими его людьми, предметами. Познакомятся с деятельностью писателей, музыкантов, художников. Научатся, бережно относится к культуре поведения, традициям других людей. Проявлять инициативу и самостоятельность.
Прививать такие качества, как:
1. Любовь;
2. Ответственность;
3. Милосердие;
4. Коммуникативность;
5. Отзывчивость;
6. Чувство меры;
7. Терпимость;
8. Справедливость;
9. Доброта.
Содержание.
Для воспитания духовного воспитания я использую разнообразные формы работы с детьми. Одной из таких форм работы, делающей общий результат наиболее эффективным, является ознакомление дошкольников с культурой, этикетом, и народным творчеством. Посредством ознакомления с этикетом, обычаями, традициями народа Хакасии, дети узнают о добре, о дружбе, о Родине, ее истории. Таким образом, мы формируем, любовь к традициям своего народа, способствуем развитию личности в духе патриотизма. А настоящего патриота невозможно вырастить без знания истории. Поэтому мной был разработан проект на тему «Я – часть России».
Цель данного проекта:
Воспитание духовных и нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России, Хакассии.
Воспитание чувства гордости за свою страну, расширение представлений о национальной культуре хакасского народа, в том числе и через знакомство с хакасской народной сказкой и народно-прикладным искусством; расширение знаний о малой Родине, развитие познавательного интереса к истории города, республики.
Чтобы выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города и страны, с ребятами были проведены предварительные беседы.
Свою работу я решила начать с формирования у детей знаний о своём ближайшем окружении: интерес к своей семье, сохранение семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. Были проведены беседы: «Я люблю свою семью», «Семья и родной дом», «Моя родня», «Кто я?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я - гражданин», «Правила, по которым мы живём», «Мои родители», «Знаешь ли ты свой адрес?». Целью этих бесед и разговоров с детьми стало формирование представлений о семье, семейной, гражданской принадлежности, воспитание желания заботиться о близких. Проводились дидактические игры «Почтальон», «Путешествие по родным местам», «Путешествие по карете Хакасии», целью которых стало закрепление знаний и умений называть Ф.И., свой адрес, республику, ее окрестности. Большую роль на этом этапе сыграло чтение и обсуждение русских народных сказок: подводит детей к мысли о том, что всегда и во всём надо слушаться родителей, т.к. они старше, умнее и мудрее. Хакасские сказки учат детей культуре поведения во всём, особенно, если это касается отношений между старшими и младшими, а также ответственности перед другим человеком.
Следующей ступенькой стало ознакомление с городами Саяногорск, Абакан, Черногорск. Для этого были проведены следующие мероприятия: беседы «История моего города», «Малая Родина», рассказ воспитателя «Символика города и республики», рассматривание открыток на тему «Моя малая родина», рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в республике, городе, тематическая беседа «Знаменитые места родного края»: холмы, курганы, обелиски. Посещение музея, где представлены репродукции хакасских художников: Л.Р. Кызласов, К. Мамышев. Дети не только рассматривали картины, но и сумели выделить главную тему изображений: красоту и величие родной природы, горы, леса, яркость красок лугов. Мы тоже организовали конкурс-выставку и в ДОУ «Мой родной край», и городскую выставку детского творчества на тему: «Моя малая Родина», «По местам родного края».
Ребятам были прочитаны серия стихов Хакасских писателей: «Любимый город», «Родина», стихи, песни, загадки детям.
Я познакомила детей с историей и обычаями Хакасского народа, бытом и традицией; с хакасскими народными подвижными играми; рассказ «Народные праздники, спортивное развлечение», в результате проведения которого сформировано представление о жилище, его особенностях, о традиционном костюме, семейном укладе хакасов, связанным с воспитанием детей в хакасской семье; разучивание пословиц и поговорок о традициях; беседа «Абакан в историческом прошлом и в наши дни», с целью познакомить с историей возникновения Абакана. Закреплять знания о настоящем столицы Хакасии; познавательный рассказ воспитателя «Ремесло в Хакасии», целью которого стало знакомство детей с хакасскими народными ремёслами; проведение хакасских подвижных игр. С детьми и родители мы оформили уголки: «Хакассия родная» и «По просторам России»
Также детям было рассказано о родной стране, о том, что Земля — наш общий дом, о государственных праздниках: рассказ воспитателя «Государственный герб Хакасии», рассматривание российской символики, слушание гимна РФ. В настоящее время дети продолжают получать элементарные сведения об истории России, поощряется интерес детей к событиям, происходящим в стране, тем самым воспитывается чувство гордости за ее достижения.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, которую дети систематически слушают вместе с музыкальным руководителем.
Проводятся занятия, где дети не только знакомятся с национальными традициями хакасского народа, но отражают свои знания в творчестве: рисунки, поделки, аппликация.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Развитие творческих способностей у детей, сплочение детского коллектива, укрепление детско-родительских отношений были достигнуты в процессе оформления приёмной группы к праздникам, а также активное участие родителей в утренниках и развлечениях.
Надеюсь, что в нашем детском саду дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание....
Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...
Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.
Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским народным традициям
В современных условиях становится актуальной проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, к своим традициям.На...