умения и навыки 5-6 лет
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 5-6 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- Уметь использовать речь, как средство общения.
- Уметь делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
- Использовать в речи разнообразные формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент и пр.)
- Правильно и четко произносить звуки родного языка.
- Различать на слух и отчетливо произносить сходные по звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Определять место звука в слове(начало, середина, конец).
- Уметь согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (белый, мягкий снег).
- Уметь поддержать беседу.
- Уметь связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Уметь составлять по плану и образцу рассказы о предмете, содержании сюжетной картины, серии последовательных картин.
ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- Проявлять интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать загадки, считалки, скороговорки.
- Проявлять эмоциональное отношение к литературным произведениям.
- Выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ФЭМП
(формирование элементарных математических навыков)
-Уметь создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (по цвету, размеру, форме и т.п.), разбивать множества на части и складывать их.
- Уметь считать до 10, называть цифры от 0 до 9. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 больше 5 на 1 и т.д.)
- Иметь представление о составе чисел в пределах 10 (на наглядной основе).
- Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
- Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Иметь представление о порядковом счете в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?».
- Уметь устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами и сравнивать их по величине (по длине, ширине, толщине, высоте, по размеру, форме).
- Знать и называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), знаком с объемными геометрическими фигурами.
- Умеет моделировать геометрические фигуры, составлять из них разные тематические композиции.
- Различает и называет части суток, их последовательность.
- Уметь ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева и т.д.).
- Имеет элементарные представления о времени (части суток, раньше-позже, вчера-сегодня-завтра).
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
- Умеет действовать в соответствие с заданным алгоритмом.
- Уметь подчиняться правилам в групповых играх, самостоятельно выбирать дидактическую игру и играть
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
- Имеет представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер и пр.)
- Классифицировать предметы по свойствам (посуда – фарфоровая, стеклянная, пластиковая и т.п.).
-Определяет свойства (прочность, твёрдость, мягкость) разных материалов (дерево, бумага, ткань, глина, стекло, пластмасса, резина, кожа и пр.).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
- Имеет представления об учебных учреждениях (детский сад, школа, колледж, вуз), различных профессиях и специальностях.
- Имеет представление о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство и пр.)
- Проявляет уважение к труду взрослых и детей.
- Имеет представление о родном крае, стране, государственных символах и праздниках, героях нашей страны (традиции, культура, достопримечательности).
- Имеет элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
-Имеет представления о животном и растительном мире.
- Знает и называет овощи, фрукты, ягоды, грибы, некоторые комнатные, лекарственные, садовые и луговые растения, деревья, кустарники.
- Имеет представления о явлениях и объектах живой и неживой природы, умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.).
- Знает и называет времена года, признаки и изменения в природе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
- Знает свои ФИО, возраст, домашний адрес, ФИО родителей, телефоны спецслужб.
- Проявляет уважительные и дружеские отношения к взрослым и сверстникам, заботу о младших, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность
- Имеет представление о гендерном развитии, о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
- Старается оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Проявляет желание трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.
-Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах.
-Умеет самостоятельно быстро одеваться и раздеваться; следить за чистотой своей одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде.
- Умеет содержать в порядке свое рабочее место.
- Знает и соблюдает основы безопасного поведения в природе, быту, на дорогах.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к искусству
- Проявляет эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
- Проявляет интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
- Определяет и называет жанры искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Рисование
- Имеет интерес к изобразительной деятельности, художественному и декоративному труду.
- Умеет передавать в рисунке образы предметов, объектов. персонажей сказок, старается располагать правильно предметы в пространстве, соблюдая пропорции.
- Использует в работе различные художественные материалы, знает и различает цвета и оттенки.
Лепка
-Уметь лепить с натуры, по представлению, по образцу.
Аппликация
- Правильно держит и использует ножницы.
- Использует разные приемы вырезания.
Прикладное творчество
- Умеет складывать бумагу разной фактуры разными способами, владеет техникой оригами.
- Умеет работать с природным материалом.
Конструктивно-модельная деятельность
-Умеет создавать разные постройки и конструкции.
- Умеет самостоятельно подбирать строительный материал.
- Умеет работать в коллективе.
Музыкальная деятельность
- Проявляет интерес и любовь к музыке.
- Различает элементарные музыкальные понятия, жанры.
- Умеет петь самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него.
-Свободно ориентируется в пространстве, выполняет простейшие танцевальные движения и перестроения, самостоятельно придумывает движения по содержанию песни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
-Имеет представления о ценности здоровья: правильном питании, здоровым образе жизни и факторах. разрушающих здоровье.
- Имеет представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.
- Имеет представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
- Знает и соблюдает культурно-гигиенические навыки.Соблюдает правильную осанку
- Имеет потребность в ежедневной двигательной активности (зарядка, разминка, подвижная игра, танцы).
- Проявляет интерес к физической культуре и спорту, спортивным играм и упражнениям.
- Имеет потребность в развитии быстроты, силы, выносливости и гибкости.
- Умеет легко ходить, бегать наперегонки, прыгать отталкиваясь двумя ногами, на одной ноге, умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через препятствия, действовать по сигналу.
- Умеет выполнять ведущую роль в игре, соблюдает правила в коллективных играх, самостоятельно организовывает коллективные подвижные игры, стремится участвовать в играх-соревнованиях.
- Знаком с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 1 КЛАСС.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ
Дошкольник должен знать общую информацию:
- свое полное имя, фамилию и отчество;
- называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
- название своей страны и несколько других на выбор;
- отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
- животных и их детенышей, называть правильно;
- отличие кустов от деревьев и травы;
- чем отличаются птицы от рыб и зверей;
- транспорт;
- основные геометрические формы и на что они похожи;
- времена года, время суток, дни недели, погоду.
МАТЕМАТИКА
Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:
- счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
- вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
- сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
- делать картинки из геометрических фигур, называть их;
- делить группу предметов на равные части;
- называть количество предметов и находить цифровое обозначение.
ЧТЕНИЕ
Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:
- прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
- подобрать несколько слов на названную букву;
- делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
- читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:
- рассказать стишки, пересказать сказки;
- повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
- описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.
КУЛЬТУРА И ОБЩЕНИЕ
Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:
- здороваться, прощаться;
- если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
- в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
- в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
- во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
- не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.
МОТОРИКА
Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:
- держит пишущие и рисующие принадлежности;
- проводит прямую линию без линейки;
- перерисовывает по образцу простые фигуры;
- лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
- штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Общие сведения:
1. Свою фамилию, имя, отчество.
2. Фамилию, имя, отчество родителей (бабушек, дедушек, братьев, сестер).
3. Когда день твоего рождения?
4. Сколько тебе лет сейчас? Сколько будет через год? Через два?
5. Свой домашний адрес, телефон.
6. Где работает твой папа, твоя мама? Кем они работают?
Временные представления:
7. Времена года, уметь ориентироваться в них, знать признаки каждого времени года.
8. Название месяцев по порядку, к какому времени года относится каждый месяц.
9. Дни недели по порядку, уметь ориентироваться в них.
10. Части суток (утро, день, вечер, ночь, уметь ориентироваться в них.
Математика:
11. Прямой счет до 10. Обратный счет от 10.
12. Уметь считать предметы (счетный материал).
13. Ориентация в числовом ряду (какое число идет после 5? какое число перед 7? назови «соседей» числа 3 и т. д.).
15. Уметь сравнивать числа.
16. Знать цифры, узнавать их.
17. Знать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал,
18. Понимание смысла простых задач, выбор действия.
Чтение, речь:
19. Знать буквы.
20. Уметь читать по слогам, понимать прочитанное.
21. Различать гласные и согласные звуки.
22. Определять последовательность звуков в слове, их общее количество.
23. Уметь придумывать слово на заданный звук, сосчитать количество слогов в нем.
24. Уметь пересказать увиденное, услышанное, происшедшее.
25. Уметь выразительно рассказывать по памяти стихи.
26. Уметь придумать предложение, сосчитать в нем слова.
27. Отвечать на поставленный вопрос полным предложением.
28. Уметь составлять из букв разрезной азбуки короткие слова.
Пространственные представления:
29. Знать левую и правую руки, стороны, верх - низ.
30. Ориентироваться в собственном теле.
31. Уметь сравнивать предметы по величине, ширине, высоте и т. д.
32. Уметь выкладывать по образцу узоры из палочек.
33. Ориентироваться в альбомном листе, аккуратно раскрашивать.
34. Знать основные цвета и их оттенки.
35. Понимать в речи слова «под», «над», «перед», «за», «возле».
Обобщающие понятия:
Овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, кустарники, дикие животные, домашние животные, домашние птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, рыбы, насекомые, мебель, одежда, посуда, бытовые приборы, профессии, праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного ввозраста
В современной жизни человеку необходимо обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ставить перед собой цель, уметь достигать ее, уметь адекватно себя оцени...
Перспективное планирование занятий по формированию умений и навыков пространственного ориентирования
Вопрос формирования у детей дошкольного возраста навыка ориентировки в пространстве является значимым для успешной подготовки детей к школьному обучению.Недостаточная сформированность прос...
Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков.
Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков, как средство приобщения их к здоровому образу жизни....
Программа диагностики изобразительных умений и навыков
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интел...
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...
Формирование речевых умений и навыков по программе «Радуга»
Развитие речевых умений и навыков в виде таблицы...
Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...